Фрасибул Милетский

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Фрасибул
др.-греч. Θρασύβουλος
Тиран Милета
конец VII — первая половина VI века до н. э.

Рождение VII век до н. э.
Милет
Смерть VII век до н. э.

Фрасибул (др.-греч. Θρασύβουλος) — тиран Милета в VII—VI веках до н. э.

Установление тирании[править | править код]

После отстранения о власти милетских царей из династии Нелеидов (вероятно, в конце VIII века до н. э.) высшими магистратами в городе стали пританы, по-видимому, находившиеся под контролем совета знати[1].

Приблизительно в конце VII века до н. э. аристократ Фрасибул, исполнявший должность притана, захватил верховную власть в Милете. Обстоятельства узурпации неизвестны, но предполагается, что он мог быть командующим в войне с лидийцами, которая, по Геродоту, длилась 12 лет[2][K 1], и использовал свои полномочия для совершения переворота[3].

По словам Аристотеля, тирания в Милете была установлена, потому что пританы располагали слишком большой властью[4]. Гельмут Берве предполагает, что либо полномочия Фрасибула как притана были продлены в связи с войной, либо его назначили стратегом особым постановлением[3].

Война с Лидией[править | править код]

Ему удалось заключить на приемлемых условиях мир и договор о дружбе и военном союзе с лидийским царем Алиаттом II, благодаря хитрой уловке, обманувшей вражеских послов, и помощи коринфского тирана Периандра. По словам Геродота, на 12-м году войны лидийцы, ежегодными вторжениями опустошавшие милетскую хору, случайно сожгли храм Афины Ассесии. За это святотатство царь Алиатт был наказан тяжелым недугом; в поисках средства излечения он направил посольство в Дельфы, и оракул ответил, что лидийцы должны восстановить храм богини[2].

Друг Фрасибула Периандр сообщил ему содержание оракула, и когда лидийский посол прибыл просить о перемирии, тиран приказал свезти на площадь все имевшиеся в городе запасы продовольствия, и устроить пир, чтобы убедить противников, будто в городе всего вдоволь. Лидийцы, надеявшиеся, что в результате регулярного уничтожения урожаев Милет рано или поздно капитулирует из-за голода, отчаялись добиться победы и заключили мир с Фрасибулом[5].

Об этой хитрости Фрасибула, к которой впоследствии неоднократно прибегали осажденные разных эпох и стран, рассказывают также Полиен[6] и Фронтин[7].

Притча о колосьях[править | править код]

В пятой книге «Истории» Геродот приводит знаменитый рассказ об ответе Фрасибула послу Периандра, спрашивавшего совета о лучшем способе управления.

Фрасибул же отправился с прибывшим от Периандра глашатаем за город и привел его на ниву. Проходя вместе с ним по полю, Фрасибул снова и снова переспрашивал о причине прибытия его из Коринфа. При этом тиран, видя возвышающиеся над другими колосья, все время обрывал их. Обрывая же колосья, он выбрасывал их, пока не уничтожил таким образом самую красивую и густую часть нивы. Так вот, проведя глашатая через поле и не дав никакого ответа, тиран отпустил его. По возвращении же глашатая в Коринф Периандр полюбопытствовал узнать ответ Фрасибула. А глашатай объявил, что не привез никакого ответа и удивляется, как это Периандр мог послать его за советом к такому безумному человеку, который опустошает собственную землю. Затем он рассказал, что видел у Фрасибула. Периандр же понял поступок Фрасибула, сообразив, что тот ему советует умертвить выдающихся граждан.

Геродот. V, 92

Аристотель в своей «Политике» передает ту же самую историю, но в его рассказе тираны меняются местами[8].

Политика Фрасибула[править | править код]

Возможно, в его правление была централизована чеканка монеты. Тиран проводил активную внешнюю политику — было основано много колоний, что позволяло избавиться от политических противников, не прибегая к репрессиям; из сообщения Фронтина следует, что войско и флот Фрасибула проводили операции в районе Коринфского перешейка и овладели гаванью Сикиона[9], вероятно, оказывая помощь Периандру в войне с этим городом[10].

Предполагается, что внутренняя политика Фрасибула была компромиссной и учитывала интересы полиса. По свидетельству Диогена Лаэртского, близким другом тирана был знаменитый философ Фалес[11], первый из семи мудрецов, вероятно, также являвшийся его советником[12]. Также предполагается, что Фрасибулу удалось сохранить власть до конца своих дней, поскольку Фалес на вопрос, что самого необычного он видел в жизни, ответил: «старика-тирана»[13][14].

Комментарии[править | править код]

  1. На основании условной Геродотовской хронологии правления Мермнадов, соединенной с данными античных хронографов, эту войну примерно датируют 623—612 или 617—605 до н. э. (Ковалев П. В. Позиция Периандра Коринфского в территориальном споре за Сигей Архивная копия от 24 июля 2015 на Wayback Machine // Исседон. Т. II, 2003, с. 60)

Примечания[править | править код]

  1. Лаптева, 2009, с. 340.
  2. 1 2 Геродот. I, 19
  3. 1 2 Берве, 1997, с. 129.
  4. Аристотель. Политика. V, 1305a
  5. Геродот. I, 20—22
  6. Полиен. VI, 47
  7. Фронтин. III, 15, 6
  8. Аристотель. Политика. III, 1284a
  9. Фронтин. III, 9, 7
  10. Лаптева, 2009, с. 349.
  11. Диоген Лаэртский. I, 27
  12. Диоген Лаэртский. I, 25
  13. Диоген Лаэртский. I, 36
  14. Лаптева, 2009, с. 364.

Литература[править | править код]

  • Берве Г. Тираны Греции. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — ISBN 5-222-000368-X.
  • Лаптева М. Ю. У истоков древнегреческой цивилизации. Иония XI-VI вв. до н. э.. — СПб.: ИЦ Гуманитарная академия, 2009. — ISBN 978-5-93762-061-3.