Таурогенская конвенция

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Таурогенская конвенция
Таурогенская конвенция с подписью генерала Йорка
Таурогенская конвенция с подписью генерала Йорка
Дата подписания 30 декабря 1812
Место подписания
Подписали Иоганн Давид Людвиг Йорк
Дибич-Забалканский, Иван Иванович
Стороны Королевство Пруссия
Российская империя
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Таурогенская конвенция — договор, заключённый 30 декабря 1812 года между прусским генералом Людвигом Йорком и российским генералом И.И. Дибичем о взаимном нейтралитете в последние дни Отечественной войны 1812 года. Договор, заключённый без ведома прусского короля, положил начало политике разрыва прусского королевства с Наполеоном.

Предыстория[править | править код]

По соглашению с Наполеоном, Пруссия обязалась весной 1812 года выставить 20 тысяч солдат во французскую армию для похода в Россию.

Прусский вспомогательный корпус составлял основу 20-тысячного 10-го корпуса Великой армии под командованием маршала Макдональда. В ходе вторжения в Россию отличился в сражении при Экау. Корпус возглавлял генерал Граверт. На назначении Граверта настоял сам Наполеон[1]. В заместители к Граверту военный руководитель Пруссии Шарнхорст направил генерал-лейтенанта Йорка. Вскоре Йорк возглавил прусский контингент в России, который в составе 10-го корпуса Макдональда завяз в осадных боях под Ригой.

Когда стало известно про отступление Наполеона, генерал-губернатор Остзейского края маркиз Паулуччи повёл переговоры с Йорком, о ходе которых последний исправно информировал прусского короля Фридриха Вильгельма III. Король дал своему генералу инструкции в стиле древнегреческого оракула (допускавшие широкое толкование): «По обстоятельствам поступать. Наполеон большой гений. Не выходить из намеченных границ.».

В декабре 1812 года остатки Великой армии покидали пределы Российской империи. Макдональд отступал к Тильзиту. Вслед за Макдональдом начал отход и корпус Йорка с запозданием «на два перехода». Военный историк Клаузевиц писал, что в результате этой задержки 23 декабря 1812 года у деревни Колтыняны (совр. Калтиненай) [1] (Литва) авангард прусского корпуса был перехвачен русским лёгким отрядом, который шёл впереди авангарда армии Витгенштейна. Русских сил (1400 человек, в основном казаки, 6 орудий) было недостаточно, чтобы задержать 14—17 тысяч солдат Йорка.

Из мемуаров Карла фон Клаузевица:

«Генерал Дибич во главе 1400 человек, не имея возможности рассчитывать на какую-либо поддержку на далеком расстоянии вокруг, конечно, не имел в виду серьёзно схватиться с таким сильным арьергардом, тем не менее он пожелал, как это делается в карточной игре, пустить в ход маленький козырь, чтобы увидеть, как распределились карты».

С целью недопущения лишнего кровопролития генерал Дибич вступил в переговоры с Йорком. Он предложил последнему принять нейтралитет. Йорк, в свою очередь, ожидал известий от Фридриха Вильгельма III. 5 декабря генерал-губернатор Риги маркиз Паулуччи посоветовал Йорку принять предложение русских. 25 декабря Дибич встретился с Йорком, и, не скрывая малых сил своего отряда, высказал намерение отбить у пруссаков обоз и часть артиллерии. Йорк выразил свои сомнения и продолжил продвижение к русской границе. Клаузевиц полагает, что эти манёвры были нужны Йорку лишь для того, чтобы дождаться подхода русских сил и заключить договор под влиянием как бы внешних непреодолимых обстоятельств. Йорк послал своего адъютанта фон Зейдлица к королю: необходимо было решиться «увлечь прусскую политику в противоположном направлении». 16(28) декабря войска Йорка заняли Тауроген. 2 мили отделяли прусский корпус от войск Макдональда. В тот же день Зейдлиц прибыл с секретным известием о том, что «берлинский двор готов отстать от союза с Наполеоном, коль скоро политические обстоятельства сделают то возможным» [2]. Одновременно фон Клаузевиц, офицер штаба Дибича, прибыл к Йорку с двумя письмами. В первом письме говорилось о скором подходе армии Витгенштейна, которая намного превосходила силы Макдональда. Второе – «перехваченное» — содержало требование удалить Йорка. Макдональд писал герцогу Бассано: «бомба с генералом Йорком, наконец, взорвалась … о них (Йорке в том числе) жалеть не будут». Согласно данным Клаузевица, Йорк, узнав о содержании писем, произнес:

„Я ваш. Скажите генералу Дибичу, что завтра рано утром мы должны с ним переговорить на Пошерунской мельнице, и что теперь я твёрдо решил порвать с французами и их делом“

30 декабря 1812 года в Пошерунской мельнице близ города Тауроген генерал Йорк на свой страх и риск, вопреки воле прусского короля, подписал конвенцию.

Основные положения конвенции[править | править код]

Согласно данным историка Ливена [3]:

  • Прусский корпус объявлялся нейтральным и «более не препятствовал проведению операций русской армии». Корпус, «состоящий из 13 бат., 6 эскад. и 32 орудий, должен был расположиться на пространстве от Мемеля до Тильзита и, сохраняя нейтральность, ожидать дальнейших повелений от своего двора». Данное условие «распространялось» и на войска Массенбаха (6 бат. и 1 эскад.) в составе отряда Макдональда [4].
  • В случае денонсации королём конвенции, «прусские войска могли отступить за французские линии, но не имели права обращать своё оружие против русских в течение двух месяцев».

Последствия конвенции[править | править код]

Узнав об измене Йорка, Мюрат спешно отступил за Вислу: «все прочие прусские земли к востоку от Вислы сразу же оказались под контролем русских» [5].

В Берлине, столице Пруссии, в то время стоял 6-тысячный французский гарнизон. Получив известие о Таурогенском соглашении, прусский король Фридрих Вильгельм III заявил, что Йорк предстанет перед военным судом и послал генерала Гатцфельда в Париж с официальными извинениями. Король публично заявил о денонсации конвенции и направил Наполеону заверение о неизменной лояльности [6]. Однако, среди широких слоёв прусского общества начались волнения, направленные на освобождение от подневольного союза с Наполеоном и фактической оккупации части Пруссии французскими войсками.

Фридрих Вильгельм III развернул тайные переговоры с Россией и Австрией и перешёл к дипломатическим «манёврам»: направил флигель-адъютанта  Нацмера с приказом о смещении Йорка и назначении Клейста командующим прусским корпусом. Одновременно с этим он послал Александру I предложение заключить оборонительный и наступательный союз с Пруссией и продолжить русское наступление за Вислу и Одер [7]. С этой целью Фридрих Вильгельм направил своего военного советника полковника Кнезебека в Вену, а затем к Александру I [8].

Калишский союзный договор был подписан с прусской стороны 15/27 февраля 1813 года в Бреслау канцлером бароном К. А. фон Гарденбергом и с русской стороны 16/28 февраля в польском городе Калише генерал-фельдмаршалом Кутузовым. Союзный договор явился основой создания объединённой русско-прусской армии.

Единственной целью, которую преследовал Александр, ведя наступление за пределами России, было несение «мира и независимости» для всех европейских государств, которые он приглашал присоединиться к нему в деле освободительной борьбы [9].

Началась немедленная мобилизация ресурсов Восточной Пруссии для победы над Наполеоном. Были приняты меры по недопущению беспорядочных реквизиций. Кутузов потребовал от солдат безупречного поведения «по отношению к гражданскому населению». Данный приказ неукоснительно выполнялся. Прусское население приветствовало русских как освободителей. Пущин П. вспоминал, что Александра I приветствовали с нескрываемым восторгом. 12 января 1813 года город Иоганесбург был иллюминирован, а перед окнами Императорской квартиры жители «воздвигли пирамиду с транспарантом» [10]: «Слава Освободителю Европы Александру Великому». Народ запрудил улицу и не смолкало «Ура» по адресу России.

К 4 марта вооружённые силы Пруссии, благодаря мобилизации, достигли численности в 120 тысяч солдат, почти утроившись за 3 месяца.

17 марта 1813 года прусский король объявил войну Франции [11], и в тот же день генерал Йорк был признан невиновным.

Историческая липа и восстановленный памятник

Память[править | править код]

В ознаменование 100-летия события в 1912 году на историческом месте подписания — бывшей мельнице близ Пошеруна (Пожерунай) — по инициативе правнука Генриха Йорка фон Вартенбурга (1861–1923) был установлен памятник. Двухметровый гранитный куб на четырех маленьких бронзовых шарах был разрушен Красной Армией во время Великой Отечественной войны в 1944 году.

К 200-летию события в 2012 году памятник был восстановлен по инициативе Ротари-клуба Тауроггена (Таураге) при поддержке Европейского Союза в рамках немецко-литовско-российского сотрудничества. Липа, посаженная в 1813 году на историческом месте подписания, считается первым памятником освобождения Европы от власти Наполеона.

Примечания[править | править код]

  1. Граверт // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Военный энциклопедический «Лексикон» , изд. Обществом военных и литераторов. Посвящен его Императорскому Величеству Государю Императору Александру Николаевичу. Изд. 2, Том X., СПб . Типография Главного Штаба его Императорского Величества по военно-учебным заведениям, 1856 год, 741 с., стр. 119
  3. Ливен, 2012, с. 382.
  4. Военный энциклопедический «Лексикон» , изд. Обществом военных и литераторов. Посвящен его Императорскому Величеству Государю Императору Александру Николаевичу. Изд. 2, Том X., СПб . Типография Главного Штаба его Императорского Величества по военно-учебным заведениям, 1856 год, 741 с., стр. 120
  5. Ливен Д. Россия против Наполеона: борьба за Европу, 1807 – 1814 / Д. Ливен; [ пер. с англ. А.Ю. Петрова]. – М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); 2012. – 679 с. : илл. – (Эпоха 1812 года), стр. 382-383
  6. Ливен, 2012, с. 384.
  7. Богданович, 1869, с. 4.
  8. Ливен, 2012, с. 385.
  9. Ливен, 2012, с. 383.
  10. Кретинин, 2001, с. 10.
  11. Ливен, 2012, с. 402.

Литература[править | править код]

  • Клаузевиц К. 1812 год. — М.: Госвоениздат, 1937