Третье кругосветное плавание Джеймса Кука

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Маршрут третьего кругосветного плавания Джеймса Кука

Третье кругосветное плавание Джеймса Кука проходило в 1776—1780 годах и было организовано британским правительством по рекомендации Королевского общества. Его целью было найти северо-западный проход.

Джеймс Кук достиг тихоокеанского побережья[en] Северной Америки, нанёс на карту западное побережье континента[en] и прошёл через Берингов пролив, но лёд помешал ему плыть как на восток, так и на запад. Корабли вернулись в Тихий океан и прибыли на зимовку на Гавайи. Там произошла стычка с туземцами, и 14 февраля 1779 года Кук погиб в перестрелке. Командование экспедицией принял на себя Чарльз Клерк, который тщетно пытался найти северо-западный проход. После его смерти экспедицию возглавил Джон Гор. Корабли вернулись в Англию в октябре 1780 года и встретили сдержанный приём.

Цели и состав экспедиции[править | править код]

Основная цель, поставленная Адмиралтейством перед третьей экспедицией Джеймса Кука, — открытие так называемого Северо-Западного прохода — водного пути, пересекающего североамериканский континент и соединяющего Атлантический и Тихий океаны.

Экспедиции, как и ранее, было выделено два корабля — флагманский «Резолюшн» (водоизмещение 462 тонны, 32 пушки), на котором Кук совершил второе путешествие, и «Дискавери» водоизмещением 350 тонн, имевший 26 пушек. Капитаном на «Резолюшн» был сам Кук, на «Дискавери» — Чарльз Клерк, участвовавший в первых двух экспедициях Кука. Джон Гор, Джеймс Кинг, Джон Уильямсон были на «Резолюшн» соответственно первым, вторым и третьим помощниками капитана. На «Дискавери» первым помощником был Джеймс Берни, вторым — Джон Рикмен. В качестве художника в экспедиции работал Джон Уэббер.

Ход экспедиции[править | править код]

Корабли «Резолюшн» и «Дискавери» у берегов острова Таити; Сэмюэл Аткинс

Англию корабли покинули порознь: «Резолюшн» вышел из Плимута 12 июля 1776 года, «Дискавери» — 1 августа. По дороге в Кейптаун Джеймс Кук посетил остров Тенерифе. В Кейптауне, куда Кук прибыл 17 октября, «Резолюшн» был поставлен на ремонт по причине неудовлетворительного состояния бортовой обшивки. «Дискавери», прибывший в Кейптаун 1 ноября, был также отремонтирован.

1 декабря корабли вышли из Кейптауна. 25 декабря посетили остров Кергелен. 26 января 1777 года корабли подошли к Тасмании, где пополнили запасы воды и дров. Из Новой Зеландии корабли отправились на Таити, однако из-за встречных ветров Кук был вынужден изменить курс и посетить сначала острова Дружбы. На Таити Кук прибыл 12 августа 1777 года.

7 декабря 1777 года корабли двинулись в Северное полушарие; экватор пересекли 22 декабря. Через два дня, 24 декабря, был открыт остров Рождества. Находясь на этом острове, экспедиция наблюдала солнечное затмение.

18 января 1778 года были открыты Гавайские острова, названные Куком «Сандвичевыми», по имени одного из лордов Адмиралтейства. Это название употреблялось до середины XX века[1]. На Гавайях экспедиция пробыла до 2 февраля, восстанавливая силы и готовясь к плаванию в северных широтах, затем двинулась на северо-восток, к западному побережью Северной Америки. На этом пути корабли попали в шторм и получили частичные повреждения («Резолюшн», в частности, потерял бизань-мачту).

30 марта 1778 года корабли стали на ремонт в протяжённом и узком заливе Нутка[en], вдающемся со стороны Тихого океана в остров Ванкувер. 26 апреля, закончив ремонт, они вышли из залива Нутка и направились вдоль североамериканского побережья на север. У берегов Аляски, однако, снова пришлось сделать остановку для ремонта, так как «Резолюшн» сильно протекал.

В начале августа корабли прошли через Берингов пролив, пересекли Северный полярный круг и вошли в Чукотское море. Здесь они натолкнулись на сплошное ледяное поле. Продолжать дорогу на север было невозможно, приближалась зима, поэтому Кук развернул корабли, намереваясь провести зиму в более южных широтах.

2 октября 1778 года Кук достиг Алеутских островов, здесь он встретил русских промышленников, которые предоставили ему свою карту, составленную экспедицией Беринга. Русская карта оказалась значительно полнее карты Кука, она содержала неизвестные Куку острова, а очертания многих земель, нанесённые у Кука лишь приблизительно, были отображены на ней с высокой точностью и детализацией. Известно, что Кук перерисовал эту карту и назвал пролив, разделяющий Азию и Америку, именем Беринга.

Смерть капитана Джеймса Кука[править | править код]

Гавайцы вокруг капитана Джеймса Кука на Сэндвичевых островах; Джон Уэббер

24 октября 1778 года корабли покинули Алеутские острова и 26 ноября достигли Гавайских островов, однако подходящая стоянка для кораблей была найдена только 16 января 1779 года. Жители островов — гавайцы — сосредоточились вокруг кораблей в большом количестве; Кук в своих записях оценивал их число в несколько тысяч. Позднее стало известно, что высокий интерес и особенное отношение островитян к экспедиции объяснялись тем, что они приняли Кука за одного из своих богов. Хорошие отношения, установившиеся поначалу между членами экспедиции и гавайцами, начали, однако, быстро портиться; с каждым днём количество хищений, совершаемых гавайцами, возрастало, а стычки, возникавшие из-за попыток вернуть украденное, становились всё горячее.

Чувствуя, что обстановка накаляется, Кук 4 февраля покинул залив, однако начавшийся вскоре шторм нанёс серьёзный ущерб такелажу «Резолюшн», и 10 февраля корабли были вынуждены вернуться для ремонта (другой якорной стоянки поблизости не было). Паруса и части такелажа свезли на берег для ремонта. Отношение гавайцев к экспедиции стало тем временем откровенно враждебным. В окру́ге появилось много вооружённых людей. Число краж увеличилось. 13 февраля с палубы «Резолюшн» были украдены кле́щи. Попытка их вернуть оказалась неудачной и закончилась открытым столкновением.

На следующий день, 14 февраля, был украден баркас с «Резолюшн». Для того, чтобы вернуть украденное имущество, Кук решил взять на борт в качестве заложника Каланипуу, одного из местных вождей. Высадившись на берег с группой вооружённых людей, состоявшей из десяти морских пехотинцев во главе с лейтенантом Филипсом, он прошёл к жилищу вождя и пригласил его на корабль. Приняв предложение, Каланипуу последовал за англичанами, однако у самого берега отказался следовать дальше, предположительно, поддавшись уговорам жены.

«Гибель капитана Кука», Шон Лайнхэн
Обелиск на месте убийства Джеймса Кука, Кеалакекуа (бухта)

Тем временем, на берегу собралось несколько тысяч гавайцев, которые окружили Кука и его людей, оттеснив их к самой воде. Среди них разнёсся слух, что англичане убили нескольких гавайцев (в дневниках капитана Клерка упомянут один туземец, убитый людьми лейтенанта Рикмена незадолго до описываемых событий), и эти слухи, а также не вполне однозначное поведение Кука, подтолкнули толпу к началу враждебных действий. В начавшейся схватке сам Кук и четверо матросов погибли, остальным удалось отступить на корабль. Есть несколько противоречивых свидетельств очевидцев тех событий, и по ним сложно судить о том, что же произошло на самом деле. С достаточной степенью достоверности можно лишь сказать, что среди англичан началась паника, команда стала беспорядочно отступать к шлюпкам, и в этой суматохе Кук был убит гавайцами (предположительно ударом копья в затылок).

Из дневника лейтенанта Кинга:

«Увидев, что Кук упал, гавайцы издали победоносный вопль. Тело его тут же втащили на берег, и окружавшая его толпа, жадно выхватывая кинжал друг у друга, принялась наносить ему множество ран, так как каждый хотел принять участие в его уничтожении».

Таким образом, вечером 14 февраля 1779 года 50-летний капитан Джеймс Кук был убит жителями Гавайских островов. Капитан Клерк в своём дневнике утверждает, что если бы Кук отказался от вызывающего поведения перед лицом многотысячной толпы, несчастного случая удалось бы избежать:

Рассматривая всё это дело в целом, я твёрдо уверен, что оно не было бы доведено до крайности туземцами, если бы капитан Кук не предпринял попытку наказать человека, окружённого толпой островитян, всецело полагаясь на то, что в случае необходимости солдаты морской пехоты смогут огнём из мушкетов рассеять туземцев. Подобное мнение, несомненно, основывалось на большом опыте общения с различными индейскими народностями в различных частях света, но злосчастные сегодняшние события показали, что в данном случае это мнение оказалось ошибочным.

Имеются веские основания, позволяющие предположить, что туземцы не зашли бы так далеко, если бы, к несчастью, капитан Кук не выстрелил по ним: за несколько минут до этого они начали расчищать путь для солдат, с тем чтобы последние могли добраться до того места на берегу, против которого стояли шлюпки (я уже об этом упоминал), таким образом давая капитану Куку возможность уйти от них.

По словам лейтенанта Филипса, гавайцы не собирались препятствовать возвращению англичан на корабль и тем более нападать, а многочисленность собравшейся толпы объяснялась их беспокойством за судьбу короля (небезосновательным, если иметь в виду ту цель, с которой Кук приглашал Каланипуу на корабль).

После смерти Кука должность начальника экспедиции перешла к капитану «Дискавери» Чарльзу Клерку. Клерк пытался добиться выдачи тела Кука мирным путём. Потерпев неудачу, он распорядился провести военную операцию, в ходе которой высадившийся под прикрытием пушек десант захватил и сжёг дотла прибрежные поселения и отбросил гавайцев в горы. После этого гавайцы доставили на «Резолюшн» корзину с десятью фунтами мяса и человеческую голову без нижней челюсти. 22 февраля 1779 года останки Кука были захоронены в море. В своём дневнике о последнем путешествии капитана Кука морской пехотинец Джон Ледьярд подробно описывает гибель коммодора и последующие события, связанные с его останками, включая церемониальный каннибализм. В заливе у берегов Гавайев были захоронены оскальпированная голова Кука без нижней челюсти, обожжённые кости конечностей и кисти рук, в которые была втёрта соль[2][3].

После гибели Кука командование экспедицией принял Чарльз Клерк. Покинув Гавайские острова, экспедиция прибыла в Петропавловск-Камчатский в конце апреля 1779 года. Экспедиция встретила хороший прием, начальник камчатского гарнизона премьер-майор Карл Магнус Бем распорядился передать англичанам 20 голов рогатого скота, 2 дойные коровы, табак, муку, сахар и другие продукты. Была также оказана помощь в ремонте кораблей. Летописец экспедиции Джеймс Кинг оставил подробное описание впечатлений о пребывании на Камчатке, включая описание происшедшего невдалеке извержения одного из вулканов[4].

Затем корабли Клерка вышли в море и продолжили исследования, преодолели Берингов пролив и вышли в Чукотское море, но там получили во льдах сильные повреждения и найти северо-западный проход не смогли. 13 августа корабли вновь прибыли в Петропавловск-Камчатский, где с воинскими почестями и салютом был похоронен умерший в море за несколько дней до прибытия Ч. Клерк. Прием вновь был самым радушным, офицеров и экипаж экспедиции русские пригласили на празднование годовщины коронации императрицы Екатерины II, после которого офицеров пригласили даже в знак дружбы на охоту на медведя. После ремонта кораблей и пополнения провизии 8 октября экспедиция направилась в Англию, командование принял капитан Джон Гор. Поскольку русские отказались брать денежную награду за провизию и предоставленный такелаж, англичане оставили много подарков[4].

В Англию корабли вернулись 7 октября 1780 года.

Результаты экспедиции[править | править код]

Основная цель экспедиции — открытие Северо-Западного прохода — не была достигнута. Были открыты Гавайские острова, остров Рождества и некоторые другие острова.

Примечания[править | править код]

  1. Гавайи (Сандвичевы острова) // Карта Тихого океана (Масштаб 1 : 30 млн). Атлас командира РККА. М.: Изд. 7 отдела Генерального штаба РККА, 1938. Лист. 8.
  2. Свешников Н.Н. Дневник последней экспедиции капитана Кука. — Курск: Университетская книга, 2020. — 260 с. — ISBN 978-5-907311-20-6.
  3. Джон Ледьярд. Дневник последней экспедиции капитана Кука. Глава 3 (Аудиокнига). Дата обращения: 8 мая 2022. Архивировано 17 марта 2022 года.
  4. 1 2 Епатко А. Ю. Экспедиция Джеймса Кука на Камчатке. // Гангут. — 2011. — Вып. 66. — С. 107—117.