Чосон ильбо

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
«Чосон ильбо»
Chosun IIbo Logo.svg
Тип ежедневная газета
Формат широкоформатная[d]

Главный редактор Ким Чханги (кор. 김창기)
Основана 5 марта 1920 года
Прекращение публикаций временно - 1920 год, 1923 год, 1940-1945 годы
Политическая принадлежность правая
Язык корейский, существуют электронные версии на английском, японском и китайском
Цена 600 вон
Главный офис Сеул
Веб-сайт chosun.com

«Чосон ильбо»[1] (кор. 조선일보, Корейский ежедневник) — крупнейшая газета Республики Корея. Основана японской колониальной администрацией 5 марта 1920 года в рамках политики «культурного управления» генерал-губернатора Сайто Макото. Придерживается правых взглядов. Существует также еженедельная и ежемесячная версии газеты. Тираж газеты — около 1 800 000 экземпляров.

История[править | править код]

Первым директором «Чосон ильбо» в 1920-е годы стал Ли Санчжэ, возглавлявший социалистическую организацию «Общество обновления». Изначально в шрифтах газеты использовалась смешанная графика — китайские иероглифы и корейский алфавит. Кроме новостей, публиковались статьи о древней истории Кореи, произведения современных корейских писателей. Позиция издания по отношению к японской администрации была нейтральной, затем — умерено-критичной.

В 1940 г. издание газет на корейском языке было запрещено, но после 1945 года в независимой Южной Корее «Чосон ильбо» стала вновь выходить[2].

Современность[править | править код]

В 2001 году по результатам расследования национальной налоговой службы прокуратура Республики Корея арестовали президента-издателя «Чосон ильбо» Пан Сан Хуна по обвинениям в неуплате налогов и переправке денег в США, должностных преступлениях, подделке финансовых документов, растрате казенных средств, манипулировании данными о продажах акций на бирже[3]. Общая сумма ущерба (по делу проходили руководители ещё двух изданий) составила 25,1 млрд вон, или около 19 млн долларов.

Южнокорейская актриса Чан Джа Ён (1980—2009), погибшая по официальной версии в результате самоубийства, в предсмертной записке рассказала, что её избивали и вынуждали заниматься сексом с несколькими ВИП-персонами шоу-бизнеса и СМИ, в том числе руководителями «Чосон ильбо» Пан Сан Хуном, Пан Мен Хуном и Ли Чжэ Яном[4][5][6].

Влияние и роль в политике[править | править код]

Политическая культура Республики Корея характеризуется доминирующей ролью газет, точнее — издательских концернов, при недолговечности политических партий группирующих вокруг себя сторонников тех или иных политических взглядов. Так, «Чосон ильбо», вместе с концернами «Тона ильбо» и «Чунан ильбо», является рупором правых взглядов[7]. Данные концерны, объединяемые разговорным сокращением «Чо-Чун-Тона», являясь экономическими конкурентами, тем не менее выражают идеи одного политического лагеря и вместе контролируют большую часть корейского газетного рынка.

В годы правления левоцентристских президентов Ким Дэ Чжуна и Но Му Хёна «Чосон ильбо» и близкие к нему издания занимали оппозиционную позицию, критикуя политику администрации, в частности, развития межкорейского диалога и сотрудничества с КНДР[3].

С приходом консервативной администрации Ли Мён Бака, напротив, концерн оказывал ему всяческую поддержку и даже обвинялся своими противниками в цензуре информации, невыгодной Голубому дому[8][9][10].

В начале правления президента Пак Кын Хе, в сентябре 2013 года, газета фактически вынудила уйти в отставку генерального прокурора страны Чхэ Дон Ука, после скандальной публикации, касающейся его личной жизни. Вслед за генпрокурором в знак протеста покинули службу и ряд других сотрудников ведомства. Как отмечали обозреватели, прокурор, которого СМИ характеризовали как «слишком независимого» и «строптивого» по отношению к администрации, в тот период вел расследование против национальной спецслужбы по подозрению во вмешательстве в ход недавних президентских выборов, способствовавшем победе правого кандидата[11][12].

По информации, озвученной депутатами оппозиции, разведка страны в свою очередь организовала слежку за генпрокурором, а затем собранная ею информация оказалась в руках «Чосон ильбо»[13].

В Южной Корее имеются и политические силы, находящиеся в жесткой оппозиции к «Чосон ильбо», как и близким к нему изданиям правой тройки «Чосон ильбо»-«Чунан ильбо»-«Тона ильбо», в первую очередь это левонационалистическая газета «Хангёре синмун». «Тройка» высмеивалась на телевидении, предпринимались попытки бойкота издательств этих газет[14][15]. Одним из расхожих обвинений в адрес правых изданий является сотрудничество с японской колониальной администрацией в первой половине и режимами военных диктатур во второй половине XX века.

В русском информационном пространстве[править | править код]

«Чосон ильбо» является если не единственным, то во всяком случае наиболее часто цитируемым в русскоязычных СМИ корейским изданием.

В то же время ряд представителей академического корееведения подвергает его информацию критике. Комментируя опубликованную «Чосон ильбо» новость о якобы имевшем место в КНДР расстреле, директор Центра корейских исследований ИДВ РАН Александр Жебин подверг её серьёзным сомнениям, назвав слухами, домыслами и сообщениями неназванных источников [16].

Собственный корреспондент «Российской газеты» в Сеуле Олег Кирьянов отмечал, что хотя в целом «Чосон ильбо» является респектабельным изданием, на тему КНДР зачастую даёт информацию «с желтизной» и передергивает факты, а также сильно ангажирована в сторону консерваторов[17].

Ведущий научный сотрудник ИДВ РАН Константин Асмолов в интервью ИА REGNUM, комментируя новости газеты, охарактеризовал её как «одно из ведущих правоконсервативных изданий Южной Кореи, чемпион страны по количеству информационных "уток", пущенных в массы». В качестве примеров он отметил, что «именно это издание в своё время активно мусолило тему минометного расстрела», распространив сообщение о том, что по приказу Ким Чен Ына был расстрелян один северокорейских генералов за то, что тот «мало плакал на похоронах», а также заявило, что «якобы Китай ввёл свои войска в северокорейскую свободную экономическую зону Расон для обеспечения безопасности своего персонала и инфраструктуры», что позднее было опровергнуто официальными властями КНР. Кроме того Асмолов указал на утверждение газеты о том, что Ким Чен Ын собирался совершить убийство своего старшего брата Ким Чен Нама, но последний получил поддержку Китая. Также Асмолов отметил, что Чосон ильбо «умудрилось представить обычную рыночную драку как начало революции в Северной Корее, „сотни людей на улицах“, „массовые волнения“ и пр», что в целом говорит о том, что «кредитная история „Чосон Ильбо“ сильно хромает». Отдельно Асмолов обратил внимание на такой подозрительный факт, как то, что издание ссылается на анонимные источники в Китае, которые сообщают о «душераздирающие подробности о том, что членов семей казненных заставили смотреть на смерть своих родных и близких, потом еще кого-то казнили, потом их в лагеря, потом то, затем се... Эти подробности мог сообщить только источник, находившийся там в момент казни, который потом отправился в Китай и рассказал об увиденном южнокорейской правоконсервативной газете, которая с завидной периодичностью сливает дезинформацию. И какова вероятность, что все это правда? Какова вероятность, что подобная информация прошла через всю эту длинную цепочку и дошла до нас». Ещё он остановился на таком обстоятельстве, что по данным газеты жертвы приговаривались к смертной казни как за хранение Библии, так за участие в изготовлении и распространении материалов порнографического содержания, отметив, что получается, что «истинно верующие христиане снимались в порно и таскали эту продукцию на продажу в Китай, так?».[18]

Среди отмеченных экспертами явно недостоверных историй, опубликованных «Чосон ильбо», были: сообщение о вводе китайских войск в северокорейский город Расон, сообщение о начале в КНДР массовых волнений и уличных беспорядков, сообщение о расстреле из миномёта[19], сообщение о расстреле известной певицы Хён Сон Воль[20] (вновь появилась на публике спустя девять месяцев после исчезновения и предполагаемого расстрела)[21][22].

Примечания[править | править код]

  1. Зарубежная печать : Краткий справочник. Газеты. Журналы. Информационные агентства / гл. ред. С. А. Лосев. — М. : Политиздат, 1986. — С. 205.
  2. Хван, 2007, с. 19-27.
  3. 1 2 ЮЖНАЯ КОРЕЯ: СКАНДАЛ В "ГАЗЕТНОМ СЕМЕЙСТВЕ" - Налоги и бизнес - Деловая пресса. Электронные газеты. // businesspress.ru. Проверено 1 октября 2013.
  4. Kwon Mee-yoo. Late Actress Was Forced to Have Sex With Showbiz VIPs (15 March 2009). Проверено 23 марта 2009.
  5. Park Si-soo. Police Tracing Sex Contacts of Late Actress Jang (15 March 2009). Проверено 23 марта 2009.
  6. "VITALSIGN". Netizens uncover offenders’ names from the ‘Jang Ja Yeon list’. allkpop. 6Theory Media (March 8, 2011).
  7. Печатная демократия по-корейски
  8. Jung (정), Un-hyeong (운형). 위키리크스가 폭로한 '친미 관료•기자들' 한나라당•조중동은 왜 이 사건 침묵하나 (Korean), OhMyNews (19 сентября 2011). Проверено 14 октября 2011.
  9. Kwon (권), Sun-taek (순택). 법원은 ‘PD수첩’ 무죄라는데, 조중동은? (Korean), Medius (4 сентября 2011). Проверено 17 октября 2011.
  10. Park (박), Sang-hui (상희). 평범하게 살려고 했는데, MB와 조중동이 안 도와주대요 (Korean), 민중의 소리 (18 декабря 2010). Проверено 17 октября 2011.
  11. Генпрокурор Южной Кореи подал в отставку в связи со скандалом
  12. Бывший генпрокурор Южной Кореи пригрозил судом главной газете страны
  13. Отставка генпрокурора Южной Кореи спровоцировала крупный скандал
  14. dailyseop
  15. 야후! 검색 - 통합 검색
  16. бархатова Т. Сеульская утятина вызвала изжогу. Где правда? // Правда.ру, 30.08.2013
  17. ЖЖ-авторolegkir2002 ≡ Кирьянов О. В. Как «ушли» генпрокурора Южной Кореи, а заодно про «Чосон Ильбо» и «заговорщиков из госструктур Кореи. Живой Журнал (14 сентября 2013). Проверено 27 января 2018.
  18. Востоковед: Казнь любовницы Ким Чен Ына — «утка» // ИА REGNUM, 23.08.2013.
  19. Асмолов К. В. Ким Чен Ын и огнемёт // Новое восточное обозрение, 16.04.2014
  20. Балдина А. Казнь фаворитки Ким Чен Ына: что это было // Вести.ру, 30.08.2013
  21. Радов З. "Расстрелянную" по приказу Ким Чен Ына певицу показали по телевидению // Комсомольская правда, 19.05.2014
  22. Чудовищные казни в Северной Корее: правда или ложь? // Русская служба Би-би-си, 13.05.2015

Литература[править | править код]