Правый авторитаризм

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Правый авторитаризм (англ. right-wing authoritarianism, RWA) — понятие, используемое в социальной психологии и психологии личности, комплекс авторитарных установок, которые включают следующие черты[1][2]:

  • авторитарное подчинение — ярко выраженное желание подчиняться любым властям, которые считаются легитимными в той социальной группе, к которой принадлежит носитель право-авторитарных взглядов;
  • авторитарная агрессия — агрессивное поведение по отношению ко всем, кто не соглашается подчиняться таким властям, и вообще ко всем, кого эти власти считают своими врагами;
  • конвенционализм — высокий уровень приверженности общепринятым традициям и социальным нормам, а также убеждённость в том, что остальные члены общества также обязаны следовать этим нормам.

История концепции[править | править код]

Концепция правого авторитаризма была предложена в 1981 году канадским психологом Робертом (Бобом) Алтемайером, как развитие концепции «авторитарной личности», разработанной психологами Калифорнийского университета в Беркли Эльзой Френкель-Брюнсвик  (англ.), Даниэлем Левинсоном и Р. Невитт Сэнфордом  (англ.), а также немецким социологом и философом Франкфуртской школы Теодором Адорно[3]. Первоначальная модель право-авторитарной личности включала в себя 9 компонентов, но в ходе дальнейших исследований удалось установить чёткую связь только между тремя. Традиционно считалось, что существует только один тип авторитарной личности, носитель которого может быть как лидером, так и последователем. Но исследования, проведенные Алтемайером и Мак-Ферландом, показали, что лидеры и их последователи обычно относятся к разным типам и тип «право-авторитарной личности» обычно соответствует именно последователю, в то время как для лидеров характерна ориентация на социальное доминирование[en][4].

Исследования[править | править код]

Уровень правой авторитарности измеряется по шкале RWA. Версия опросника для определения этого значения по состоянию середину 2010-х годов состоит из 22 пунктов, половина которых — проавторитарные заявления, а другая половина — антиавторитарные[5]. Результаты ответов говорят не столько о политических убеждениях опрошенного, сколько о его личностных качествах. Теоретически, право-авторитарные личности могут иметь как правые, так и левые политические взгляды. К примеру, сталинский СССР традиционно считается «левым» государством, но большинство сторонников Сталина являлись и являются типичными правыми авторитариями[6]. Несмотря на то, что правый авторитаризм в значительной степени коррелирует с консерватизмом в политике, не все правые авторитарии — консерваторы. Многие из них не интересуются политикой вообще.

По мнению Алтемейера, для мышления правых авторитариев характерны логические ошибки и двоемыслие, они склонны некритично воспринимать любую информацию, подтверждающую их убеждения. Тем не менее, не наблюдается какой-либо связи между уровнем правой авторитарности и уровнем интеллекта. Согласно Алтемейеру, большинство правых авторитариев предпочитают силовые решения проблем, плохо способны к сотрудничеству, чаще всего выступают за запрет абортов и свободного владения оружием, поддерживают националистические идеи и религиозный фундаментализм. Право-авторитарные личности, — как правило, либо агрессивные индивидуалисты, стремящиеся к доминированию в обществе, либо не менее агрессивные коллективисты, стремящиеся встроиться в существующую иерархию и поддерживать её[7].

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. Altemeyer B.  (англ.) (1988). Enemies of Freedom. Winnipeg: University of Manitoba Press  (англ.)
  2. Altemeyer B.  (англ.) (1996). The Authoritarian Specter. Cambridge, MA: Harvard University Press.
  3. Adorno Th. W., Frenkel-Brunswik E.  (англ.), Levinson D. J., Sanford R. N.  (англ.) (1950). The Authoritarian Personality  (англ.). Norton: NY.
  4. Altemeyer B.  (англ.) (1998). The other ‘authoritarian personality.’ In M. Zanna (Ed.) Advances in Experimental Social Psychology, 30 (pp. 47-92). San Diego: Academic Press.
  5. Опросник. Дата обращения: 10 марта 2010. Архивировано 15 февраля 2010 года.
  6. McFarland, S., Ageyev, V., & Abalakina, M. (1993). The authoritarian personality in the United States and the former Soviet Union: Comparative studies. In W. F. Stone, G. Lederer, & R. Christie (Eds.). Strengths and weaknesses: The authoritarian personality today. New York: Springer-Verlag.
  7. Kemmelmeier, M., Burnstein, E., Krumov, K., Genkova, P., Kanagawa, C., Hirshberg, M. S., Erb, H., Wieczorkowska, G., & Noels, K. (2003). Individualism, collectivism, and authoritarianism in seven societies. Journal of Cross-Cultural Psychology  (англ.), 34, 304—322.

Литература[править | править код]