Сельчук-хатун (дочь Мехмеда I)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Сельчук
тур.
Дата рождения ок. 1407
Место рождения Мерзифон
Дата смерти 25 октября 1485(1485-10-25)
Место смерти Бурса
Отец Мехмед I
Супруг Джандарид Ибрагим-бей II, Караджа-паша

Сельчук-хатун (тур. ; ок. 1407—1485) — дочь османского султана Мехмеда I.

Происхождение

[править | править код]

Сельчук (Сельджук)-хатун была дочерью османского султана Мехмеда I. Она родилась в Мерзифоне или Амасье в период Османского междуцарствия, когда её отец ещё не стал султаном[1][2][3]. В вакуфных документах в июне 1483 года Сельчук-хатун назвала свою мать «Кумру, дочь Абдуллы». Это означает, что её мать, Кумру-хатун, была рабыней и от рождения не была мусульманкой[4].

Раннее детство Сельчук было беспокойным - её отец до 1413 года участвовал в одной кампании за другой, воюя с братьями, и ему приходилось проживать то в Амасии, то в Бурсе, то в Румелии. Во дворце Эдирне с отцом она стала постоянно проживать только после 1413 года. В первые годы правления султана Мурада II она уже проживала в Бурсе[3].

В 1425 году брат Сельчук, султан Мурад II женился на Хатидже Халиме-хатун, дочери Ибрагима-бея из семьи Джандарогуллары. Одновременно султан выдал замуж за представителей этой семьи своих сестер: Сельчук-хатун стала женой Ибрагима-бея, ещё одна сестра — женой Касыма, брата Ибрагима. Ещё три сестры Мехмеда стали женами представителей семьи Караманогуллары[5].

У Ибрагима-бея было ещё несколько жён. Одна из них, Девлет-хатун, родила Исмаила-бея (наследника Ибрагима), другая, имя которой неизвестно, была матерью Кызыл Ахмеда-бея[6].

Согласно И. Х. Узунчаршилы, в браке с Ибрагимом Сельчук родила двух сыновей — Юсуфа и Исхака Бали — и двух дочерей — Хафсу и Хадидже. Она жила в замке Кастамону, где построила гробницу для своих детей (Юсуфа, умер в 1441, и Хафсы, умерла в 1442). Брак Сельчук продлился до смерти Ибрагима в 1443 году[5].

Орхан-бей: Он умер в ноябре 1429 года, когда ему было меньше 5 лет и раньше своих родителей. Его могила находится в гробнице Хатун Султан, расположенной в центре Кастамону и построенной позже его матерью Сельчук Хатун. Помимо даты H.833 в надписи на могиле, из фразы «Орхан Бей бин Ибрагим Челеби» также видно, что этот ребенок умер в годы княжества Ибрагим-бея.

Паша Мелек: Он умер в 1436 году, когда ему было меньше 10 лет и раньше своих родителей. Его могила находится в гробнице Хатун Султан. Судя по информации в надписи на могиле «Паша Мелек бинти Эмир-и Кебир Ибрагим-бей», этот ребенок является дочерью Ибрагим-бея. Здесь интересно то, что внутри гробницы находятся две отдельные могилы, принадлежащие Паше Мелеку, и надписи на них имеют одинаковое содержание. Вероятно, в результате разрушения одной таким же образом была построена вторая гробница.

Эмир Юсуф-бей: Он умер раньше своих родителей в сентябре 1441 года. Его могила находится в гробнице Хатун Султан. Из фразы «Эмир Юсуф Бей бин Ибрагим-бей» в надписи на могиле следует, что его имя произносилось именно так. Судя по всему, он умер на втором году правления своего отца. Хотя точно известно, что на момент смерти ему было меньше 15 лет, поскольку дата его рождения неизвестна, ничего не говорится о том, умер ли он взрослым или ребенком[7].

Хафса Хатун: Она умерла раньше своих родителей в мае 1442 года. Его могила находится в гробнице Хатун Султан. Он умер на третьем году правления Ибрагим-бея. Хотя точно известно, что на момент смерти ему не было 16 лет, дата его рождения неизвестна. Сельчук Хатун, возможно, назвала эту дочь в память о своей сестре Хафсе.

Как видно, сыновья Сельчук Хатун по имени Орхан и Эмир Юсуф, рожденные от Ибрагим-бея, и дочери по имени Паша Мелек и Хафса умерли раньше своих родителей. Ясно, что эти четверо детей умерли в раннем возрасте, в возрасте от 1 до 16 лет, между 1429 и 1442 годами. Можно интерпретировать, что эти дети страдали от одной из распространенных болезней того периода и таким образом получили милость Милосердного. Нетрудно представить, как сильно пострадали Сельчук Хатун и ее муж Ибрагим-бей из-за безвременной детской смерти.

С другой стороны, в гробнице Хатун Султан есть еще одна могила девушки, имя которой неизвестно. Этот ребенок также может быть ребенком упомянутых выше пар.

Хатидже Хатун: Тот факт, что Хатидже Хатун является дочерью Ибрагим-бея II, подтверждается тем фактом, что в ее учредительном документе от H.906 (M.1501)19 написано: «Хатидже Хатун бинти Эмир-и Кебир умерший Ибрагим-бей б Исфендияр бей...». Ее мать, Сельчук Хатун, вернулась из Кастамону в дом своего отца, Бурсу, когда скончался ее муж Ибрагим-бей II. Вероятно, он взял с собой Хатидже Хатун, свою единственную выжившую дочь. Поэтому эта дама выросла в Бурсе и остаток жизни провела в Османской стране. Можно сказать, что он единственный ребенок, умерший после своей матери Сельчук Хатун.

Хатидже Хатун вышла замуж за Махмуда Челеби, сына Коджа Мехмед-паши, одного из османских государственных деятелей во время правления Мурада II. От этого брака у них родились дети по имени Хунди Хатун, Зейнеп Хатун, Фатма Хатун, Ханзаде Хатун, Шехзаде (Шехназ) Хатун и Сулейман-бей. Однако по поводу этих детских имен также существуют разногласия. Также известно, что у Хунди Хатун была дочь по имени Айше. В последующие годы Хатидже Хатун вышла замуж за человека по имени Кочи-бей и родила от этого человека ребенка по имени Ахмед-бей. Как видно, род Сельчук Хатун, которая долгое время жила невестой во дворце Кастамону, продолжился в османских странах и от ее дочери Хатидже Хатун.

Хатидже Хатун скончалась в Бурсе примерно 15 декабря 1502 года нашей эры, через 17 лет после своей матери и ровно через 60 лет после своего отца, Ибрагим-бея II[8].

Эта королева Чандарогуллары похоронена в своей могиле напротив Йени Каплычи в Бурсе. Другими словами, Хатидже Хатун находится в Бурсе, в отдельном месте от своих братьев и сестер в Кастамону. В Бурсе есть мечеть и несколько других благотворительных организаций. Устав фондов датирован 1501 годом. Ишак Бали: Этот ребенок, который, как полагают, родился в Кастамону,

Хотя говорят, что Сельчук Хатун умерла после возвращения в Бурсу, то есть после 1443 года, это не точно. Его могила должна быть в Кастамону или Бурсе[9].

После смерти ее мужа Ибрагим-бея II в 1443 году и его захоронения в гробнице Исфендиярогуллары в Синопе, Исмаил-бей, один из сыновей Ибрагим-бея, взошел на трон Чандарогуллары в Кастамону. В этой ситуации Сельчук Хатун, мачеха Исмаил-бея, вернулась в османский дворец в Бурсе, дом своего отца, со своими личными вещами и драгоценностями, а также со своей единственной дочерью Хатидже Хатун. Хотя можно утверждать, что с ним был его сын Исхак Бали, ничего определенного по этому поводу сказать нельзя[10].

Сельчук-хатун проживала в Бурсе до конца правления Мурада II. Около 1450 года он организовал благотворительные работы, такие как мечети, школы, бесплатные столовые, завии, мосты и фонтаны. Установлено, что позже он отправился в Эдирне. Фактически, между 1451 и 1456 годами в этом городе в его имя была построена мечеть[10].



Затем она вышла замуж за бейлербея Анатолии Караджа-пашу, который год спустя погиб в битве при Варне[11].

Ч. Улучай утверждал, что после смерти Ибрагима Сельчук-султан приехала в Бурсу и вышла замуж за Махмута-бея, от которого родила дочь Хунди, а сын Сельчук Исхак Бали приехал с ней в Бурсу и там умер при её жизни[1]. Но Н. Сакаоглу писал, что слухи о её браке с Махмудом-беем ошибочны, его женой была сестра Сельчук, Хафса[11].

Сельчук прожила долгую жизнь и её уважали как «старшего члена семьи». Во время правления Мехмеда II она носила титулы «Великая госпожа» и «Тетушка-султан». В первые годы второго правления Баязида I её называли «Большой тетушкой»[11].

Между Джемом и Баязидом

[править | править код]

В 1481 году после смерти Мехмеда II она пыталась примирить двух его сыновей — Баязида II и Джема. Хотя её усилия не принесли успеха, она стала известна как «Тетушка-посланница»[11].

Джем был санджакбеем Карамана; не приняв воцарение Баязида, он прибыл в Бурсу. Там он провозгласил себя султаном, проведя джюлюс и начав чеканить монету. В это время в Бурсе жила Сельчук-хатун её называли «Королевой Бурсы». Она поддержала его. Именно она принимала гостей, явившихся поздравить нового султана. В архивах дворца Топкапы сохранились письма жены Фенеризаде к Баязиду, из которых следует, что во дворце Сельчук-хатун на жену Фенаризаде и на других сторонников Баязида оказывали давление[12].

Баязид отправился в Ускюдар и начал готовиться к походу на Бурсу. Джем стал искать способ примириться с братом и решил отправить в Стамбул Сельчук-хатун. Вместе с ней поехали Молла Ильяс и сын историка Шукруллы Ахмед Челеби. По словам Ибн-Кемаля, Сельчук-хатун сказала Баязиду «Не лишай своего брата наследства его отца» и предложила, чтобы Джем стал султаном территории от Бурсы до Коньи[13]. Она пережила период борьбы её отца с братьями и стремилась, по словам Н. Сакаоглу, к справедливому разделению наследства Мехмеда, чтобы избежать нового междуцарствия и кровопролития, но Баязид ответил, что «в одной стране и армии не может быть двух султанов»[14].

Несмотря на неудачу её миссии, её попытка уникальна - в истории Османской империи нет другого примера участия женщины в борьбе претендентов. Все османские хронисты описывали или упоминали этот факт. Ахмед Синан Челеби Бихишти объяснял мотивы Сельчук: «вместо военных действий должна была быть дружба между братьями». Саадеддин-эфенди писал, что Баязид ответил: «у султанов не может быть братьев». Баязид отправил Сельчук и её сопровождающих обратно в Бурсу, но принял гостеприимно[14].

Последние годы

[править | править код]

Сельчук-хатун признала, что единственным султаном мог быть только Баязид. В архивах дворца Топкапы хранится её письмо, написанное в 1482 году султану, в котором она заверяла его в своей преданности и просила документ на её земли в Кютахье. Последние три или четыре года своей жизни Сельчук-хатун болела. Вероятно, она провела их в постели - ещё в одном письме она просила султана прислать ей врача. Это первые примеры писем, написанных султану женщинами из его семьи. Из переписки известно, что Баязид выполнил просьбу Сельчук-хатун и послал к ней доктора Якути, лекарства которого она хвалила[14][15]. В новом письме она сообщала, что болезнь прогрессирует и просила снова прислать Якути. Помимо этой просьбы Сельчук информировала султана, что переехала в государственный дворец в деревне Джемлек. В другом письме она сообщала, что врач Синануддин (Шейх Синанеддин Юсуф, один из известных врачи того времени) правильно определил болезнь, приготовил лекарство, от которого ей становилось лучше с каждым днем и она смогла встать в месяце джумада аль-уля[16][15].

В 1483 году она завещала все свое имущество (фермы и земли в Маньясе, Караджабее, Ките и Соганлыке, виноградники и сады в Бурсе, дома и магазины) своему внучатому племяннику Мехмеду II. Она распорядилась, что доходы от имущества пойдут на сооружение мечетей и мостов и будут поддерживаться построенные ею самой сооружения; о душе её матери Кумру Хатун и её умерших детей будет читаться Коран[16]. Через два года, 25 октября 1485 года, в возрасте около 80 лет Сельчук-хатун умерла. Ее похоронили в Ешиль Тюрбе[англ.] в ногах у ее отца, Мехмеда I[16][15].

Примечания

[править | править код]
  1. 1 2 Uluçay, 2001.
  2. Sakaoglu, 2007, p. 40.
  3. 1 2 Yakupoğlu, 2013, S. 37.
  4. Sakaoglu, 2007, p. 39.
  5. 1 2 Sakaoglu, 2007, p. 41.
  6. Yakupoğlu, 2013, S. 40.
  7. Yakupoğlu, 2013, S. 41.
  8. Yakupoğlu, 2013, S. 42.
  9. Yakupoğlu, 2013, S. 43.
  10. 1 2 Yakupoğlu, 2013, S. 44.
  11. 1 2 3 4 Sakaoglu, 2007, p. 42.
  12. Sakaoglu, 2007, p. 43.
  13. Sakaoglu, 2007, p. 44.
  14. 1 2 3 Sakaoglu, 2007, p. 45.
  15. 1 2 3 Yakupoğlu, 2013, S. 45.
  16. 1 2 3 Sakaoglu, 2007, p. 46.

Литература

[править | править код]
  • Alderson Anthony Dolphin. The Structure of the Ottoman Dynasty (англ.). — Oxford: Clarendon Press, 1956. — 186 p.