Язвинский, Александр Феликсович

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Александр Феликсович Язвинский
Дата рождения 22 февраля 1789(1789-02-22), 1791[1] или не позднее 1837
Место рождения
  • Чернево[d]
Дата смерти 1852[1] или не ранее 1845
Место смерти
Страна
Род деятельности учитель, офицер, писатель-документалист
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Антоний Язвинский (польск. Antoni Jaźwiński; на русский лад Антон Феликсович, в российских энциклопедиях конца XIX века ошибочно назван Александром[2]; 22 февраля 1789, Вилейский уезд — ок. 1870) — польский педагог, полиглот, создатель мнемонического метода преподавания[3]. В 1830—1840-е годы жил и работал в России.

Биография[править | править код]

Представитель польского рода Язвинских герба Гржимала. Сын Феликса Язвинского — камергера на службе короля Станислава Августа Понятовского и Катажины Узловской, старший ребёнок в семье[4]. Родился в Вилейском уезде, или в Довборово, или родовом имении Чернево.

Учился в Полоцком иезуитском коллегиуме, а затем — Виленском университете (окончил в 1808 году со степенью доктора философии)[4].

После окончания университета поступил на военную службу в армию Варшавского герцогства, служил в артиллерии. Участвовал в Отечественной войне на стороне Франции, при отступлении войск Наполеона был взят в плен в Вильне. После создания Царства Польского продолжил службу в его армии[4].

В 1819 году вышел в отставку, после чего путешествовал по Европе, в частности, несколько лет прожил в имении Закшево (близ Гнезно), где был учителем Альбина Белина-Венсерского, будущего коллекционера и мецената[4].

В 1820-е годы на основании античных и средневековых концепций «искусства памяти»[4] разработал особый, мнемонический метод изучения хронологии каких-либо событий, который планировал внедрить в преподавание любых прикладных наук, в частности точных наук, иностранных языков, военного искусства и законоведения. Основываясь на том, что «легче запомнить места и фигуры, доступные для взора, нежели… звуки или числа»[2], Язвинский разработал наглядные таблицы, в которых, например, при изучении хронологии каждая клетка соответствовала году, а при изучении языков — звуку, букве[5]. В случае изучения хронологии клетки заполнялись условными изображениями, символизирующими различные события[4].

В конце 1820-х годов для продвижения своего метода перебрался в Италию, где в течение двух лет читал о нём лекции. В 1829 году в Милане издал первый труд о мнемоническом методе (на итальянском языке): «Metoda generale d’insitnamento colmezzo dei numeri e dei colori, applicato allo studio dalla cronologia». Лекции Язвинского освещались итальянской и французской прессой, и метод достаточно быстро приобрёл популярность, считаясь чрезвычайно эффективным. По некоторым сведениям Язвинскому было предложено преподавать в одном из итальянских университетов, но он отклонил приглашение, собираясь направить усилия на доработку метода (поэт Антоний Одынец, встречавший Язвинского в Италии, охарактеризовал того как очень красноречивого человека, говорившего только о своём изобретении)[4].

В начале 1830-х годов перебрался во Францию, прежде всего надеясь обрести сторонников и работодателей среди эмигрировавших соотечественников. С 1832 года начал преподавать по новому методу историю и латынь, и вскоре метод Язвинского стал популярным и во Франции: он заслужил положительные оценки академических организаций и был принят во многих учебных заведениях (причём применялся не только при преподавании истории). У Язвинского появились последователи, в частности в Париже было основано Общество содействия усовершенствованному польскому мнемоническому методу. Сам Язвинский в течение 1830-х годов выпустил несколько трудов, посвящённых методу, на французском языке[4].

В 1836 году отправился в Россию, где после успешного показательного испытания, проведённого на воспитанниках нижнего отделения Главного Педагогического института, метод был внедрён в нескольких младших классах Второй и Ларинской гимназий, а также Андреевского и Владимирского уездных училищ, а сам Язвинский получил право на проведение частных уроков по истории и иностранным языкам с использованием своего метода. Через полгода занятий было решено распространить обучение истории по новому методу на все гимназии и уездные училища столичного учебного округа[2].

В 1838 году выпустил «Руководство к хронологическому обозрению русской истории», в одобрительной рецензии «Северной пчелы» было отмечено, что метод «глубоко пускает корни в почве отечественного воспитания»[2].

В конце 1838 года подал прошение об испытании метода в преподавании иностранных языков и географии, однако после проведения соответствующих испытаний директора выбранных гимназий дали отрицательные отзывы. По мнению инспектора казенных училищ округа П. П. Максимович это «не есть метода преподавания науки географии, но только способ удерживать в памяти то, что в географии может быть представлено в числах»[2].

Особенно удачно Язвинский применял свой метод при изучении иностранных языков. В качестве руководства к изучению французского языка по мнемонической методе он выпустил в 1840 году «Самоучитель французского языка по методе Язвинского». Очевидно, при изданий этой книги он имел в виду исключительно своих учеников, так как пользоваться книгой незнакомому с его методой, без его личных указаний, было крайне трудно, потому что объяснение методы, помещенное в предисловии, очень коротко и очень туманно. Язвинский делит «Самоучитель» на 3 части: в первой помещает изучение слов, во второй — изучение фраз и в третьей — грамматику и синтаксис. Первое издание «Самоучителя» разошлось очень быстро. В 1843 году вышла вторым изданием первая часть «Самоучителя», значительно дополненная и с некоторыми изменениями. Так, значительно было расширено объяснение самой методы, крайне недостаточное в первом издании. В новом издании фонографическая таблица описана и объяснена так подробно и обстоятельно, что «Самоучителем» можно пользоваться без помощи преподавателя[5].

Метод Язвинского был применён им также к изучению хронологии и истории. Им было предпринято издание «Хронографического атласа всеобщей истории», о чем появилось его объявление, и принималась подписка. При «Атласе» было обещано подробное введение, в котором должны быть изложены правила, как пользоваться «Атласом» и как следует учить и учиться при помощи этого руководства; введение обещало изложить основания метода подробно[5].

В 1840 году появился его труд, составлявший часть предпринятого им издания под названием: «Синхронические таблицы Всеобщей истории». Таблицы снабжены были 1500 портретами государей и великих людей всех наций, вставленными в небольшие квадратики таблиц; портреты эти сняты с медалей, хранящихся в парижских, венских и берлинских музеях и библиотеках[5].

В 1841 году вышла его книга: «Хронологическое обозрение всемирной истории». Книга эта разделена на эпохи по столетиям, причем каждому столетию автором дано особое название: «век Тамерлана», «век Аттилы», «век Саладина» и т. п. В том же 1841 году появилось и другое руководство Язвинского по хронологии — «Хронографическое обозрение русской истории по методе Язвинского». В этой книге его таблицы также снабжены портретами замечательных людей русской истории, правда портретами весьма микроскопическими, величиной всего с гривенник. Нарисованы портреты были Тимом, гравированы Нетельгорстом. Внизу под каждым портретиком перечисляются подвиги изображаемого лица и сообщаются некоторые хронологические даты[5].

Кроме вышеназванных книг, Язвинским были изданы следующие труды: по хронологии — «Метода преподавания хронологической истории» (1837), по языкознанию: «Самоучитель немецкого языка» (1845) и «Словарь корней латинского языка» (1845)[5].

Метод Язвинского был достаточно известен и за границей. Так, в 1840 году была переведена с польского на русский язык книга Ждановича «Объяснение хронографической таблицы, представляющей последовательное вступление на престол императоров и королей в XX государствах, от начала христианской веры до наших времен, составленной по плану и методе Язвинского». Статья Ждановича дает очень ясное и удовлетворительное понятие о методе Язвинского и служит достаточным руководством для употребления таблиц, поэтому перевод ее на русский язык, сделанный с некоторыми дополнениями Никулиным, студентом Московского университета, имел большое значение. Метод Язвинского был популярен и в других странах, например в Италии. Особенную же известность и распространение он получил во Франции. Там он был принят во многих учебных заведениях. В Париже образовалось даже целое общество для распространения метода Язвинского. Метод этот применялся там с большим или меньшим успехом почти ко всем знаниям и отраслям общественного дела. Например, таблицы Язвинского прилагали к изучению Наполеоновского кодекса[5].

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 надгробие
  2. 1 2 3 4 5 Пашкова Т. И. «Метода» преподавания школьных дисциплин А. Ф. Язвинского (1830—1850-е гг.): взлет и падение // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2019. № 192. С. 131—140
  3. Polski słownik biograficzny: pt. 4. Kalita Karol-Kapliński Seweryn, Skład główny w księg. Gebethnera i Wolffa, 1965
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 Zapomniany mistrz pamięci // Aleksander Kopiński, Plus Minus, Rzeczpospolita, 4 stycznia 2014
  5. 1 2 3 4 5 6 7 Заболотская М. В. Язвинский, Александр Феликсович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.

Литература[править | править код]