Бандуристы Кубани

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Кобзарство Кубани развивалось на основе кобзарской традиции, перенесённой на Кубань с Украины. По свидетельству историка и архивариуса Кубанского казачьего войска есаула Ивана Кияшко, казаки

играли на кобзах, скрипках, ваганах, лирах-релях, басах, цимбалах, свистели на сопелках.

С особенным уважением относились они к странствующим певцам.

История[править | править код]

Первым кубанским кобзарем следует считать судью Черноморского казачьего войска Антона Головатого, исполнительскому мастерству которого во время дипломатических миссий к царскому двору кубанцы в какой-то степени обязаны своими территориальными приобретениями. Созданные им песни стали народными, а одна из них — «Ой, та годі нам журитися…» долго считалась неофициальным гимном Кубани. Бандурой увлекался кубанский просветитель Кирилл Россинский, часто бывала она в доме наказного атамана войска, писателя Якова Кухаренко.

Исследователи указывают на некоторые отличия между кобзарями украинскими и кубанскими. На крепостной Украине кобзарству выпала доля слепых бездомных бурлаков, которых сопровождали от села к селу малолетние поводыри.

Гастрольные кобзари и бандуристы[править | править код]

В. Емец на Кубани в 1913 году

На Кубани кобзарство было одним из элементов войскового представительства, поэтому здесь козак-бандурист — это человек, отличающийся молодостью, статью и красотой. Учились кубанцы мастерству у заежжих кобзарей из Украины: Михаила Кравченко (1904 г.), Григория Кожушко  (укр.), Ивана Запорожченко  (укр.), Ивана Кучугура и других. Гастролировал также Гнат Хоткевич в Екатеринодаре в дни празднования годовщины Тараса Шевченко в марте 1913 года.

Его попросили основать кобзарскую школу в Екатеринодаре. Гнат Хоткевич отказался, потому что недавно вернулся из эмиграции и постоянно преследовался. Он рекомендовал студента Харьковского университета Василия Емца.

Первая кобзарская школа[править | править код]

Школа игры на бандуре на Кубани в 1913 году. Руководитель В. Емец

Первая кобзарская школа была основана в Екатеринодаре летом 1913 года по инициативе Николая Богуславского  (укр.). По рекомендации Гната Хоткевича он пригласил преподавателем летних курсов молодого харьковского студента Василия Емец, будущего автора книги «Кобза та кобзарі» ("Кобза и кобзари"). Емец отнесся к работе серьёзно и выпустился первый выпуск бандуристов. Среди его первых учеников были Антон Чёрный  (укр.), Адамович-Глебов  (укр.) и Алексей Обабко  (укр.).

Вторая кобзарская школа[править | править код]

Вторая кобзарская школа на Кубани в 1916 году. В центре Н. Богуславский

Вторую кобзарскую школу возглавил Алексей Обабко в 1916 году. Её выпускниками были Савва и Фёдор  (укр.) Дибровы, Василь Ляшенко, Докия Дарнопых  (укр.), Пётр Бугай  (укр.) и сын атамана станицы Ахтырской Михаил Телега  (укр.) (как член Организации украинских националистов расстрелян гестапо в феврале 1942 г. в Бабином Яру вместе со свой женой — поэтессой Оленой Телигой), которому некоторые исследователи приписывают авторство знаменитого «Запорожского марша».

Бандуры для обоих школ изготовил прославленный киевский мастер Антоний Паплинский  (укр.) (бандуру этого мастера, изготовленную для Алексея Обабко, была найдена в 1983 г. в городе Судак и подарена Киевскому музею театрального, музыкального и киноискусства). Появляются на Кубани и свои талантливые создатели бандур: М. Вереса (станица Саратовская), Г. Гузар (станица Каневская), П. Кикоть (Геленджик), Кузьма Немченко  (укр.) (станица Пашковская), Д. Дикун (Екатеринодар), С. Турчинский (станица Азовская). Три выпуска «Школи гри на бандурі» издаёт в Москве кубанец Василий Шевченко  (укр.). Первая капелла бандуристов была создана в Екатеринодаре в 1917 году по инициативе К. Кравченко при городской «Просвите».

В 1918 году несколько кубанских бандуристов переехали в Киев, где приняли участие в создании Кобзарского хора под руководством В. Емец.

Репрессии[править | править код]

Официальная власть относилась к возрождению кобзарства враждебно, однако первые репрессии обрушились на кобзарство лишь в годы Гражданской войны, со стороны как белых, так и красных. Отдельная часть истории кубанского кобзарства — возрождение бандуры в 1920-х — начале 1930-х годов, что закончилось тотальными репрессиями против носителей кобзарского искусства. В. Емец, А. Чёрный, Ф. Диброва, М. Телега оказались в эмиграции. Свирид Сотниченко  (укр.), Степан Жарко  (укр.), Конон Безщасный  (укр.) и Николай Богуславский  (укр.) стали жертвами большевистского террора, а Семён Брыж  (укр.) совершил самоубийство.

Бандура на Кубани в наши дни[править | править код]

Текст Кубанской народной песни, напечатанный в советском издании «Песни кубанских казаков» 1969 г., редактор Иван Варавва

В наше время традиции игры на кобзе и лире постепенно возрождают артисты Кубанского казачьего хора, ансамбля «Кубанцы», а также несколько полупрофессиональных коллективов. Два десятилетия посвятил изучению истории кобзарства на Кубани, сбору и реставрации бандур ялтинский бандурист-педагог Алексей Нырко  (укр.). На старинной бандуре играет и выступает концертмейстер Кубанского Казачьего хора — Юрий Булавин. С 1993 года при Краснодарской детской экспериментальной школе народного искусства действует ансамбль бандуристок, который возглавляет Лариса Цихоцкая.

Источники[править | править код]

  • Энциклопедический словарь по истории Кубани. — Краснодар, 1997.
  • Польовий Ренат Кубанська Україна. К., Діокор, 2003;
  • Нирко О. — Його посадили за бандуру ж. «Бандура», #65-66, 1998
  • Нирко О. — Кобзарство Кубані ж. «Бандура», #51-52, 1995
  • Мішалов В. Ю. Харківська бандура - Культурологічно-мистецькі аспекти ґенези і розвитку виконавства на українському народному інструменті - (Серія Слобожанський світ)— Харків - Торонто, 2013 –368с.