Монашество в византийской Палестине

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

В истории палестинского монашества византийским считается период между 314 годом, когда появилась Фаранская лавра близ Иерихона (другими исследователями указывается 330 год[1]), и 631 годом, когда было создано последнее византийское житие палестинского святого Георгия Хозевита[2]. Наряду с Египтом, Палестина была важнейшим центром раннехристианского монашества. Многочисленными исследователями возникновение монашества в Палестине связывается с развитием паломничества в этот регион[3]. В Палестине главным очагом монашеского движения была Иудейская пустыня, протянувшаяся с запада на восток от Иерусалима до Иерихона, и доходящая на юге до Иродиона. По сравнению с египетской Нитрийской пустыней, эта область обладала преимуществами — более мягким климатом, многочисленными связями с библейской историей и меньшей удалённостью от центров цивилизации. Специфической формой монашеского общежития в Палестине стала лавра, сочетающая киновитные и отшельнические черты. Развитие монашества в Иудейской пустыне связывают с именем Евфимия Великого (ум. 473), основавшего там в начале V века первую лавру[en][4].

К числу основателей палестинского монашества относят основавшего в начале IV века общину в Газе святого Илариона, следовавшего аскетической модели Антония Великого, и основателя Фаранской лавры Харитона Исповедника. Харитон основал ещё два других монастыря, Дукийскую и Суккийскую лавры. В течение IV века мошество распространилось в Палестине, и монастыри были основаны в Иерусалиме, Вифлееме, других местах связанных с жизнью Иисуса Христа, в Шефеле и на Синайском полуострове. В византийский период выделяют две основные формы монашества: лавру, когда отшельники в течение недели жили в отдельных кельях и собирались вместе в общей церкви для совместной молитвы и трапезы, и киновию, где монахи встречались ежедневно. Также существовали отшельники, не имевшие формальной связи с монастырями[1].

В V веке в Палестине появилась новая форма городского монашества, в основном в Иерусалиме, сочетающая поклонение святым местам с общественной работой. Многие видные представители палестинского монашества на ранней стадии были выходцами из других частей Византии — Харитон и Евфимий Великий из Малой Азии, с латинского Запада прибыли во второй половине IV века Иероним Стридонский и Руфин Аквилейский, основавшие монастыри в Вифлееме. Это явление связывают с увеличившимся числом паломничеств в Святую землю. В V—VI веках число монастырей значительно увеличилось, в основном в Иудейской пустыне, хотя районы Газы, Галилейского моря и Синайского полуострова сохраняли популярность. Основными деятелями этого периода были основатель лавры в Хан-эль-Ахмаре Евфимий Великий (377—473), его друг Феоктист[uk], основатель киновитного монашества Феодосий Великий (423—529) и основатель существующей до настоящего времени лавры Савва Освященный[5].

Палестинское монашество было активно вовлечено в богословские споры V—VI веков. Следуя за Евфимией и Саввой они поддержали решения вселенского Халкидонского собора 451 года, вызвавшего раскол в христианском мире. В начале VI века возобновились споры об учении Оригена, что привело к отделению части монахов от Лавры Саввы Освященного и основанию Новой Лавры. Частично в связи с этими событиями начался упадок монашества в Палестине, усугублённый вторжением Персии в 614—628 годах и последовавшим за этим арабским завоеванием[5].

Одной из специфических особенностей палестинского монашества в византийский период была концентрация монастырей вблизи городов. Крупнейшие монастырские кластеры были вокруг Иерусалима (включая монастыри Иудейской пустыни), Газы, Скифополиса, Кесарии и Елевферополя[6]. Численность монахов сложно определить. В конце IV века их, вероятно, были тысячи. Около 400 года сообщается примерно о 20 монастырях на Масличной горе с примерно 800 монахами[7].

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Patrich, 1995, p. 3.
  2. Burton-Christie D. Review: Ascetics and Ambassadors of Christ: The Monasteries of Palestine, 314-631. by John Binns // Speculum. — 1997. — Vol. 72. — P. 787—789.
  3. Stemberger, 2000, p. 115.
  4. Hirschfeld Y. Euthymius and his Monastery in the Judean Desert // LA. — 1993. — Vol. 43. — P. 339—371.
  5. 1 2 Jotischky A. Israel/Palestine : [арх. 14 марта 2016] / Eds. W. M. Johnston, Ch. Kleinhenz // Encyclopedia of Monasticism. — 2013. — P. 673—675.
  6. Hirschfeld Y. The Monasteries of Gaza: An Archaeological Review // Christian Gaza in Late Antiquity. — 2004. — P. 87.
  7. Stemberger, 2000, p. 118.

Литература[править | править код]

  • Neary D. Constantinople and the Desert City: Imperial Patronage of the Judaean Desert Monasteries, 451–565 // From Constantinople to the Frontier. The City and the Cities. — BRILL, 2016. — Vol. 106. — P. 142—158. — 520 p. — (The Medieval Mediterranean). — ISBN 978-90-04-30774-2.
  • Patrich J. Sabas, Leader of Palestinian Monasticism. A Comparative Study in Eastern Monasticism, Fourth to Seventh Centuries. — 1995. — 419 p. — ISBN 0-88402-221-8.
  • Stemberger G. Jews and Christians in the Holy Land: Palestine in the Fourth Century. — A&C Black, 2000. — 350 p. — ISBN 0 567 08699 2.