Геморрагическая лихорадка Крым-Конго

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Конго-крымская геморрагическая лихорадка»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Конго-Крымская геморрагическая лихорадка
МКБ-11 1D49
МКБ-10 A98.0
МКБ-10-КМ A98.0
МКБ-9 065.0
МКБ-9-КМ 065.0[1][2]
DiseasesDB 31969
MeSH D006479
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Конго-крымская геморрагическая лихорадка[3] (лат. febris haemorrhagica crimiana, син. среднеазиатская геморрагическая лихорадка) — острое инфекционное заболевание человека, передающееся через укусы клещей, вызываемое вирусом Конго-крымской геморрагической лихорадки. Заболевание характеризуется лихорадкой, выраженной интоксикацией и кровоизлияниями на коже и внутренних органах. Впервые выявлено в 1944 году в Крыму. Возбудитель выявлен в 1945-м. В 1956 году в Конго было выявлено схожее заболевание. Исследования этого вируса установили его полную идентичность с вирусом, обнаруженным в Крыму.

Этиология[править | править код]

Возбудителем болезни является вирус из рода Orthonairovirus порядка Bunyavirales. Относится к арбовирусам. Открыт в 1945 г. М. П. Чумаковым в Крыму, при исследовании крови больных солдат и переселенцев, заболевших при проведении работ по уборке сена.

Эпидемиология[править | править код]

 очаги заболевания
Клещ рода Hyalomma

Природный резервуар возбудителя — грызуны, крупный и мелкий рогатый скот, птицы, дикие виды млекопитающих, также сами клещи, способные передавать вирус потомству через яйца и являющиеся вирусоносителями пожизненно. Источник возбудителя — больной человек или инфицированное животное. Вирус передаётся при укусе клеща либо проведении медицинских процедур, связанных с инъекциями или забором крови. Основные переносчики — клещи Hyalomma marginatus, Dermacentor marginatus, Ixodes ricinus.

На территории России в 2012 году отмечены 74 случая заболевания: 41 в Ростовской области, 24 в Ставропольском крае, 6 в Астраханской области, 3 в Калмыкии[4]. Также заболевания отмечены в Волгоградской области, Республике Крым, Республике Дагестан, Ингушетии, Центральной Азии, Китае, Грузии, Болгарии, на территории бывшей Югославии, в Пакистане, Казахстане и Средней Азии, Центральной, Восточной и Южной Африке (Конго, Кения, Уганда, Нигерия и др.). В 80 % случаев заболевают лица в возрасте от 20 до 60 лет.

Патогенез[править | править код]

До конца не изучен. Воротами инфекции является кожа в месте укуса клеща или мелкие повреждения кожи, оказавшиеся в контакте с кровью больных при внутрибольничных манипуляциях (например, при заборе крови для анализов, выполненном без должных предосторожностей). При укусе клеща местные изменения не выражены. Вирус проникает в кровь и накапливается в клетках ретикулоэндотелиальной системы.

При второй стадии заболевания, после репликации вируса и массовом выходе новых вирусов из клеток в кровь, наблюдается общая тяжёлая интоксикация организма, поражается эндотелий сосудов, увеличивается их проницаемость, развивается геморрагический диатез (кровоизлияния на коже и слизистых оболочках, во внутренних органах).

Клиническая картина[править | править код]

Инкубационный период от одного до 14 дней. Чаще 2—9 дней. Продромальный период отсутствует. Болезнь развивается остро. На первой стадии резко, за короткое время повышается температура до 39—40 градусов по Цельсию и выше, начинается головная боль, озноб, иногда очень сильный, покраснение лица, слизистых оболочек. Возникают признаки общей интоксикации организма (сильная слабость, боли в мышцах, суставах, тошнота, рвота). Через 2—4 дня начинается вторая, геморрагическая стадия заболевания. Состояние больного резко ухудшается. Появляются кровоизлияния на коже и слизистых оболочках в виде сыпи, пятен, гематом. Наблюдается повышенная кровоточивость дёсен, мест инъекций. Возможны носовые, маточные кровотечения. Начинаются боли в животе, печени, понос, рвота, возможна желтуха, олигурия. Заболевание длится 10—12 дней, но больные остаются сильно истощёнными еще на протяжении 1—2 месяцев. Иногда вторая стадия менее выражена, и заболевание остаётся не выявленным, так как начальные симптомы сходны с таковыми при острых респираторных инфекциях. Как осложнения могут наблюдаться сепсис, отёк легкого, очаговая пневмония, острая почечная недостаточность, отит, тромбофлебиты.

Летальность составляет от 2 до 50 %.

Патологоанатомические изменения[править | править код]

При вскрытии обнаруживают множественные кровоизлияния в слизистых оболочках желудочно-кишечного тракта, кровь в его просвете, но воспалительные изменения отсутствуют. Головной мозг и его оболочки гиперемированы, в них обнаруживаются кровоизлияния диаметром 1 — 1,5 см с разрушением мозгового вещества. По всему веществу мозга выявляют мелкие кровоизлияния. Кровоизлияния также наблюдают в лёгких, почках, печени.

Лечение[править | править код]

Больных обязательно изолируют в инфекционном отделении стационара. Лечение симптоматическое и этиотропное. Назначают противовоспалительные препараты, мочегонные. Исключают применение препаратов, усиливающих поражение почек, например сульфаниламидoв. Также назначают противовирусные препараты (рибавирин). В первые 3 дня вводят гетерогенный специфический лошадиный иммуноглобулин, иммунную сыворотку, плазму или специфический иммуноглобулин, полученные из сыворотки крови переболевших или привитых лиц. Специфический иммуноглобулин используется для экстренной профилактики у лиц, соприкасающихся с кровью больного.

Иммунитет[править | править код]

Естественная восприимчивость к вирусу у человека высокая. После выздоровления остаётся иммунитет, который сохраняется 1—2 года.

Профилактика и меры борьбы[править | править код]

Каких-либо вакцин для использования среди животных не существует.

Несмотря на то что против ККГЛ была разработана инактивированная вакцина, полученная из тканей мозга мышей, которая в небольших масштабах использовалась в Восточной Европе, в настоящее время не существует безопасной и эффективной вакцины для широкого использования среди людей.[5]

При отсутствии вакцины единственным способом уменьшения числа инфекций среди людей является повышение информированности о факторах риска и просвещение людей в отношении мер, которые они могут принимать для ограничения контактов с вирусом.[3]

Для предотвращения заражения основные усилия направляют на борьбу с переносчиком заболевания. Проводят дезинсекцию помещений для содержания скота, предотвращают выпас на пастбищах, находящихся на территории природного очага. Людям в индивидуальном порядке следует использовать защитную одежду. Обрабатывать одежду, спальные мешки и палатки репеллентами. При укусах клеща в зоне обитания немедленно обратиться в медицинское учреждение за помощью. В лечебных учреждениях следует учитывать высокую контагиозность вируса, а также его высокую концентрацию в крови больных. Поэтому больных необходимо помещать в отдельный бокс, а обслуживание доверять только специально обученному персоналу.

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. Disease Ontology (англ.) — 2016.
  2. Monarch Disease Ontology release 2018-06-29 — 2018-06-29 — 2018.
  3. 1 2 Конго-крымская геморрагическая лихорадка Архивная копия от 19 октября 2019 на Wayback Machine // Статья от 31.01.2013 г. на сайте Всемирной организации здравоохранения.
  4. Бутенко А. М., Трусова И. Н. Заболеваемость Крымской геморрагической лихорадкой в странах Европы, Африки и Азии (1943—2012) // Эпидемиология и инфекционные болезни. — 2013. — № 5. — С. 48
  5. Геморрагическая Крым-Конго лихорадка (Крымская геморрагическая лихорадка, Конго-крымская геморрагическая лихорадка). Дата обращения: 27 апреля 2020. Архивировано 17 февраля 2020 года.

Литература[править | править код]

Ссылки[править | править код]