Философская дискуссия 1947 года
Философская дискуссия 1947 года | |
---|---|
Дата проведения | 1947 |
Место проведения |
Москва, СССР |
Филосо́фская диску́ссия 1947 го́да (январь и июнь 1947) — публичная научная дискуссия общесоюзного масштаба в советской философии.
История
[править | править код]
Философию развивали революционеры и учёные. Что же касается наших философов-профессионалов, заполняющих институты философии и философские кафедры учебных заведений, партийных школ, то никто из них за тридцать лет советской власти и торжества марксизма в нашей стране не высказал ни одной новой мысли, которая вошла бы в сокровищницу марксистско-ленинской философии. Более того, никто из наших философов-профессионалов не высказал ни одной мысли, которая обогатила бы какую-либо конкретную область знания. Это в равной степени относится к Деборину и Митину, Юдину и Александрову, Максимову и Кедрову и всем остальным.
— Ю. А. Жданов, сентябрь 1949 года [1]
- В мае 1944 года решением ЦК партии был осуждён третий том «Истории философии» (ред.: Г. Ф. Александров, Б. Э. Быховский, М. Б. Митин, П. Ф. Юдин), как содержащий грубые ошибки в оценке немецкой классической философии. С книги снята присуждённая ранее Сталинская премия. Главным инициатором разгрома «Истории философии» был профессор З. Я. Белецкий, а текст постановления ЦК ВКП(б) о третьем томе «Истории философии» готовил П. Н. Поспелов, он формулировал оргвыводы и, скорее всего, был «мозговым центром» всей операции[2].
- В самом начале 1946 г. вышла книга начальника Управления пропаганды и агитации ЦК партии Г. Ф. Александрова «История западноевропейской философии». Книга вышла тиражом 5000 экземпляров, имела гриф Института философии АН СССР и была допущена Министерством высшего образования СССР в качестве учебника для университетов и гуманитарных факультетов высших учебных заведений. Она обсуждалась в Институте философии (январь 1947 г.), но «в верхах» обсуждение было признано неудовлетворительным[3].
- В ноябре 1946 года Г. Ф. Александрову присуждена Сталинская премия за учебник «История западноевропейской философии».
Работа Г. Ф. Александрова по марксистской философии стоит на весьма высоком научно-исследовательском уровне.
— П. Н. Поспелов, 26 ноября 1946 года [4]
- 18 ноября 1946 года профессор З. Я. Белецкий обратился с письмом к И. В. Сталину, где критиковал содержание учебника, в частности указывал, что в книге не учитываются решения ЦК партии 1944 года по третьему тому «Истории философии».
Позиция Белецкого была жёсткой и последовательной. Он отвергал философию как науку о «чистом познании, чистой истине, благе, добре и т. д. — …философия при таком представлении изображается как самостоятельный процесс, где формируются общие законы мира и познания», а история философии «начинает излагаться… как чистая филиация идей… Такое изложение истории философии доставляет автору наслаждение. Он погружается в сферу чистой мысли и конструирует там мир». «Марксистский подход, — пишет Белецкий, — требует умения понять (философскую фразу. — Авт.) как идеологию определённого общества, класса, государства… Только при таком изложении история философии приобретает смысл и перестаёт быть сборником философских терминов, она предстаёт как наука партийная»[5]
- 30 ноября 1946 года Г. Ф. Александров избран действительным членом АН СССР.
- В декабре 1946 года в адрес книги последовали серьёзные критические замечания И. В. Сталина «о существенных, крупных недостатках и ошибках в освещении истории философии»[4].
- В конце 1946 года ЦК партии предложил подвергнуть «Историю западноевропейской философии» обсуждению.
- В январе 1947 года по указанию Г. Ф. Александрова его заместителями М. Т. Иовчуком и П. Н. Федосеевым было организовано обсуждение в Институте философии АН СССР. В президиуме заседания присутствовал А. Н. Поскрёбышев.
- В апреле 1947 года ЦК партии признало организацию проведённой дискуссии и способ подведения её итогов неудовлетворительными, и назначило повторную дискуссию, поручив её организацию и проведение секретарю ЦК партии А. А. Жданову.[6]
Дискуссия в том виде, в каком она была проведена, оказалась бледной, куцей, неэффективной, а поэтому и не имела должных результатов. В связи с этим ЦК решил организовать новую дискуссию с тем, чтобы к этой дискуссии были привлечены не только работники из Москвы, но и работники из республик и крупных городов РСФСР (А. А. Жданов)[7]
- Дискуссия под руководством А. А. Жданова состоялась с 16 по 25 июня 1947 года. На дискуссии присутствовало около 500 человек, в том числе секретари ЦК партии А. А. Кузнецов и М. А. Суслов.
Причина отставания на философском фронте не связана ни с какими объективными условиями… Причины отставания на философском фронте надо искать в области субъективного.
— А. А. Жданов, 24 июня 1946 г.[8]
- 17 сентября 1947 года начальником Управления пропаганды и агитации ЦК партии вместо Г. Ф. Александрова назначен М. А. Суслов. Первый заместитель Александрова — П. Н. Федосеев — также был отстранён, и его пост занял Д. Т. Шепилов.[9] Спустя 5 дней Г. Ф. Александров получил должность директора Института философии АН СССР.[10]
После проведённой философской дискуссии по книге Александрова «История западноевропейской философии» ЦК ВКП(б) поручил Г.Ф. Александрову, М. А. Дыннику, М. Т. Иовчуку, Б. М. Кедрову, М. А. Леонову, М. Б. Митину и О. В. Трахтенбергу написать новую книгу по истории философии с учётом итогов дискуссии и высказанной в ходе неё критики в адрес работы Александрова[11].
Реакция на дискуссию
[править | править код]- По мнению философа З. А. Каменского :
Оценивая в целом теоретико-методологические идеи, выдвинутые в речи Жданова, следует сказать, что они сыграли глубоко реакционную роль в дальнейших судьбах советской истории философии как науки. Во-первых, докладчик, полностью утвердившись в старых, сформулированных до него догмах, ввёл догмы дополнительные.
К их числу следует отнести прежде всего три: о том, что философия становится наукой только со времени возникновения марксистской философии, об изменяемости предмета философии и об отпочковании от философии всех прочих наук. Все они были восприняты философской общественностью как основоположения для научной работы, как генеральные установки, которые следует реализовывать в преподавании философии, при написании статей и монографий.[12] - По мнению философа Александра Огурцова :
Дискуссия, проведенная 16—25 июня 1947 года в Институте философии АН СССР, была, разумеется, далека от научной. На ней господствовал все тот же стиль брани, политических ярлыков и обвинений... Совершенно очевидно, что причина проведения этой дискуссии не в достоинствах или недостатках книги, а в том, что кто-то вообще притязал на лидерство в философии. Необходимо было уничтожить... последний островок философской работы, иссушить историко-философские искания... Выступление А. А. Жданова было движимо стремлением навязать “философскому фронту” догматические клише, заставить историков философии пересмотреть оценки мыслителей прошлого, подчинить их работу прямолинейным схемам и догматам[13].
— Подавление философии // СУРОВАЯ ДРАМА НАРОДА: Ученые и публицисты о природе сталинизма
- Советские учебники, издававшиеся после смерти Жданова и Сталина, характеризовали дискуссию следующим образом:
В выступлении А. А. Жданова, который в основном правильно характеризовал роль борьбы партии в истории философии, не раскрывалась познавательная роль истории философской мысли и преемственность в ней, не отмечалась большая положительная роль классической немецкой философии в подготовлении диалектического материализма, не подчеркивалось всемирно-историческое значение ленинского этапа в развитии марксистской философии.Щипанов И. Я., Главные вехи развития историко-философской науки после Октября 1917 г.[14]:697
- Результаты дискуссии обсуждались и в зарубежной прессе. 20 августа 1948 года «Вашингтон пост» назвала Г. Ф. Александрова «самым выдающимся советским философом»[4].
Примечания
[править | править код]- ↑ Батыгин Г. С., Девятко И. Ф. Дело профессора З. Я. Белецкого Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Батыгин, Девятко, 1993.
- ↑ Касьян, 2011.
- ↑ 1 2 3 Дело академика Г. Ф. Александрова: эпизоды 40-х годов (недоступная ссылка)
- ↑ Батыгин Г. С., Девятко И. Ф. Дело академика Г. Ф. Александрова. Эпизоды 40-х годов Архивная копия от 11 марта 2014 на Wayback Machine // Человек. — 1993. — № 1. — С. 134—146.
- ↑ О дискуссии по книге тов. Александрова «История западноевропейской философии» Архивная копия от 20 октября 2007 на Wayback Machine 22 апреля 1947 г.
- ↑ Батыгин Г. С. Советская социология на закате сталинской эры (несколько эпизодов) Архивная копия от 27 мая 2016 на Wayback Machine Вестник АН СССР. — 1991. — № 10.
- ↑ Образ врага в советской пропаганде: 1945—1954. Дата обращения: 6 мая 2008. Архивировано 5 июля 2008 года.
- ↑ Постановление политбюро ЦК ВКП(б) об изменениях в руководстве агитпропа ЦК 17.09.1947 . Дата обращения: 27 апреля 2011. Архивировано 18 марта 2017 года.
- ↑ Постановление ЦК ВКП(б) за 23 сентября 1947 г. (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 1066. Л. 52)
- ↑ Проспект книги, 1947, с. 343.
- ↑ Каменский З. А. Архивная копия от 8 августа 2011 на Wayback Machine История философии как наука в России XIX—XX вв. — М., 2001. — 332 с. — ISBN 5-94101-030-3
- ↑ Огурцов, 1989.
- ↑ Иовчук М. Т. § 5. Ленинизм и философское наследие. Историко-философская наука // Глава XX. Ленинский этап в развитии марксистской философии. Развитие диалектического и исторического материализма в эпоху после Великой Октябрьской революции / Под ред. М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана, И. Я. Щипанова. — Изд. 2-е, переработ. — М. : Мысль, 1971. — Кн. Краткий очерк истории философии. — С. 691—709. — 790 с. — 60 000 экз.
Литература
[править | править код]- Дискуссия по книге Г. Ф. Александрова «История западноевропейской философии», 16—25 июня 1947 г. Стенографический отчёт // Вопросы философии. — 1947. — № 1.
- Каменский З. А. Философская дискуссия 1947 года (преимущественно по личным воспоминаниям) // Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. Вып. VI. — М.: АОН при ЦК КПСС, 1991;
- Батыгин Г. С., Девятко И. Ф.[чеш.] Дело академика Г. Ф. Александрова. Эпизоды 40-х годов // Человек. — 1993. — № 1. — С. 134—146.
- Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Советское философское сообщество в сороковые годы: Почему был запрещен третий том «Истории философии»? : [арх. 18 октября 2020] // Вестник Российской академии наук. — 1993. — Т. 63, № 7.
- Батыгин Г. С. Манёвры на философском фронте: Эпизоды 40-х годов (недоступная ссылка) // Человек. — 1993. — № 2.
- Плимак Е. Г. «Надо основательно прочистить мозги»: (К 50-летию философской дискуссии 1947 г.) // Вопросы философии. — 1997. — № 7. — С. 10—20.
- Есаков В. Д. К истории философской дискуссии 1947 года // Вопросы философии. — 1993. — № 3.
- Бирюков Б. В., Верстин И. С. Идеологические события сороковых годов прошлого столетия и проблема русского национального сознания // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. — 2005. — № 3.
- Новиков К. «Требуется утвердить один авторитет во всех областях» // «Власть», выпуск № 717 от 9 апреля 2007 года.
- Волынец А. Н. Жданов (глава «Философский съезд», С. 522—531). — (ЖЗЛ) — М.: Молодая гвардия, 2013. — ISBN 978-5-235-03633-8
- Добренко Е. А. Метасталинизм: диалектика партийности и партийность диалектики // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. — 2014. — № 3 (27).
- Добренко Е. А. Метасталинизм: диалектика партийности и партийность диалектики (окончание) // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. — 2014. — № 4 (28).
- Касьян А. А. Философия в дискуссиях советских ученых середины XX века // Высшее образование в России (журнал). — 2011. — № 2. — С. 141-148. — ISSN 0869-3617.
- Огурцов А. П. Подавление философии // Суровая драма народа : Ученые и публицисты о природе сталинизма / Составитель Ю. П. Сенокосов. — М. : Политиздат, 1989. — 512 с. — 200 тыс. экз.
- «История философии». Проспект книги // Вопросы философии. — 1947. — № 2. — С. 343—368.
Ссылки
[править | править код]- А. А. Жданов. Выступление Жданова на философской дискуссии 1947 года . Газета «Прорывист» (24 июня 1947). Дата обращения: 21 ноября 2021.
Для улучшения этой статьи желательно:
|