Закон Семереньи
Эта страница или раздел содержит текст письмом деванагари. Если у вас отсутствуют необходимые шрифты, некоторые символы могут отображаться неправильно. |
Зако́н Се́мереньи — фонетический закон, открытый Освальдом Семереньи и актуальный для некоторых индоевропейских языков. Согласно этому закону в праиндоевропейском языке в конечных слогах, заканчивавшихся на сочетание гласный+сонорный+s или h₂, звуки s и h₂ выпадали, вызывая заменительное удлинение гласного[1].
Примеры:
- пра-и.е. *ph₂térs «отец» > *ph₂tḗr > др.-греч. πατήρ, санскр. पिता (IAST: pitā́)[1][2];
- пра-и.е. *ḱu̯óns «собака» > *ḱu̯ṓn > др.-греч. κύων, санскр. शुवा (IAST: śúvā)[2].
Возможно, промежуточной стадией было удлинение сонорного: *VRs > *VRː > *VːR[3].
По аналогии с основами на сонорный удлинение последнего гласного основы распространилось и на те слова, где фонетических условий для действия закона Семереньи не было, например, *pṓds «нога»[4].
Закон Семереньи актуален для именительного падежа единственного числа существительных, в то время как в винительном падеже множественного числа, оканичивающегося на *-Vns, его действия не наблюдается[3].
Помимо собственно фонетического объяснения закона, существуют и другие, например, что ступень удлинения в номинативе была призвана символизировать его информационную важность, или, что произошла поляризация количества гласных, противопоставившая *-tēr в номинативе *-tr- во всей остальной парадигме[3].
Примечания
[править | править код]- ↑ 1 2 Ringe D. From Proto-Indo-European to Proto-Germanic. — New York: Oxford University Press, 2006. — P. 20.
- ↑ 1 2 Fortson B. Indo-European language and culture. An Introduction. — Padstow: Blackwell Publishing, 2004. — P. 64.
- ↑ 1 2 3 Collinge N. E. The Laws of Indo-European. — Amsterdam — Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 1985. — P. 237.
- ↑ Ringe D. From Proto-Indo-European to Proto-Germanic. — New York: Oxford University Press, 2006. — P. 21.