50°58′13″ с. ш. 39°17′34″ в. д.HGЯO

Маяцкое городище

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Маяцкое городище
50°58′13″ с. ш. 39°17′34″ в. д.HGЯO
Тип Городище
Страна
Местоположение Лискинский район
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 361640429600006 (ЕГРОКН). Объект № 3610035000 (БД Викигида)
Маяцкое городище (Воронежская область)
Точка
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Мая́цкое городи́ще — средневековое городище IXX вв, расположенное на высоком мысе в Лискинском районе Воронежской области при впадении реки Тихая Сосна в Дон. Здесь теперь находится Музей-заповедник Дивногорье.

Городище включает в себя белокаменную крепость, поселение с могильником и гончарные мастерские. Памятник салтово-маяцкой археологической культуры.

История изучения

[править | править код]
Белокаменные стены крепости. Раскопки С. А. Плетнёвой. 1980 год
Фортификации и городища хазарского времени в Волго-Донском междуречье, включая Маяцкое городище

Первое упоминание о городище было сделано в 1648 г. в строительной книге города Коротояка под названием «Маяцкое старинное городище».[1] Название не зафиксировано в преданиях местного населения, и его этимология не ясна. Выдвигалось предположение, что оно связано с маяком на этом мысе для речных судов, но после обследования места остатков маяка найдено не было.[2].

Во 2-й половине XVII века на мысе был основан Успенский пещерный мужской монастырь, при строительстве которого была использована часть каменных блоков стен городища.

Находки с городища были введены в научный оборот в 1890 году, когда было найдено и опубликовано несколько вещей из катакомбного захоронения. Первые исследования велись силами краеведов, которых интересовали только захоронения[3].

Полноценные раскопки проводили археологи А. И. Милютин в 1906 году и Н. Е. Макаренко в 19081909 годах[4]. С 1975 по 1982 год исследованием памятника занималась советско-болгаро-венгерская экспедиция под руководством С. А. Плетнёвой[5]. В 2008 году раскопки возобновлены экспедицией Белгородского университета.

Материальная культура

[править | править код]
Остатки городища

Археологические находки показывают нам процесс проникновения и соединения культур, и это проявляется на всей территории Подонья и даже всего Хазарского каганата. Через эти территории проходили торговые пути. Найдены бусы, изготовленные в Византии, а также находки амфор и т. д. Такие же находки есть и на территории Маяцкого поселения. Найдены кухонная глиняная посуда с примесью морского песка, по виду изготовленная степняками-брахикранами. Другие категории предметов (от оружия до украшений) также были распространены на всей территории Хазарии.[6] Отсутствие леса приводило к широкому освоению глины и камня, именно эти материалы стали главными при строительстве Маяцкой крепости. Метод создания места для строения, «остров», идентичен тому, который применялся при строительстве подобным построек на нижнем Дону, в Саркеле, в Семикаракорах, а также крепости на Тихой Сосне. Особенности Маяцкой крепости, не свойственные крепостям более западных районов лесостепной зоны, дают возможность предполагать, что строили в традициях, принятых в центральном регионе каганата. Возможно, при участии пришлых архитекторов, хорошо знакомых с технологиями строительства в Закавказье, Крыму и Дунайской Болгарии.

Крепость представляла собой замок хазарского аристократа, присланного центральной властью на приграничье государства. Таким образом, сырцовые крепости, к которым и относится Маяцкая, в какой-то мере были и замками феодалов.[7] После археологических работ учёные пришли к заключению, что в крепости, кроме семьи аристократа, жили пришедшие с ним воины, личная охрана, булгары[8][9] или хазары[10] Следы аланских воинов были найдены на поселении возле крепости, это, по всей вероятности, были несколько десятков воинов, жившие на поселении и выполнявшие пограничную службу под руководством хазарских командиров.[11]

Эпиграфика

[править | править код]

На стенах крепости найдены рунические надписи. Они выполнены т. н. «донским» письмом, который пока, как и все восточноевропейские руны, остаётся не дешифрованным. Автор данной классификации Кызласов считал эти надписи памятником алано-булгарского письма.[12][13] С. А. Плетнева предполагает, что им могли пользоваться хазары, так как такие же рунические надписи были найдены в поволжских курганах, то есть на земле, где предположительно локализуются хазары.

Письменность неарабографичной легенды «рунического дирхама» из Козьянковского клада под Полоцком, на монете из клада восточных и западноевропейских монет из окрестностей Ревеля (Таллинна) это один из восточноевропейских тюркских рунических алфавитов — дукт так называемого «кубанского письма», выделенного И. Л. Кызласовым. Этот дукт представлен надписью на ручке серебряного кувшина согдийского производства из починка Седьярского (ныне деревня Седьяр Балезинского района Удмуртии) и надписью на обломке амфоры, найденном в 1976 году на территории Маяцкого комплекса археологических памятников[14][15].

Назначение крепости

[править | править код]
Карта музея-заповедника Дивногорье

Ведущая гипотеза рассматривает Маяцкую крепость и всю линию из шести городищ с практически однотипными крепостями, построенными довольно плотно друг к другу, как опорные пункты на границе между хазарскими (кочевыми) и славянскими территориями (в археологическом смысле это боршевская культура, отождествляемая с летописными вятичами.[16]). С этой точки зрения, крепости являются пунктами сбора дани, которые также совмещали функции стоянок торговых караванов. Между собой они были связаны как водным путём, так и сухопутной дорогой, проходившей по правому берегу и местами сохранившейся до настоящего времени.[17].

Существует альтернативная точка зрения, согласно которой крепости были оборонительной линией, защищавшей северо-западную границу Хазарии от славянской экспансии. Однако этот взгляд пользуется меньшей популярностью, поскольку плохо согласуется с письменными источниками и игнорирует тот факт, что крепости слишком малы для защиты примыкающих к ним громадных поселений. Впрочем, не все шесть крепостей были укреплены достаточно для отражения любых профессиональных осад и нападений.[18] Таково, например, крайне западное из них — городище Красное, с высотой его стен всего один метр и толщиной четыре метра.[16]

Прекращение жизни Маяцкого городища произошло в первой половине X в., и совпадает с упадком Хазарского каганата, в результате чего в степи начали доминировать печенеги. Они отрезали эту территорию от южных владений государства и превратили её в пастбища.

Антропология населения

[править | править код]

На основании многочисленных антропологических находок можно предполагать, что основным населением Маяцкого поселения были аланы (смешанного лесостепного варианта).[19] В погребениях могильников обнаруживается примесь черепов с брахикранными чертами, в особенности у женщин Маяцкого могильника, и у мужчин, похороненных на поселении за территорией городища. Выявлен также аланский тип с более выраженной долихокранностью у мужчин на могильнике и у женщин на поселении. Есть подтверждение присутствия степняков-брахикранов на территории Маяцкой крепости, общепринято связываемое с булгарами[20] или хазарами.[21] Найденные черепа смешанного антропологического типа — мезокранов — показывают на смешение двух главных этнических групп, проживающих в ту эпоху на донских просторах.[22] Несмотря на явную брахикральную «примесь», выявленую антропологами по материалам Маяцкого могильника и поселения, население на Тихой Сосне, как и в остальных регионах варианта, в основной массе было долихокранным, то есть этнически его следует связывать с аланами. Особенный интерес представляют некоторые изменения в погребальных ритуалах. Так, кажется, что обычай захоронения людей и животных в круглых ямах, не свойственный аланам, появился здесь под влиянием степного населения. Характерно, что на маяцком могильнике таких погребений нет совсем, а на поселении их довольно много. Аналогичный обряд в более развитом варианте был типичен для строителей Саркела, где он датируется 30—50-ми гг. IX в.[23]

Духовная культура

[править | править код]

Вместе с проникновением чуждых обычаев в погребальную обрядность у алан Маяцкого поселения появились и «вавилонообразные» (квадрат в квадрате с очагом в центре) святилища. По мнению С. А. Плетневой, принципиальной разницы в религиозных представлениях у степняков (булгар и хазар) с аланами не было. Почитание огня, поклонение солнцу-небу были общими.[24] Существенно отметить, что в Хазарии IX в. сложилось оригинальное представление, основанное на биполярности мироздания. Это убедительно прослеживается в исследовании амулетов.[25] Идея биполярности пронизывала, вероятно, общественную жизнь и государственную систему в каганате. Так, в Хазарии правили каган и бек, армия делились на два крыла — левое и правое, сами хазары делились на белых и черных. Не исключено, что и на Маяцком мысу можно предполагать существование, вернее, «воплощение» биполярности в противопоставлении крепости (фактически уже феодального замка), принадлежавшей хазарскому аристократу, с аланским, в основной массе, поселением.[26][27]

Примечания

[править | править код]
  1. Макаренко, 1911, с.5;
  2. С. А. Плетнева «Маяцкое поселение» 1998, с.3
  3. А. З. Виников, С. А. Плетнева «На северных рубежах Хазарского Каганата» 1998.
  4. А.И Милютин 1909, с. 154
  5. Дивногорье. Великолепное место. Дата обращения: 9 июня 2013. Архивировано из оригинала 4 ноября 2014 года.
  6. С. А. Плетнева 1996, с. 150—152
  7. С. А. Плетнева, 1996, с.35
  8. Маяцкое городище — статья из Большой советской энциклопедии
  9. Маяцкое городище // Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней»
  10.  (недоступная ссылка — история) Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней»
  11. А. З. Винникова, С. А. Плетнева «На Северных Рубежах Хазарского Каганата» Издательство Воронеж. госуд. университ. 1998 с. 210—214
  12. Кызласов И. Л. Рунические письменности евразийских степей. Графа «Письменность дон (донское письмо) 1984 год»
  13. Ж. Войников книга «Алано-прабулгарское письмо»
  14. Кулешов В. С. «Рунический дирхам» из Козьянковского клада Архивная копия от 3 января 2022 на Wayback Machine // Acta Archaeologica Albaruthenica: навуковае выданне / укладальнікі: М. А. Плавінскі, В. М. Сідаровіч. — Мінск, 2009. ― Vol. 5. С. 104—111
  15. Кызласов И. Л. Рунические письменности евразийских степей. М., 1994, С. 273—274.
  16. 1 2 Красильников, 1985
  17. С. А. Плетнева, «Очерки Хазарской Археологии», 1999 с. 63
  18. С. А. Плетнева, «Очерки Хазарской Археологии», 1999 с. 61
  19. Т. С. Кондукторова ,1984-1991, с.145
  20. Салтово-маяцкая культура — статья из Большой советской энциклопедии
  21. Плетнева 1996, с.152-154
  22. Т. С. Кондукторова , 1991, с.170
  23. С.А Плетнева, 1996 с. 80—92
  24. Плетнева 1989, с.65-67.
  25. В. Е. Флёрова, 1997, с.67-70.
  26. Раппопорт, 1959, с. 17.
  27. А. З. Виников, С. А. Плеенева 1998, с.211-212.

Литература

[править | править код]