Свободное радио и телевидение тысячи холмов

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Radio Télévision Libre des Mille Collines
Город Кигали
Страна
Дата начала вещания 8 июля 1993
Дата конца вещания 31 июля 1994

Свободное радио и телевидение тысячи холмов (фр. Radio Télévision Libre des Mille Collines, RTLM, RTLMC, в русскоязычной литературе «свободное» часто опускается) — руандийская радиостанция, вещавшая с 8 июля 1993 года по 31 июля 1994 года[1], разжигавшая межнациональную рознь и подстрекавшая к геноциду в Руанде в 1994 году[2]. Является наиболее употребимым примером «радио ненависти»[3] (то есть медиа, которое сеет всяческого рода социальную рознь и неприязнь).

История[править | править код]

Название радиостанции происходит от прозвища Руанды — «земля тысячи холмов». Заявленной целью станции было создание гармоничного развития в руандийском обществе[4].

Это была частная радиостанция, аффилированная с государственной станцией «Радио Руанды» и получавшая от неё финансирование. Его сотрудниками были исключительно хуту и оно характеризовалось исключительной предвзятостью по отношению к тутси. Оно не только распространяло пропаганду против тутси, но и прямо призывало истреблять их, вплоть до перечисления подлежащих убийству людей с адресами их проживания[1].

Призывы обычно делались с использованием иносказаний, которые, как установил Международный трибунал по Руанде, однако, были однозначно понятны слушателям-руандийцам. Примерами таких призывов были «валите высокие деревья» и «истребляйте тараканов».

Некоторые люди — включая бельгийского посла и сотрудников нескольких гуманитарных организаций — осознавали опасность станции и призывали международное сообщество закрыть её. Однако западные дипломаты частью не воспринимали опасность всерьёз, частью считали вмешательство в деятельность частной радиостанции недопустимым нарушением свободы слова[4]. Запад ограничился обращениями к президенту Руанды Хабиаримане, который обещал разобраться, но ничего не делал. Как американский, так и французский послы возражали против принятия мер к радио. Американский назвал его лучшим радио для получения информации, а его эвфемизмы — имеющими различные интерпретации[3].

Роль радио в геноциде в Руанде[править | править код]

Особую роль в разжигании геноцида сыграли политические обозреватели радиостанции. Среди них Анани Нкурунзиза. В его ведении были новости и подробные рассказы слушателям об иностранной прессе. Его местонахождение до сих пор не установлено. Его виновность в преступлениях геноцида доказывают конкретные расшифровки сводок новостей.


Анани Нкурунзиза: Я верю, что скоро взойдет заря! Для тех из вас, кто молод и не знает этого слова, заря — это первый свет солнца в начале нового дня. Займется тот день, когда не останется больше тараканов на земле Руанды. Слово «иньензи» (тараканы, презрительное название тутси) будет забыто навсегда.

Также огромную роль в разжигании межнациональной розни сыграл Хабимана Кантано, который, по сути, являлся основной звездой радио. Считается, что он обучался журналистскому делу в Ленинграде и даже издавал собственную националистическую газету. Кантано скрылся от преследования и, по неофициальным данным, умер от СПИДа в конце 1990-х годов в Демократической Республике Конго.

Кроме того, факт геноцида не раз отрицался, в том числе, главным редактором RTLM, Гаспаром Гаиги, который после известных событий сбежал в Заир, где даже издавал собственную газету.

Во время действования Международного трибунала по Руанде ответчиками были сотрудники не только «Свободного радио Тысячи холмов», но и главный редактор газеты «Кангура» Хасан Нгезе, который, в свою очередь, разделял взгляды руководства RTLM. Были среди решений трибунала и пожизненные заключения за журналистскую деятельность, так, подобному наказанию подвергся Бернар Мукинго, открыто призывавший вооружиться и начать борьбу хуту, как приоритетного большинства, против тутси, Валери Бемерики, позднее сбежавшая в Заир, арестованная и осужденная на пожизненное заключение, и прочие[5].

Конкретными подсчётами влияния радио на резню между тутси и хуту занялся доцент-экономист Гарвардского университета — Дэвид Янагизава-Дротт. Основываясь на физических законах распространения радиоволн, он вывел довольно занимательную формулу. Поскольку в распоряжении RTLM было два передатчика — один в Кигали, а другой на горном пике Муэ, а Руанда действительно сплошь покрыта горами, то горы перекрывают путь радиосигналам. Поэтому в некоторых селениях нет приёма или же частичное покрытие. С помощью карты рельефа учёный с легкостью рассчитал уровень сигнала в каждой точке страны. Исходя из данных, сколько именно человек в каждом селении было осуждено за геноцид, он выявил, что в зоне уверенного приёма радио их число было гораздо больше, чем в местах, где сигнала не было. Таким образом, экономист публично доказал влияние радио пропаганды на возникновение резни между тутси и хуту[6].

Участие ведущих звёзд «Свободного радио тысячи холмов» подтверждено их собственными словами, однако одни списывают все на действия правительства, другие же — на собственную неуравновешенность и отсутствие прозорливости.

«Я призывала хуту убивать тутси. Я должна была называть в эфире места, где они скрывались. Организация геноцида была очень тщательной. На всех уровнях мы получали информацию о местах их нахождения. Мы объясняли по радио, что тутси прячутся, чтобы потом напасть на хуту. Мы совершили глупость. Мы не были бдительными. Мы верили в то, что говорили наши власти. Мы им доверяли. Мы признаем, что мы согрешили, поэтому сегодня мы становимся на колени и просим прощения»[7].

«Дэвид Янагизава-Дротт же в своём исследовании и вовсе подводит нас к тому, что именно государственные СМИ, подобные RTLM являются извечными причинами внутренних межнациональных конфликтов. Более того, он переводит свои аргументы в сферу цифр и показателей, которые наглядно доказывают его правоту. Так, в Руанде за всё время резни погибла 51 тысяча людей, которые определённо могли бы жить дальше, если бы радиопередатчики вовремя прекратили свою работу».
Валери Бемерики[8]

Последствия[править | править код]

Персоналии[править | править код]

В культуре[править | править код]

Адаптированные (драматизированные) трансляции RTLMC звучат в кинофильме «Отель «Руанда»».

В фильме «Однажды в апреле» брат главного героя является сотрудником RTLMC. Конфликт развивается при попытке привлечь к ответственности радиокомпанию вопреки существующим понятиям о свободе слова.

Фильм «Отстреливая собак» использует записи с RTLMC.

Название романа «Могилы ещё не полны» (англ. The Graves Are Not Yet Full) журналиста «Нью-Йорк Таймс» Билла Беркли взято из известной передачи RTLMC из Кигали 1994 года: «Вы миновали некоторых врагов. Вы должны вернуться туда и покончить с ними. Могилы ещё не полны!»[10].

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 R.T.L.M. Transcripts Архивная копия от 23 мая 2012 на Wayback Machine // Rwanda file
  2. Hege Løvdal Gulseth The Use of Propaganda in the Rwandan Genocide: A Study of Radio-Télévision Libre des Mille Collines (RTLM) Архивная копия от 6 марта 2016 на Wayback Machine — Oslo: 2004 (A Thesis for the Cand. polit. degree at the Department of Political Science, University of Oslo)
  3. 1 2 Hate Radio: Rwanda Архивная копия от 7 октября 2014 на Wayback Machine // Radio Netherlands Worldwide, 2.04.2004
  4. 1 2 Hate Radio Архивная копия от 9 августа 2014 на Wayback Machine // Rwanda Stories
  5. Андрей Бабицкий. Диктор зло (4 апреля 2014). Дата обращения 16 апреля 2015. Архивировано 19 апреля 2015 года.
  6. Борислав Козловский. Тысяча мёртвых на тысячу слов. Как работала пропаганда в Руанде. (3 октября 2014). Дата обращения 16 апреля 2015. Архивировано 16 апреля 2015 года.
  7. Елена Габриэлян. Руанда после геноцида. Палачи и жертвы живут бок о бок. (недоступная ссылка) (22 июля 2014). Дата обращения 16 апреля 2015. Архивировано 16 апреля 2015 года.
  8. Б.Козловский. Тысяча мертвых на тысячу слов. Как работала пропаганда в Руанде. (21 августа 2014). Дата обращения 16 апреля 2015. Архивировано 11 октября 2014 года.
  9. Willsher, Kim. Rwanda former spy chief Pascal Simbikangwa jailed over genocide (англ.). The Guardian (14 March 2014). Дата обращения 19 мая 2020. Архивировано 18 сентября 2019 года.
  10. Bill Berkeley. The Graves Are Not Yet Full (неопр.).

Литература[править | править код]

Ссылки[править | править код]