Северокорейско-японские отношения

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Северокорейско-японские отношения
КНДР и Япония

КНДР

Япония
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Северокорейско-японские отношения — двусторонние отношения между КНДР и Японией не были официально установлены. Проводились дипломатические переговоры на уровне правительств двух стран по обсуждению проблемных вопросов: похищенных японских граждан и ядерной программе Северной Кореи. Отношения между двумя странами являются напряжёнными и отмечены проявлениями враждебности.

В 2014 году World Service BBC провёл опрос: 91 % японцев относились к КНДР негативно, только 1 % отозвался положительно, что является наиболее негативным восприятием Северной Кореи в мире[1].

История[править | править код]

В первые годы после провозглашения независимости КНДР отношения между Пхеньяном и Токио носили в основном враждебный характер. В 1949—1950 годах северокорейское руководство решительно осуждало экономические и политические переговоры между Японией и администрацией Ли Сын Мана[2]. Позднее, однако, Северная Корея стремилась использовать в своих интересах конфликт, который возник между Японией и Южной Кореей. В феврале 1955 года, в ответ на инициативу премьер-министра Японии Итиро Хатоямы по сближению с Советским Союзом и другими коммунистическими странами, министр иностранных дел Северной Кореи Нам Иль сделал заявление о возможности экономического и культурного сотрудничества с Японией. С 1955 по 1964 год северокорейско-японские экономические отношения получили постепенное развитие, отчасти потому, что Пхеньян стремился предотвратить сближение Японии с Южной Кореей. Тем самым, Северная Корея также стремилась уменьшить свою экономическую зависимость от Советского Союза[3].

Ассоциация северокорейских граждан в Японии (Чочхоннён) возникла в 1955 году, находится под контролем спецслужб КНДР[4]. В связи с тем, что Япония отказывалась предоставлять японское подданство корейцам[4], насильственно вывезенным в метрополию во время Второй мировой войны, ассоциация Чочхоннён активно агитировала за то, чтобы те принимали северокорейское гражданство. Добровольная репатриация корейских жителей из Японии в Северную Корею прогрессировала медленно, но после заключения договора при посредничестве Красного Креста, с 1959 по 1960 год почти 50000 из примерно 600000 корейцев прибыли в Северную Корею на борту чартерных советских кораблей. В октябре 1960 года программа репатриации была продлена ещё на один год для размещения 60000 корейцев желающих репатриации. В 1965 году правительство Северной Кореи резко раскритиковало подписание договора об основах отношений между Японией и Республикой Корея. С приходом к власти в Японии Эйсаку Сато северокорейско-японские отношения ухудшились, но в 1971—1972 годах под влиянием китайско-японского сближения произошло расширение экономического сотрудничества Японии и с КНДР. Какуэй Танака проводил политику нейтралитета по отношению к Северной и Южной Кореям, отказался поддержать Сеул против Пхеньяна во время расследования дела Мун Се-Гвана. Тем не менее, Танака по-прежнему воздерживался от установления дипломатических отношений с Северной Кореей. Следующий премьер-министр Японии Такэо Мики и его преемники вернули Японию к политике поддержки Республики Кореи в её конфликте с КНДР[5][6][7].

23 января 2023 г. премьер-министр Японии Фумио Кисида на пленарном заседании нижней палаты парламента заявил, что обеспокоен участившимися ракетными испытаниями КНДР, однако по-прежнему готов лично встретиться с северокорейским лидером Ким Чен Ыном.

В ноябре 2023 года Премьер-министр Японии Фумио Кисида поручил принять необходимые меры и готовиться к непредвиденным обстоятельствам в связи с уведомлением КНДР о планах запустить спутник в период с 22 ноября по 1 декабря. Кисида также отметил, что запуск КНДР баллистической ракеты для запуска искусственного спутника будет нарушением резолюций Совета Безопасности ООН. Он подчеркнул, что Токио продолжит принимать все меры для сбора данных и анализа информации в сотрудничестве с США и в трехстороннем формате с участием Южной Кореи.

27 марта 2024 г. заместитель заведующего отделом ЦК Трудовой партии КНДР Ким Ё Чжон заявила, что КНДР отказывается от любых контактов и переговоров с Японией, в том числе от предложения японской стороны о проведении двухстороннего саммита. Причиной данного решения является позиция Токио по вопросам похищенных КНДР японских граждан и северокорейской ядерно-ракетной программы[8].

Примечания[править | править код]

  1. 2014 World Service Poll Архивная копия от 5 марта 2015 на Wayback Machine BBC
  2. Bruce Cumings, The Origins of the Korean War II: The Roaring of the Cataract 1947—1950 (Princeton, NJ: Princeton University Press, 1990), pp. 458—459.
  3. Kiwon Chung, Japanese-North Korean Relations Today, Asian Survey, Vol. 4, Issue 4 (April 1964), pp. 788—803
  4. 1 2 А. Ланьков«Корейские рыболовы с гранатомётами» // «Русский фокус» № 33 (70), 30 сентября — 6 октября 2002 года Архивировано 11 марта 2007 года.
  5. Balázs Szalontai, "Instrumental Nationalism? The Dokdo Problem Through the Lens of North Korean Propaganda and Diplomacy, " Journal of Northeast Asian History, Vol. 10, Issue 2 (Winter 2013), pp. 128—139. Downloadable at https://www.academia.edu/6097478/Instrumental_Nationalism_North_Korea_and_the_Japanese-South_Korean_Dispute_over_Dokdo_Takeshima Архивировано 1 сентября 2014 года. . On Japan’s attitude toward the Mun Segwang affair, see Victor D. Cha, Alignment Despite Antagonism: The United States-Korea-Japan Security Triangle (Stanford, CA: Stanford University Press, 1999), pp. 124—130.
  6. "Russia Acknowledges Sending Japanese Prisoners of War to North Korea". Mosnews.com. 2005-04-01. Архивировано из оригинала 13 ноября 2006.
  7. Kim, Yong Mok. The Dilemma of North Korea's Japanese Wives (неопр.) // Japan Policy Research Institute Critique. — 1997. — November (т. 4, № 10). Архивировано 27 сентября 2006 года.
  8. ЦТАК | статья | Заявление для печати заместителя заведующего отделом ЦК ТПК Ким Ё Чен. www.kcna.kp. Дата обращения: 28 марта 2024.