Штеенбек, Макс

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Макс Штеенбек
нем. Max Steenbeck
Дата рождения 21 марта 1904(1904-03-21)
Место рождения Киль, Германская империя
Дата смерти 15 декабря 1981(1981-12-15) (77 лет)
Место смерти
Страна
Род деятельности физик, преподаватель университета, учёный-ядерщик
Научная сфера физика
Место работы
Награды и премии
орден Дружбы народов орден «За заслуги перед Отечеством» в золоте[вд] выдающийся народный учёный[вд] (1969) Национальная премия ГДР Большая золотая медаль имени М. В. Ломоносова (1972)
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Макс Штеенбек (нем. Max Steenbeck; 21 марта 1904, Киль, Германская империя — 15 декабря 1981, Берлин, ГДР) — немецкий физик. В 1935 году разработал первый работающий бетатрон, а в 1947 — первую газовую центрифугу для разделения изотопов урана.

До рассекречивания атомного проекта большинство исследователей не могли знать, что центрифуги гораздо раньше разрабатывал и строил другой ученый — ранее сбежавший в СССР из нацистской Германии: Фриц Фрицович Ланге [2]

Родился в учительской семье. Школьное образование получил большей частью в родительском доме. После получения аттестата поступил в Университет имени Христиана Альбрехта, где до 1927 г. изучал сначала химию, а затем физику у Ханса Гейгера и Вальтера Косселя. Последний был руководителем его диссертации, защищённой в 1929 г. и посвящённой измерению интенсивности рентгеновских лучей. В 1929 г. женился на Марте Витт (род. в Киле в 1902 г.), от этого брака произошли трое детей.

После завершения экспериментальной части диссертации Штеенбек поступил в качестве руководителя лаборатории в исследовательское подразделение фирмы «Сименс-Шуккерт», где он работал до 1945 года. В 1943 г. он являлся техническим руководителем, а затем непродолжительное время руководителем электрических подстанций района Берлина, в котором располагались предприятия «Сименс».

Первые исследовательские темы Штеенбека были связаны с газовым разрядом. В 1937 году он сконструировал бетатрон. С 1936 г. Штеенбек приглашался неоднократно на профессорскую работу в университеты. Но он отклонял предложения, так как не хотел прерывать работу на «Сименс-Шуккерт». В 1937 году под его руководством было создана импульсная рентгеноскопическая камера, с помощью которой были экспериментально изучены взрывные свойства кумулятивных снарядов для разрабатываемых в то время в Германии фаустпатронов. С 1940 года по военным заказам работал над проблемами обнаружения магнитных мин. Одновременно Штеенбек проводил работы по сильноточным полупроводникам для оптимизации работы выпрямителей.

Работа в СССР

[править | править код]

До начала войны в научных кругах СССР имя М. Штеенбека было хорошо известно по его двухтомному учебному пособию[3] и одной из первой в мировой литературе основополагающей работе по физике плазмы (1939), русский перевод этой книги был опубликован в трех выпусках журнала «Успехи физических наук» в 1941 году (Ромпе Р., Штеенбек М. Газы в состоянии плазмы. // Успехи физических наук. — 1941. — № 2-4)[4]. Имя Штеенбека было хорошо также известно Л. А. Арцимовичу, который прибыл в Берлин в качестве «демонтажника» в мае 1945 года. Найти Штеенбека ему сразу не удалось, после вступления Красной Армии в Берлин в апреле 1945 года его, как одного из руководителей фирмы «Сименс-Шуккерт», без особого разбора признали нацистом, он был взят в плен и до середины сентября содержался в концлагере для военнопленных в Познани, где М. Штеенбек тяжело заболел и был почти при смерти. «Через несколько дней, — вспоминал Штеенбек, — я должен был оказаться в хлорном бараке, если бы не произошло чудо, один из офицеров НКВД лагеря (в прошлом инженер) не вспомнил, что мое имя он слышал до войны, и он сообщил дальше куда следует[5]».

Дальше, во многом благодаря помощи Л. А. Арцимовича, Штеенбек был отправлен в Сухуми, где он должен был работать в рамках проекта по созданию советской атомной бомбы. В общей сложности в бывших корпусах пансионатов, спешно переоборудованных в лаборатории и обнесённых колючей проволокой, работало более 100 немецких специалистов. На базе этих лабораторий был создан Сухумский физико-технический институт (СФТИ). Штеенбек руководил группой, работавшей над обогащением урана, в которую входили, в частности и инженеры Гернот Циппе и Рудольф Шеффель.

После многочисленных неудачных попыток с использованием различных методов разделения они разработали способ разделения изотопов урана с помощью газовой центрифуги (ранее аналогичными исследованиями в СССР занимался Фриц Фрицович Ланге, немецкий физик, сбежавший из нацистской Германии (проект атомной бомбы ХФТИ 1940 года).

В эти годы он регулярно приезжал также в Москву и участвовал (как консультант) по проблеме электромагнитного обогащения изотопов урана в работе лаборатории Л. А. Арцимовича, с которым у него установились тесные профессиональные и дружеские отношения, и которые продолжались впоследствии вплоть до смерти Л. А. Арцимовича[6].

В январе 1951 года результаты работ по развитию газовой центрифуги были доложены на заседании Технического совета, а в сентябре 1952 года группа Штеенбека была переведена из Сухуми в Ленинград на ОКБ Кировский завод. Здесь группа Штеенбека продолжила работу по созданию промышленного образца газовой центрифуги. В начале 1953 года на заседании Технического совета было признано преимущества газовой центрифуги группы Штеенбека над моделью, разрабатываемой под руководством Е.Каменева, и принято решение дальнейшего развития и производство центрифуг, разработанной группой Штеенбека. В дальнейшем, уже без участия группы Штеенбека, достоинства проектов обеих групп, как и оригинальный способ непрерывного отбора продукта — обогащенной газовой фракции урана, разработанный в группе профессора И. К. Кикоина, были реализованы в окончательных моделях газовых центрифуг, производимых в СССР. Эти выдающиеся работы обеспечили Советский Союз самой передовой технологией разделения изотопов урана.

Немецких учёных в сентябре 1953 года перевели на «карантин» и дали свободу выбора работы по открытой научной тематике. В связи с этим группа Штеенбека была переведена в Киев. В физическом институте Украинской Академии наук М.Штеенбек работает над проблемами полупроводников, а также публикует работу по геофизике. М. Штеенбек постоянно поднимал вопрос о возвращении его и его семьи в Германию, особенно в связи с тем, что он хотел, чтобы его старшая дочь имела возможность закончить гимназию непременно в Германии. Его сотрудники Гернот Циппе и Рудольф Шеффель также находились вплоть до отъезда в Германию вместе с ним в Киеве и были по сути безработными.

Возвращение в Германию

[править | править код]

26 июля 1956 г. Штеенбеку разрешают переехать в ГДР. Сотрудники Штеенбека, Гернот Циппе и Рудольф Шеффель, которые оказались на Западе, патентуют технологию по газовым центрифугам в Западной Германии, известной сегодня как «Циппе-центрифуга».

Работа в Германии

[править | править код]
Макс Штеенбек (справа) вместе с бывшим президентом Академии наук ГДР Германом Кларе (1970 г.)

С 1956 г. по 1959 г. M.Штеенбек работал в Йенском университете имени Фридриха Шиллера, где он преподавал в институте физики плазмы. Одновременно до 1960 г. он возглавлял Институт магнитных материалов в Йене, затем был там же директором Института магнитогидродинамики.

С 1956 г. был членом АН ГДР, с 1966 г. по 1972 г. — её вице-президентом. С 1957 г. по 1962 г. возглавлял работы по ядерной физике и энергетике ГДР. В 1966 году был избран иностранным членом Академии наук СССР по Отделению общей и прикладной физики[7].

  • Награждён Большой золотой медалью им. М. В. Ломоносова (1972) за выдающиеся достижения в области физики плазмы и прикладной физики
  • Награждён премией «Энергия» фонда Альфреда Круппа фон Болена (1977) за выдающийся вклад в развитие производства атомной энергии.
  • Max Steenbeck. Impulse und Wirkungen. Schritte auf meinem Lebensweg. (Verlag der Nation, 1977)
  • R. Rompe and M. Steenbeck. Der Plasmazustand der Gase. In Ergebnisse der exakten Naturwissenschaften, volume 18, pages 257{376. Springer, 1939
  • Max Steenbeck Probleme und Ergebnisse der Elektro- und Magnetohydrodynamik (Akademie-Verl., 1961)
  • Max Steenbeck, Fritz Krause, and Karl-Heinz Rädler Elektrodynamische Eigenschaften turbulenter Plasmen (Akademie-Verl., 1963)
  • Max Steenbeck Wilhelm Wien und sein Einfluss auf die Physik seiner Zeit (Akademie-Verl., 1964)
  • Max Steenbeck Die wissenschaftlich-technische Entwicklung und Folgerungen für den Lehr- und Lernprozess im System der Volksbildung der Deutschen Demokratischen Republik (VEB Verl. Volk u. Wissen, 1964)
  • Max Steenbeck Wachsen und Wirken der sozialistischen Persönlichkeit in der wissenschaftlich-technischen Revolution (Dt. Kulturbund, 1968)
  • Max Steenbeck Impulse und Wirkungen. Schritte auf meinem Lebensweg. (Verlag der Nation, 1977)

Библиография

[править | править код]
  • Albrecht, Ulrich, Andreas Heinemann-Grüder, and Arend Wellmann Die Spezialisten: Deutsche Naturwissenschaftler und Techniker in der Sowjetunion nach 1945 (Dietz, 1992, 2001) ISBN 3-320-01788-8
  • Barwich, Heinz and Elfi Barwich Das rote Atom (Fischer-TB.-Vlg., 1984)
  • Heinemann-Grüder, Andreas Keinerlei Untergang: German Armaments Engineers during the Second World War and in the Service of the Victorious Powers in Monika Renneberg and Mark Walker (editors) Science, Technology and National Socialism 30-50 (Cambridge, 2002 paperback edition) ISBN 0-521-52860-7
  • Hentschel, Klaus (editor) and Ann M. Hentschel (editorial assistant and translator) Physics and National Socialism: An Anthology of Primary Sources (Birkhäuser, 1996) ISBN 0-8176-5312-0
  • Holloway, David Stalin and the Bomb: The Soviet Union and Atomic Energy 1939—1956 (Yale, 1994) ISBN 0-300-06056-4
  • Naimark, Norman M. The Russians in Germany: A History of the Soviet Zone of Occupation, 1945—1949 (Hardcover — Aug 11, 1995) Belknap
  • Oleynikov, Pavel V. German Scientists in the Soviet Atomic Project, The Nonproliferation Review Volume 7, Number 2, 1 — 30 (2000). The author has been a group leader at the Institute of Technical Physics of the Russian Federal Nuclear Center in Snezhinsk (Chelyabinsk-70).
  • Riehl, Nikolaus and Frederick Seitz Stalin’s Captive: Nikolaus Riehl and the Soviet Race for the Bomb (American Chemical Society and the Chemical Heritage Foundations, 1996) ISBN 0-8412-3310-1. This book is a translation of Nikolaus Riehl’s book Zehn Jahre im goldenen Käfig (Ten Years in a Golden Cage) (Riederer-Verlag, 1988); Seitz has written a lengthy introduction to the book. This book is a treasure trove with its 58 photographs.

Примечания

[править | править код]
  1. Чешская национальная авторитетная база данных
  2. коллектив авторов. "История советского атомного проекта. Вып. 2. — 2002" (страница 545 "Фриц Ланге"). Электронная Библиотека "История РосАтома" (Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»). Дата обращения: 19 февраля 2020. Архивировано 19 февраля 2020 года.
  3. Энгель А., Штенбек М. Физика и техника электрического разряда в газах. — Т. 1—2. — М.; Л.: ОНТИ, Гл. ред. общетехн. лит. и номографии, 1935.
  4. Архивированная копия. Дата обращения: 19 ноября 2011. Архивировано 1 февраля 2014 года.
  5. Max Steenbeck Impulse und Wirkungen. Schritte auf meinem Lebensweg. (Verlag der Nation, 1977)
  6. Макс Штеенбек — Исповедь будущему. Монолог ученого | Репортаж. Дата обращения: 10 января 2012. Архивировано 27 декабря 2011 года.
  7. Профиль Макса Штеенбека на официальном сайте РАН

Трофейные бригады

Ланге, Фриц Фрицович

Проект атомной бомбы ХФТИ 1940 года

Примечания

[править | править код]