Башкирское войско (1917—1919)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Башкирское войско, Башкирская Армия.
Годы существования декабрь 1917 — 28 мая 1920
Страна 19171919
19191920
Подчинение Башкирское Правительство, Башревком.
Тип сухопутные войска
Функция защита интересов автономии
Численность 10 000 чел. (октябрь 1918 года)[1],
6 556 чел. (февраль 1919 года)[2]
Участие в Гражданская война в России, Советско-польская война
Командиры
Известные командиры М. Л. Муртазин, А. Б. Карамышев и др.

Башкирское войско (баш. Башҡорт ғәскәре) — военное формирование, учреждённое на III Всебашкирском съезде и подчинённое Башкирскому Правительству.

Формирование войска

[править | править код]

Формирование Башкирского войска является составной частью национального движения башкирского народа в 1917—1921-х годах.

III Всебашкирский учредительный курултай (съезд), состоявшийся 8—20 декабря 1917 года в Караван-сарае города Оренбурга, узаконил создание национальных вооруженных формирований «для защиты интересов автономии». Так как к Оренбургу приближались отряды Красной Армии, решено было создавать башкирское войско во внутренних волостях Башкурдистана. В соответствии с этим решением, 5 января 1918 года небольшой башкирский отряд, командующим которого был Г. С. Магазов, а кавалерийского и пехотного соответственно были А. Б. Карамышев и Г. С. Идельбаев[3], вышел в путь в направлении центральных волостей республики.

Башкирское Центральное Шуро с начала Гражданской войны и интервенции в России неоднократно заявляли о своём нейтралитете:

«Мы не большевики и не меньшевики, мы лишь башкиры. На какой стороне мы должны быть? Ни на какой. Мы на собственной стороне… Двухмиллионный башкирский народ не может быть игрушкой в таких ничтожных политических забавах..»

Однако решение об этом изменилось после ареста 7 членов Башкирского Правительства (И. М. Мутин, А. Н. Ягафаров, С. Г. Мрясов, А.-З. Валидов, Г. Я. Аитбаев, А. К. Адигамов, И. Салихов) в ночь с 16 по 17 февраля 1918 года частями Оренбургского Мусульманского Военно-Революционного Комитета (МВРК). 2 марта 1918 года в Баймаке по приказу С. М. Цвиллинга представителями Баймакского совета рабочих-депутатов были арестованы оставшиеся на свободе другие члены Башкирского правительства. 4 марта 1918 года башкирские отряды под руководством А. Б. Карамышева, требуя освобождения членов Башкирского Правительства, взяли в осаду Баймак, однако 6 марта прибывший из Оренбурга отряд красноармейцев отбивает осаду. 7 марта по решению суда рабочих и красноармейцев, двое членов Башкирского Правительства и другие представители органов властей автономии были расстреляны.

5 марта 1918 года Оренбургский губернский революционный комитет направил во все башкирские волости телеграмму ультимативного характера, в которой говорилось:

«Башкиры… формируют отряды вместе с офицерами, юнкерами и всякой сволочью против Советской народной власти. Бывший Башкирский областной совет, помогавший атаману Дутову вести борьбу с революцией, арестован постановлением ревкома. Ревком приказывает всем башкирам и их организациям немедленно разоружаться, сдавать все оружие местным советам и красногвардейцам; выдавать всех скрывающихся… офицеров и юнкеров, прекратить разбойничьи набеги. Если в течение трех дней это не будет выполнено, Ревком расстреляет весь арестованный Областной совет, и все башкирские селения, заподозренные в противодействии Советской власти, будут сметены с лица земли артиллерией и пулеметами»

3 апреля 1918 года объединенные отряды башкир под руководством А. Б. Карамышева и казаков освобождают членов Башкирского Правительства из Оренбургской тюрьмы.

В лагере контрреволюции

[править | править код]

С конца мая 1918 года была полностью восстановлена работа органов властей автономии. Их новым местом размещения стал г. Челябинск.

Башкирским Правительством были установлены связи с антибольшевистскими центрами на востоке России — Временным Сибирским правительством, Комучем, Оренбургским Казачьим Кругом и другими. 15—17 мая 1918 года в Кустанае состоялось совещание представителей башкирского и казахского национальных движений, где обсуждалась организация совместной контрреволюционной борьбы.

Летом 1918 года Правительство Башкурдистана срочно объявляет всеобщую мобилизацию в Башкирскую армию. Для координации мер по ускорению мобилизации и формированию его структуры, 8 июня 1918 года при Башкирском Центральном Шуро был создан штаб войска — Башкирский военный совет, а также управления кантональных воинских начальников.

11 октября 1918 года Правительство Башкурдистана подписало постановление о создании Башкирского войскового управления. Управление занималось организацией и устройством Башкирского Войска. Ему также передавались офицерский состав и финансовые ресурсы армии. Оно состояло из административного, судного, мобилизационного и хозяйственного отделов. Был учрежден штаб отдельного Башкирского корпуса, а Башкирский Военный совет был оставлен как совещательный орган при правительстве республики[4].

Председателем Башкирского военного совета и начальником Войскового управления являлся член Правительства Башкурдистана, заведующий военным отделом.

Войско состояло из иррегулярных отрядов и регулярных пехотных и кавалерийских полков. С июля 1918 года в состав Башкирского войска входили 4 Башкирских пехотных полка и Башкирский кавалерийский полк, которые в сентябре 1918 года вошли в Башкирский отдельный корпус, состоящий из пяти полков. Его первым командующим назначается генерал-майор Х. И. Ишбулатов.

Предпарламент республики — Кесе-Курултай под председательством Ю. Ю. Бикбова заключил договор с Сибирским правительством, по которому Башкирский Корпус в военно-оперативном отношении был в подчинении единого командования Белой армии. Численность Башкирского Войска за 5 месяцев достигла 10-тысячной отметки и далее, несмотря на потери в боях, только увеличивалась.

2-й стрелковый башкирский полк получил от жителей города Екатеринбурга почётное дарственное знамя и полковое знамя.

Наряду со многими важными мероприятиями, особое внимание уделялось созданию военной символики и 13 июля 1918 года Башкирский военный совет издает Фарман (Приказ), где сообщается о назначении Комиссии по выработке единой униформы для башкирских частей, в нём говорится[5]:

«Для выработки формы частей Башкирских войск назначается на 13-е июля сего года под председательством Начальника Штаба 2-й Башкирской Дивизии подполковника Емельянова в составе членов старшего адъютанта Башкирского Военного Совета поручика Мухлио, заведующего Мобилизационного отдела, прапорщика Терегулова и члена Военного Совета Магазова».

В октябре 1918 года Башкирский отдельный корпус был реорганизован в Башкирскую отдельную стрелковую дивизию, а в январе 1919 года — в Башкирский корпус.

А. В. Колчак став Верховным Правителем России, отказался признавать любые проявления национальных автономий. В этих условиях Башкирское Правительство начало переговоры с представителями Советской власти и в феврале 1919 года появилось его постановление о переходе Башкирского Войска и Башкурдистана на сторону Советской власти, после чего начались совместные военные действия башкирских частей и Красной Армии против белых.

21 февраля 1919 года в селе Темясово состоялся I Всебашкирский военный съезд. На нём участвовали члены Башкирского Правительства и 92 делегата от башкирских полков, избранных на общих собраниях эскадронов и рот. В своем выступлении Гарей Карамышев говорил следующее[6]:

«Башкиры не раз с оружием в руках бились за свою свободу, и не их вина, что русские историки каждое подобное их выступление называли „бунтом“. Это последнее их стремление к самоопределению является 88-м по счёту бунтом»

I Всебашкирский военный съезд официально закрепил переход Башкирского войска и всего Башкурдистана на сторону Советской власти. По его итогам было образовано первое советское правительство республики — Башкирский Революционный Комитет.

Нарушение командованием 1-й армии РККА условий перехода и репрессии привели к переходу многих из них в состав Русской армии Колчака (2-й батальон 1-го Башкирского стрелкового полка, 1-й Башкирский кавалерийский полк и 3-й эскадрон 2-го Башкирского кавалерийского полка). После обещания советским командованием личной безопасности, часть их возвратилась обратно и вошла в основные в ряды Башкирской отдельной кавалерийской бригады (отряды М. Л. Муртазина и другие). Две тысячи бывших военнослужащих Башкирского войска (лидеры — Мухаммед-Габдулхай Курбангалиев и Галимьян Таган) влились в 1920—1922 гг. в белую эмиграцию на Дальнем Востоке.

На стороне Советской России

[править | править код]
Приказ № 70 от 16.02.1919 о переходе Башкирского войска на сторону РККА

Некоторые пункты переговоров между Башкирским правительством и представителями Советского командования:

3) Башкирские войска немедленно прекращают военные действия против Советских войск и обращают своё оружие против Колчака-Дутова и других врагов Советской России, подчиняясь указаниям советского командования или же переходят на территорию, занятую войсками Советской России; при этом, в этом случае впредь до окончательного согласования о переходе в тот район, который был указан командованием Советской армии, Башкирское правительство отдаёт соответствующий приказ по армии. 4) Башкирское правительство немедленно выпускает воззвания к башкирскому народу и войскам с призывом прекратить борьбу против Советской Республики. 6) Окончательное соглашение должно быть заключено в Москве, куда Башкирское правительство и высылает своих полномочных представителей. Подписали: Революционный Военный Совет Восточного фронта — Смилга, Гусев, Каменев. Председатель Башкирского правительства Кулаев. Член Башкирского Областного Совета Халиков. Адъютант командующего Башкирскими войсками Бикбавов.

Командующий башкирскими войсками — Валидов. Начальник Штаба Башкирских войск Илиас Алкин. Заместитель Председателя Военного Башревкома — Карамышев. Марта 1919 г. дер. Темясово.

Известия Башкирского Областного Комитета РКП(б), № 1, 2 апреля 1922 года

После перехода на сторону Красной Армии, по мнению комбрига Мусы Муртазина, «Башкирское войско являлось значительной силой в дальнейших стратегических успехах советских армий».

28 марта 1919 года при переходе Башкирского войска на сторону РККА военный корреспондент Шайхзада Бабич и его друг, поэт Габдулхай Иркабаев были убиты красноармейцами 1-го Смоленского стрелкового полка в селе Зилаир Башкирской АССР[7].

Нарком по делам национальностей И. В. Сталин так характеризовал башкирские войска[8]:

«Войско ваше доблестно держится против Дутова и Колчака. Башкирского народа насчитывается до 2 миллионов, и он даст для защиты завоеваний революции в России и распространения её по всему миру — стотысячную дисциплинированную, преданную идее и своим вождям армию… Главное условие успеха — это не навязывать извне, а привлекать инициативу самого народа и его трудовой интеллигенции».

В параграфах IX и X «Соглашения центральной Советской власти с Башкирским Правительством о Советской Автономной Башкирии» рассматривалась организация отдельной Башкирской армии в целях борьбы «как с Российской, так и мировой контрреволюцией».

По приказу председателя Революционного военного совета РСФСР Л. Д. Троцкого от 7 октября 1919 года в Петрограде на базе воинских частей, прибывших с Восточного и Южного фронтов была сформирована Башкирская группа войск. Командующим группой был назначен Х. Ф. Алишев.

Принимаемые участия в боях

[править | править код]

Знаки отличия башкирских частей

[править | править код]
Знаки отличия башкирских частей (1-й Башкирский пехотный полк),
принятых в июне 1918 года
Солдаты и младшие командиры
Рядовой Ефрейтор Бомбардир Унтер-офицер Фельдфебель Подпрапорщик
Обер-офицеры Штаб-офицеры
Прапорщик Подпоручик Поручик Штабс-капитан Капитан Подполковник Полковник
Знаки отличия военнослужащих башкирских пехотных частей,
принятых в августе 1918 года
Солдаты и младшие командиры Обер-офицеры
Рядовой Ефрейтор Бомбардир Унтер-офицер Фельдфебель Подпрапорщик Прапорщик Подпоручик
Обер-офицеры Штаб-офицеры и генералы
Поручик Штабс-капитан Капитан Подполковник Полковник Генерал-майор Генерал-лейтенант «Полный» генерал

Примечания

[править | править код]
  1. Таймасов Р. С. Участие башкир в Гражданской войне: книга первая. В лагере контрреволюции (1918 — февраль 1919 гг.). — Уфа, 2009. — С. 149. — 200 с. — ISBN 978-5-7477-2159-3.
  2. Муртазин М. Л. Башкирия и башкирские войска в Гражданскую войну. — М.: Инсан, 2007. — С. 72. — 208 с. (недоступная ссылка)
  3. К вопросу о союзниках. Дата обращения: 5 ноября 2012. Архивировано из оригинала 10 ноября 2016 года.
  4. Войсковое управление Правительства Башкурдистана. Дата обращения: 5 ноября 2012. Архивировано из оригинала 10 ноября 2016 года.
  5. Шаяхметов И. О военно-исторической реконструкции униформы и символики Башкирских войск 1917—1919 гг. // Ватандаш. — 2007. — № 8. — ISSN 1683-3554. Архивировано 19 января 2016 года.
  6. Азнагулов В. Г., Хамитова З. Г. Парламентаризм в Башкортостане: история и современность. — Уфа: ГРИ «Башкортостан», 2005. — 304 с. Архивировано 29 октября 2013 года.
  7. ЦГИА РБ, Ф. 1107. Оп, 1. Д. 128. Л. 50 об.
  8. Муртазин М. Л. Башкирия и башкирские войска в Гражданскую войну. — М.: ИНСАН, 2007. — 208 с.

Литература

[править | править код]
  • Багаутдинов Р. О. Участие башкир в Белом движении (1917—1920). — Уфа, 2009.
  • Военная история башкир: энциклопедия / гл. ред. А. З. Асфандияров. — Уфа: Башкирская энциклопедия, 2013. — 432 с. — ISBN 978-5-4466-0040-3.
  • История башкирского народа: в 7 т./ гл. ред. М. М. Кульшарипов; Ин-т истории, языка и литературы УНЦ РАН. — Уфа: Гилем, 2010. — Т. V. — 468 с.
  • Кульшарипов М. М. Башкирское национальное движение (1917—1921 гг.). — Уфа: Китап, 2000. — 364 с. — ISBN 5-295-02542-X.
  • Муртазин М. Л. Башкирия и башкирские войска в Гражданскую войну. — М.: Инсан, 2007. — 208 с.
  • Национально-государственное устройство Башкортостана (1917—1925): документы и материалы в 4-х томах / сост. Б. Х. Юлдашбаев. — Уфа: Китап, 2002.
  • Сираев 3. И. Башкирские национальные части Красной армии в гражданскую войну // Октябрьская революция и рождение Советской Башкирии. — Уфа, 1959. — С. 223—238.
  • Сираев 3. И. Участие башкирских национальных частей Красной армии в разгроме интервентов и белогвардейцев под Петроградом осенью 1919 г. / Ученые записки Башкирского государственного университета. Вып. 1. — Уфа, 1957. Серия исторических наук. № 1. — С. 151—175.
  • Таган Г. Башкиры в Забайкалье // Ватандаш. 1997. — № 8, 10.
  • Таймасов Р. С. Башкирские национальные формирования: тактика и стратегия (март 1918 — февраль 1919 г.) // Право, насилие, культура в России: региональный аспект (первая четверть XX в.). Материалы международной научной конференции. — М.; Уфа, 2001. — С. 247—276.
  • Таймасов Р. С. Башкирское войско в 1917—1919 годы: дис…. канд. ист. наук. — Уфа, 2000. — 206 с.
  • Таймасов Р. С. Из истории башкирских добровольческих отрядов в 1918 году // Ватандаш. 1999. № 12. — С. 141—147.
  • Таймасов Р. С. Участие башкир в Гражданской войне. Книга первая: В лагере контрреволюции (1918 — февраль 1919). — Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. — 200 с.
  • Туракаев И. Башкирские части в гражданскую войну. — Уфа: Башкнига, 1929. — 49 с.
  • Ярмуллин А. Ш. Институт полковых мулл в башкирских войсках в годы Гражданской войны // Проблемы востоковедения. — 2010. — № 3 (49). — С. 76—81. — ISSN 2223-0564.
  • Ярмуллин А. Ш. Башҡорт армияһы тарихынан. — Өфө: Китап, 2012. — 277 с. — ISBN 978-5-295-05503-4. (баш.)
  • Ярмуллин А. Ш. У истоков Башкирской республики. — Уфа: Китап, 2017. — 232 с. — ISBN 978-5-295-06659-7.