Арминий, Якоб

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Это старая версия этой страницы, сохранённая 83.220.238.23 (обсуждение) в 19:14, 28 апреля 2019 (→‎Преамбула: оформление, пунктуация). Она может серьёзно отличаться от текущей версии.
Перейти к навигации Перейти к поиску
Якоб Арминий
Jacobus Arminius
Имя при рождении Jakob Hermanszoon
Дата рождения 10 октября 1560[1]
Место рождения
Дата смерти 19 октября 1609(1609-10-19)[2][3][…] (48 лет)
Место смерти
Страна
Род деятельности богослов
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Я́коб Арми́ний (лат. Jacobus Arminius, наст. имя Якоб Германзен; 10 октября 156019 октября 1609) — голландский протестантский богослов.

Биография

Становление

Согласно традиционной биографии Арминия, восходящей к поминальной речи Петруса Бертиуса, будущий богослов родился 10 октября 1560 года в городе Аудеватер, в 12 милях от Утрехта. Имя, полученное при рождении, Якоб Германзен (Jacob Harmensz), он по обыкновению своего времени, позднее латинизировал. Отцом Якоба традиция называет ножовщика Германа Якобсена (Jacob Harmensz), о происхождении которого ничего не известно. О матери Арминия сообщается, что её звали Ангелика Якобсдоттер (Engeltje Jacobsdr) из Дордрехта. Семья имела средний достаток, но после ранней смерти отца семейства Ангелика с детьми оказалась в стеснённых обстоятельствах. Вместе с братьями и сёстрами Арминия она погибла в ходе осады Аудеватера[англ.] в 1575 году; тогда же был и разрушен их дом. Такую версию изложил в 1609 году Петрус Бертиус, а вслед за ним и позднейшие биографы Арминия. В 1971 году Карл Бэнг подверг их сомнению на основе анализа архивных источников. Исследователь сделал вывод, что нет никаких документов, подтверждающих дату 10 октября 1560 года, и с бо́льшими основаниями можно говорить о 1559 годе. Сведения о происхождении отца и матери богослова также, скорее всего, не верны[4]. С другой стороны, ему удалось обнаружить родственные связи Арминия по отцовской стороне, позволившие дать объяснение происхождению фамильного герба — трёх почтовых рожков. Сестра отца Арминия, Герта Якобсдоттер (Geertje Jacobsdr.) во втором браке была женой богослова Иоганна Кухлиния (Jochannes Cuchlinus), на дочери которого от предыдущего брака был женат Бертиус[5].

Начальное обучение Арминия Бертиус приписывает священнику Теодору Эмилию, о котором ничего не известно. К моменту рождения Арминия Аудеватер ещё принадлежал Испании, и был до 1574 года преимущественно католическим городом. Вполне возможно, что свои юношеские годы Якоб провёл в Утрехте, где посещал школу монастыря святого Иеронима[нидерл.][6]. Со смертью Эмилия, предположительно датируемой 1574 или 1575 годом, в жизни Армния начинается новый этап, связанный с именем лингвиста и математика Рудольфа Снеллиуса[англ.] (1547—1613). Снеллиус, также уроженец Аудеватера, покинул охваченные войной Нидерланды вместе с юным земляком, предполагая устроить Якоба в протестантский университет Марбурга. Вероятно, это произошло в начале лета 1575 года, а уже в августе, как сообщает Бертиус, Арминий вернулся на руины родного города оплакивать смерть своих родственников. Вскоре он вернулся к Снеллиусу в Марбург, проделав весь путь в 400 километров пешком. Примерно через год, узнав об открытии университета в Лейдене, Якоб предпочёл вернуться в Голландию[7]. По пути в Лейден он на некоторое время остановился в Роттердаме, где познакомился с реформатскими богословами Жаном Таффином[англ.] (1529—1602) и Бертиусом-старшим[8]. После того, как Снеллиус переехал в Лейден, Арминий на непродолжительное время стал его учеником и приобщился таким образом к философии[англ.] Пьера Раме[7]. Среди преподавателей, у которых Арминий обучался в Лейдене, были известный гебраист Иоганн Друзиус[англ.]*, греческий язык преподавали Пётр Тиара[нем.] и с 1578 года Бонавентура Вулканий[англ.], латынь — Николай Даммиус, право — Йост де Менин (Joost de Menijn) и Корнелий Гроций, дядя Гуго Гроция. Впрочем, нет оснований предполагать, что Арминий изучал право. Главным профессором богословия в 1575—1579 годах был Гийом Фёгере[нем.]. Помимо Фёгере богословским образованием Арминия занимался Ламбер Дано[англ.][9].

В Женеве и Базеле, 1581—1588

В 1581 году Арминий завершил обучение в Лейдене и, показав выдающиеся успехи, привлёк внимание городских властей и духовенства, предложивших 21-летнему юноше продолжить обучение богословию. 31 сентября ему была выдана сумма в 100 гульденов под письменное обязательство продолжить учёбу и посвятить свою дальнейшую жизнь благу церкви Амстердама; этот документ не сохранился. Вероятно, вслед за этим он посетил бургомистров города. Местом обучения была избрана Женева, и с 1 января 1582 года Арминий был зачислен в число студентов возглавляемого учеником Жана Кальвина, Теодором Безой Женевского университета[10]. Беза, с именем которого часто связывают возникновение реформатской схоластики, не изменив букву учения своего учителя, в значительной степени поменял в нём акценты, признав первостепенную значимость доктрины о предопределении. Предвосхищая споры о последовательности Божьих установлении[англ.], Беза был сторонником взглядов, после Дордрехтского синода получивших название супралапсарианских[11]. Как утверждают Бертиус и Каспар Брандт, именно этих взглядов придерживался Арминий в годы учёбы в Женеве и в первые годы пасторского служения в Амстердаме. Другой его интеллектуальной страстью в этот период была философия Раме. О страстной защите Арминием рамизма сообщает Иоганн Утенбогерт[англ.]. Согласно Бертиусу, преподаватель философии испанский аристотелист Пётр Галезий (Petrus Galezius) счёл это выступление неуместным, и Арминию пришлось на некоторое время уехать в Базель[12].

В Базеле у Арминия сложились хорошие отношения с профессором священной литературы Иоганном Якобом Гринеусом[англ.]. О его влиянии мало известно, кроме того, что под его руководством Яков подготовил лекции по Посланию к Римлянам — в Базеле было принято доверять студентам публичные лекции. Примечательно, что именно с этого послания Арминий начал свою проповедь в Амстердаме несколько лет спустя. В сентябре 1583 года Гринеус написал властям Амстердама хвалебное письмо, превознося благочестие и успехи в учёбе своего студента. Ещё одной темой письма была просьба о финансовой помощи, поскольку стипендия поступала не регулярно, и Арминию часто приходилось брать деньги в долг. 21 ноября 1583 года он защитил диссертацию, после чего получил предложение звания доктора и жалования от Базельского университета. Сочтя себя слишком молодым для такой чести, Арминий вскоре вернулся в Женеву[13].

Возвращение в Женеву произошло, видимо, в августе 1584 года, но повторно в академию Арминий записался только в октябре. Как отмечает Утенбогерт, по возвращении он демонстрировал большую умеренность во взглядах и меньшую склонность к рамизму. Июнем следующего года датируется письмо, написанное Теодором Безой в ответ на запрос из Амстердама, весьма комплиментарное по отношению к Арминию (письмо достигло своей цели, и Якобу выслали денег). Вероятно, их отношения были в этот период дружескими, но был ли Арминий сторонником кальвинистских взглядов Безы? Согласно Каспару Брандту и позднейшим биографам — да. Возможно, Беза не стремился навязывать своё мнение студентам, среди которых были три ранних лидера ремонстрантов (Утенбогерт, Арминий и Конрад Ворстиус[англ.])[14]. В 1586 году Арминий завершил своё пребывание в Женеве, отправившись в Италию. На власти Амстердама, продолжавшие оплачивать обучение Арминия, это известие произвело неприятное впечатление: выдвигались обвинения, что там он целовал перстень папы или общался с кардиналом Беллармином — у верного кальвиниста не могло быть причин стремиться на территорию, подвластную Антихристу[15].

Пастор в Амстердаме, 1588—1603

Осенью 1587 года Арминий вернулся в Амстердам, и 5 октября предстал перед городским классисом. Как орган регионального управления Голландской реформатской церкви, аналогичный пресвитерианскому пресвитерию, классис проводил предварительную проверку кандидатов на занятие священнических постов. Кандидаты должны были подписывать Бельгийское исповедание. рассмотрев рекомендацию Теодора Безы, собрание единогласно постановило принять Арминия в священник, как только он получит соответствующее разрешение от города и сдаст экзамен. Первые формальности были завершены в первую неделю февраля 1588 года, и Арминий начал участвовать с богослужениях в Старой церкви. До конца лета затянулось улаживание денежных вопросов — городские власти не полностью оплатили долг перед купеческой гильдией и, наконец, 27 августа Арминий рукоположен в звании пропонента (proponent)[16]. Первое время его обязанности включали посещение горожан для проверки их веры, а также проведение воскресных богослужений в Старой и Новой церквях. Согласно биографам, его проповеди пользовались популярностью. 17 апреля 1589 года Арминий был избран секретарём классиса, а 25 июня 1590 года был делегирован для участия в пометном синоде, состоявшемся в Хорне[17].

В 1590 году Арминий женился на Лейсбет Реаль (Lijsbet Reael), дочери влиятельно члена городского совета[англ.] Лауренса Реаля (Laurens Jacobsz. Reael). После Альтерации[англ.] совет, представленный узким кругом семей, управлял гражданской и церковной жизнью Амстердама. О своей жене Арминий не оставил никаких упоминаний. Её младшим братом был Лауренс Реаль (1583—1637), генерал-губернатор Голландской Ост-Индии в 1616—1617 годах[18]. Вероятно, первое время новобрачные жили в доме Реаля. В мае 1593 года они переехали в монастырь святой Урсулы, где занимали два дома[19]. Их первый ребёнок, сын Герман (Harmen), названный в честь отца Арминия, родился в июле 1591 года и умер в следующем месяце[20]. Второй сын, также названный Германом, родился и умер в апреле 1592 года[21].

Примерно в эти годы Арминий обратился к проблематике предопределения. Согласно рассказу Бертиуса, приблизительно датируемому 1591 годом, некие «добрые братья» из Делфта распространили памфлет «Responsio ad argumenta quaedam Bezae et Calvini ex tractatu de praedestinatione in cap. IX ad Romanos», оспаривающий учение о предопределении Кальвина и Безы с инфралапсарианских позиций. Мартин Лидиус (Martinus Lydius), ранее проповедовавший в Амстердаме, а затем профессор в фрисландском Франекере послал этот памфлет Арминию, чтобы тот защитил своего бывшего учителя. В ходе написания опровержения, согласно Бертиусу, взгляды Арминия изменились дважды: сначала, исследовав аргументы сторон в поисках истины, он принял точку зрения делфтских братьев. Затем он отверг и их учение, приняв подход Филиппа Меланхтона и датского лютеранина Николаса Хеммингсена (Nicholas Hemmingsen). Брандт приводит аналогичный рассказ, но датирует его двумя годами раньше[22]. Согласно анализу Бэнгса, ко времени описанных событий, Арминий уже давно не разделял взглядов Безы, как минимум с начала служения в Амстердаме[23]. Примерно тогда же он начал проповедовать новое учение, и 2 января 1592 года оно стало предметом рассмотрения консистории[англ.]. Арминий и его сторонник Иоганн Хальсбергиус[англ.] отказались вступать в дискуссию с присутствии бургомистра и потребовали участия исключительно священников. Тем временем Лидиус, услышав об этих событиях, отправился в Гаагу, где обратился к помощи Иоганна Утенбогерта, пастора при дворе штатгальтера Мориц Оранский/Морица Оранского, попросив его стать посредником в споре. Утенбогерт согласился и прибыл в Амстердам где, в свою очередь, обратился к Жану Таффину, пастору Валлонской церкви[фр.]. 7 или 14 января был определён состав участников диспута, который прошёл в торжественной обстановке. Со стороны оппонентов выступил Петер Планциус, обвинивший Арминия в пелагианстве, следованию заблуждениям древних Отцов Церкви, отступлении от Бельгийского и Гейдельбергского исповеданий и приверженности ложному учению о предопределению и прижизненном совершенстве человека. Арминий отрицал обвинение в пелагианстве и отступление от догматов протестантизма, а также защищал учение Отцов. Предопределение он отказался обсуждать, поскольку об этом ничего не сказано в Послании к Римлянам, после чего дискуссия зашла в тупик[24]. Следующее обсуждение состоялось в городской ратуше 11 февраля того же года с участием бургомистров, расположенных к Арминию, благодаря его родственным связям, преимущественно дружески, и священников. В результате городские власти отказались участвовать в решении религиозного спора, призвав оппонентов к взаимной терпимости и миру в Церкви[25].

В начале 1592 года споры возобновились. На заседании консистории 25 марта Арминия обвинили в том, что своими проповедями на 9 главу послания к Римлянам он смущает прихожан и вносим несогласие среди священников. Арминий не согласился, заявил, что его учение не противоречит Писанию и вероучительным формулам протестантизма, после чего собрание закончилось ничем[26].

Поздние годы

В 1603 году Арминий был назначен профессором теологии Лейденского университета. Практически сразу по принятии кафедры у него разгорелся теологический спор с Францискусом Гомарусом, который также был профессором богословия в Лейдене, по вопросу о предопределении. После многих и горячих прений в 1608 году в Гааге назначен был религиозный диспут перед Генеральными штатами Голландии и Западной Фрисландии, между Гомарусом и Арминием. Диспут этот так и не привел к соглашению сторон[27].

Умер в Лейдене.

Взгляды

Арминием был создан ряд работ, в которых он полемизировал с учением кальвинистов по вопросу спасения души. Наиболее остро свои расхождения с кальвинистами по данному вопросу были сформулированы в трактате 1608 г. «Объявление мнений». Здесь Арминий уточнил тезис об избирательности Бога при назначении людей к спасению: спасутся те верующие, которые приняли данное от Бога посредничество Иисуса Христа и в глазах Бога искренне покаялись. Из этого следовало, что человек способен своей свободной волей обратиться к спасению.

Несмотря на расхождения во взглядах с кальвинистами, Я. Арминий до конца жизни оставался в реформатской церкви.

Взгляды Арминия нашли понимание среди части голландского общества, вследствие чего вокруг него сформировалась группа сторонников, именовавшихся арминианами. Уже после смерти своего основателя, в 1610 году арминиане подали церковным властям представление (remonstrantia), которое стало основным изложением учения арминиан (ремонстрантов).

Ремонстранты подвергли критике пять пунктов кальвинистского учения:

  1. о двойном предопределении — к спасению или погибели — в результате свободного акта божественной воли;
  2. о том, что избранный непременно спасётся, а осужденный — погибнет;
  3. о том, что Христос умер только ради избранных ко спасению;
  4. о том, что Бог дает благодать только избранным ко спасению;
  5. о том, что получившие спасающую благодать никогда её не утрачивают.

После осуждения данного учения на состоявшемся в 16181619 годах реформатском синоде в Дордрехте, арминиане были отстранены от церковных должностей и подверглись репрессиям. В Нидерландах и ряде других европейских государств данная конфессия сохранилась до настоящего времени и насчитывает несколько тысяч человек. Существенно повлияли арминианские доктрины и на формирование богословия общих баптистов, баптистов свободной воли, Армии Спасения, методистов (Джон Уэсли издавал журнал «Арминианин») и Церквей Христа (ни в коем случае не Объединённой Церкви Христа, которая к ним не относится). Несмотря на признание арминианами принципа Синергии и учения Иоанна Кассиана и их близость к учению Высокой Англиканской Церкви, с которой Русская православная церковь вела переговоры о каноническом единстве со времён Ивана Грозного и до 90х годов прошлого века, не находящиеся под влиянием близкого к арминианству Филиппа Меланхтона (такие богословы были в Синодальный период) православные богословы не ограничивались критикой кальвинизма, подобно арминианам, а всегда подчёркивали необходимость «дела» для Спасения.

Учение Арминия оказало значительное влияние на развитие протестантской богословской и философской мысли, включая таких её представителей, как Джон Уэсли и Гуго Гроций.

Историография

Первые биографии Арминия написали в XVII веке лейденский учитель Петрус Бертиус («De vita et obitu reverendi & clarissimi viri D. Iacobi Arminii oratio», 1609) и ремонстрант Каспар Брандт[28]. Вышедшее в 1905 году исследование Яна Маронье[нидерл.] преимущественно опиралось на их труды. Биография Карла Бэнгса (Carl O. Bangs) «Arminius: A Study in the Dutch Reformation» (1971) дополнила ранее известные сведения материалами из церковных и муниципальных архивов и является вплоть до настоящего времени основной. Данные Бэнга уточнили ряд традиционных представлений относительно Арминия. В частности, рождение его произошло, скорее всего, до 1560 года. Также был оспорен сложившийся подход к объяснению отхода Арминия от супралапсарианства Теодора Безы к инфралапсарианству Филипа Меланхтона[29].

Примечания

  1. 1 2 3 Biografisch Portaal — 2009.
  2. Jacobus Arminius — 2009.
  3. Jacobus Arminius // Encyclopædia Britannica (англ.)
  4. Bangs, 1998, pp. 26—27.
  5. Bangs, 1998, pp. 27—29.
  6. Bangs, 1998, pp. 33—36.
  7. 1 2 Bangs, 1998, pp. 37—38.
  8. Bangs, 1998, p. 43.
  9. Bangs, 1998, p. 50.
  10. Bangs, 1998, pp. 64—66.
  11. Bangs, 1998, pp. 66—68.
  12. Bangs, 1998, p. 71.
  13. Bangs, 1998, pp. 72—73.
  14. Bangs, 1998, pp. 73—75.
  15. Bangs, 1998, p. 78.
  16. Bangs, 1998, pp. 110—116.
  17. Bangs, 1998, pp. 125—128.
  18. Bangs, 1998, p. 128.
  19. Bangs, 1998, pp. 135—136.
  20. Bangs, 1998, p. 142.
  21. Bangs, 1998, p. 147.
  22. Bangs, 1998, pp. 138—139.
  23. Bangs, 1998, pp. 140—141.
  24. Bangs, 1998, pp. 141—144.
  25. Bangs, 1998, pp. 144—147.
  26. Bangs, 1998, pp. 147—148.
  27. Гомарус, Франц // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  28. Bangs, 1998, p. 25.
  29. Stanglin, 2009, pp. 4—5.

Литература

Ссылки