Скрыгин, Жорж

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Жорж Скрыгин
серб. Жорж Скригин
Жорж Скрыгин во время IV наступления.Гламоч. 1943. Музей истории Югославии
Жорж Скрыгин во время IV наступления.Гламоч. 1943. Музей истории Югославии
Имя при рождении рус. Георгий Владимирович Скрыгин
Дата рождения 4 августа 1910(1910-08-04) или 4 июля 1910(1910-07-04)[1]
Место рождения
Дата смерти 30 октября 1997(1997-10-30) (87 лет) или 31 октября 1997(1997-10-31)[1] (87 лет)
Место смерти
Страна
Род деятельности
Награды Партизанский памятный знак 1941 года
Значимые работы Козарчанка и Мать Кнежополька
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Жорж Скрыгин (серб. Жорж Скригин; при рождении Георгий Владимирович Скрыгин; 4 августа 1910 (по другим данным, 4 июля[2]), Одесса — 31 октября 1997, Белград) — сербский фотограф, кинооператор, режиссёр, сценарист русского происхождения. Сын русского военного офицера, который во время Гражданской войны в России был эвакуирован из Одессы, а в 1920 году семья осела в Королевстве сербов, хорватов и словенцев.

Мастер художественной фотографии, был удостоен многих престижных югославских и международных наград. После начала Второй мировой войны перешёл к партизанам, участвовал в создании и работе Театра народного освобождения при Верховном штабе НОАЮ. В эти годы создал серию работ, запечатлевших различные стороны войны. Наибольшую известность получила его фотография «Козарчанка», которая в послевоенной Югославии приобрела большую популярность. После войны работал в театре, а также в кинематографе оператором, режиссёром и сценаристом, приняв участие в постановке 11 документальных и 8 художественных фильмов.

Биография[править | править код]

Родился 4 августа 1910 года в Одессе, Российская империя. Происходил из дворянской семьи, сын военного офицера — капитана Владимира Александровича Скрыгина, участника Русско-японской и Первой мировой войны. В 1919 году эмигрировал во время эвакуации отца из Одессы в болгарскую Варну, а в следующем году семья осела в Королевстве сербов, хорватов и словенцев. Образование получил в Крымском кадетском корпусе в городе Бела-Црква (Воеводина) и в Русской гимназии в Загребе. Подрабатывал, танцуя в местном театре оперетты. Окончил студию балерины Маргариты Фроман. Начиная с 1930 года танцевал на сцене Хорватского национального театра. В начале 1930-х годов увлёкся фотографией, стал членом фото-клуба «Загреб» и сблизился с его членами, которые впоследствии составили «Загребскую школу фотографии». Достиг значительных успехов в художественной фотографий, став известным мастером психологического портрета. В этот период получили известность его портреты и работы фиксирующие жизнь загребских театрально-артистических кругов. В 1937 году получил звание чемпиона Югославии по художественной фотографии. В 1930-е годы принимал участие в многочисленных югославских и международных выставках, его фотографии публиковались в престижных югославских и зарубежных журналах («Rundschau», «American», «Life», «Time»)[3]. Его портреты и пейзажи получили международное признание, про что свидетельствует полученный им первый приз на фотовыставке в Буэнос-Айресе в 1939 году[4].

Фото «Козарчанка», сделанное Жоржем Скрыгиным. На снимке — югославская партизанка Миля Тороман

После начала Второй мировой войны и последующей оккупации Югославии нацистской Германией, отделения пронацистской Хорватии и начала народно-освободительной войны перешёл к партизанам[3]. Посещал различные военные курсы, принимал участие в нескольких манёврах Первой школы офицеров[4]. В 1942 году принимал активное участие в создании и деятельности Театра народного освобождения при Верховном штабе НОАЮ во главе с Иосипом Брозом Тито, пройдя с партизанами всю войну[3]. Организованная им танцевальная труппа выступала на освобождённых территориях, и людей приятно удивляло, что среди танцоров есть настоящий русский. Скрыгин поставил несколько символических танцев на основе русских народных мелодий о жизни в СССР в предвоенное время, во время войны, а затем и его победы. По его словам, « этот номер, в дополнение к огромным успехам предыдущего („Русские танцы“), показывался более 2000 раз, и его исполняли везде, где это было возможно»[4]. Сделанные им фотографии военных лет являются историческим документами борьбы югославских народов и народно-освободительной армии за освобождение, многие из них заняли достойное место в его книге «Война и сцена» (1968)[5]. В это издание вошла его самая известная фотография, которая в книге была названа «Козарчанка» («Женщина из Козары») на которой запечатлена санитарка 11-й Краинской бригады Миля Тороман (сербохорв. Milja Toroman), которая представлена на снимке в образе девушки-партизанки. Эта работа Скрыгина приобрела большую популярность в Югославии и широко использовалась там в качестве символа: изображение было включено в учебники по истории, тиражировалось в военных книгах, распространялось на плакатах и т. д. Широкую известность получили также фотопортрет Тито и сделанная в Козаре в 1943 году фотография «Мать Кнежополька», на которой изображена женщина с двумя детьми, которая вынуждена бежать после сожжения деревень в ходе VI наступления. Этот трагический документ военных лет находится в музее истории Югославии, в Музее Холокоста в Освенциме[4].

Военный фотоархив Скрыгина и работы другого русского эмигранта Михаила Иванникова расцениваются как уникальное свидетельство тягот военных лет: «Созданные в годы Второй мировой войны и нередко используемые как исторический источник, они — впечатляющее свидетельство ужасов войны и повседневной гражданской жизни в эти годы». По мнению сербского исследователя Дж. Боровняка, работы Иванникова и Скрыгина стали бесценной частью сербской культуры, а по качеству и объёме военных фотографий, собрание Скрыгина сопоставимо с наследием русского фотографа Самсона Чернова (1887—1929), запечатлевшего эпоху Первой мировой войны. По словам Боровняка: «Фотографии Скрыгина составили замечательную коллекцию, свидетельствующую о повседневной военной жизни, раненых и беженцах; это сцены борьбы и пылающих деревень и в то же время — войсковых смотров и боевых действий»[4].

После окончания войны жил в Загребе, где продолжил работать в Хорватском народном театре, также работал в белградском Народном театре. Приобщился к кинематографу, где стал работать оператором, режиссёром и сценаристом, приняв участие в постановке 11 документальных и 8 художественных фильмов[6]. Сотрудничал в создании советского фильма «В горах Югославии» Абрама Ромма (1946). Был оператором первого югославского послевоенного фильма «Славица», поставленного режиссёром Вьекославом Афричем[3][7][8]. За свой творческий вклад в сербскую культуру был награждён многими медалями, в том числе объявлен первым в Сербии обладателем титула «Мастер фотографии»[4].

Умер 31 октября 1997 года в Белграде, похоронен на аллее заслуженных граждан на Новом кладбище в столице Сербии[9]. Личный архив художника хранится в Музее кинотеки в Белграде[3]. Военные фотографии Скрыгина хранятся в Музее истории Югославии, а также менее представительно в Музее Второй сессии АВНОЮ (Антифашистское вече народного освобождения Югославии) в Яйце (Босния и Герцеговина)[4].

Библиография[править | править код]

  • Rat i pozornica. — Beograd: Turisticka stampa Beograd, 1968. — 277 с.
  • Моje фотографиje // Руси без Русиje — Српски Руси. — Београд-Беочин, 1994.

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Internet Movie Database (англ.) — 1990.
  2. Žorž Skrigin. ČSFD. www.csfd.cz. Дата обращения: 20 марта 2020. Архивировано 30 июня 2016 года.
  3. 1 2 3 4 5 Арсеньев А. Б. Скрыгин Георгий (Жорж) Владимирович. Искусство и архитектура русского зарубежья. artrz.ru. Дата обращения: 20 марта 2020. Архивировано 10 января 2019 года.
  4. 1 2 3 4 5 6 7 Боровняк, Дж. Русская интеллигенция в Белграде и борьба против немецкой оккупации Югославии // Российская эмиграция в борьбе с фашизмом. — М.: Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына, 2015. — С. 305—327. — ISBN 978-5-85887-459-1.
  5. Скригин, Жорж. Rat i pozornica. — Turisticka stampa Beograd. — Beograd, 1968. — С. 277.
  6. Живанович М. Захоронения и памятники русским эмигрантам — членам Сопротивления в Югославии. // Военно-исторический журнал. — 2020. — № 10. — С.78.
  7. Василевич, Марко. В этот день в истории Сербии, 30 октября. Senica.ru. www.senica.ru. Дата обращения: 20 марта 2020. Архивировано 25 июня 2017 года.
  8. Выставка «Русская эмиграция в контексте развития хорватской науки и культуры». www.adriaticnews.info. Дата обращения: 20 марта 2020. Архивировано 16 сентября 2018 года.
  9. Сликари радили као физички радници (серб.). www.novosti.rs. Дата обращения: 20 марта 2020. Архивировано 20 марта 2020 года.

Литература[править | править код]

  • Арсеньев А. Б. Русские в кинематографии Югославии // Ежегодник Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына, 2013 / Н. Ф. Гриценко. — М.: Дом русского зарубежья им. Александра Солженицына, 2014. — С. 490—540. — 736 с. — ISBN 978-5-98854-048-9.
  • Боровняк, Дж. Русская интеллигенция в Белграде и борьба против немецкой оккупации Югославии // Российская эмиграция в борьбе с фашизмом / Сост. К. К. Семёнов, М. Ю. Сорокина. — М.: Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына, 2015. — С. 305—327. — 664 с. — ISBN 978-5-85887-459-1.

Ссылки[править | править код]