42°34′22″ с. ш. 21°02′09″ в. д.HGЯO

Марш-бросок на Приштину

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Это старая версия этой страницы, сохранённая Sashaalbanets (обсуждение | вклад) в 17:01, 17 июня 2011 (→‎Интересные факты и мнения). Она может серьёзно отличаться от текущей версии.
Перейти к навигации Перейти к поиску
Марш-бросок на Приштину

Бросо́к на При́штину (марш-бросок двухсот российских десантников из Боснии в Косово) — марш-бросок сводного батальона ВДВ, входящего в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине (город Углевик), в город Приштина (Косово), целью которого было взятие под контроль аэропорта «Слатина» (ныне Международный аэропорт Приштины) раньше наступающих войск НАТО, совершённый в ночь с 11 на 12 июня 1999 года.

Предпосылки

После начала военных действий между Югославской армией и Армией Освобождения Косова сербские власти были обвинены в этнических чистках. После инцидента в Рачаке блок НАТО потребовал вывести сербские войска из сербской автономной области Косово и Метохия, главным образом населяемой албанцами, а также разместить войска НАТО на территории Косово и Метохии, то есть на территории Югославии. Югославия не выполнила ультиматум[1]. В результате 24 марта 1999 года войска НАТО начали военную операцию в отношении Югославии.

Формальным поводом начала военных действий (casus belli) было неисполнение Югославией требования НАТО «вывести сербские войска из сербской автономной области Косово и Метохия». В течение марта, апреля, мая, июня 1999 года войска НАТО проводили военные действия на территории Югославии. Основная часть военной операции состояла в применении авиации для бомбардировки стратегических военных и гражданских объектов на территории Сербии. Вторжение сухопутных войск НАТО было запланировано на 12 июня 1999 года со стороны Македонии. В качестве главного стратегического объекта для первоочередного захвата был признан международный аэропорт «Слатина», расположенный на удалении 15 километров на юго-восток от города Приштина — единственный аэропорт с взлётно-посадочной полосой, способной принимать любые типы самолётов, в том числе тяжёлые военно-транспортные. Через данный аэропорт планировалось произвести вторжение большо́го количества сил НАТО.

Российская Федерация с самого начала бомбардировок НАТО Югославии пыталась политическим способом противостоять агрессии стран организация Североатлантического договора в отношении независимого государства, однако все попытки России каким-то образом остановить бомбардировки и разрешить возникший конфликт мирным путём игнорировались западными странами.

Для обозначения Россией своего присутствия в мировой политике, а также для обеспечения собственных геополитических интересов в Балканском регионе, руководством Министерства обороны России и Министерства иностранных дел России, с согласия Президента России Б. Н. Ельцина, было принято секретное решение о захвате аэропорта «Слатина» и вводе на территорию Косово и Метохии Российского миротворческого контингента. Данное решение шло вразрез с военными планами НАТО, что могло привести к началу полномасштабной войны, в связи с чем операцию необходимо было провести молниеносно, скрытно и неожиданно для НАТО[2].

В случае нападения на российских десантников со стороны НАТОвских сил, планировалось в спешном порядке провести блиц-переговоры с военным и политическим руководством Югославии, вступить с Югославией в военный союз и дать отпор наступающим войскам НАТО на всей территории Косово, одновременно перебросив в Косово и Метохию несколько полков ВДВ, а то и дивизию. По мнению военных специалистов тех лет[3], такой план развития событий был изначально обречён на успех, так как руководство НАТО не было в полной мере готово к полномасштабной наземной операции.

Подготовка к Броску на Приштину

В мае 1999 года майор Юнус-бек Евкуров, находившийся в тот момент в составе международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине, получил от высшего военного командования Российской Федерации совершенно секретное задание: в составе группы из 18 бойцов спецназа ГРУ ГШ ВС России скрытно проникнуть на территорию Косово и Метохии и взять под контроль стратегический объект — аэропорт «Слатина» и подготовиться к прибытию основных сил Российского контингента. Ю. Евкуровым поставленная задача была выполнена и его группа, действуя под различными легендами, тайно для окружающих сербов и албанцев в конце мая 1999 года взяла под полный контроль аэропорт «Слатина». Подробные обстоятельства данной операции до сих пор засекречены[4].

10 июня 1999 года военная операция НАТО завершилась. Согласно резолюции СБ ООН 1244, в Косово вводились миротворческие силы НАТО.

Установление контроля над аэродромом «Слатина» и ввод в Косово миротворческих сил НАТО были запланированы на 12 июня 1999 года. Основные сухопутные силы НАТО были сосредоточены в Македонии и готовились выступить в сторону Косово утром 12 июня 1999 года.

10 июня 1999 года российскому миротворческому контингенту SFOR (подразделения ВДВ России), находящемуся в Боснии и Герцеговине поступил приказ подготовить механизированную колонну и передовой отряд численностью до 200 человек.

Передовой отряд и колонна, в состав которой входили БТРы, автомашины «Урал» и «УАЗ», были подготовлены в кратчайший срок. При этом личный состав (кроме командования), который должен был участвовать в марш-броске, до самого последнего момента не знал, куда и зачем они готовятся выступать. Маркировка «SFOR» на автомашинах и бронетехнике на «KFOR» не менялась.

Начало операции

В ночь с 11 на 12 июня 1999 года передовой отряд ВДВ на БТРах и автомашинах выдвинулся в сторону границы Боснии и Югославии. Колонна ВДВ России без труда пересекла границу. До этого момента командование НАТО не располагало сведениями о начале марш-броска российских десантников на Приштину.

Ещё до пересечения границы маркировка российской боевой и транспортной техники была изменена с «SFOR» на «KFOR». Личному составу была поставлена задача в кратчайшие сроки преодолеть более 600 километров и захватить аэродром «Слатина» до прихода НАТОвских сил. На БТРы и автомашины были вывешены российские флаги. Во время прохождения территории Сербии, в том числе и территории Косово, местное население с радостью встречало российских солдат, забрасывая технику цветами, передавая еду и напитки. В связи с этим движение колонны незначительно замедлялось. Колонна российских десантников прибыла в Приштину примерно в 2 часа ночи 12 июня 1999 года. Население города вышло на улицы встречать колонну, при этом использовались петарды, световые ракеты, где-то раздавались автоматные очереди. Колонна прошла через Приштину за 1,5 часа. Сразу после Приштины, колонна ВДВ въехала в Косово поле, где остановилась на непродолжительное время для уточнения задач и получения сведений от разведки.

В ходе продвижения колонне встречались многочисленные отступающие подразделения сербской армии. Десантники в кратчайшие сроки захватили все помещения аэропорта «Слатина», заняли круговую оборону, организовали блок-посты и приготовились к появлению первых НАТОвских колонн, которые уже находились в пути. Задача по захвату «Слатины» была выполнена к 07 часам 12 июня 1999 года.

Прибытие английской бронетанковой колонны

Примерно в 11 часов 00 минут в небе над аэродромом появился беспилотный самолёт-разведчик, затем с блок-поста на въезде в аэропорт «Слатина» командованию батальона поступило сообщение о прибытии первой колонны НАТОвских сил. Это были английские джипы. С другой стороны к аэродрому приближались английские танки.

Обе колонны остановились перед российскими блок-постами. В небе появились десантные вертолёты. Пилоты английских вертолётов предприняли несколько попыток приземлиться на аэродром, однако эти попытки были пресечены экипажами российских БТРов. Как только вертолёт заходил на посадку к нему сразу же устремлялся БТР, препятствуя таким образом его манёвру. Потерпев неудачу английские пилоты улетели.

Генерал Майкл Джексон — командующий группировкой силами НАТО на Балканах, вышел впереди танковой колонны и, повернувшись спиной к российским солдатам, начал жестами зазывать танки вперед, двигаясь спиной к блок-посту. Один из офицеров, находившийся на блок-посту, попросил генерала Джексона так не делать, под угрозой применения оружия[5]. При этом российские солдаты взяли в прицел ручных гранатометов английские танки. Таким образом была показана серьезность намерений российских солдат. Английские танки остались на своих позициях, прекратив попытки прорыва на территорию аэропорта «Слатина».

Хотя командующий силами НАТО в Европе американский генерал Уэсли Кларк приказал английскому генералу Майклу Джексону захватить аэродром раньше русских[6], англичанин ответил, что не собирается начинать Третью мировую войну[6].

Впоследствии известный британский певец Джеймс Блант, служивший в 1999 году в натовской группировке, свидетельствовал о приказе генерала Кларка отбить аэродром у российских десантников[7]. Блант заявил, что не стал бы стрелять в русских даже под угрозой трибунала[8].Кроме того, Блант рассказывал:

«Около 200 русских расположились на аэродроме…. Прямым приказом генерала Уэсли Кларка было „подавить их“. Кларк использовал необычные для нас выражения. Например — „уничтожить“. Для захвата аэродрома были политические причины. Но практическим следствием стало бы нападение на русских».

В конце концов, командующий британской группировкой на Балканах Майкл Джексон заявил, что «не позволит своим солдатам развязать Третью мировую войну». Он дал команду «вместо атаки окружить аэродром».[9]

После захвата

По плану операции, после захвата аэропорта «Слатина», на него в скором времени должны были совершить посадку военно-транспортные самолеты ВВС России, которыми должно было быть переброшено не менее двух полков ВДВ и тяжелая военная техника. Однако, Венгрия (член НАТО) и Болгария (союзник НАТО), отказали России в предоставлении воздушного коридора, в результате 200 десантников на несколько дней практически остались один на один со все прибывающими силами НАТО. Грабившие сербские дома албанские мародёры существенной агрессии к российским солдатам не проявляли. В свою очередь и у российских войск не было достаточных сил и средств для силового пресечения массовых грабежей и поджогов.

Переговоры и консенсус

В течение нескольких дней переговоры между Россией и НАТО (в лице США) на уровне министров иностранных дел и обороны происходили в Хельсинки (Финляндия). Все это время российские и английские войска в районе аэропорта «Слатина» не уступали друг другу ни в чем, хотя на территорию аэропорта была допущена малочисленная делегация во главе с генералом Майклом Джексоном.

В ходе сложных переговоров, стороны договорились разместить российский военный миротворческий контингент в Косово в пределах районов, которые подконтрольны Германии, Франции и США. России не было отведено специального сектора из опасения со стороны НАТО, что это приведет к фактическому разделению края. При этом аэропорт «Слатина» находился под контролем Российского контингента, но должен был использоваться так же силами НАТО для переброски их вооруженных сил и других нужд.

В течение июня-июля 1999 года в Косово с аэродромов в Иваново, Пскове и Рязани прибыли несколько военно-транспортных самолетов Ил-76 с российским миротворческим контингентом (ВДВ), военной техникой и оборудованием. Однако большая часть российских военнослужащих вошло в Косово по морю, высадившись на побережье Греции с больших десантных кораблей — «Николай Фильченков», «Азов» (БДК-54), Цезарь Куников (БДК-64) и «Ямал» (БДК-67), и в дальнейшем совершив марш-бросок в Косово через территорию Македонии.[10]

Начиная с 15 октября 1999 года аэропорт «Слатина» стал принимать и отправлять международные пассажирские рейсы, вновь получив статус международного аэропорта.

В. В. Путин в сопровождении Российских десантников на площадке аэропорта «Слатина», июнь 2001 года

Итоги

Российская Федерация, распоряжаясь единственным аэропортом в регионе, смогла диктовать НАТО свою позицию, что в итоге привело к тому, что НАТО выделило российским миротворческим силам зоны ответственности, в том числе под контролем России оставался сам аэропорт «Слатина».

Российские миротворцы находились в Косово вплоть до 2003 года, и в итоге были выведены.

Награда

Участники «Броска на Приштину» и лица участвовавшие в его подготовке были награждены специально учрежденной медалью «Участнику марш-броска 12 июня 1999 г. Босния-Косово».

Интересные факты и мнения

  • 12 июня 2011 года, то есть спустя ровно двенадцать лет после начала знаменитого марш-броска была обнародована книга одного из участников этой уникальной операции. Книга названная «КОСОВО99», выложена была на одноимённом сайте(www.kosovo99.ru). Автор книги, Александр Лобанцев был одним из двухсот участвующих в операции десантников. Книга полностью основана на реальных событиях и представляет из себя рассказ об увиденном в Косово в те дни. Кроме того, в основной сюжет книги удачно вплетены небольшие фрагменты касающиеся жизни российской армии тех лет, её иностранных «союзников» по миротворческой деятельности, а также и местного населения. Кроме того в книге проведены параллели между ситуацией в бывшей Югославии и тем, что происходит в современной России. Произведение позиционируется автором как приключенческая книга со смыслом. Примечательно, что рассказ Александра Лобанцева несколько отличается от общеизвестной, «официальной» версии происшедшего.
  • 11 июня 1999 года военно-транспортный самолёт C-130K «Геркулес» C.1 (номер XV298, Королевские ВВС Великобритании) разбился при взлёте с аэродрома Кукес (Албания), по официальной версии — из-за смещения груза в грузовой кабине[13]. Но осенью того же 1999 года в британских СМИ появилась информация, что на борту упавшего самолёта находилась группа британского спецназа «SAS», направлявшаяся на аэродром Слатина, чтобы опередить российских десантников, направлявшихся туда из Боснии[14] (см. Список потерь авиации сторон в ходе войны НАТО против Югославии (1999)).
  • По версии газеты «КоммерсантЪ», истиной целью Броска на Приштину российского десанта был захват секретного подземного аэродрома «Слатина», на котором к этому моменту базировался 83-й истребительный авиаполк ВВС СРЮ, а вовсе не миротворческие цели во благо дружественной Югославии[15].
  • В документальном фильме «Русские танки в Косово» была выдвинута версия о том, что «Бросок на Приштину» — это была хорошо спланированная операция Пентагона и Администрации Президента США, целью которой было недопущение массового исхода сербского населения из Косово и Метохии, что привело бы к гуманитарной катастрофе, а следовательно, США и их союзникам пришлось бы в дальнейшем оказывать финансовую помощь Сербии. Для устранения вероятных проблем американцы позволили России ввести в Косово батальон солдат, который, в случае чего, через 10 минут боя был бы полностью уничтожен. В итоге косовские сербы поверили в Россию и остались, что привело к трагическим последствиям[16][17]

Цитаты

«Я доложил министру обороны, что если только дойдёт до напряжённости с возможной перестрелкой, я вылетал в Белград, я знаю настроение и руководства, и офицеров, и солдат, и мы развернём югославскую армию в сторону Косово. И что бы тогда сербы сделали? Натовцы это прекрасно понимали. Сербы говорили: „Мы если войдём, до Брюсселя не остановимся“. Да и понятно, что и маршал Сергеев правильно сказал, вот это главная гарантия, что они нас не тронут»[18]

Из воспоминаний генерала Л. Г. Ивашова.

«Если ещё раз ты сейчас скажешь слово, здесь и ляжешь»[18]

Старший лейтенант Николай Яцыков генералу Майклу Джексону.

«Я не собираюсь из-за вас начинать Третью мировую войну»[19]

Ответ Майкла Джексона на приказ Уэсли Кларка

«Сэнди[20] велел мне возвращаться в Москву и „закатить скандал“»[21]

Из мемуаров Строуба Тэлботта.

«В сложившейся ситуации, выполняя ваше указание об одновременном вводе, принял решение выдвинуть батальон, взять под контроль стратегически важные объекты. Задача выполнена успешно. Воины-десантники под командованием генерала Заварзина действовали решительно и смело».[22][23][24]

Доклад Министра Обороны России И. Д. Сергеева Президенту России Б. Н. Ельцину.

«Ну, наконец, я щёлкнул по носу…»[24][22][23]

Реакция Президента России Б. Н. Ельцина на доклад И. Д. Сергеева.

«Вы, Борис Николаевич, не щёлкнули — вы врезали по физиономии»[22][23][24]

Возглас одного из присутствующих на докладе И. Д. Сергеева лиц.

«Это был сюрреалистический опыт, потому что мы своими глазами наблюдали драму которая разыгралась не между Штатами и Россией, а между самими русскими: „Что же мы делаем? Что случилось? Кто приказал? Кто понесёт ответственность? Кто отдал приказ?“»[18]

Из воспоминаний Строуба Тэлботта.
PRN (Сербия)
Точка
PRN

Документальные фильмы и телепередачи

Торжественное прохождение подразделений российского миротворческого контингента KFOR в честь прибытия В. В. Путина в аэропорт «Слатина» в июне 2001 года

Ссылки

Примечания

  1.  (англ.) Lambeth B. NATO’s Air War for Kosovo: A Strategic and Operational Assessment. Р. 11-14.
  2. Академия Российской истории. Новейшая история России: Бросок на Приштину
  3. Мнение непосредственного участника переговоров и подготовки марш-броска, начальника Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ в 1996—2001 гг., генерал-полковника, ныне президента Академии геополитических проблем Леонида Ивашова
  4. Интервью Президента Республики Ингушения Ю. Б. Евкурова телеканалу «Вести», июнь 2009 г.
  5. Точная фраза Николая Яцыкова — старшего лейтенанта, командира взвода: «Если еще раз ты сейчас скажешь слово, здесь и ляжешь»
  6. 1 2  (англ.) BBC: «World: Europe Generals 'clashed over Kosovo raid'», August 2, 1999; «206 десантников, которые потрясли мир», 11 июня 2003
  7.  (англ.) Singer James Blunt 'prevented World War III'.
  8. Екатерина Денисова. НАТО приказала стрелять по русским.
  9. Е. Забродина. Певец не обидел наших десантников
  10. Воздушный десант отправится в Косово морем
  11. Песня «Косовского Батальона» (Video.mail.ru)
  12. Песня «Косовского Батальона» (YouTube.com)
  13. ASN Aircraft accident description Lockheed Hercules C.1 XV298 — Kukes
  14. Загадки югославской войны
  15. Тайный аэродром в Приштине остался за российскими десантниками
  16. Русские танки в Косово
  17. «Сейчас, через пять лет после тех событий, я считаю, что ввод нашего батальона был хорошо спланированной акцией самих американцев. Во-первых, им не было нужно массовое бегство сербов из Косово; это пахло новой гуманитарной катастрофой, только в обратную сторону. Да и оказывать гуманитарную помощь сопротивляющимся сербам они не хотели. Мы ввели батальон, который в военном отношении не значил ровным счетом ничего. Десять минут серьезного боя. Но мы остановили бегство сербов. Они поверили нам, и остались. Хотя было бы лучше, если бы они ушли в Сербию. Я всматриваюсь в эти лица. Кто из них сейчас жив? Кого втихаря не вырезали албанцы? В живых осталось, дай бог, 15 процентов. Страшно думать об этом, но нашими славянскими руками американцы положили под кривые ножи албанцев наших же косовских братьев сербов. Сколько православных храмов будет сожжено дотла на следующий день? Тяжело быть свидетелем таких событий. Этот день по-настоящему потряс весь мир. Но человечество так и не обратило внимания, как за последующие 5 лет в Косово были вырезаны тысячи сербов, оставшихся там только благодаря этому дню — 12-му июня 1999 года.» Алексей Борзенко, режиссер фильма.
  18. 1 2 3 Исполнилось 10 лет со дня марш-броска российских десантников из Боснии в Косово (1tv.ru)
  19. Уэсли Кларк едва не разжёг Третью мировую войну, утверждает британский генерал
  20. Сэнди Бергер — советник Президента США Б. Клинтона по национальной безопасности
  21. Российские Вести: Тайны «Броска на Приштину»
  22. 1 2 3 Прыжок на Приштину
  23. 1 2 3 Бросок на Приштину
  24. 1 2 3 Косовская рана на теле Югославии

Шаблон:Югославские войны