Идрис Эндиреевский: различия между версиями

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
[отпатрулированная версия][непроверенная версия]
Содержимое удалено Содержимое добавлено
Ввиду того что, что мною приведены на СО ошибки данных источника Дадаева, и блокировка кукловодов, возвращаю свою версию.
Метки: с мобильного устройства из мобильной версии
отмена правки 120348895 участника Таллархо (обс.) Ввиду того, что участнику там ответ дан, ввиду того, что участник занимается войной правок, его правка отменена. Дальше обращайтесь на ЗКА.
Метки: отмена отменено
Строка 22: Строка 22:
|флаг_2 = Caucasian Imamate.svg
|флаг_2 = Caucasian Imamate.svg
|флаг2_2 =
|флаг2_2 =
|периодначало_2 = прим. [[1857]]
|периодначало_2 = [[1849]]
|периодконец_2 = [[1858]]
|периодконец_2 = [[1859]]
|предшественник_2 = Миклик Муртазали<ref name=info>{{cite web
|предшественник_2 = [[Гойтемир Ауховский]]
|преемник_2 = Шамхал
|title = АБДУРАХМАН ИЗ ГАЗИКУМУХА: КНИГА ВОСПОМИНАНИЙ
|url = https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/Arabojaz_ist/Gazikumuchi_III/frametext2.htm
|date = vostlit.info
|work = vostlit.info
|accessdate = 07.01.2022
}}</ref>
|преемник_2 = Раджаб
| должность_3 =
| должность_3 =
| флаг_3 =
| флаг_3 =

Версия от 11:24, 3 марта 2022

Идрис Эндиреевский
кум. Идрис-эфенди Эндирейли
Орден, дарованный Имамом Шамилем наибу Идрису Эндиреевскому. Надпись: «этот знак доблести совершенной и льву подобного … Идриса эфенди»
Орден, дарованный Имамом Шамилем наибу Идрису Эндиреевскому. Надпись: «этот знак доблести совершенной и льву подобного … Идриса эфенди»
Флаг
Наиб Ауха и сподвижник имама Шамиля
1849 — 1859
Предшественник Гойтемир Ауховский
Преемник Шамхал

Рождение Эндирей
Смерть 1873 или 1874
Эндирей
Деятельность богословие, философия, литература
Отношение к религии Ислам суннитского толка
Награды Все отличительные знаки Имамата.
Военная служба
Принадлежность Эндиреевское княжество, Северо-Кавказский имамат
Звание Наиб
Сражения Практически все крупные битвы Кавказской войны

Идрис Эндиреевский (кум. Идрис-эфенди Эндирейли) — наиб Ауховского округа и один из ближайших сподвижников имама Шамиля[1], ученый-арабист и политический деятель. Уроженец кумыкского аула Эндирей. За боевые заслуги награжден всеми отличительными знаками Имамата[2][3][4]. В 1851 году Шамиль наградил его орденом с именной записью и надписью[4][3][2].

Биография

Ранние годы

Идрис родился в семье Мустафы сына Али ал-Хафиза из рода обедневших узденей Эндирея[1], кумык[5]. В его родословной были и другие известные ученые — дед Идриса Али был «хафизом» (человеком, знавшим Коран наизусть). Большим ученым был и его старший брат Салих (ум. в 1281 г.х.), имевший прозвище «Насир ад-дин», что означает помощник религии, и который занимал некоторые административные должности в Имамате.

Идрис обучался в медресе Эндирея, в котором обучались известные ученые Шора Ногмов и Мухаммад Аваби Акташи. Будущий наиб не ограничивался обучением в Эндирее — он побывал в различных аулах у самых лучших ученых Кумыкской равнины и Нагорного Дагестана[1]. Среди учителей Идриса Мансур Гайдарбеков упоминает и Саида Араканского, у которого он обучался богословию, логике и филологии и точным наукам[6]. После завершения обучения он некоторое время преподает в Эндирее.

Уход к Шамилю

В 20-30-х годах Эндирей сотрясает несколько крупных восстаний против Российской империи (1819, 1825, 1831). Общество было расколото на две части: сторонников мира и войны. После подавления восстания 1831 года наиболее активные сторонники партии войны покидают Эндирей. В середине 1830-х годов в Имамат переселяется и Идрис[1].

Назир Доргелинский писал[1] :

Он эмигрировал (хаджара) к имаму Шамилю Эфенди. Он служил ему годами душой и пером, верно и честно. Он не восставал против имама и не изменял ему. Он был (одним) из его преданных алимов. Имам его любил и уважал выше его достоинства

Наиб Ауха

В 1847 году имам Шамиль назначает Идриса наибом Ауха за проявленную им инициативность и смелость[4].

Али Каяев писал[2]:

Он был из тех алимов Дагестана, которые вмешивались в политические дела страны. Политические убеждения его заключались в том, чтобы быть на стороне имамов, которые питали самое глубокое отвращение и вели священную войну против проклятой завоевательной и империалистической политики Российского самодержавия. Он жил в Эндирее и защищал имамов и их идеи

Он же:

Идрис Эфенди был один из самых боевых наибов Шамиля, участвовал в самых жарких сражениях и был награжден всеми знаками отличия

Через связи с высокопоставленными лицами в Эндирее, Идрис добывал важнейшую для Имамата информацию о расположении и дислокации русских войск[1].

Охлаждение

Успехи успешнейшего наиба и особое доверие к нему Шамиля не могли не стать предметом зависти верхушки Имамата. На Идриса пишутся доносы и против него составляются заговоры[1]. В 1848 году Кайирбек Буртунаевский совершает грабительский набег на Эндирей. В ауле имелось множество склоняющихся к поддержке Имамата людей. Идрис жестко раскритиковал грабительские набеги мюридов, от которых больше страдают кумыкские крестьяне, нежели русские войска. Завистники извратили слова наиба и выставили Идриса в глазах имама Шамиля в роли главы обширного заговора[7]. Наибу после личной встречи удалось оправдаться, но, как пишет М.Гайдарбеков, «в конце концов, доносчики из наибов и других лжецов и клеветников донесли на него имаму»[8].

Не помогает Идрису вернуть доверие и то, что путем невероятных усилий, ему удается получить и передать имаму информацию о готовящемся наступлении русских. Шамиль был глух и уже ему не доверял. Очень скоро ему пришлось сожалеть о том, что не предпринял необходимых мер[8].

В феврале 1859 года Шамиль для расследования в Аух к Идрису направляет Абакар-дибира. Проверка показала лживость всех обвинений против наиба. Однако после возвращения посланца, Шамиль неожиданно смещает Идриса и назначает наибом Ауха Шамхала, зятя Абакар-дибира[1]. Имам предложил Идрису «решить все дела при встрече», что не оставило у Идриса никаких сомнений в намерении Шамиля расправиться с ним[8]. Он выезжает в Тарки, получает амнистию и становиться сельским кадием в родном Эндирее.

Смещение Идриса вызвало недовольство у населения Ауха.

Переписка с Шамилем

Некоторое время спустя Идрис посылает имаму письмо, написанное в прозе и стихах. В нем он объясняет ему существо дела и показывает факт предательства его некоторыми наибами. В тяжелые времена они более всего заняты кляузами и доносительством, а зачастую и откровенным стяжательством, нежели интересами имамата. Называя очернителей скорпионами и змеями, он пишет[9]:

О, сейид, сияния почета, которого освещали пределы и мировые пространства. На меня тебе доносит тот, у кого в состоянии только невежество, замешательство, неповиновение и злоба. Клянусь Аллахом великим: то, что он обо мне тебе читает, это ложь и клевета.

Какая же может быть безопасность, когда в наших странах распространились скорпионы, волки и змеи!?

Он пишет с укором Шамилю:

О, какое наказание тому, кто страдал любовью к Вам, которому нет ни причины, ни доказательства.

Кроме слов клеветника, который собирал всякие хитрости против мужа, наука которого есть свет и объяснение.

Когда имам Шамиль прочел письмо, он горько пожалел о содеянном и понял, что целью доносчиков был раскол между ними.

Назир Доргелинский пишет[9]:

Когда прочитал его письма, имам сожалел о том, что он был намерен убить его, и убедился в предательстве наибов и лживости доносчиков и сказал с плачем, что теперь мое государство и могущество находится накануне распада

Последние годы

После этих событий Идрис-эфенди занимал должность кадия в Эндирее, занимаясь преподаванием в медресе. Он умер в 1874 году.

Идрис-эфенди как ученый и писатель

Идрис стал знатоком точных наук, философии и арабской литературы, одним из выдающихся мастеров эпистолярного жанра своего времени. Его красноречие и ораторские способности были столь велики, что дагестанские алимы его даже прозвали — Идрис ал-Баяни, что означало «Идрис красноречивый». Идрис был известным ученым и имел обширную библиотеку, большинство из книг которой было сожжено во время Октябрьской революции. Али Каяев писал[2]:

Будучи превосходным просвещенным писателем, обладавшим хорошими способностями и поэтическими склонностями, он писал на арабском языке красивые стихи, послания и письма

Назир Доргелинский дает его поэзии следующую оценку[10]:

В его поэзии нет суровости и безжизненности. Наоборот, она украшает уши превосходством оборотов и выражений

Основными темами произведений Идриса были освободительное движение, защита деятелей мюридизма от порицаний и нападок некоторых алимов. В письмах он умело приводит хадисы из Корана, хадисов, произведений классиков. Особенно он силен был в тахмисах. Известный арабист Мансур Гайдарбеков пишет[6]:

Они (тахмисы) — лучшие стихи Идриса в смысле классической формы стихосложения на арабском языке

Основные произведения

Среди его произведений дошедших до нас[1]:

  • «Тухфат ал-абрар».
  • «Баварик ал-Хавариф». Ответ на касыду Мама-Гиши, направленную против имамов.
  • Несколько тахмисов
  • Касыда, в которой он восхваляет семейство пророка.
  • Стихи различных форм и содержаний.
  • Большое количество корреспонденции
  • Научные статьи и комментарии.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Исмаил Ханмурзаев. Идрис Красноречивый http://kumukia.ru/article-9538.html
  2. 1 2 3 4 Каяев. Тараджим улама Дагистан (на тюркском языке) (Биографии дагестанских ученых-арабистов) // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.25. Оп.1. Д.1.
  3. 1 2 Б.Аджаматов «Имам Ташав-Хаджи»
  4. 1 2 3 Наибы и мудиры Шамиля, 2009, с. 212.
  5. Судьба чечено-ингушского народа, Заинди Шахбиев, 1996
  6. 1 2 Гайдарбеков М. Идрис Эфенди из Эндирея // Антология дагестанской поэзии на арабском языке // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.3. Оп.1. Д.129.. М-ла, 1965.
  7. Идрисов Ю. Вероучители эпохи Кавказской войны // «Ёлдаш»/«Времена». 26.01.2007 г.
  8. 1 2 3 Гайдарбеков М. Идрис Эфенди из Эндирея / Антология дагестанской поэзии на арабском языке // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.3. Оп.1. Д.129.. М-ла, 1965. С. 269.
  9. 1 2 Назир ад-Дургили Нузхат ал-азхан фи таражим уламa Дагистан // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. ФМС. № 95 .-223 с. Nadir ad-Durgilis (st. 1935). Nudhat al-azhan fi taragim ulama Dagistan / herausgegeben, übersetzt und kommentiert von Michael Kemper und Amri R. Šixsaidov // Muslim Culture in Russia and Central Asia. Vol. 4.: Die Islamgelehrten Werke. Berlin, 2004.
  10. Назир Дургелинский. «Нузхат ал-азхан». Книга отнографии дагестанских ученых-арабистов. Рукописный Фонд Ин-та ИЯЛ

Литература

  • Наибы и мудиры Шамиля / Дадаев Ю. У. ; Российская акад. наук, Дагестанский науч. центр, Ин-т истории, археологии и этнографии. — Махачкала : ДИНЭМ, 2009. — ISBN 978-5-91446-011-9.