Уайт, Хейден

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Хейден Уайт»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Хейден Уайт
англ. Hayden White
Дата рождения 12 июля 1928(1928-07-12)[1][2][…]
Место рождения
Дата смерти 5 марта 2018(2018-03-05)[3][1][…] (89 лет)
Место смерти
Страна
Род деятельности философ, историк, писатель, преподаватель университета
Научная сфера история
Место работы
Альма-матер
Учёное звание профессор
Награды и премии
стипендия Гуггенхайма (1980) член Американской академии искусств и наук Берлинская премия[вд] (2003)
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Хейден Уайт (англ. Hayden White, 12 июля 1928, Мартин, округ Уикли, штат Теннесси — 5 марта 2018) — американский историк и литературный критик.

В 1951 году окончил университет Уэйна в Детройте; в 1952 и 1956 годах защитил, соответственно, магистерскую и докторскую диссертацию в Мичиганском университете. Был профессором Стэнфордского университета и Калифорнийского университета в Санта-Крузе.

В 1973 году опубликовал свою наиболее известную книгу Metahistory: The Historical Imagination in Nineteenth-Century Europe (Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX в.). В этой работе Уайт, используя методологический аппарат тропологии, рассмотрел особенности исторического повествования крупнейших историков XIX века и пришёл к выводу об использовании ими литературных приёмов для достижения целостности повествования путём заполнения недостающей информации и её интерпретации. Уайт обратил внимание на то, что законченное историческое исследование содержит не только набор исторических фактов, но и литературную форму; последняя, по Уайту, оказывает значительное влияние на конечный текст, на что ранее практически не обращалось внимания. Под влиянием структурализма Уайт также построил схему использования историками четырёх различных тропов — метафоры, метонимии, синекдохи и иронии — с соответствующими им идеологиями, типами сюжетов (emplotment), формами аргументации и эмоциональными императивами.

Благодаря «Метаистории» Уайт считается одним из творцов «лингвистического поворота» в исторической науке. Отмечается, что выход в свет «Метаистории» можно считать началом нового направления в науке – так называемой «новой интеллектуальной истории»[5]. Оставшись практически не замеченной в момент своего выхода в свет в 1973 году, эта книга сегодня

без сомнения, принадлежит к числу классических работ, часто цитируется, широко используется в учебных университетских курсах, занимает почетное место в разделе теории историографии рекомендательной библиографии Американской исторической ассоциации. В 1980-е гг. на размеченном ею пространстве возникли новые дисциплинарные поля: новой интеллектуальной и новой культурной истории, новой историографии. С другой стороны, эта позиция осталась во многом маргинальной для исторической профессии в целом. И это, как ни парадоксально, лишний раз указывает на точность описания конструкции дисциплины, данного Уайтом[6].

Публикация в 1987 году работы «Содержание формы» («The Content of the Form») стала одной из наиболее важных. В этой работе Уайт высказал идею о том, что, помимо научных и идеологических взглядов автора, не меньшее влияние на трактовку истории оказывают «язык, стиль изложения, использование риторических фигур». Детально проанализировав произведения известных историков XIX века – Буркхардта, Мишле, Ранке, Токвиля, Уайт показал серьёзное влияние формы изложения на содержание их трудов. Проводя определённую аналогию работы историка с творчеством писателя, Уайт уделяет особое внимание риторической стороне историописания. Он считает, что историк, извлекая из необозримого числа исторических событий лишь те, которые, по его мнению, важны, выделяя их в последовательное «и завершенное в себе целое», действует подобно писателю, сочинившему сюжет и выстраивающему вокруг этого законченное произведение[7].

По мнению Уайта[5], исторические нарративы – это

не только модели событий и процессов прошлого, но также метафорические заявления, устанавливающие отношения сходства между этими событиями и процессами и – типами историй, которыми мы согласительно пользуемся, чтобы связать события нашего существования со значениями, закрепленными культурой... Исторический нарратив служит связующим звеном между событиями, которые в нем описаны, и общим планом – структурами, конвенционально используемыми в нашей культуре, для того, чтобы наделять смыслами незнакомые события и ситуации.

Литература

[править | править код]
  • White H. Metahistory: The Historical Imagination in Nineteenth-Century Europe. — Baltimore; L., 1973.
  • White H. Tropics of Discourse: Essays in Cultural Criticism. — Baltimore; L., 1978.
  • White H. The Content of the Form: Narrative Discourse and Historical Representation. — Baltimore; L., 1987.

Переводы на русский язык

[править | править код]
  • Уайт Х. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX в. — Екатеринбург, 2002.
  • Уайт Х. Практическое прошлое / пер. с англ. К. Митрошенкова, А. Арамяна. — М.: НЛО, 2024. — 192 с. — (Интеллектуальная история). — ISBN 978-5-4448-2220-3.

Примечания

[править | править код]
  1. 1 2 Hayden White // Музей Соломона Гуггенхайма — 1937.
  2. Hayden White // Brockhaus Enzyklopädie (нем.)
  3. http://roth.blogs.wesleyan.edu/2018/03/06/hayden-white-1928-2018/
  4. 1 2 https://news.ucsc.edu/2018/03/hayden-white-news-obit.html
  5. 1 2 Зверева Г. И. Реальность и исторический нарратив: проблемы саморефлексии новой интеллектуальной истории. // Одиссей: Человек в истории. – М., 1996
  6. Гавришина О. История как текст Архивная копия от 6 декабря 2021 на Wayback Machine// НЛО. 2003. №1.
  7. Гуревич А. Я. «Территория историка»// Одиссей: Человек в истории. – М., 1996.