Немой сейм

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
О втором Немом сейме см. Гродненский сейм

«Немой» сейм (1 февраля 1717 года) — сейм Речи Посполитой, созванный для выдвижения условий королю Августу II. Это было непосредственным результатом деятельности Тарногродской конфедерации 1715—1717 годов, которая представляла собой магнатско-шляхетский союз, защищавший свои сословные и национальные интересы. Сейм получил известность благодаря тому, что продлился всего один день. Он вошёл в историю как «немой» потому, что король принял выдвигаемые ему требования (вывод саксонских войск, расширение полномочия Сейма и Сената, ограничение личной власти короля) практически без единого слова. К такому решению его склонил российский царь Пётр I. В итоге шляхта укрепила представительские органы власти в стране, а по абсолютизму был нанесён ощутимый удар. Сейм утвердил протекцию русского царя над Речью Посполитой.

Предыстория

[править | править код]
Портрет курфюрста Саксонии и короля Речи Посполитой Августа II

Курфюрст Саксонии Август II Сильный из дома Веттинов был избран правителем Речи Посполитой в 1697 году. Руководя в собственных землях в формате абсолютной монархии, он стал использовать в новом владении угрозы и военную силу, что вылилось в конфликты между его сторонниками и противниками (среди которых был другой претендент на престол Станислав Лещинский). Столкновения часто принимали форму конфедераций, являвшихся легальным способом бороться против власти короля благодаря золотым вольностям[1].

Желая укрепить свою власть[2], правитель начал активно вводить войска из Саксонии (к лету 1714 г. их число достигло 25 тыс.[3]). Это вызывало протесты в самой Речи Посполитой[4][5]. Тем временем, окончание Северной войны было отмечено усилением России (провозглашённой в 1721 году империей) и ростом противоречий между Августом II и польской шляхтой, которые использовал российский правитель Пётр I[4][6]. В то время его страна не имела достаточных сил для присоединения и удержания Речи Посполитой[7], и, опасавшийся усиления соседа, Петр начал ослаблять стороны конфликта, не допуская усиления ни одной из них[5][8]. Ему удалось достичь ряда условий (например, сокращение размера армии содружества)[1][6], чему поспособствовала политика Августа против гетманов, плохой урожай и наличие франко-польских переговоров против Августа[4].

Тарногродская конфедерация

[править | править код]

Имея гарантии поддержки со стороны российских посланников, 26 ноября 1715 г. магнаты и шляхта сформировали Тарногродскую конфедерацию[4], которую возглавил Станислав Ледоховский[9]. Объединение являлось самым заметным и сильным из нескольких конфедераций, созданных в это время против Августа[10], и получило поддержку от большей части вооружённых сил Речи Посполитой[3].

Речь Посполитая в 1701 году

Российские войска вступили на территорию этой страны, но не принимали участия в вооружённых действиях враждующих партий. Сам Петр I взял на себя роль посредника между королём Польши и противостоявшей тому шляхтой[6][8][11]. При этом русские, вопреки ранее данным обещаниям, не поддержали конфедератов, и настаивали на начале переговоров[12].

Гражданская война длилась около года, и чёткого преимущества не было ни у одной из сторон. Саксонские войска под командованием Якоба Генриха фон Флемминга, имея военное превосходство, заняли юго-восточные районы и город Замосць (во многом благодаря дипломатии и измене, а не военной тактике)[8][10]. Конфедератам удалось выбить их оттуда, после чего они вошли в область Великой Польши и захватили Познань[8], получив поддержку от местной конфедерации и Литвы[8]. Ни одна из сторон не могла победить в этом конфликте, особенно с учётом давления со стороны России (в итоге объявившей, что начнёт вооружённые действия против тех, кто откажется от переговоров[10][13]). Август II согласился начать дипломатическое общение с конфедератами (многие из которых всё ещё считали Петра I защитником своих привилегий и сторонником свержения немецкого государя с польского трона) при участии российских представителей во главе с дипломатом Григорием Долгоруковым[13] в качестве арбитров[8][11].

Мирный договор между конфедерацией и королём был подписан 3[5] или 4[8] ноября 1716 г., а отношения между мятежной знатью и русскими окончательно ухудшились[8]. В итоге на 1 февраля 1717 г. была созвана сессия сейма[8].

Чтобы избежать срыва сейма через использование права вето, сессия была преобразована в конфедеративный и пацификационный сейм[1]. Само заседание охранялось российскими солдатами. Своё прозвище Немой сейм получил из-за того, что право голоса на нём имели только маршал сейма Станислав Ледуховский и несколько специально отобранных депутатов, их речи были посвящены изложению условий соглашения[7][11][14]. В англоязычной историографии сейм также именовали Тупым или Немым. Весь сейм продлился шесть часов[1][15].

Соглашение содержало следующие условия:

  • Сандомирская и Тарногородская конфедерации прекращали своё существование[16];
  • право на создание конфедераций в будущем упразднялось[16][17];
  • Золотые вольности получали подтверждение (право liberum veto сохранялось)[1][6][17];
  • король терял право арестовывать людей на основе собственной прихоти (подтверждение принципа neminem captivabimus)[17];
  • король должен избегать войн[16];
  • Польша и Саксония не должны вмешиваться во внутренние дела друг друга: король должен был избегать консультации о внутрипольских делах с послами иностранных держав (к которым относилась и Саксония)[16];
  • гетманы и сеймики (местные парламенты) утрачивали некоторые полномочия (например, сеймики больше не влияли на местные налоги)[5][18];
  • базировавшиеся в Польше саксонские войска теперь ограничивались в численности (полностью изгонялись или сокращались до отряда королевской гвардии в 1 200 человек, куда не допускались иноземные рекруты)[1][5][6][16];
  • саксонские чиновники покидали Польшу[1] (или их число не превышало бы шести человек)[16], и король больше не мог дать иностранцу официальную должность[17];
  • права протестантов в Польше отменялись (некоторые их церкви были уничтожены для наказания «шведских партизан»)[16][17];
  • создавалась смета доходов и расходов государства (по сути — один из первых бюджетов в Европе)[19];
  • создавались налоги на поддержание государственной армии (размер которых достигал более 90 % доходов казны)[1][19];
  • армия размещалась на королевских землях[18];
  • численность армии сокращалась до 24[1] (или 18[19] или 16 тыс.[20] — источники не имеют единого мнения) для Польши и 6[1] или 8 тыс.[20] для Литвы. Такое войско уже не могло защитить свою страну[1][6][9]; её эффективная численность достигала 12 тыс.[9], в то время как Россия имела 300 тыс. солдат[21].

Среди историков существуют споры по поводу роли России в качестве гаранта данного соглашения[1][6][22][23][23].

Последствия

[править | править код]

Немой сейм положил конец попыткам Августа II установить абсолютизм на территории союзного государства; сам он решил сконцентрироваться на сохранении своего сына Августа на этом престоле[14].

Три раздела Речи Посполитой с 1772 по 1795 год

Несмотря на наличие ряда положительных реформ (например, установление налогов для финансирования армии), роль самого сейма современные историки оценивают как негативную[1][19][24]. Сокращение размера вооружённых сил и указание России как гаранта соглашений (даже если последнего и не было на самом деле) привело к ослаблению страны и её неофициальному превращению в российский протекторат[1][6][9]. Российский царь теперь получал право вмешиваться во внутреннюю политику своего западного соседа[6][7]. С уменьшенной армией, уходом саксонских солдат и отменой права на конфедерацию аристократия и король уже не могли бороться как друг с другом, так и с внешними угрозами[7]. Российские войска для поддержки королевской оппозиции оставались на территории содружества ещё два года, пока Россия не договорилась с другими державами о прекращении попыток реформирования и усиления Речи Посполитой[25]. Тем самым Немой сейм стал одним из первых прецедентов навязывания Польше внутренней политики, выгодной иностранным державам[1], и предшественником трёх её разделов. Историк Норман Дэвис назвал этот сейм «эффективным уничтожителем независимости Польши и Литвы»[24].

Созданная Немым сеймом политическая система просуществовала до конца XVIII века, когда новая волна реформ привела к возникновению конституции 3 мая 1791 года и итоговому разделу страны между её соседями: Австрией, Пруссией и Россией в 1795 году[5][26].

Происхождение названия

[править | править код]

Сразу несколько источников утверждали, что сейм прошёл в тишине, или на нём была только речь Ледуховского, хотя по факту там говорило несколько человек[11][15]. Юзеф Шуйский отмечал, что заседание сейма началось с долгой речи Ледуховского, говорить также дозволялось другим маршалам провинциальных конфедераций для указания своих позиций, канцлер Ян Себастьян Шембек имел право ответить им, а депутат и комиссар Михаил Потоцкий читал конституцию и соответствующие договоры[15]. В то же время источники сходятся на том, что большинство депутатов были лишены права голоса; Шуйский указывал, что гетману Станиславу Матеушу Ржевускому было отказано в праве говорить[15]. Архиепископ Гнезненский и примас Польши Станислав Шембек «выбежал в бешенстве», жалуясь на невозможность озвучить своё мнение в дискуссии[27].

Примечания

[править | править код]
  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Jacek Jędruch[англ.]. Constitutions, elections, and legislatures of Poland, 1493–1977: a guide to their history (англ.). — EJJ Books, 1998. — P. 153—154. — ISBN 978-0-7818-0637-4. Архивировано 17 января 2023 года.
  2. J. S. Bromley. The New Cambridge modern history (неопр.). — Cambridge University Press, 1957. — С. 709. — ISBN 978-0-521-07524-4.
  3. 1 2 Maureen Cassidy-Geiger. Fragile diplomacy: Meissen porcelain for European courts ca. 1710-63 (неопр.). — Yale University Press, 2007. — С. 29. — ISBN 978-0-300-12681-5.
  4. 1 2 3 4 J. S. Bromley. The New Cambridge modern history (неопр.). — Cambridge University Press, 1957. — С. 711. — ISBN 978-0-521-07524-4.
  5. 1 2 3 4 5 6 Jerzy Jan Lerski. Historical dictionary of Poland, 966-1945 (англ.). — Greenwood Publishing Group, 1996. — P. 595. — ISBN 978-0-313-26007-0.
  6. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Norman Davies. Europe: a history (неопр.). — HarperCollins, 1998. — С. 659. — ISBN 978-0-06-097468-8.
  7. 1 2 3 4 Norman Davies. God's Playground: The origins to 1795 (неопр.). — Columbia University Press, 2005. — С. 377. — ISBN 978-0-231-12817-9.
  8. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 J. S. Bromley. The New Cambridge modern history (неопр.). — Cambridge University Press, 1957. — С. 712. — ISBN 978-0-521-07524-4.
  9. 1 2 3 4 Jerzy Lukowski; W. H. Zawadzki. A concise history of Poland (неопр.). — Cambridge University Press, 2006. — С. 109. — ISBN 978-0-521-61857-1.
  10. 1 2 3 Samuel Orgelbrand. Encyklopedyja powszechna S. Orgelbranda: nowe stereotypowe odbicie (пол.). — Nakł., druk i własność S. Orgelbranda Synów, 1884. — С. 316.
  11. 1 2 3 4 Jacek Jędruch[англ.]. Constitutions, elections, and legislatures of Poland, 1493–1977: a guide to their history (англ.). — EJJ Books, 1998. — P. 155. — ISBN 978-0-7818-0637-4. Архивировано 17 января 2023 года.
  12. David J. Sturdy. Fractured Europe, 1600-1721 (неопр.). — Wiley-Blackwell, 2002. — С. 385. — ISBN 978-0-631-20513-5.
  13. 1 2 Władysław Smoleński. Dzieje narodu polskiego (неопр.). — Nakładem Autora, 1897. — С. 252.
  14. 1 2 Piotr Stefan Wandycz. The price of freedom: a history of East Central Europe from the Middle Ages to the present (англ.). — Psychology Press, 2001. — P. 103—104. — ISBN 978-0-415-25491-5.
  15. 1 2 3 4 Józef Szujski. Dzieje Polski podług ostatnich badań: Królowie wolno obrani, cz. 2 r. 1668 do 1795 (пол.). — K. Wild, 1866. — С. 257.
  16. 1 2 3 4 5 6 7 Samuel Orgelbrand. Encyklopedyja powszechna (неопр.). — Orgelbrand, 1867. — С. 978.
  17. 1 2 3 4 5 Józef Bezmaski. Notatki do dziejów i historyja ostatnich 98 lat Rzeczypospolitéj Polskiéj (пол.). — Nakł. autora, 1876. — С. 233—234.
  18. 1 2 Jerzy Lukowski. Disorderly Liberty: The Political Culture of the Polish-Lithuanian Commonwealth in the Eighteenth Century (англ.). — Continuum International Publishing Group, 2010. — P. 36. — ISBN 978-1-4411-4812-4.
  19. 1 2 3 4 Richard Bonney. The rise of the fiscal state in Europe, c. 1200-1815 (англ.). — Oxford University Press, 1999. — P. 475. — ISBN 978-0-19-820402-2.
  20. 1 2 Karin Friedrich. The Other Prussia: Royal Prussia, Poland and Liberty, 1569-1772 (англ.). — Cambridge University Press, 2006. — P. 172. — ISBN 978-0-521-02775-5.
  21. Gordon McLachlan. Lithuania: the Bradt travel guide (неопр.). — Bradt Travel Guides[англ.], 2008. — С. 19. — ISBN 978-1-84162-228-6.
  22. Jacek Staszewski. August II Mocny (неопр.). — Zakład Narodowy Im. Ossolińskich, 1998. — С. 199. — ISBN 978-83-04-04387-9.
  23. 1 2 Historia dyplomacji polskiej, t. II 1572-1795 (пол.) / Zbigniew Wójcik. — Warszawa, 1982. — С. 369.
  24. 1 2 Norman Davies. God's Playground: 1795 to the present (неопр.). — Columbia University Press, 2005. — С. 460. — ISBN 978-0-231-12819-3.
  25. J. S. Bromley. The New Cambridge modern history (неопр.). — Cambridge University Press, 1957. — С. 714. — ISBN 978-0-521-07524-4.
  26. Jacek Jędruch[англ.]. Constitutions, elections, and legislatures of Poland, 1493–1977: a guide to their history (англ.). — EJJ Books, 1998. — P. 151. — ISBN 978-0-7818-0637-4. Архивировано 17 января 2023 года.
  27. Jerzy Lukowski. Disorderly Liberty: The Political Culture of the Polish-Lithuanian Commonwealth in the Eighteenth Century (англ.). — Continuum International Publishing Group, 2010. — P. 25. — ISBN 978-1-4411-4812-4.