Речь Муссолини 3 января 1925 года

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Если фашизм был бы преступным сообществом, то я — его лидер!Бенито Муссолини

Речь Бенито Муссолини 3 января 1925 года, также называемая речью Муссолини об убийстве Маттеотти (итал. discorso di Mussolini sul delitto Matteotti)[1] — речь, произнесённая премьер-министром Бенито Муссолини 3 января 1925 года в Палате депутатов Италии  (итал.). Считается одним из переломных моментов в трансформации Королевства в фашистскую диктатуру.

Исторический контекст[править | править код]

Муссолини и фашистские министры в Палате депутатов

Речь Джакомо Маттеотти[2] 30 мая 1924 года в парламенте о фальсификациях на выборах вызвала большое беспокойство у правительства Муссолини  (итал.). Последующее убийство парламентария было воспринято оппозицией, независимой прессой и общественным мнением как дело руки или, по-крайней мере, косвенная вина лидеров фашизма[3]. В декабре 1924 года, в условиях сильной напряженности внутри фашистской партии и правительства из-за неоднозначной реформы армии, Муссолини предложил новый закон о проведении выборов. Он восстанавливал одномандатные округа, тем самым ударив по оппозиции. В условиях нестабильности правительства и угрозы избирательной реформы, лидером социалистической оппозиции Чезаре Росси  (итал.) был опубликован манифест, в котором он обвинил фашистов в соучастии убийству Маттеотти. Муссолини попытался выйти из сложившегося тупика своей парламентской речью, назначенной на 3 января 1925 года. В ней он взял на себя «моральную», а не юридическую ответственность за убийство.

Речь имела серьёзные последствия: после неё был выпущен циркуляр Луиджи Федерцони префектам, постановляющий резко ограничить свободу печати и закрыть отделения оппозиционных партий по всей стране.

Содержание[править | править код]

Начало выступления, его кульминация и завершение приведены ниже:

Господа! Речь, которую я собираюсь произнести перед вами, строго говоря, нельзя отнести к разряду парламентских. Некоторые из вас могут заметить, что она продолжает ту  (итал.), что я произнёс не так давно в этом же зале.

Я заявляю здесь, в присутствии парламента и всего итальянского народа, что я (только я!) беру на себя (политическую! моральную! историческую!) ответственность за всё, что произошло. Если всего лишь нескольких неверно воспринятых фраз достаточно, чтобы надеть петлю на шею человека и выбить у него из-под ног опору; если фашизм был не чем иным, как касторовым маслом и дубинкой, а не выражением стремлений и страсти лучшей итальянской молодежи, то вина лежит на мне!

Теперь осмелюсь пообещать, что проблема будет решена. Работоспособна ли наша идеология, правительство и партия? Если ту сотую часть энергии, вложенную в её создание, я вложил бы в её развитие... О, вы бы тогда увидели…

Но сейчас в этом уже нет нужды — правительство достаточно сильно, чтобы подавить крамолу на Авентине. Полностью и бесповоротно. Италия, господа, хочет мира, хочет спокойствия, хочет трудового спокойствия — мы дадим ей это. С любовью, если это возможно, или с силой, если это необходимо. Будьте уверены, что в течение 48 часов после моего выступления это станет вам предельно ясно.Бенито Муссолини[4]

В этой речи Муссолини взял на себя «политическую, моральную и историческую ответственность» за то, что произошло в Италии в последние месяцы, и конкретно за убийство Маттеотти. Речь рассматривается историками как конституционный акт фашизма как авторитарного режима[5] (согласно Ренцо де Феличе  (итал.)[6], одного из ведущих исследователей фашизма)[7][8].

Приём[править | править код]

Противников не было в зале, они разбрелись по коридорам. Эудженио Кьеза  (итал.), Эмилио Луссу  (итал.), Артуро Лабриола и Амендола хотели вернуться и устроить драку, но оставшийся Джолитти передал, чтобы они этого не делали. Так они бы только «показали настоящего короля здесь».Гвидо Феррандо  (итал.), свидетель событий

Смелое красноречие Муссолини в сочетании с неспособностью оппозиции адекватно отреагировать обусловило успех его дерзкого политического манёвра, лежащего в основе речи[9]. Авентинисты, как из боязни повторить судьбу Маттеотти, так и из-за сильной внутренней фракционности, запутались в собственных бесплодных показаниях[10]. Как итог авентинской сецессии, после речи последовали формальные акты о конфискации парламентских мандатов у оппозиции. Это свидетельствовало о постепенной делегитимизации и аннулировании демократических функций парламента[11].

В 1938 году речь была поставлена в театре Адриано  (итал.) поэтом, писателем и драматургом, членом Королевской академии Италии  (итал.) Филиппо Томмазо Маринетти[12]. Общие моменты речи показаны в фильме 1973 года Убийство Маттеотти  (итал.) Флорестано Ванчини, где роль Муссолини исполнил Марио Адорф[13].

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. Il discorso di Mussolini sul delitto Matteotti. Дата обращения: 10 февраля 2023. Архивировано 2 октября 2022 года.
  2. Italia - 30 maggio 1924, Discorso alla Camera dei Deputati di denuncia di brogli elettorali - Wikisource. Дата обращения: 10 февраля 2023. Архивировано 7 октября 2016 года.
  3. Emilio. — 2014-10-07. — ISBN 9788852058554.
  4. Italia - 3 gennaio 1925, Discorso sul delitto Matteotti - Wikisource. Дата обращения: 5 марта 2023. Архивировано 5 марта 2023 года.
  5. 1924, il delitto Matteotti Архивировано 6 сентября 2013 года.
  6. Renzo De Felice, Mussolini il fascista I. Дата обращения: 10 февраля 2023. Архивировано 2 сентября 2013 года.
  7. Vidotto, p. 21: «… Ренцо Де Феличе, величайший исследователь итальянского фашизма и первый, кто предоставил новые концептуальные теории для анализа и понимания двадцати лет фашизма.»
  8. Aga Rossi, p. 128.
  9. Ренцо де Феличе также включает заявление около сорока предводителей ополчения, которые во главе с Энцо Эмилио Гальбиати  (итал.) явились в Палаццо Венеция 31 декабря 1924 года, чтобы подтолкнуть Муссолини к более решительным действиям. Историческое исследование Mussolini il fascista. Vol. I: La conquista del potere, 1921—1925, Einaudi, Torino, 1966, продемонстрировало, что ситуация никогда бы не вышла из-под контроля премьер-министра. Прибытие ополчения в Рим было бы частью беспорядков, искусно созданных Муссолини, чтобы подогреть страх начала гражданской войны, если король и вооруженные силы не дадут ему полный «зелёный свет».
  10. О чрезмерной вере в силу морального бунта общества см. Никола Транфалья, «Rosselli e l’Aventino: l’eredità di Matteotti», in Movimento di Liberazione in Italia, (1968): 3-34.
  11. Giampiero Buonomo, La decadenza dei deputati nella Camera del regno d’Italia del 9 novembre 1926 Архивная копия от 10 февраля 2023 на Wayback Machine, in Historia Constitucional, n. 13, 2012, pagg. 697—715.
  12. Rievocazione discorso del 3 gennaio. Дата обращения: 10 февраля 2023. Архивировано 10 февраля 2023 года.
  13. Delitto Matteotti, discorso di Mussolini 3 gennaio 1925. Дата обращения: 10 февраля 2023. Архивировано 6 июля 2015 года.