Гёрни, Голдсуорси

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
сэр Голдсуорси Гёрни
англ. Sir Goldsworthy Gurney
в молодости
в молодости
Дата рождения 14 февраля 1793(1793-02-14)
Место рождения Сент-Меррин, Корнуолл[1]
Дата смерти 28 февраля 1875(1875-02-28) (82 года)
Место смерти Ридс, Паугхилл, Корнуолл
Страна
Род деятельности изобретатель, химик, архитектор, физик
Научная сфера хирург, химик, преподаватель, консультант, строитель, изобретатель
Награды и премии
рыцарь-бакалавр
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

сэр Голдсуорси Гёрни (англ. Sir Goldsworthy Gurney, 14 февраля 1793 года — 28 февраля 1875 года) — хирург, химик, архитектор, строитель, изобретатель, преподаватель и консультант. Образцовый джентльмен науки викторианской эпохи.

Среди его изобретений — кислородно-водородная горелка и её применение к новому осветительному прибору (Бьюдский свет); несколько паровых дорожных карет и, хотя это оспаривается, конусное устройство — один из ключевых компонентов успешного паровоза и вообще мощного котла с угольным отоплением.

Провал паровых карет создал ему противоречивую репутацию. Его дочь Анна Джейн (1816—1895) была его преданной сторонницей и провела кампанию по признанию Гёрни изобреталем парового конуса.

Жизнь[править | править код]

Гёрни родился 14 февраля 1793 года в деревне Сент-Меррин в северном Корнуолле. Необычное имя, которое является фамилией его бабушки, ребёнку дала крёстная[a], фрейлина королевы Шарлотты. Дед его «женился на деньгах», обеспечив потомкам возможность вести образ жизни джентльмена.

Он учился в начальной школе в Труро, проявил интерес к современным наукам и мог, через общих друзей, встретить в Кемборне Тревитика и его полноразмерную паровую повозку «Пыхтящий дьявол».

После школы он обучался медицине в Уэйдбридже у доктора Эйвери, в 1813 году приобрёл практику и в следующем году женился на дочери фермера Элизабет Саймонс. Они поселились в Уэдбридже, в январе 1815 года родилась дочь Анна. Гёрни был практикующим хирургом, но интересовался химией и механикой, играл на фортепиано и сконструировал и построил собственный инструмент.

В 1820 году, неудовлетворённый жизнью в провинции, Гёрни с семьёй перебрался в Лондон пытать счастья. По адресу Аргил-стрит, 7, недалеко от Ганноверской площади, Гёрни открыл хирургическую практику, продолжил самообразование и с 1822 года читал лекции по основам химии в Суррейском институте. В том же году на родине жены, в Лонцельсе, родился их сын Голдсуорси Джон (умерший молодым в 1847 году)[2]. Гёрни обладал талантом изложения на письме и чтения лекций, в 1822-23 годах он рассказывал и о применении пара к дорожному транспорту.

В 1823 году Гёрни получил золотую медаль Королевского общества искусств за изобретение кислородно-водородной горелки.

В 1825 году Гёрни начал постройку паровой кареты в небольшой мастерской на Оксфорд-стрит и подал патентную заявку на «Аппарат для движения карет по дорогам или железным дорогам без помощи лошадей с достаточной для перевозки пассажиров и товаров скоростью» (англ. An apparatus for propelling carriages on common roads or railways – without the aid of horses, with sufficient speed for the carriage of passengers and goods). В том числе он применил дутьё паром в дымовую трубу, чтобы усилить поток воздуха сквозь топку и увеличить удельную мощность паровой машины.

В 1826 году Гёрни купил у Перкинса заводик и переехал на Олбени-стрит, 154, близ Риджентс-парка, где продолжил усовершенствовать свои кареты. Технические решения были неплохи, но Гёрни был никудышным торговцем и к весне 1832 года продал завод с аукциона, потеряв немало и своих денег, и средств инвесторов. Обстоятельства этого краха выразились в весьма противоречивых публикациях и дебатах в комитете Палаты Общин.

«Замок» Гёрни в Бьюде

В 1830 году у друга, сэра Томаса Экленда, 10-го баронета, Гёрни взял в аренду с выкупом участок земли в Бьюде среди песчаных дюн, где начал строительство дома по новой технологии — на бетонном плавающем фундаменте-плите. С тех пор «Замок» Гёрни уцелел, но не в первоначальном виде, потому что был несколько расширен. Его крестник Уильям Кэрью Хэзлитт отмечает, что Гёрни был связан со строительством жилья в Фулеме[3].

В новом доме Гёрни оправился от краха с паровыми экипажами и обратился к освещению, придумав подпитывать кислородом середину кольцевой горелки Арганда, назвав эту технологию «Бьюдским светом». Также он предложил паровой эжектор для вентилирования шахт и тушения подземных пожаров.

Могила Гёрни видна между кустов

Элизабет Гёрни умерла в 1837 году и похоронена в церкви святого Мартина в Вестминстере[англ.]. С дочерью Гёрни переехал в небольшой домик «Ридс» (буквально «Тростники») близ деревни Пофил, недалеко от Бьюда. В 1844 году Гёрни взял в аренду с выкупом манор Хорнакотт в Бойтоне, на расстоянии 10 миль (16 км) от Бьюда, где построил себе Коттедж Уодлей, занявшись фермерством. В 1850 году он отказался от Замка. Он стал консультировать, применяя новые технологии своего изобретения к разным задачам, например, с 1852 года, к вентиляции в новом дворце Парламента, где с 1854 года стал «Инспектором вентиляции». До этого он осветил по своей системе Парламент и Трафальгарскую площадь[4].

Гёрни женился вторично на Джейн Бетти, дочери девонского фермера. Брак был неудачным, в доме, вероятно, были трения между сорокалетней дочерью и 25-летней мачехой. Гёрни не развёлся, но Джейн-Бетти не упомянута в его завещании.

Гёрни жил в Лондоне и Корнуолле, занимаясь консультированием и изобретательством. Он сконструировал отопительную печь Гёрни, занимался электрическим током, усовершенствовал Хорнакотт, стал президентом Лаунчестонского Сельскохозяйственного общества.

В 1863 году Гёрни был произведён королевой Викторией в рыцари, но после этого его хватил удар; продав Хорнакотт, он вернулся в «Тростники» к дочери, где умер 28 февраля 1875 года и был похоронен в Лаунчелской церкви.

Паровые кареты[править | править код]

Паровая карета Гёрни на иллюстрации 1827 года
Модель паровой повозки Гёрни в Замке (Бьюд)
Карета Гёрни — иллюстрация из описания в книге Мура[5]

В 1825-29 годах Гёрни сконструировал и построил несколько паровых повозок в рамках своей фирмы Gurney Steam Carriage Company. Его мастерские находились у Риджентс-парка, испытания повозок проходили там же рядом, а также в поездках в Хэмпстед, Хайгейт, Эджвер, Барнет и Стэнмор, в которых экипажи развивали скорость до 20 миль/ч (32 км/ч).

Гёрни не был изобретателем самобытного парового экипажа: уже в 1837 году Люк Херберт в «Практическом трактате о Железных дорогах и Локомотивах» (англ. Practical Treatise on Rail-Roads and Locomotive Engines) отрицает всякий приоритет Гёрни::

не вызывает сомнений, что кареты Гёрни, во всех существенных частях копировавшие кареты Тревитика, появлялись время от времени [на общих дорогах], как и экипажи многих других локомотивостроителей — одни прежде Гёрни, другие после него, одни лучше него, другие — хуже, и все те джентльмены, которые были хуже знакомы с паровым передвижением, снабдили мистера Гёрни в изобилии результатами своих провальных опытов.

Одна из повозок окакзалась столь удачной, что в июле 1829 года, за два месяца до Рейнхилльских испытаний, совершали поездку из Лондона в Бат и обратно со средней скоростью на обратном пути 14 миль/ч с учётом остановок на заправку водой и бункеровку. Анна Гёрни в письме в Таймс в декабре 1875 года пишет, что «не слышала ни об одной аварии с этой повозкой, кроме случая в Мелкшеме, по дороге в Бат, где люди напали на неё, обожглись, бросали камни и ранили несчастного кочегара Мартина». Во избежание нападений луддитов карета следовала в Бат под вооружённой охраной.

Паровые кареты не имели коммерческого успеха: нежелание публики путешествовать верхом на котле, чреватом взрывом, неудивительно. Чтобы обойти это затруднение, Гёрни построил поезд из тягача и пассажирской кареты — Gurney steam drag. Было построено не менее двух экземпляров, которые около 1830 года отправились в Глазго.

Паровой клуб Великобритании пишет:

Первую отправили морем в Лейт, и при перевозке повредили. Гёрни вернулся в Лондон за запчастями, строго запретив ею пользоваться, но повозку поставили в казармах и развели пары, в результате чего случился взрыв котла, и два человека были серьёзно ранены. Второй экипаж какое-то время проработал, но неизвестно, в коммерческих ли рейсах. Местные газеты содержат сообщения о взрыве.

Остатки этих двух карет были найдены в сарае у Пейзли-роуд и подарены Музею транспорта в Глазго.

Паровой клуб пишет, что это:

почти комплектное шасси, машина, часть труб, клапанный механизм, рулевой механизм. Колёса, котёл и кузов отсутствуют. Всё выкрашено красной краской, которая затрудняет фотосъёмку, но, по-видимому, прекрасно сохранила части, которые находятся в музее с 1889 года безо всякой реставрации.

Регулярные перевозки на трёх каретах Гёрни по четыре рейса в день между Челтенхемом и Глостером начал сэр Чарльз Данс[англ.]. Маршрут удерживался несколько месяцев, но затем надежды Данса и Гёрни были жёстко пресечены. Френсис Макерони в 1834 году в книге «Несколько элементарных фактов о локомотивах» (англ. A Few Facts Concerning Elementary Locomotion)[6] пишет:

Многочисленные и богатые владельцы гужевых экипажей, узколобые помещики и местные чиновники ошибочно полагали, что замещение паром лошадей грозит их доходам, и составили против этого начинания один из самых отвратительных и низких заговоров. При помощи интриг в парламенте и лживых показаний эти мерзавцы добились принятия запретительно высоких дорожных сборов на паровые кареты.

В 1831 году Гёрни по поводу паровых карет и сборов давал показания Комитету Палаты Общин[7] и говорил, что на каждую поездку парового экипажа был наложен сбор в два фунта — в двадцать раз выше кареты с лошадьми. В это же время железнодорожники получили государственных инвестиций на 100 тысяч фунтов. Далее у Макерони:

Вдобавок к этому позорному выпаду против справедливости и общественной пользы, досточтимые сквайры и чиновники Челтенхемского округа безо всякой нужды навалили на дорогу мелкого гравия слоем толщиной в фут, чем окончательно похоронили движение под паром.

Взрыв в Глазго похоронил и репутацию карет Гёрни, после чего он обанкротился с долгом 232 тысячи фунтов.

У него, однако, оказалось достаточно связей, чтобы другой комитет «по случаю мистера Голдсуорси Гёрни» заседал с 1831 по 1835 год и написал в отчёте:

Мистер Голдсуорси Гёрни был первым лицом, успешно применившим паровые экипажи на дорогах общего пользования, он запатентовал свои изобретения в 1825, 1826 и 1827 годах. В 1830 году мистер Гёрни заключил контракты с разными лицами на коммерческую эксплуатацию своих изобретений, с тем, чтобы возить пассажиров дешевле, чем на лошадях. В 1831 году Парламент принял более 50 частных решений по запретительным сборам с паровых карет (от двух фунтов, в то время как конные экипажи платили 6 шиллингов и менее)[b], и контракторы приостановили работу, обратившись в Парламент. Избранный комитет заключил, что паровые экипажи безопасны, быстры, дешевы и повреждают дороги меньше, чем конные, и что они будут общественным благом, и запретительные сборы необходимо упразднить. Билль об этом прошёл Палату Общин, но был отвергнут Палатой Лордов.

Мистер Гёрни был вынужден после этого закрыть свою фабрику и распродать материалы и инструменты в убыток. Контракторы закрыли своё дело.

Действие упомянутых Актов Парламента сделало доходный бизнес невозможным. Убытки мистера Гёрни складываются из расходов на содержание фабрики в течение шести лет, разрыв контрактов, испытания карет и оплату патентов. Также он утратил приоритет в изобретении работоспособной паровой кареты, потому что в это время другие изобретатели создали свои машины, а также утратил приоритет перед железными дорогами. Общие убытки составляют более 200 тысяч фунтов. Вследствие этого мистер Гёрни не в состоянии строить паровые экипажи и защищать свои патенты.

Разделы упомянутых Актов, касающиеся запретительных сборов с паровых карет, должны быть отменены, а паровые кареты должны платить сборы наравне с гужевыми. Патент мистера Гёрни должен быть продлён на 14 лет после срока истечения без платы с его стороны, или же взамен ему должна быть предложена сумма не менее 5 тысяч фунтов. Вследствие того, что в патентах мистера Гёрни участвуют другие лица, из этой суммы ему лично должно быть выплачено не менее половины

В «Биографиях автомобилестроителей» (англ. Automobile Biographies Лайман Хорас Уикс пишет:

… современные ему авторы обильно рекламировали Гёрни, предоставляя ему большой кредит доверия. Он был особенно ярок в парламентских расследованиях по поводу паровых карет. Тем не менее, в целом следует считать, что слава Гёрни превосходила истинные качества его произведений, особенно в сравнении с Хэнкоком, Макерони и некоторыми другими.

Другие занятия[править | править код]

Кислородно-водородная горелка XIX века с мехами и два типа предохранительного устройства

Основным изобретением Гёрни в период его работы в Суррейском институте стала горелка, в которой сжиганием водорода в кислороде достигается чрезвычайно горячее пламя. Эта горелка является основой друммондовской системы освещения.

Роберт Тёрстон в «История развития парового двигателя» (англ. A History of The Growth of The Steam-Engine) пишет, что Гёрни построил локомотивчик на аммиаке.

Паровой эжекционный насос, или конус, служащий для принудительной тяги в топках паровых котлов стационарных машин и локомотивов, после Рейнхилльских испытаний (1829) прочно ассоциируется с именем Стефенсона, применившего его на локомотиве «Ракета». В письме в Таймс (1875) Анна Гёрни пишет, что проследила всю цепочку событий: Гёрни сообщил идею Гакворту, который применил её на своём паровозе Royal George, которым, в том числе вдохновлялся Стефенсон. Письма, позднее полученные Железнодорожным музеем, позволяют предполагать, что Гакворт пришёл к этой мысли независимо и, может быть, раньше. Также против приоритета Гёрни говорит тот факт, что конус в дымовой трубе применял ещё Тревитик, о чём есть современные ему свидетельства, а также патент начала XIX века.

Копия Бьюдского фонаря на Трафальгарской площади, в основании его — самый маленький в Лондоне полицейский участок

Гёрни применил эжектор для вентиляции канализационных труб (соединив свои врачебные познания с инженерными во время лондонской холеры) и для тушения пожаров в угольных шахтах, в том числе в Клакманнане, который к 1851 году горел уже более 30 лет на площади 26 акров (10,52 га). С помощью эжектора Гёрни загнал в шахту 8 млн кубических футов бескислородной смеси азота с двуокисью углерода, а три недели спустя таким же образом внёс тонко разбрызганную воду, чтобы понизить температуру с 250 °F (121 °C) до 98 °F (37 °C). Подсчитано, что тушение этого пожара спасло имущество стоимостью 200 тысяч фунтов.

Водородная горелка для Друммондова света была небезопасна, и Гёрни изобрёл Бьюдский свет: ярко-белое пламя, получающееся от обычной масляной горелки при вдувании кислорода. При помощи линз и призм он провёл свет во все комнаты своего дома. В Палате Общин он заменил тремя своими горелками 280 свечей, и они использовались 60 лет — до того, как провели электричество. Фонари были также установлены на Пэлл-мэлл и Трафальгарской площади. Также он занялся маяками и усовершенствовал линзовые системы и ввёл кодировку вспышками, позволявшую морякам понять, какой именно маяк они видят.

Печь Гёрни в его Замке в Бьюде

Печка Гёрни, запатентованная в 1856 году, широко использовалась для отопления. Основным усовершенствованием являются рёбра, которыми увеличивается нагревательная поверхность печи. Печи используются до сих пор, в том числе в соборах Или, Дарема, Честера, Херефорда и Питерборо.

В 1852 году, после успехов в вентилировании шахт, Гёрни был нанят Парламентом для работы над освещением, отоплением и особенно вентиляцией в Вестминстерском дворце. Он преуспел в интенсификации тяги, но зловоние, исходящее от Темзы, устранить не мог.

Гёрни разрабатывал и патентовал и другие изобретения, в том числе в паровых машинах, электрическом телеграфе и музыкальных инструментах.

Библиография[править | править код]

  • Lectures on the Elements of Chemical Science

Примечания[править | править код]

  1. вероятно, Марта Каролина Голдсуорси
  2. В фунте 20 шиллингов

Источники[править | править код]

  1. 1861, 1871 England Census[уточнить дату]
  2. The Descendants of John Gurney and Isabella Carter. The Island Register website. Дата обращения: 5 августа 2011. Архивировано 11 ноября 2022 года.
  3. Hazlitt, William Carew. Four Generations of a Literary Family. — G. Redway, 1897. — P. 113. Архивная копия от 28 июля 2020 на Wayback Machine Источник. Дата обращения: 13 ноября 2022. Архивировано 28 июля 2020 года.
  4. Goldsworthy Gurney: Inventor took hot air out of Parliament. BBC (22 января 2015). Дата обращения: 13 ноября 2022. Архивировано 17 ноября 2022 года.
  5. Chapter IV // Omnibuses and cabs: their origin and history. — Henry Charles Moore, 1902. — P. 38.
  6. Maceroni, Francis. A Few Facts Concerning Elementary Locomotion. — second. — London : T. Brettell, 1834.
  7. Report from the Select Committee on Steam CarriagesПарламент Великобритании, 1834. — С. 29—64.
  • Dudley-Stamp, B. Bude's Forgotten Genius – Sir Goldsworthy Gurney. — Bude-Stratton Town Council, 1993.

Дополнительная литература[править | править код]

  • Porter, Dale H. The Life and Times of Sir Goldsworthy Gurney, Gentleman Scientist and Inventor, 1793–1875. — Lehigh University Press, 1988. — ISBN 0-934223-50-5.
  • Smith, G.B. (2004). "Oxford Dictionary of National Biography". Oxford Dictionary of National Biography (online ed.). Oxford University Press. doi:10.1093/ref:odnb/11764.
  • Jackman, William T. The Development of Transportation in Modern England. — Routledge, 1962. — P. 331. — ISBN 0-7146-1326-6.
  • NEW STEAM CARRIAGE // The Mirror of Literature, Amusement, and Instruction. — 1827. — 1 декабря (т. 10, № 287).

Ссылки[править | править код]