Гессен, Сергей Иосифович

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Сергей Иосифович Гессен»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Сергей Иосифович Гессен
Дата рождения 16 (28) августа 1887[1]
Место рождения Усть-Сысольск, Вологодская губерния
Дата смерти 2 июня 1950(1950-06-02)[1] (62 года)
Место смерти
Страна
Род деятельности педагог, философ
Научная сфера философия, педагогика, публицистика
Место работы
Альма-матер

Серге́й Ио́сифович Ге́ссен (пол. Sergiusz Hessen; 16 [28] августа 1887, Усть-Сысольск — 2 июня 1950, Лодзь) — русский философ-неокантианец, педагог, правовед, публицист, соредактор журнала «Логос»[2][3][4][5].

Сын Иосифа Сауловича (впоследствии Владимировича) Гессена от православной женщины Анны Ивановны Макаровой, дочери хозяина квартиры, в которой Гессен жил, отбывая ссылку в Усть-Сысольске. Вернувшись из ссылки, в 1889 году Иосиф Гессен сдал экзамены за полный курс юридического факультета Петербургского университета, а в 1892 году переехал в Кишинёв, где женился на внучке казённого раввина Кишинёва Анне Исааковне Штейн (урождённой Грубер)[6]. В 1894 году ради усыновления Сергея вместе с женой принял православие. Воспитывался отцом и приёмной матерью Анной Исааковной Гессен (только cтав взрослым, узнал, что Анна Исааковна — его мачеха)[7].

Окончил юридический факультет Петербургского университета. Затем совершенствовал философское образование в Германии, в университетах Гейдельберга и Фрайбурга, где занимался под руководством Г. Риккерта, В. Виндельбанда, Э. Ласка. В 1910 защитил в Германии докторскую диссертацию «Об индивидуальной причинности».

Гессен входил в круг молодых русских и немецких философов вместе с Ф. Степуном, Б. Яковенко, Р. Кронером, Г. Мелисом[англ.] и др., где возникла идея создания международного философского журнала «Логос» (1910—1914). В его подготовке и издании Гессен принимал активное участие[8].

В 1913—1917 годах С. И. Гессен работал приват-доцентом Петербургского университета. С 1917 по 1921 год заведовал кафедрой педагогики на историко-филологическом факультете Томского государственного университета, в 1921 году вернулся в Петроград.

В 1922 году эмигрировал в Прагу. В 1923 году он стал одним из инициаторов издания журнала «Русская школа за рубежом», выходившего до 1931 года и ставшего едва ли не единственным регулярным педагогическим изданием на русском языке за рубежом в своё время. Издательскую деятельность С. И. Гессен дополнил организаторской: при его участии проходили педагогические съезды русской эмиграции 1920-х годов[8].

В 1923 году был избран профессором Русского научного института в Берлине, там он читал курс логики и основ педагогики. Осенью 1923 года в Берлине на русском языке была издана книга «Основы педагогики» — фундаментальный труд жизни Гессена[9].

С 1924 года Гессен — профессор Русского педагогического института в Праге. В 1934 году переехал в Польшу, с 1935 года преподавал в Варшаве, а после войны — в Лодзи, где был профессором истории педагогики Университета Лодзи.

Скончался в Лодзи 2 июля 1950 года.

После смерти, в 1950—1990-е годы в странах Европы возрос интерес к наследию Гессена; в городе Вадо Лигуре (Италия) создан центр информации и документации по наследию Гессена.

Гессен соединяет принципы трансцендентализма с диалектическим методом, позволяющим связать независимые группы понятий. Допуская плюрализм в систематике понятий, Гессен утверждает, что подлинная иерархия понятий необходимо должна быть синтезом монизма и плюрализма на основе предложенного им диалектического «метода полноты», в соответствии с которым синтез частного и общего есть конкретность понятий, а их взаимная разъединённость — абстрактность. Метод полноты позволяет преодолеть умаление конкретности и диалектически развернуть монизм в плюрализм.

Эмпирический субъект — это лишь возможность личности, сама личность созидается только через работу над сверхличными задачами и через приобщение к миру «сверхличных» трансцендентальных ценностей. Свобода предполагается в силу независимости духовной основы личности от эмпирической сферы, поэтому начало свободы в человеке трансцендентально. Свобода обнаруживается не как эмпирический факт, а как цель, волевое намерение. В соответствии с этим можно выделить ценности, которые воплощают в себе цели или задания. Они выступают в качестве культурных ценностей, выражаясь в практически реализуемых ценностях человеческой жизни. Свободные действия несут безусловную новизну и не могут быть просчитаны эмпирически. Этика и право дают механизмы реализации свободы, которые воплощают практическую интуицию воли — волезрение.

На основе данного понимания личности Гессен создаёт собственную философию образования. Свобода — это основа взаимоотношений учителя и ученика и предполагает не выбор между наличными путями, а созидание нового пути, не существовавшего ранее даже в виде возможного выхода. Поэтому в образовании дисциплина реализуется через свободу, а свобода через закон долга. Задача обучения состоит в таком овладении методом, который открывает возможность его самостоятельного применения. Преподавание не должно сводиться к трансляции фактологических знаний, сказанное всегда должно указывать на нечто большее, на другое ещё не высказанное знание. Цель образования в приобщении личности к культурным ценностям, открывающим новые возможности её самореализации. В ряде работ Гессен также рассматривал проблемы нравственной философии, теории права, закономерности общественного развития.

«Основы педагогики»

[править | править код]

Этот фундаментальный труд С. И. Гессена называют одним из лучших в столетии. Подготовку книги Гессен начал до революции в Петрограде и продолжил в первые послереволюционные годы в Томске. В ней автор осмыслил и критически проанализировал опыт мировой педагогики и традиции педагогического образования в России, сравнил важнейшие направления педагогической мысли первой четверти века в России, Европе и США, обосновал перспективные идеи образования и воспитания молодого поколения[8].

Разбирая в книге вопрос о свободном воспитании, С. И. Гессен подчёркивает, что свобода и достоинство ребенка — ценность № 1, однако реализовать этот принцип непросто.

Теорию Руссо о свободном воспитании он расценивает как манипулятивную и пустую, подход Толстого считает слабым. Гессен подробно излагает концепции дошкольного воспитания XIX века, в которых немецкий учёный Фридрих Вильгельм Август Фрёбель противостоял итальянскому врачу и физиологу Марии Монтессори. Отмечая положительные аспекты практики Монтессори (воспитание трудовых навыков у ребенка, самостоятельности, индивидуальных способностей), он критиковал её за механистичность, пренебрежение игрой и воображением, детским творческим началом, тогда как Фрёбель ориентировался на рост личности ребенка, требующий все усложняющегося и разностороннего материала, который «обращался бы к его душе, как к целому»[10].

Гессен делает вывод о том, что «изолированность отдельных чувств, характеризующая систему Монтессори, по необходимости должна продолжаться и внутри детского общества, в отношениях детей друг к другу». Отвергая всякие наказания, Монтессори все же признается в том, что методы принуждения применять приходится — например, изолируя шалунов в углу, вдали от детской компании. «Понятие образования определяется ею всецело материалом, подлежащим воспитанию. Что должно воспитать? — вот вопрос, который она только и ставит, естественно отвечая на него: надо воспитать в человеке всё, что только находит и нем физиология и психология! Поэтому она вполне последовательно включает в свою систему воспитания и воспитание, например, вкуса и обоняния, не задавая себе даже вопроса: для чего необходимо развитие этих чувств, какую цель может оно преследовать… Всесторонне развитой человек — это не тот, у которого развиты зрение, слух, осязание, обоняние, но прежде всего тот, кто приобщился ко всем ценностям культуры, то есть владеет методом научного мышления, понимает искусство, чувствует право, обладает хозяйственным складом деятельности. В этом отношении Фрёбель гораздо глубже понимал задачу образования ребенка»[10].

Гессен настаивает, что воспитание человека возможно только через правильно организованное принуждение. «Свободными — не рождаются, свободными — становятся!» — утверждает учёный[8].

Оформленная и изданная автором в эмиграции, книга стала основой организации системы образования Русского зарубежья. Профессор Богословского Православного института в Париже В. В. Зеньковский назвал этот труд в 1950 году «выдающейся книгой»[11].

Основные труды

[править | править код]

Примечания

[править | править код]
  1. 1 2 Педагоги и психологи мира — 2012.
  2. Rüdiger Kramme. [www.pseudology.org/Psyhology/Logos.htm Творить новую культуру. «Логос: Международный журнал по философии культуры», 1910—1933]. Псевдология. [www.pseudology.org www.pseudology.org]. — Перевод А. Ф. Филиппова. Дата обращения: 26 мая 2012.
  3. Гессен Сергей Иосифович. Руниверс. www.runivers.ru. — Краткая библиографическая справка. Дата обращения: 26 мая 2012. Архивировано 10 декабря 2016 года.
  4. Логос. Международный ежегодник по философии культуры. Руниверс. www.runivers.ru. — Архив журнала «Логос» 1910-1914, 8 томов. Дата обращения: 26 мая 2012. Архивировано 8 марта 2016 года.
  5. Некролог в The Slavonic Review
  6. В книжке-календаре по Бессарабской губернии 1893 года значится как «кандидат права Иосиф Саулович Гессен».
  7. Анна Исааковна Грубер (в первом браке Штейн) приходилась двоюродной сестрой Марии Михайловне Блюменфельд, матери поэта А. С. Гингера.
  8. 1 2 3 4 Гессен, Сергей Иосифович. Психологос. www.psychologos.ru. Дата обращения: 12 ноября 2019. Архивировано 12 ноября 2019 года.
  9. Денис Карасев Сергей Гессен: европейский путь русского философа Архивная копия от 17 ноября 2019 на Wayback Machine
  10. 1 2 Гессен, С.И. Критика метода Монтессори. Из книги "Основы педагогики". Психологос. www.psychologos.ru (1923). Дата обращения: 13 ноября 2019. Архивировано 12 ноября 2019 года.
  11. Зеньковский В. В. Т. II, ч. 1 // История русской философии. — Ленинград, 1991. — С. 246.
  12. Династия Гессенов. Дата обращения: 24 мая 2012. Архивировано 28 апреля 2012 года.