Макропруденциальная политика

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Банк России — регулятор, ответственный с 2013 г. за макропруденциальную политику в Российской Федерации

Макропруденциальная политика (англ. macroprudential policy) — комплекс упреждающих мер, направленных на минимизацию системного риска финансового сектора в целом либо в его отдельных секторах, в случае реализации которого значительное число участников финансового сектора становится неплатежеспособным или теряет ликвидность, в результате чего они не могут функционировать без поддержки органа денежно-кредитного регулирования или органа пруденциального надзора.

История термина

[править | править код]

Понятие «пруденциальный» (от англ. prudential) означает осторожный, благоразумный, дальновидный. Латинское слово prudentia означает благоразумие, рассудительность[1]. Термин стал распространяться в финансовой лексике с конца XIX столетия начиная со страхового дела. Нередко слово «пруденциальный» включали в фирменное наименование страховщиков (например, Prudential Assurance Company (1848), Prudential Life Insurance Company of America (1875), Prudential Fire Insurance Co (1891) и т. д.).

В устойчивый оборот органов финансового регулирования выражение вошло в 1970-е годы, когда общий банковский надзор и регулирование стали называть «пруденциальными», то есть упреждающими, ориентированными на потенциальные риски, будущие, а не на уже проявившиеся проблемы. Уже в 1975 году Британская банковская ассоциация[англ.] издала сборник «Пруденциальное регулирование банков в Европейском экономическом сообществе», в котором проводился сравнительный обзор банковского законодательства в Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Ирландии, Италии, Люксембурге, Нидерландах и Франции[2]. К 1980-м годам выражение «пруденциальное регулирование и надзор» стало стандартным в лексиконе центральных банков и органов финансового регулирования. В 1987 году ОЭСР выпустила сводный отчет «Пруденциальный надзор в банковском деле», в котором раскрывались основные аспекты надзорной работы в банковском секторе, ставшие в последующем классическими. В настоящее время пруденциальное регулирование и надзор за финансовыми посредниками понимаются в смысле «микропруденциальный», то есть имеющий отношение к отдельно взятому финансовому институту, а не к финансовому сектору в целом.

Активное применение термина «макропруденциальная политика» пришлось на конец XX столетия, однако его происхождение относится к более раннему периоду. По мнению сотрудников Банка международных расчетов, впервые термин прозвучал в 1979 году на заседании Комитета Кука (предшественника Базельского комитета по банковскому надзору)[3]. Комитет начинал проект по сбору статистики о международном кредитовании и был обеспокоен слиянием микро- и макропроблем.

Отдельные инструменты макропруденциальной политики страны стали применять еще в 1990-е годы, однако широкое распространение макропруденциальная политика получила после глобального финансового кризиса 2007—2009 годов Кризис продемонстрировал недостатки традиционной политики: для обеспечения устойчивости финансовой системы недостаточно ценовой стабильности, надзора и регулирования в отношении отдельных финансовых институтов. В отличие от классической пруденциальной политики, макропруденциальный подход учитывает взаимосвязи между финансовыми институтами, финансовый цикл и возможные эффекты «заражения».

Объекты макропруденциальной политики

[править | править код]
Financial Stability Oversight Council — федеральная правительственная организация, ответственная в США с 2010 г. за макропруденциальную политику

Объектами макропруденциальной политики выступают взаимоотношения между финансовыми посредниками, финансовыми рынками, инфраструктурой финансового рынка, а также между финансовой системой и реальным сектором. Макропруденциальная политика занимает промежуточное положение между денежно-кредитной политикой центрального банка, направленной на достижение целей макроэкономической стабилизации, и микропруденциальным регулированием и надзором, предназначенными для предотвращения несостоятельности отдельных финансовых посредников, а также защиты интересов их кредиторов, клиентов и вкладчиков.

Задачи макропруденциальной политики

[править | править код]
  • поддержание устойчивости финансовой системы к агрегированным шокам, включая рецессию и внешние шоки путем создания дополнительных буферов капитала и ликвидности;
  • ограничение избыточных финансовых рисков, принимаемых на себя финансовой системой (сдерживание резкого увеличения финансового рычага и волатильности фондирования);
  • сглаживание финансового цикла (сокращения проциклического влияния цен на активы и на займы): предотвращение формирования «мыльных пузырей» на рынках финансовых активов, если они несут потенциальную угрозу устойчивости финансовой системы или будут иметь существенные отрицательные эффекты для нефинансового сектора;
  • контроль над структурными факторами уязвимости финансовой системы, обусловленными взаимосвязями финансовых институтов, их совместной подверженностью рискам, а также ролью системно значимых финансовых институтов.

Задачи макропруденциальной политики носят взаимодополняющий характер. С одной стороны, на инструментальном уровне макропруденциальная политика основывается на микропруденциальных нормах и требованиях. Де-факто макропруденциальная политика опирается на пруденциальные требования, благодаря которым отдельные банки могут обладать достаточным собственным капиталом и ликвидностью, чтобы самостоятельно справляться с шоками и выполнять свои обязательства. Однако когда финансовый сектор переживает циклические колебания и все рыночные игроки в равной степени подвержены шокам, стационарных микропруденциальных требований может быть недостаточно.

Разработчики макропруденциальной политики

[править | править код]
European Systemic Risk Board — панъевропейский совет, ответственный с 2010 г. за координацию макропруденциальных политик в Европейском союзе. Располагается на площадке Европейского центрального банка.

Основная роль в разработке глобальных стандартов макропруденциальной политики принадлежит МВФ, Совету по финансовой стабильности и Банку международных расчетов.

В годовом отчете 1998 г. МВФ впервые заявил, что «эффективный банковский надзор должен быть непрерывным.. это может быть обеспечено, главным образом, за счет документарного надзора как на микропруденциальном, так и на макропруденциальном уровне… макропруденциальный анализ основан на исследовании рынка и макроэкономической информации, в фокусе его внимания находятся ключевые рынки активов, финансовые посредники, макроэкономическое развитие и потенциальные дисбалансы». Для макропруденциального анализа в 2000 г. МВФ разработал «макропруденциальные индикаторы» (macroprudential indicators), которые на следующий год были переименованы в «показатели финансовой устойчивости» (financial soundness indicators). В 2003 г. программа расчета макропоказателей финансовой устойчивости была внедрена в Банке России.

В 2009 г. по результатам анализа глобального финансового кризиса 2007—2009 гг. три упомянутые международные организации предложили Группе двадцати «Руководство по оценке системной важности финансовых институтов, рынков и инструментов», в котором изложены основные идеи макропруденциальной политики. Консультативная «Группа тридцати» (Group of Thirty) в 2010 г. выпустила руководство по макропруденциальной политике. В нем приведены четыре ключевые ее характеристики:

  • ответственность за устойчивость финансовой системы в целом,
  • ограничение системного риска,
  • применение специфического набора инструментов,
  • взаимодействие с другими институтами государственной политики.

В 2016 г. международные организации опубликовали совместный доклад «Элементы эффективной макропруденциальной политики: уроки международного опыта», резюмирующий накопленный странами опыт в разработке и применении макропруденциальной политики. Основой для работы послужили доклады международных организаций, опыт отдельных стран, а также научные исследования. В течение 2010-х гг. МВФ опубликовал серию докладов, разъясняющих подходы к разработке и применению макропруденциальной политики.

Условия реализации эффективной макропруденциальной политики

[править | править код]
  • наличие институциональных механизмов (полномочия, ответственность и подотчетность государственных институтов),
  • регулярный анализ системных рисков финансового сектора и информирование о них финансовых институтов и общественности,
  • разработка и внедрение пруденциальных мер, соответствующих выявленных рискам,
  • оценка эффективности макропруденциальной политики,
  • учет эффектов «миграции» финансовой активности между секторами, включая нерегулируемый «теневой» банковский сектор,
  • публичное разъяснение макропруденциальной политики,
  • взаимодействие макропруденциальной политики с другими мерами экономической политики государства.

Инструменты макропруденциальной политики

[править | править код]
  • меры административного характера, направленные на сдерживание кредитования (лимиты на прирост кредитования);
  • инструменты общего характера, основанные на воздействии на капитал или резервы на возможные потери (динамические резервы, контрциклический буфер капитала, динамические ограничения коэффициента левереджа);
  • секторальные инструменты (ограничения на вложения в отдельные сектора, специфические требования к капиталу и коэффициенты риска, LTV, DTI, DSTI и LTI в ипотечном кредитовании);
  • инструменты для управления риска ликвидности и валютного риска (формирование запасов высоколиквидных активов, показатели стабильного фондирования, лимиты на открытые валютные позиции);
  • инструменты, влияющие на риски структурного характера, передаваемые через каналы взаимосвязей в финансовой системе (дополнительные требования к капиталу и ликвидности для системно значимых институтов, а также контроль взаимосвязей в области фондирования и на рынках деривативов);
  • меры, направленные напрямую на потребителей финансовых услуг (налоги на физических лиц по сделкам с недвижимостью, меры по ограничению внешнего долга нефинансовых компаний).

Микро- и макропруденциальные подходы

[править | править код]
Банк международных расчётов — международная финансовая организация, в функции которой входит содействие сотрудничеству между центральными банками, глобальный интеллектуальный центр разработки стандартов макропруденциальной политики

Макропруденциальная политика уделяет внимание тому, что уходит из сферы интересов микропруденциальной политики, — системообразующим институтам, на связях между ними (которые проявляются через «эффект домино» в период кризиса) и на взаимосвязях банков с другими участниками финансового рынка, включая пенсионные фонды, страховые и инвестиционные компании. Таким образом, макропруденциальная политика отличается от микропруденциальной политики несколькими ракурсами (см. табл.). Во-первых, анализ устойчивости финансового сектора проводится на агрегированном уровне, а не на уровне отдельных институтов. Во-вторых, во внимание принимается весь финансовый сектор, а не только банки. В-третьих, следует анализировать взаимосвязи между системно значимыми институтами, действующими на разных рынках, чтобы оценивать цепочки в «эффекте домино». В-четвертых, макропруденциальный анализ должен иметь прикладное назначение: на его основе необходимо принимать решения об изменении настроек регулирования и надзора.

Табл. Сопоставление микро- и макропруденциального подходов.

Характеристика Макропруденциальная политика Микропруденциальная политика
Конечная цель Снижение издержек нестабильности, связанных с финансовым кризисом Защита интересов вкладчиков и кредиторов банков
Промежуточная цель Поддержание финансовой стабильности в целом Предотвращение несостоятельности отдельных банков
Макроэкономический фактор Макроэкономические условия рассматриваются как эндогенный фактор Макроэкономические условия рассматриваются как экзогенный фактор
Модель рисков в финансовом секторе Общие и систематические шоки Специфические шоки
Оценка перспектив Вероятностный подход, основанный на оценках рисков, акцент на сценарном анализе Подход, основанный на анализе формальной отчетности, акцент на внутреннем контроле и инспекционных проверках
Взаимосвязи и общие риски участников рынка Основополагающие факторы Не учитываются
Настройка пруденциальных норм Подход «сверху вниз»: отслеживание системных шоков финансового сектора Подход «снизу вверх»: отслеживание рисков отдельных участников рынка
Раскрытие информации Широкое распространение результатов оценки, в том числе показатели финансовой устойчивости, макропруденциальные индикаторы, сигналы моделей раннего оповещения Стандартизированные отчеты и конфиденциальная информация для целей надзора

Источник: Hirtle B., Schuermann T. and Stiroh K. Macroprudential Supervision of Financial Institutions: Lessons from the SCAP. Federal Reserve Bank of New York Staff Reports № 409. November 2009. P. 13.

Взаимодействие макропруденциальной и денежно-кредитной политики

[править | править код]

Макропруденциальная политика тесно связана с денежно-кредитной политикой. В условиях сбалансированной макроэкономической конъюнктуры реализация задач макропруденциальной политики будет способствовать достижению целей денежно-кредитной политики, таким как ценовая стабильность. Однако в случае макроэкономического дисбаланса между макропруденциальной и денежно-кредитной политикой возможен конфликт целей. Перед регулятором встанет выбор между поддержкой реальной экономики и финансовой системы. К примеру, в случае спекулятивного давления на валютном рынке и паники вкладчиков денежные власти столкнутся с дилеммой: обеспечивать банки ликвидностью для погашения обязательств или противостоять валютному кризису, ограничивая банковскую ликвидность. В зависимости от характеристик финансовой системы, ее влияния на реальный сектор экономики и профиля шока выбор регулятора носит дискреционный характер. В ряде экстремальных ситуаций денежно-кредитная политика может не соответствовать достижению макроэкономического баланса. Например, когда процентные ставки находятся на уровне около нуля или, наоборот, когда для борьбы с оттоком капитала и обесценением национальной валюты центральный банк вынужден устанавливать чрезмерно высокие процентные ставки, негативно влияющие на экономику. В таком случае макропруденциальная политика может заместить традиционную денежно-кредитную политику, которая потеряла должную эффективность.

Макропруденциальная политика в России

[править | править код]

В 2011 г. в Банке России был создан Департамент финансовой стабильности. При формировании мегарегулятора (присоединения ФСФР к Банку России) в 2013 г. в Федеральный закон № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» были внесены изменения, предусматривающие включение в официальный мандат Банка России цели по обеспечению стабильности финансового рынка. В 2014 г. в Банке России создан Комитет финансовой стабильности под руководством Председателя Э. С. Набиуллиной. Комитет на регулярной основе оценивает системные риски и устойчивость финансовой системы, обсуждает потенциальные макропруденциальные и антикризисные меры. Для улучшения межведомственной координации в июле 2013 г. Правительство РФ создало Национальный совет по обеспечению финансовой стабильности, который с 2015 г. возглавляет первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации И. И. Шувалов. В Совет входят руководители Министерства финансов, Министерства экономического развития, АСВ и Банка России. В рамках Национального совета по обеспечению финансовой стабильности обсуждаются текущие вопросы финансовой устойчивости и разрабатываются рекомендации для соответствующих органов власти.

Примечания

[править | править код]
  1. Перевод prudentia с латинского языка (латинско-русский словарь). Дата обращения: 2 июля 2017. Архивировано 17 июля 2017 года.
  2. Prudential regulation of banks in the European Economic Community. — London: Inter-Bank Research Organisation, 1975.
  3. Clement P. The term "macroprudential": origins and evolution // BIS Quarterly Review. — 2010. — Март. — С. 59-67.

Литература

[править | править код]
  • Арыков Р. И. Финансовая стабильность, системный риск и макропруденциальная политика // Экономика, 2016. — № 1. — С. 122—125.
  • Данилова Е. О. и Елизарова Н. Б. Макропруденциальная политика: теоретические аспекты и практический опыт Банка России // Деньги и кредит, 2017. — № 6. — С. 5—17.
  • Моисеев С. Р. и Лобанова М. Концепция макропруденциальной политики (терминология — сущностные аспекты) // Деньги и кредит, 2013. — № 7. — С.46—54.
  • Моргунов Е. А. Основные инструменты макропруденциальной политики центральных банков // Новая наука: Теоретический и практический взгляд, 2016. — № 6—1. — С. 185—187.
  • Ольховка Н. А., Адаскевич М. В. Взаимодействие монетарной и макропруденциальной политик // Горизонты экономики, 2016. — № 5. — С. 87—91.
  • Понаморенко В. Е. Организационно-правовые основы макропруденциальной политики на международном и национальном уровнях // Международное право, 2016. — № 3. — С. 54—71.
  • Росси С. Перспективы макропруденциальной политики // Деньги и кредит, 2012. —— № 8. —— С. 11—12.
  • Хуранов Т. С. Современное состояние и проблемы реализации макропруденциальной политики Банком России // Правозащитник, 2016. — № 2. — С. 21.
  • Шахнович Р. М. Макропруденциальная политика как инструмент поддержания финансовой стабильности // Вопросы экономики и права, 2013. — № 62. — С. 61—64.
  • Angelini P., Neri S. and Panetta F. Monetary and macroprudential policies. Bank of Italy Working Papers № 801, March 2011.
  • Dell’Ariccia G., Igan D., Laeven L., Tong H., Bakker B., Vandenbussche J. Policies for Macrofinancial Stability: How to Deal with Credit Booms. IMF Staff Discussion Notes № 6, 2012.
  • Enhancing Financial Stability and Resilience: Macroprudential Policy, Tools and Systems for the Future. Working Group on Macroprudential Policy. Special report. Group of Thirty. October 2010.
  • Guidance to Assess the Systemic Importance of Financial Institutions, Markets and Instruments: Initial Considerations. The Report to the G20. International Monetary Fund, the Bank for International Settlements and the Financial Stability Board, 2009.
  • Nier E., Jácome L., Osinski J., Madrid P. Institutional Models for Macroprudential Policy. IMF Staff Discussion Note № 18, 2011.