Окали, Даниэль

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Даниэль Окали
словацк. Daniel Okáli
Псевдонимы Dav[2], Ján Krest[2], T. Stoklas[2] и D. Šišolík[2]
Дата рождения 9 марта 1903(1903-03-09)[1][2][…]
Место рождения
Дата смерти 23 ноября 1987(1987-11-23)[1][2] (84 года)
Место смерти
Гражданство (подданство)
Образование
Род деятельности писатель, поэт, практикующий юрист, политик, литературный критик

Даниэль (Даньо) Окали[4] (словацк. Daniel (Daňo) Okáli; 9 марта 1903[1][2][…], Липтовски-Микулаш, Транслейтания[2] — 23 ноября 1987[1][2], Братислава[2]) — словацкий поэт[4], прозаик, публицист, критик-марксист[5], историк литературы[6], юрист[7] и государственный деятель. Член коммунистической партии Чехословакии (КПЧ). В 1948—1951 гг. — уполномоченный по вопросам внутренних дел в Корпусе уполномоченных[sk] (правительстве) Словакии[8]. Во время политических процессов по сфабрикованному делу Густава Гусака в феврале 1951 был незаконно репрессирован и пробыл в заключении до 1960 года. В 1963 решением ЦК КПЧ реабилитирован, восстановлен в партии.

Биография[править | править код]

Дависты[sk]: Владимир Клементис, Лацо Новомеский, Йозеф Рыбак[cs], Даниэль Окали, Кароль Светлик-младший

Родился 9 марта 1903 года в городе Липтовски-Микулаш, в Австро-Венгрии. Мать — Марта Бодицкая (Marta Bodická) умерла 5 февраля 1905 года в возрасте 31 года, когда Даниэлю было 2 года. У Даниэля были брат-близнец Илья и сёстры Даниэла и Марта. После смерти матери отец — владелец универмага Арпад Дьюла Окайи (Árpád Gyula Okályi; 1869—1908) женился на Анне Зоховой (Anna Zochova). Отец умер в возрасте 38 лет. После его смерти мачеха отдала старших детей в евангелический приют в городе Модра, которым руководил её брат — пастор Самуэль Зох[sk] (Samuel Zoch; 1882—1928). Бабушка Изабелла Бодицкая (Izabella Bodická) заботилась о младшей дочери Марте. В приюте было 60 детей и всего 3 няни. За детьми приглядывал дядя Кирилл Бодицкий (Cyrill Bodiský)[8][7].

При поддержке дяди Окали учился с 1917 года в евангелическом лицее в Братиславе, а после образования Первой Чехословацкой республики — в реальной гимназии в Тренчине, которую окончил с отличием в 1921 году[8][7].

Окали поступил на философский факультет Карлов университета в Праге для изучения французского языка и философии и перевёлся после первого семестра на юридический факультет. Учился Окали при поддержке организации «Чехословацкое единство[cs]», которая оплачивала словацким студентам проживание и питание, также Окали вынужден был работать. В 1926 году получил степень дипломированного юриста (JUDr.)[8].

Начал публиковаться в 1922 году, в возрасте 19 лет. За стихотворение Окали, опубликованное в 1924 году, редактор газеты «Правда худобы»[sk] (Pravda chudoby), печатного органа КПЧ в Словакии Клемент Готвальд получил 14 суток заключения[8].

Окали являлся членом словацкого пражского студенческого объединения «Детван[sk]»[8].

Являлся членом группы левых интеллектуалов «Вольное содружество студентов-социалистов из Словакии», возникшей в 1922 году в Праге, соучредителем печатного органа этой группы — журнала «ДАВ», издававшегося в 1924—1937 гг.[9][10] Был постоянным сотрудником журнала «ДАВ»[4][10]. За представителями объединения прочно закрепилось наименование «дависты[sk]» (davisti, «давовцы»)[11].

Название «ДАВ» состояло из имён участников: Даниэль Окали, Андрей Сирацки[cs] и Владимир Клементис, и означало «толпа» (словацк. dav). Лацо Новомеский писал[12]:

Одно только название уже было протестом. Протестом против ограничивающей высокомерности интеллигенции вообще и словацкой в частности; против горделивого зазнайства, с каким послевоенный интеллигент подходил к народному сборищу, толпе, коллективу, народу; против взглядов, с которыми интеллигент возвышался над народной и рабочей массой. DAV своим названием обозначил принадлежность к толпе. Все остальные объяснения были излишними.

Четыре месяца, с июня по октябрь 1926 года Окали проработал помощником (стажёром) у адвоката Гуго Дрехслера (Hugo Drechsler; 1885—1944) в городе Нове-Замки. Затем Владо Клементис нашёл Окали место у адвоката Вейхгерца (Július Zoltán-Weichherz; 1887—1951) в Братиславе. Окали работал у Вейхгерца в Братиславе до 12 июля 1932 года. Окали сдал экзамен на адвоката в Братиславе 26 марта 1931 года[8].

«Живнодом[sk]» в Братиславе (1928, архитектор Клемент Шилингер[sk]), в котором в съёмной квартире Окали жил с семьёй и Владимиром Клементисом

С возрастающим экономическим кризисом в начале 1930-х годов происходили несколько раз кровавые столкновения. Крупное движение протеста широких масс встречало подавление со стороны властей, что вызвало кровопролитие в январе 1931 года в Духцове, в мае в Кошутах и осенью того же года в Фривальдове. В Троицын день 25 мая 1931 года в Кошутах расстреляли забастовку сельскохозяйственных рабочих, когда рабочие собирались пойти на митинг, где должен был выступить один из ведущих руководителей Коммунистической партии Словакии, депутат Штефан Майор[sk][13]. Были убиты 3 человека и 14 ранены. Сразу после кровавых событий в Кошутах приехали в пострадавший город делегаты Красной помощи и КПЧ для получения наиболее объективной информации. Но их из Кошут выслали. Защитника Ш. Майора — Владимира Клементиса и редактора «Руде право» Лацо Новомеского отвели под жандармским конвоем на вокзал и втолкнули в вагон. По приезде в Кошуты 31 мая Даниэля Окали и Рейхля из Праги задержал жандармский патруль. Хотя они предъявили штабс-капитану Соучеку субстиционное полномочие за Вейхгерца, защитника арестованного Штефана Майора, они были вынуждены сразу оставить Кошуты, не поговорив ни с кем из пострадавших[14]. Репортаж поэта Лацо Новомеского «Кошуты», помещенный Юлиусом Фучиком в «Творбе» (Tvorba) на развороте, цензура тоже изуродовала: несколько мест, причём самых важных, было вымарано[15].

Убийцами были жандармы, но к суду был привлечен и 13 июля 1931 года приговорён к заключению на восемь месяцев и к штрафу в размере 2000 чешских крон за «подстрекательство» Штефан Майор[16]. КПЧ развернула широкую кампанию против провокационного процесса над Штефаном Майором[13]. 25 сентября 1931 года на апелляции срок увеличен до 15 месяцев. Штефан отсидел срок в тюрьме города Леопольдов[17].

В 1932 году Окали оставил службу у Вейхгерца и работу в «ДАВ» в Братиславе и переехал с семьёй в город Скалица, на родину жены. Как пишет Окали[8]:

Основной причиной моего решения была перегруженность работой, помноженная на культурно-массовую деятельность, которая почти не оставляла свободного времени для семьи.

Место Окали у Вейхгерца занял Ян Поничан[8].

Окали участвовал в Конгрессе словацких писателей, который в 1936 году в курортном местечке Тренчьянске-Теплице по инициативе «ДАВ» провёл Союз словацких писателей[8].

В Скалице Окали унаследовал виноградник и занимался также выращиванием винограда. В общественной жизни в Скалице Окали стал членом «Сокола» и секретарём Матицы словацкой[8].

После создания в марте 1939 года формально независимой Словацкой республики, у Окали дважды проводились обыски. В октябре 1940 года он был арестован и заключён вместе с Поничаном, Густавом Гусаком и Лацо Новомеским в тюрьму в Илаве на шесть недель[8].

После освобождения снабжал деньгами и медикаментами партизанский отряд из Брезовы, сотрудничал с Иваном Горватом[8].

Окали проработал 19 лет юристом, из них 13 — в Скалице, был вице-президентом Коллегии адвокатов Братиславы. В 1945 году прекратил адвокатскую деятельность[8].

После освобождения Чехословакии в мае 1945 года Окали стал председателем революционного национального комитета в Скалице. В его функции входило обеспечение взаимодействия с Красной армией, восстановление транспорта, снабжение и другое. В июле 1945 года Окали перешёл на работу в Уполномоченное представительство (Povereníctvo) по вопросам внутренних дел, где выпполнял функции главы президиума (prezidiálny šéf)[8].

1 марта 1946 года Окали назначен правительственным уполномоченным по обмену населением с Венгрией. Соглашение о обмене населением между Венгрией и Чехословакией на паритетной основе было подписано 27 февраля 1946 года в Будапеште. С чехословацкой стороны его подписал заместитель министра иностранных дел Владимир Клементис[8], с венгерской — министр иностранных дел Янош Дьёндьёши[en]. В феврале 1946 года словацкая сторона стала готовить венгров к трансферу с южных и восточных территорий. В это время начала функционировать Чехословацкая переселенческая комиссия (ЧПК) в Венгрии, председателем которой стал Даниэль Окали[18][19].

В феврале 1947 года Окали с семьёй переехал из Скалицы в Братиславу[8].

После февральских событий ушёл в отставку 26 февраля 1948 года Микулаш Ферьенчик[en] — уполномоченный по вопросам внутренних дел в Корпусе уполномоченных[sk] — национальном органе государственной и исполнительной власти в Словакии, подотчётном Словацкому национальному совету. На его место 6 марта назначен Окали. Исполнял обязанности до 30 января 1951 года. 2 февраля формально передал обязанности Каролу Бацилеку[8].

На IX съезде компартии Словакии (КПС), состоявшемся 24—27 мая 1950 года[20], развязана кампания по «борьбе против буржуазного национализма»[20]. На съезде выступали Клементис, Кароль Шмидке, Густав Гусак и Лацо Новомеский, обвинённые в «уклонизме»[20][21]. Окали оказался среди «замаскированных» носителей «буржуазного национализма», которые были обнаружены на IX съезде КПС[22].

4 декабря 1950 года арестован посол в Венгрии Иван Горват, ещё ранее был арестован заместитель министра внешней торговли Эуген Лёбл[cs][8].

Тюрьма в Рузине[en]
Правительственный замок в Колодее, подвалы которого служили тюрьмой органов национальной безопасности Чехословакии

В феврале 1951 года последовал арест руководства КПС — Густава Гусака, Новомеского, Ладислава Голдоша[sk]. Окали арестован 4 февраля во время утренней прогулки. Его держали три года в тюрьмах в Рузине и в Колодее. Оба его сына были отчислены с учёбы и отправлены на два года в дисциплинарную воинскую часть на шахту в Остраве, где добывали уголь. Дочь, которой было 15 лет, была исключена из школы и отправлена ученицей мастера на братиславский завод Tesla. Аналогично поступили с братом Окали и его детьми[8].

Панкрацкая тюрьма[cs] в Праге

Дависты Окали, Иван Горват и Новомеский стали обвиняемыми на процессе Густава Гусака. Процесс начался 21 апреля 1954 года зале заседаний Дворца правосудия в Братиславе и был закрытым. Только Густав Гусак не признал на процессе свою вину. Приговор был утверждён президиумом ЦК Коммунистической партии Словакии заранее, 4 марта. 24 апреля приговор был оглашён. Густав Гусак был приговорён к пожизненному заключению, Иван Горват к 22 годам, Ладислав Голдош[sk] Лацо Новомеский к 10 годам. Окали осуждён на 18 лет. Ночью осужденных перевезли в Прагу в Панкрацкую тюрьму[cs][8].

Тюрьма в Леопольдове[en]

12 июля 1954 года Даниэль Окали переведён из Панкраца в тюрьму в Леопольдове[en], где также находились руководители Словацкой республики Александр Мах и Тидо Гашпар. Из Леопольдова Окали перевели в Панкрац, а оттуда — в Вальдице[en]. Работал на нанизывании булавок и шпилек, затем в столярной мастерской, также учителем словацкого языка в восьмелетней школе, созданной при исправительно-трудовом лагере, участвовал в работе литературного и шахматного кружков[8].

Окали освобождён 10 мая 1960 года по амнистии президента Антонина Новотного, после 9 лет и 3 месяцев заключения[8].

После освобождения отправлен на работу на столярный завод, затем расчётчиком на завод Tatra, где работал до 1963 года[8].

Все дависты юридически и партийно реабилитированы в 1963 году после XXII съезда КПСС[23]. Окали написал Илье Эренбургу[24]:

Вы, наверно, знаете, что организатора и душу «Дава» товарища Владо Клементиса ложно обвинили в шпионаже и казнили. Я сам вместе с другими товарищами был освобожден после десятилетнего заключении… Теперь, после устранения несправедливостей, пересматривают значение «Дава» для нашей литературы и культуры в широком смысле слова…

После реабилитации секретарь ЦК КПС по идеологии Василь Биляк предложил Окали должность главы областной ассоциации юристов. Окали отказался и попросил, чтобы его определили сотрудником Института словацкой литературы Словацкой академии наук (САН)[6], где он проработал до 1972 года. Защитил степень кандидата искусствоведения, был заместителем председателя Матицы словацкой[8].

Автор работ по теории и истории современной литературы. Основные работы Даниэля Окали: «Мятежник Гейза Ванош» (Burič Gejza Vámoš, 1971) — единственная монография о творчестве писателя Гейзы Ваноша[sk] (1901—1956)[25], Výboje a súboje (1973), «Критик Ян Игорь Гамалиар» (Kritik Ján Igor Hamaliar, 1974) о либеральном критике Яне Игоре Гамалиаре (1905—1931)[6].

В 1979 году вышел на пенсию[8].

Умер 23 ноября 1987 года в Братиславе.

Личная жизнь[править | править код]

В феврале 1929 года женился на Елене Шульцовой (Elena Schultzová), двоюродной сестре Клементиса. У них были сыновья Иван и Даниэль и дочь Ева[8].

Сын Иван Окали (Ivan Okáli; род. 18 сентября 1929) — словацкий экономист, выпускник экономического факультета Ленинградского государственного университета и Экономического университета в Братиславе, сотрудник Экономического института Словацкой академии наук (Ekonomický ústav SAV, EÚSAV), директор EÚSAV в 1983—1990 гг.[26]

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 Daniel Okáli // http://en.isabart.org/person/78800
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Чешская национальная авторитетная база данных
  3. 1 2 Studenti pražských univerzit 1882–1945
  4. 1 2 3 Навроцкий Б. Словацкая литература // Литературная энциклопедия : в 11 т. : т. 10 / Гл. ред. Луначарский А. В. ; учёный секретарь Михайлова Е. Н. — М. : Худож. лит., 1937. — Стб. 878—885. — 936 стб. : ил. — Верстка невышедшего издания (экземпляр из личной библиотеки В. М. Живова). Ред. электрон. версии И. А. Пильщиков.
  5. Богданова И. А., Богданов Ю. В. Словацкая литература // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М. : Советская энциклопедия, 1971. — Т. 6. Присказка — «Советская Россия». — С. 945—950.
  6. 1 2 3 Литература и время : Литературно-художественная критика в ЧССР / Пер. с чеш. и словац. ; Составление Ю.В. Богданова. — Москва: Прогресс, 1977. — С. 446. — 460 с. — (Литературно-художественная критика в странах социализма).
  7. 1 2 3 JUDr. Peter Kerecman, PhD. Advokáti Davisti: Daniel Okáli (1. časť) (словацк.) // Bulletin slovenskej advokácie. — 2017. — Čís. 1-2. — S. 65. Архивировано 18 февраля 2023 года.
  8. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Daniel Okáli (словацк.). Naša advokácia. JUDr. Peter Kerecman, PhD.. Дата обращения: 7 февраля 2023. Архивировано 23 октября 2022 года.
  9. Словакия // Сафлор — Соан. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 23).
  10. 1 2 «ДАВ» // Литературная энциклопедия : в 11 т. : т. 3 / Отв. ред. Луначарский А. В. ; Отв. секретарь Бескин О. М. — [Б. м.] : Изд-во Ком. Акад., 1930. — Стб. 129. — 634 стб. : ил.
  11. Богданов, 2013, с. 91.
  12. Доминика Динушова. Исторический контекст восприятия понятия революция в словацкой политической мысли // Вишеградская Европа. Центральноевропейский журнал (ВЕЦЖ). — 2020. — № 1-2. Архивировано 22 января 2023 года.
  13. 1 2 История Коммунистической партии Чехословакии = Dějiny Komunistické strany Československa. — М.: Госполитиздат, 1962. — С. 339.
  14. Беднаржикова, Мария. Роль интеллигенции в деятельности организаций пролетарской солидарности // Sborník prací Filozofické fakulty brněnské univerzity : ročník XVII - 1968. Řada sociálněvědná (G 12). — Praha: Státní pedagogické nakladatelství, 1968. — С. 125. — 167 с.
  15. Фучикова, Густа. Воспоминания о Фучике = Vzpomínky na Julia Fučíka. — Москва: Прогресс, 1974. — С. 151. — 618 с.
  16. Филиппов, Василий. Юлиус Фучик. — М.: Молодая гвардия, 1986. — С. 147. — 304 с. — (ЖЗЛ).
  17. Jozef Schwarz. Košúty 1931 a dnešok (словацк.). Slovo (26 мая 2021). Дата обращения: 22 января 2023. Архивировано 25 января 2023 года.
  18. Желицки Б. Й. Проблемы выселения венгров из Чехословакии // Национальная политика в странах формирующегося советского блока. 1944-1948 / Рос. акад. наук, Ин-т славяноведения. — Москва: Наука, 2004. — С. 292. — 550 с. — (ХХ век в документах и исследованиях). — ISBN 5-02-009864-7.
  19. Желицки Б. Й. Проблемы выселения венгров из Чехословакии // Венгрия новейших времён : очерки политической истории 1944-1994 гг. / Федеральное государственное бюджетное учреждение науки, Институт славяноведения РАН. — Москва: Институт славяноведения РАН, 2017. — С. 69. — 647 с. — ISBN 978-5-7576-0399-5. Архивировано 17 февраля 2023 года.
  20. 1 2 3 Энциклопедия диссидентства : Восточная Европа, 1956-1989 : Албания, Болгария, Венгрия, Восточная Германия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия / Международный Мемориал ; перевод с польского: Наталья Василевич [и др.] ; под общей редакцией А. Ю. Даниэля. — Москва: Новое литературное обозрение, 2022. — 975 с. — ISBN 978-5-4448-1709-4.
  21. Из дневника М.А. Силина. Из записи беседы с министром иностранных дел Чехословакии В. Широким о ходе IX съезда компартии Словакии, выступлениях К. Шмидке, В. Клементиса, Л. Новомеского и Г. Гусака, о работе с кадрами МИД и др. 30 мая 1950 г. // Восточная Европа в документах российских архивов, 1944-1953 гг. / Рос. акад. наук, Ин-т славяноведения и балканистики и др. ; Составители Н. М. Баринова и др.; Редкол.: Г. П. Мурашко (отв. ред.) и др.. — М. ; Новосибирск: Науч.-изд. центр «Сиб. хронограф», 1998. — Т. 2: 1949-1953 гг.. — С. 350-351. — 1004 с. — ISBN 5-87550-069-7.
  22. Богданов, 2013, с. 177.
  23. Сланского процесс — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  24. Эренбург, Илья Григорьевич. Люди, годы, жизнь / издание подготовил Борис Фрезинский. — Москва: АСТ, 2018. — Т. 3, кн. 6-7. — 637 с. — ISBN 978-5-17-098147-2.
  25. Пескова, А. Ю. Словацкий экспрессионизм : учебное пособие. — Москва: ИНФРА-М, 2014. — 141 с. — ISBN 978-5-16-009374-1.
  26. Bačišin, Vladimír. Ivan Okáli oslávi dnes deväťdesiatku prednáškou (словацк.). Finančné Noviny (7 октября 2019). Дата обращения: 18 февраля 2023. Архивировано 19 февраля 2023 года.

Литература[править | править код]