Электронный браслет

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Электро́нный брасле́т — электронное устройство, используемое полицией для подконтрольного лица, находящегося под домашним арестом, либо осужденного к наказанию в виде ограничения свободы с целью его дистанционной идентификации и отслеживания его местонахождения, предназначенное для длительного ношения на теле и имеющее встроенную систему контроля несанкционированного снятия и вскрытия корпуса.

Конструкция

[править | править код]

Конструкционно ЭБ состоит из герметичного корпуса ЭБ с электронными компонентами, двух ремней и комплекта замка. В большинстве случаев носится на голени, поэтому по-английски — ankle monitor.

Через определённые интервалы времени подобный браслет посылает сотрудникам правопорядка, следящим за деятельностью носящего браслет правонарушителя, радиочастотный сигнал, содержащий информацию о его перемещениях; если границы разрешённой ему для посещений зоны будут нарушены, контролирующие органы получат сигнал. Электронные браслеты также всегда снабжаются специальной защитой, предупреждающей представителей власти о попытке снять его самостоятельно.

Электронный браслет впервые был опробован на преступнике в 1983 году. К 2007 году известно о более чем 130 000 случаев его применения на территории США, также он приобрёл относительную популярность в Великобритании, но не особенно распространён в других европейских странах. В 2000-х годах публиковалось следующее мнение относительно этой технической новинки:

Электронный браслет был изобретен учеными Гарвардского университета в 1950-х гг. Впервые идея поставить на службу контроля за правонарушителями достижения телекоммуникационных технологий пришла в голову американскому судье Джеку Лаву в 1983 г. после прочтения популярного комикса о Человеке-пауке. В нем главный враг нацепил на руку супергероя огромный браслет, чтобы выследить его. Этот способ отслеживания так понравился судье, что он предложил воплотить его в реальность.

«К вопросу о зарубежной практике применения системы электронного мониторинга подконтрольных лиц», журнал «Вестник института» № 28, 2014, ВИПЭ ФСИН РФ.

Интересно, что в России первые отечественные электронные браслеты выполнялись для детей олигархов и высокопоставленных чиновников, таким необычным образом «новые русские» заботились о безопасности своих детей. «Российская газета» по этому поводу сообщила, что с 2007 года отечественные «элитные разработки станут доступными и простым российским осужденным», там же газета вспомнила про пресловутого судью Джека Лава из города Альбукерке, отметив, что история с комиксом более напоминает легенду[1].

В целях реализации, утвержденной ФСИН России 28 августа 2010 года, «Концепцией создания и внедрения системы электронного мониторинга лиц, подконтрольных учреждениям уголовно-исполнительной системы» было создано ФГУП ЦИТОС ФСИН России. Для решения поставленной задачи специалистами предприятия был детально изучен мировой опыт и проведены консультации со специалистами ФСИН России, что позволило в кратчайшие сроки наладить производство устройств, входящих в СЭМПЛ, их доставку в территориальные органы, проведение пусконаладочных работ и введение в эксплуатацию. В настоящее время СЭМПЛ эксплуатируется в 80 субъектах РФ и осуществляется надзор в отношении 11 229 подконтрольных лиц[обновить данные].

Разные источники указывали противоречивую информацию о группе лиц, приговорённых к ношению электронного браслета. Так, УФСИН города Томска в 2012 году сообщало, что «пока никто из обладателей электронной новинки правила не нарушил»[2], напротив, сотрудники УФСИН города Абакана в 2013 году сообщали, что «единицы донашивают электронный браслет до конца срока — осуждённые срываются и отправляются за решётку, бывает, что устройство срезают, портят и даже сжигают»[3], по сообщению информационных источников, в обеих этих местностях с браслетами ходили 40-50 человек[4]. «Российская газета» отмечала, что с 2013 года появилась «ещё одна любопытная тенденция: некоторые осуждённые стали отказываться от электронных браслетов, выбирая тюрьму»[5].

Часть преступников обладает навыками, которые позволяют им снять браслет «без следов», а качество российских браслетов одно время было настолько низким, что по фактам нарушений при производстве браслетов и завышении на них цен СКР возбудило уголовное дело[6], результатом которого стал арест директора ФСИН Александра Реймера и его сообщников[7]. Также был зарегистрирован ряд случаев, когда исправный браслет оказывался на мусорной свалке, а преступники скрывались. Помимо подобных противоправных действий, ношения браслета можно избежать процессуальным путём - закон требует разрешение собственника квартиры на установку электронного оборудования, зачастую, после консультации с адвокатом, родственники осуждённого отказывались давать необходимое согласие, мотивируя свой отказ страхом перед неизвестными электронными приборами[8].

В искусстве

[править | править код]

В фильме «Бегущий человек» заключенных контролировали устройством схожим с электронным браслетом и электронным ошейником одновременно, позже эта идея получила развитие в фильме «Смертельный союз», в японском фильме «Королевская битва», и в криминальном сериале «Игра. Реванш».

Примечания

[править | править код]
  1. «Бери браслет, иди домой» Архивная копия от 22 сентября 2020 на Wayback Machine «Российская газета» - Неделя № 0(4290) от 09.02.2007.
  2. РИА Новости, 2012.
  3. Новости, 7-й телеканал, Хакасия.
  4. В Хакасии на условно осужденных надели электронные браслеты Архивная копия от 1 августа 2017 на Wayback Machine // Медиагруппа «Юг Сибири», 08 августа 2013 г.
  5. Сиди дома, но на поводке. Некоторые осуждённые стали выбирать тюрьму вместо электронных браслетов Архивная копия от 1 августа 2017 на Wayback Machine // «Российская газета», Федеральный выпуск № 6165 (189).
  6. Эксперты признали электронные браслеты ФСИН непригодными Архивная копия от 4 августа 2019 на Wayback Machine // «Известия», 16 апреля 2013.
  7. В тюрьму за «золотые браслеты»: экс-главу ФСИН Реймера приговорили к 8 годам колонии Архивная копия от 20 октября 2017 на Wayback Machine // «Комсомольская правда», 14 июня 2017.
  8. Скованные беспроводной цепью Архивная копия от 5 августа 2020 на Wayback Machine // Lenta.ru, 23 августа 2016.
    «Дело в том, что закон требует разрешение собственника квартиры на установку электронного оборудования. Мать Есипенко отказалась давать необходимое согласие, потому что очень боялась гаджетов, объяснила адвокат».