Архитектура блокады
Архитектура блокады | |
---|---|
![]() Обложка DVD фильма «Архитектура блокады», 2020 год | |
Жанр | документальный |
Режиссёр | Максим Якубсон |
Продюсер | Виктор Наумов |
Автор сценария |
Максим Якубсон |
Оператор | Георгий Поротов, Александр Поротов |
Композитор | Константин Коноплин |
Кинокомпания | проект «Сохраненная культура» |
Длительность | 80 мин. |
Страна |
![]() |
Язык | русский |
Год | 2020 |
Официальный сайт |
«Архитектура блокады» — документальный фильм-расследование о маскировке Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Картина дает представление как изменился во время блокады города облик Петропавловской крепости, Исаакиевского собора, Смольного, Зимнего дворца, вокзалов, мостов и других стратегических объектов. Герои документального расследования — люди мирных профессий: архитекторы, художники, инженеры, музейные работники, альпинисты, оставшиеся в блокадном Ленинграде и защитившие его главные здания и памятники от уничтожения вражеской авиацией и артиллерией.
Премьера фильма состоялась в петербургском киноцентре «Дом кино» 27 января 2020 года — в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Онлайн-премьера прошла 31 января 2020 года на сайте «Новой газеты»[1], 24 и 25 апреля 2020 года фильм «Архитектура блокады» был показан на телеканале «Победа»[2].
В фильме звучат фрагменты Симфонии № 7 («Ленинградской») Дмитрия Шостаковича в исполнении Симфонического оркестра Ленинградской государственной филармонии под управлением Карла Элиасберга (архивная запись 1964 года).
Сюжет[править | править код]
Главные герои фильма — ленинградские архитекторы и художники, оставшиеся в городе во время блокады 1941—1944 годов. Среди них — главный архитектор Ленинграда Николай Баранов, его заместитель, один из авторов еще довоенного плана маскировки Ленинграда Александр Наумов, руководитель Государственной инспекцией по охране памятников архитектуры в Ленинграде (ныне — КГИОП Санкт-Петербурга) Николай Белехов. А также крупный советский архитектор, теоретик и практик транспортной архитектуры, Игорь Явейн — в годы войны он занимался маскировкой многочисленных ленинградских вокзалов; архитектор, художник, мастер художественного стекла Борис Смирнов, в войну — офицер ДКБФ, осуществлявший маскировку кораблей и подлодок Балтийского флота, стоявших в Неве; бывший главный архитектор Ленинграда, автор генерального плана развития города Лев Ильин и архитектор, художник Яков Рубанчик, руководившие во время блокады бригадами по обмеру зданий-памятников — решение об организации таких бригад принял в октябре 1941 года Ленгорисполком, чтобы при уничтожении или повреждении заданий в результате немецких бомбежек и артобстрелов их впоследствии можно было восстановить[3][4][5][6][7].
Первоначально мы ставили задачу исследовать, как маскировали город во время блокады. Но проект вышел за рамки исследования, и на первом плане оказалась проблема «архитектор и блокада, архитектор и война». Что делать во время таких страшных событий, если твоя профессия — строить?
Масштабные маскировочные работы в Ленинграде стартовали уже 26 июня 1941 года, на пятый день войны[3][9]. Тогда же из города начали срочно эвакуировать ценные музейные экспонаты. Этим занимались сотрудники Государственной инспекции по охране памятников во главе с Николаем Белеховым. Параллельно сотрудники его управления вели работы по укрытию монументов и памятников: их снимали с постаментов и закапывали в землю или зашивали деревянными щитами и обкладывали мешками с песком[7].
Защищать от налетов вражеской авиации надо было не только исторические здания, уличные памятники и музейные редкости. Особое внимание уделялось маскировке стратегических объектов: складов, вокзалов, ТЭЦ, промышленных предприятий, мостов, на которые крепили корыта с водой: сверху вражеские летчики видели только пустую Неву[3][10].
Еще интереснее было с нефтебазой в Ручьях — там создавали иллюзию городского квартала: несколько цистерн объединяли в один объем с помощью металлических стоек, потом обшивали листовым железом и разрисовывали под жилой дом. Для полной достоверности между «домами» прокладывали дорожки и «сажали» деревья, которые по мере увядания приходилось заменять. Плюс к тому, в нескольких километрах от реальной нефтебазы установили фанерные дубликаты цистерн и даже подвели к ним железнодорожную ветку. В результате немцы бомбили макет, а на территорию реальной нефтебазы за всю войну не упало ни одной бомбы,
— режиссер фильма «Архитектура блокады» Максим Якубсон[11]
Не менее серьезно подошли к маскировке бывшего Смольного института: в нем размещалось руководящие органы областной и городской власти. Само здание с помощью сетей задекорировали под парк, а его макет разместили на несколько сотен метров ближе к Таврической улице[6][10].
Я тогда хорошо понимал, насколько сложной была эта задача. Здание Смольного стоит вблизи излучины Невы, неподалеку от Смольного монастыря. Эти ориентиры укрыть невозможно. Решение было единственным: воспользоваться окружающим парком и скрыть здание под искусственным покровом больших куртин деревьев <…>. Над эскизом мы работали, не поднимая головы, и закончили его глубокой ночью. Утром подсчитали, сколько нужно брезента, маскировочных сетей, краски и других материалов,
— из воспоминаний главного архитектора Ленинграда Николая Баранова[12]
Одновременно требовалось проектировать и строить бомбоубежища, для этого в Главном архитектурно-планировочном управлении (ГлавАПУ) Ленингорисполкома был создан сектор спецсооружений, сотрудники которого спроектировали и построили свыше капитальных 500 укрытий[7].
Работы было так много, что уже в сентябре 1941 года Николай Баранов и Александр Наумов перешли на казарменное положение. Всю блокаду главный архитектор Ленинграда и его заместитель прожили в двух подвальных помещениях в здании ГлавАПУ на улице Зодчего Росси. Одна комната стала спальней, а другая — рабочим кабинетом[3][13]. Тогда же, в самые тяжелые дни блокады, в 1942 году, Николай Баранов и Александр Наумов начали разработку генерального плана восстановления и развития послевоенного Ленинграда[6][14][15].
Участники съемок[править | править код]
В съемках фильма приняли участие потомки блокадных архитекторов: внук Николая Баранова — архимандрит Александр (Федоров), тоже архитектор по образованию, ныне настоятель Петропавловского собора в Петербурге[16]; внук Бориса Смирнова — художник Александр Теребенин; сыновья Игоря Явейна — современные петербургские архитекторы Олег и Никита Явейны; племянница Якова Рубанчика, архитектор Елена Михайловна Свердлова и его внучатый племянник, художник Евгений Александрович Свердлов[4][17].
Продюсером и автором идеи фильма выступил внук Александра Наумова — петербургский юрист и ученый Виктор Наумов[18][19].
О своей работе во время блокады дед говорил мельком, и у меня на долгие годы осталось непонимание: почему его, а у деда была медаль «За оборону Ленинграда», вдруг сняли с фронта и перевели на некую гражданскую работу в город? И только потом, уже будучи взрослым, я столкнулся с интересным для меня фактом, что в такой трагический период, как война и блокада, люди не только обороняли город, но и старались сохранить под бомбежками то замечательное наследие, которым сейчас любуется весь мир. Так родилась идея снять документальный фильм,
— продюсер фильма «Архитектура блокады» Виктор Наумов[11]
В фильм вошли рассказы жителей блокадного Ленинграда и непосредственных участников событий, в том числе воспоминания фронтовика, скульптора Григория Ястребенецкого и архивное интервью с почетным гражданином Санкт-Петербурга, альпинистом, участником маскировки городских доминант во время блокады Михаилом Бобровым. К моменту съемок он уже ушел из жизни, поэтому создатели картины воспользовались записью 2018 года, выполненной петербургскими документалистами Миленой Третьяковой и Ильей Утехиным[7][17].
Кроме того, в съемках приняли участие авторы и актеры спектакля «Гекатомба. Блокадный дневник». Этот спектакль, лауреат премии «Золотой софит», с 2018 года идет в петербургском театре «На Литейном» и создан по мотивам блокадных дневников одного из героев фильма — ленинградского архитектора Льва Ильина, погибшего во время блокады. 11 декабря 1942 года он был смертельно ранен во время артобстрела на Невском проспекте.[4][15][17][20].
Неизвестные факты и альтернативные точки зрения[править | править код]
Наряду с участниками событий и потомками блокадных архитекторов заметную роль в создании фильма сыграли современные ученые и исследователи, изучающие тему ленинградской блокады: доктор исторических наук, один из главных российский специалистов по истории блокады Никита Ломагин, военный историк Вячеслав Мосунов, доктор архитектуры, преподаватель СПбГАСУ Андрей Вайтенс[21], первый заместитель председателя КГИОП Санкт-Петербурга Александр Леонтьев[22], автор целого ряда исследований, посвященных творчеству ленинградских архитекторов в годы Великой Отечественной войны и блокады, начальник отдела КГИОП Санкт-Петербурга Юлия Бахарева и другие[23].
Авторы документальной ленты «Архитектура блокады» позиционируют ее как фильм-расследование[3]. Съемочная группа изучала фонды КГИОП, Музея истории Санкт-Петербурга, московского Музея архитектуры имени А. В. Щусева, запасники Музея обороны и блокады Ленинграда, Центрального военно-морского музея и петербургского Музея артиллерии, а также материалы гражданских, военных и частных архивов, включая Центральный военно-морской архив в Гатчине и Центральный государственный архив Санкт-Петербурга[24].
Все это позволило выяснить и включить в фильм факты, неизвестные или малоизвестные массовому зрителю. Например, сюжет о том, что во время блокады Ленинград мог добровольно лишиться Александровской колонны. Военные предлагали снести ее, чтобы построить на Дворцовой площади аэродром[4]. Плюс к тому, в фильме представлены альтернативные мнения, идущие вразрез с традиционной, зафиксированной еще в советской историографии, точкой зрения, что маскировка доминант, затруднявшая ориентацию вражеских войск, сыграла ключевую роль в спасении Ленинграда от тотального разрушения вражеской артиллерией и авиацией[3][23].
Эта мера не могла предотвратить обстрелы и ведение прицельного огня. Ленинград постигли бы гораздо большие разрушения, но уже с осени 1941 года в результате того, как складывались боевые действия на Северо-Западном направлении, немцы не могли выделить достаточное количество ударной авиации, чтобы наносить удары и совершать массированные налеты на Ленинград, подобные тем, что совершали на Британию,
— участник съемок, военный историк Вячеслав Мосунов[7]
Выход фильма[править | править код]
Премьера фильма прошла в Большом зале петербургского Доме кино[25] 27 января 2020 года — в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Показ собрал свыше 500 зрителей. Картину публике представила актриса, депутат Государственной Думы РФ Елена Драпеко[15][26].
Онлайн-премьера состоялась 31 января — 2 февраля 2020 года на сайте «Новой газеты», затем с 28 марта по 5 апреля 2020 года фильм был доступен на сайте Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме в рамках онлайн-проекта, организованного в связи с временным закрытием музея из-за пандемии COVID-19[27].
24 и 25 апреля 2020 года фильм «Архитектура блокады» был показан в эфире телеканала «Победа», после чего стал доступен для бесплатного просмотра на видеохостингах[3].
Материалы, не вошедшие в фильм[править | править код]
Работа над документальным фильмом «Архитектуры блокады» велась ровно год: съемки начались 25 января 2019 года. Так как в фильм вошли не все отснятые материалы, создатели ленты смонтировали и разместили в свободном доступе на видеохостингах еще семь дополнительных сюжетов: «Николай Белехов. Работа для вечности», «Николай Баранов и Александр Наумов. Жизнь по Генплану», «Хлеборезка, ботинки, и хрустальное яйцо», «Елена Мамикова. Медсестра», «Наталья Соболева. Я училась с Таней Савичевой», «Григорий Ястребенецкий. Скульптуры войны» и «Яков Рубанчик. Влюбленный в город». Последний из них более подробно, чем в фильме, рассказывает о множестве документальных зарисовок — свыше 140 листов — из жизни блокадного города и серии рисунков с видами разрушений в Пушкине и Петродворце «Расстрелянный Растрелли», которую Рубанчик выполнил сразу после снятия блокады[3].
Перевод на иностранные языки[править | править код]
В сентябре 2020 года документальный фильм «Архитектура блокады» был переведен на немецкий язык по инициативе «Русско-немецкого Центра встреч» в рамках международного проекта «Гуманитарный жест». Автором идеи выступила директор.«Русско-немецкого Центра встреч» Арина Немкова, перевод осуществил Лотар Деег, закадровый текст читали: Софи Темпельхаген и Свен Ханнсс. Официальная презентация немецкоязычной версии состоялась 23 сентября 2020 года[28].
В этот же период фильм получил англоязычные субтитры. Обе эти версии доступны для бесплатного просмотра на видеохостингах[3].
Съемочная группа[править | править код]
- Продюсер и автор идеи: Виктор Наумов.
- Автор сценария и режиссер: Максим Якубсон.
- Операторы: Георгий Поротов, Александр Поротов.
- Звукорежиссеры: Сергей Синяк, Павел Горских, Дарья Благих, Дмитрий Васильев.
- Режиссер монтажа: Александр Эжбер.
- Компьютерная графика: Александра Комарова, Константин Гаехо.
- Координатор: Анна Асмолова.
- Фотограф: Дарья Корякова.
- Редактор: Ирина Гордеевская.
- Расшифровка фонограмм и подбор материалов: Максим Якубсон, Анна Асмолова, Константин Жуков, Альмира Сахарбекова[3].
Музыка в фильме[править | править код]
В фильме звучат фрагменты Симфонии № 7 («Ленинградской») Дмитрия Шостаковича в исполнении Симфонического оркестра Ленинградской государственной филармонии под управлением Карла Элиасберга (архивная запись1964 года); фрагменты сонаты для фортепиано и скрипки соль мажор KV 379 и сонаты для фортепиано и скрипки ми минор KV 304 Вольфганга Амадея Моцарта, исполняют Аркадий Штейнлухт (фортепиано) и Борис Кипнис (скрипка); современные музыкальные композиции «Зима», «Прощальная», «Голод», «Жестяной барабан» в исполнении автора — Константина Коноплина. А также песни: «Волховская застольная» (музыка Исаака Любана, стихи Павла Шубина), исполняют Татьяна Савранская и Константин Коноплин (баян); «Тело» на стихи Глеба Семенова, исполняет Ольга Новикова[3].
Награды и номинации[править | править код]
- 5 октября 2020 — шорт-лист ежегодной XXI Национальной премии «Лавровая ветвь» в области неигрового кино и телевидения в номинации «Лучший научно-популярный, просветительский фильм» (Москва)[29].
- 12 ноября 2020 — «Серебряный знак» Союза архитекторов России в номинации «Лучший фильм об архитектуре и архитекторах» на XXVIII Международном фестивале «Зодчество» (Москва)[30].
- 18 ноября 2020 — номинация «Времена не выбирают» на ХIII Всероссийском фестивале документальных фильмов «Соль земли» (Самара)[31].
- 27 ноября 2020 года — специальный приз жюри «За сохранение исторической памяти» и диплом Патриаршего совета по культуре на XXV Международном фестивале кинофильмов и телепрограмм «Радонеж» (Москва)[32].
- 30 ноября — 31 декабря 2020 — участие в Veterans Film Festival (Канберра, Австралия)[33].
- 6—10 декабря 2020 года — участие в 22nd Madurai International Documentary and Short Film Festival 2020 (Мадурай, Индия)[34].
- 7—11 декабря 2020 — участие в конкурсной программе неигрового кино XXVIII Фестиваля российского кино «Окно в Европу» (Выборг).
- 8 декабря 2020 — участие в ХIV Международном фестивале христианского кино «Невский Благовест» 2020 (Александро-Невская лавра, Санкт-Петербург)[35].
Примечания[править | править код]
- ↑ Кинопоказ документального фильма «Архитектура блокады» . novayagazeta.ru. Дата обращения: 20 мая 2020.
- ↑ Телеканал «Победа» . pobeda.tv. Дата обращения: 20 мая 2020.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Документальный фильм «Архитектура блокады» . russianlaw.net. Дата обращения: 20 мая 2020.
- ↑ 1 2 3 4 5 Как Ленинград чуть не лишился Александровской колонны . fontanka.ru. Дата обращения: 20 мая 2020.
- ↑ Ветер в окно . rtr.spb.ru. Дата обращения: 20 мая 2020.
- ↑ 1 2 3 Война со шпилями: как маскировали Ленинград . courier-media.com. Дата обращения: 20 мая 2020.
- ↑ 1 2 3 4 5 О городе как о близком друге . novayagazeta.ru. Дата обращения: 20 мая 2020.
- ↑ Максим Якубсон . kinopoisk.ru. Дата обращения: 20 мая 2020.
- ↑ Вестник. Зодчий. 21 век, 2018.
- ↑ 1 2 Данные о маскировке Ленинграда в годы блокады . calendar.fontanka.ru. Дата обращения: 20 мая 2020.
- ↑ 1 2 Вестник. Зодчий. 21 век, 2019.
- ↑ Баранов Н. В., 1982.
- ↑ Васенина Л. Ф., Григорьева Г. К., 2008.
- ↑ Юлия Бахарева . institutspb.ru. Дата обращения: 20 мая 2020.
- ↑ 1 2 3 В Доме кино показали документальный фильм о спасении архитектуры Ленинграда . 78.ru. Дата обращения: 20 мая 2020.
- ↑ Архимандрит Александр (Федоров Александр Николаевич) . globus.aquaviva.ru. Дата обращения: 15 мая 2020.
- ↑ 1 2 3 В Петербурге покажут фильм «Архитектура блокады» . protect812.com. Дата обращения: 20 мая 2020.
- ↑ Виктор Наумов . dentons.com. Дата обращения: 20 мая 2020.
- ↑ Виктор Наумов . russianlaw.net. Дата обращения: 20 мая 2020.
- ↑ Гекатомба. Блокадный дневник . naliteinom.ru. Дата обращения: 20 мая 2020.
- ↑ Андрей Вайтенс . spbgasu.ru. Дата обращения: 20 мая 2020.
- ↑ Александр Леонтьев . gov.spb.ru. Дата обращения: 20 мая 2020.
- ↑ 1 2 Спасенная культура . topspb.tv. Дата обращения: 20 мая 2020.
- ↑ ЦГА СПб . spbarchives.ru. Дата обращения: 20 мая 2020.
- ↑ Дом кино (Санкт-Петербург) . domkino.spb.ru. Дата обращения: 20 мая 2020.
- ↑ Премьера фильма «Архитектура блокады» прошла с аншлагом . konkretno.ru. Дата обращения: 20 мая 2020.
- ↑ Архитектура блокады . akhmatova.spb.ru. Дата обращения: 20 мая 2020.
- ↑ Русско-немецкий Центра встреч . drb-ja.com. Дата обращения: 18 января 2001.
- ↑ Национальная премия «Лавровая ветвь» . lavrdoc.ru. Дата обращения: 18 января 2001.
- ↑ Международный фестиваль «Зодчество» . zodchestvo.com. Дата обращения: 18 января 2001.
- ↑ Всероссийский фестиваль документальных фильмов «Соль земли» . solzemli-samara.ru. Дата обращения: 18 января 2001.
- ↑ Международный фестиваль кинофильмов и телепрограмм «Радонеж» . fest.radonezh.ru. Дата обращения: 18 января 2001.
- ↑ Veterans Film Festival . veteransfilmfestival.com. Дата обращения: 18 января 2001.
- ↑ Madurai International Documentary and Short Film Festival . maduraifilmfest.blogspot.com. Дата обращения: 18 января 2001.
- ↑ Международный фестиваль Христианского кино «Невский Благовест» . blago-fest.com. Дата обращения: 18 января 2001.
Литература[править | править код]
- Баранов Н. В. Силуэты блокады: записки главного архитектора города. — Л.: Лениздат, 1982. — С. 13—19. — 176 с.
- Васенина Л. Ф., Григорьева Г. К. Александр Иванович Наумов – градостроитель Ленинграда. Этапы творческого пути. — СПб: Санкт-Петербургский государственной архитектурно-строительный университет, 2008. — 98 с.
- Особое имя в истории градостроительства // Вестник. Зодчий. 21 век. — СПб: Зодчий, 2018. — Т. №2. — С. 86–97. — 112 с.
- Мирное оружие Ленинграда // Вестник. Зодчий. 21 век. — СПб: Зодчий, 2019. — Т. №1. — С. 76–79. — 80 с.
Ссылки[править | править код]
- Документальный фильм «Архитектура блокады» и материалы, не вошедшие в фильм на сайте «Право и Интернет»
- Сюжет о фильме «Архитектура блокады» в программе «Ветер в окно» в эфире «Радио России», 6 февраля 2020 года
- Сюжет о фильме «Архитектура блокады» на телеканале «78», 27 января 2020 года
- Сюжет о фильме «Архитектура блокады» на телеканале «Санкт-Петербург», 20 января 2020 года
- Статья о фильме «Архитектура блокады» в «Новой газете», 23 января 2020 года
- Статья о съемках фильма «Архитектура блокады» в журнале «Вестник. Зодчий. 21 век», № 1 (70), 2019