Морейнис-Муратова, Фани Абрамовна

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Морейнис-Муратова»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Фани Абрамовна Морейнис-Муратова
Дата рождения 1859
Место рождения
Дата смерти 1937
Место смерти
Гражданство
Род деятельности профессиональная революционерка, редактор, мемуарист, историк, общественный деятель
Образование самообразование
Вероисповедание иудаизм, после замужества православие
Партия
Основные идеи народничество

Фани Абрамовна Морейнис-Муратова (урождённая Морейнис; 1859, Николаев, Херсонская губерния, Российская империя — 1937, Москва, СССР) — русская революционерка, член партии «Народная воля», редактор, автор воспоминаний.

Родилась в богатой еврейской семье. Дед по материнской линии (отец её матери Бейлы Шлёмовны Рафалович) был известный в городе подрядчик по строительству кораблей, кишинёвский купец первой гильдии Шлёма Мошкович (Соломон Моисеевич) Рафалович (ок. 1790—1846)[1][2]. Отец — Абрам Хаимович Морейнис — занимался также экспортом хлеба, он отличался острым умом, сильной волей, честностью и приверженностью к иудаизму, доходившей до фанатизма. Фани росла в окружении многочисленных родственников, составлявших своего рода еврейскую аристократию, и почти не водила знакомства со сверстниками из еврейских семей, стоявших ниже по социальному положению. Детей в семье к труду не приучали, поэтому единственное занятие, которым она заполняла свободное время, было вышивание и изготовление цветов.

Поскольку родители не стремились дать своим детям хорошее светское образование, Фанни учили только читать и писать на русском, еврейском, немецком языках и четырём правилам арифметики. Когда ей исполнилось около 12-ти лет она впервые познакомилась с художественной литературой на русском языке. Это были книги «Тайны Мадридского двора» и «Граф Монте-Кристо», которые произвели на девочку огромное впечатление.

В 1875 году Фанни вместе со своей двоюродной сестрой Христиной Гринберг без ведома родителей стала брать уроки у Ф. Н. Левандовской (по мужу Лянда), В. Н. Левандовской (по мужу Белоконской) и С. Л. Чудновского, участвовавших в народническом движении. Стремясь сдать экзамены за курс гимназии и поступить на медицинские курсы в Петербурге, она упорно овладевала знаниями, читала много произведений И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского.

Летом 1876 году через сестер Левандовских она познакомилась с евреями-народниками Савелием Златопольским и Соломоном Виттенбергом, которые во многом способствовали её вовлечению в революционную деятельность.

Под влиянием народнических идей 6 января 1878 году ушла из дома и через несколько дней вместе с Х. Гринберг уехала в Одессу. В Одессе, по рекомендации С. Златопольского, она познакомилась с революционером-народником И.Ковальским и членами его кружка. В мастерской, рекомендованной И. Ковальским, сестры учились сапожному ремеслу, а через некоторое время стали работать самостоятельно. Денег хватало лишь на оплату квартиры, хлеб и чай, обед они могли себе позволить лишь раз в неделю. 24 июля 1878 года, в день вынесения смертного приговора И. Ковальскому, вместе с Х. Гринберг принимала участие в демонстрации протеста, которая состоялась возле здания Одесского военно-окружного суда. После демонстрации был произведен обыск в квартире, где она проживала вместе с сестрой.

С конца 1878 года по поручению революционеров-народников вела переписку с политическими заключенными, сидевшими в тюрьме. С начала 1879 года совмещала революционную деятельность с работой на канатном заводе, а затем вновь временно занялась сапожным делом. Через некоторое время удалось устроиться во 2-ю частную лечебницу (еврейскую) помощницей фельдшерицы, а через несколько месяцев она уже временно её заменяла. Живя в больнице, Фанни могла свободно встречаться с народниками, прятать нелегальную литературу и выполнять различные поручения революционного подполья.

Летом 1880 года во время встречи в Одессе с членом Исполнительного комитета «Народной Воли» А. Михайловым, заявила, что в случае необходимости на неё могут рассчитывать для участия в покушении на царя. В сентябре у неё произвели обыск по распоряжению из Николаева (в связи с делом матроса П. Ключникова и др.) и препроводили в Одесское Городское жандармское управление, однако за отсутствием улик выпустили под подписку о невыезде. Перешла на нелегальное положение и спустя два дня уехала в Петербург.

Осенью 1880 года она поселилась вместе с членами ИК Н. Кибальчичем и А. Якимовой на конспиративной квартире, где изготавливали взрывчатые вещества, предназначенные для подготовки покушения на царя.

Через несколько недель после убийства императора Александра II выехала в Одессу с чемоданом, наполненным экземплярами письма ИК «Народной Воли» к Александру III и другой нелегальной литературой. Затем 15 апреля 1881 года из Одессы приехала в Киев, где через шесть дней была арестована на явочной квартире вместе с членом ИК М. Р. Лангансом и А. В. Якимовой. При обыске нашли письмо, присланное ей С. Я. Виттенбергом перед казнью. Через некоторое время арестованную перевели в николаевскую тюрьму (где она просидела несколько месяцев), а затем вновь препроводили в Одессу в казарму № 5, приспособленную для подследственных. В течение нескольких месяцев Ф.Морейнис допрашивал военный прокурор генерал В. С. Стрельников, впоследствии казненный народовольцами. Фанни перевели в одиночную камеру тюремного замка, где она сидела до начала 1883 года, пока в результате 5-дневной голодовки не добилась перевода в общую камеру казармы № 5

По «процессу 23-х» (26 марта — 3 апреля 1883 года) Одесский военно-окружной суд приговорил Ф. Морейнис к четырём годам каторжных работ. Она была отправлена по этапу в Сибирь и через восемь месяцев прибыла на р. Кару, где отбывала каторгу.

После карийской каторги Фанни Абрамовна жила на поселении в Чите, где вышла замуж за окружного врача В. М. Муратова. Владимира Михайловича Муратова направили на работу врачом на отдалённый курорт в село Горячинское, и он выехал туда вместе с семьёй. Фанни Морейнис около 10-ти лет жила безвыездно в этом селе, а затем стала выезжать на зиму в Иркутск, чтобы учить детей. При поддержке мужа она укрывала от ареста и преследования полиции беглых ссыльных, студентов, служащих-железнодорожников, хранила нелегальную литературу.

В 1907 года Ф. А. Морейнис поселилась с детьми в Москве, чтобы дать им образование. В 1916 года она уехала в Иркутск к сыну и возвратилась в Москву только в конце 1924 года. 14.03.1926 года в связи с 45-й годовщиной убийства императора Александра II Фани Муратовой была назначена персональная пенсия как участнику покушения.

Член Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев. Автор воспоминаний.

Умерла в 1937 году в Москве. Похоронена[3] на Ваганьковском кладбище.

Муж — Владимир Михайлович Муратов, выходец из семьи сельского дьячка, выпускник медицинского факультета Московского университета, он был достойным представителем передовой российской интеллигенции. Губернатором Забайкальской области в 1892 году был назначен на пост главного врача курорта в селе Горячинское на берегу Байкала. Будучи талантливым врачом и хорошим организатором, Муратов организовал лечение на научной основе, развернул новое строительство и превратил Горячинск в один из лучших курортов Сибири того времени. Он проработал на курорте 25 лет. Сохранился дом, где он жил со своей семьёй[4].

Признание заслуг

[править | править код]

В 1926 году постановлением Совнаркома была назначена персональная пенсия РСФСР. Кроме этого, произошло увеличение пенсии согласно Постановлению Совнаркома СССР:

«Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:

Увеличить размер персональной пенсии участникам террористического акта 1 марта 1881 года: Вере Николаевне Фигнер, Анне Васильевне Якимовой-Диковской, Михаилу Федоровичу Фроленко, Анне Павловне Прибылёвой-Корба и Фани Абрамовне Морейнис-Муратовой — до 400 рублей в месяц с 1 января 1933 года.

8 февраля 1933 года, Москва, Кремль»[5].

Примечания

[править | править код]

Литература

[править | править код]
  • Из воспоминаний". — В кн. «1 марта1881 года». Изд. 2-е. М.,1931. С.30-31 (1881. Подготовка покушения на Александра II. Изготовление динамита Н. И. Кибальчичем и Н. А. Саблиным при участии автора. Взрыв в мастерской. События 1 марта).
  • Воспоминания «Памяти Софьи Андреевны Ивановой-Борейша». — В кн. Иванова-Борейша С. А. "Первая типография «Народной воли». Изд. 2-е. М..1928. С.5-8 (1883. Пребывание вместе с Ивановой-Борейша на карийской каторге. Характеристика её как человека, биографические сведения о ней).;
  • «Софья Андреевна Иванова-Борейша» \\ Каторга и ссылка. 1927. № 6(35).
  • Автобиография Морейнис-Муратовой Ф. А. в «Автобиографии революционных деятелей русского социалистического движения 70-80-х годов». — «Энциклопедический словарь Гранат». Т.40. (Журнал «Уральский Следопыт» (недоступная ссылка))
  • Морейнис-Муратова, Фанни Абрамовна // Большая русская биографическая энциклопедия (электронное издание). — Версия 3.0. — М.: Бизнессофт, ИДДК, 2007.