Муравский шлях: различия между версиями

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
[отпатрулированная версия][непроверенная версия]
Содержимое удалено Содержимое добавлено
→‎3-е описание: В старину зеленый цвет на Руси называли муравым. Трава мурава, травушка — муравушка. Пойду пройдусь по траве - мураве, повест
Строка 136: Строка 136:


== Ссылки ==
== Ссылки ==
* Блог о Муравском шляхе. http://ugrim.blogspot.ru/
* {{ВТ-ЭСБЕ|Муравский шлях|[[Рудаков, Василий Егорович|Рудаков В. Е.]], }}
* {{ВТ-ЭСБЕ|Муравский шлях|[[Рудаков, Василий Егорович|Рудаков В. Е.]], }}
* [http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=11397 Максимилиан Волошин — Дикое поле (1920)]
* [http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=11397 Максимилиан Волошин — Дикое поле (1920)]

Версия от 09:37, 30 мая 2016

Часть карты (перевёрнута, для того чтобы север был сверху) де Боплана с Муравским шляхом.

Муравский шлях — один из главных путей нападения крымских татар и ногайцев в XVI — начале XVII веков на Великое княжество Московское.

1-е описание

«Одна дорога шла по левой стороне реки Ворсклы к северо-востоку, между верховьями рек Ворсклы, Северского Донца, Сейма и Оскола и далее шла вдоль правого берега реки Тим. Эта дорога была самая бойкая и сохранила название „Муравской“ или „Муравки“»[1].

2-е описание

Шёл от Перекопа через Дикое поле по водоразделу рек Ворскла, Северский Донец и Сейм, между верховий притоков Оки и Дона через Куликово поле, далее следовал через броды Упы и её притоков до Тулы, где открывалась прямая дорога к Серпухову и переправам через Оку.

3-е описание

Западная дорога — Муравская, или Муравский шлях — начиналась у верховьев р. Самары, притока Днепра, и дугой огибала притоки Северского Донца. Далее Муравский шлях проходил по водоразделу Ворскла — Северский Донец, оставляя к востоку крайние русские села и деревни Белгородского уезда. Севернее Белгорода, в степи, у истоков Северского Донца, Псла и Донецкой Сеймицы находился Думчий курган. Здесь была развилка степных дорог. Главная отходила на восток, где у верховьев р. Сейма Муравская дорога соединялась с Изюмской. На запад от Думчего кургана поворачивал между Пслом и Сеймом Бакаев шлях, в северо-западном на­правлении к верховьям Оки шел Пахнуцкий шлях.

Историческая география

Исторически Муравский шлях существовал задолго до его фиксации под этим названием в письменных источниках. Когда с окончанием последнего ледникового периода сформировались речные долины и водоразделы бассейнов рек, близкие по своим очертаниям современным, пути передвижения стадных животных, табунов лошадей, а затем и отрядов кочевников постепенно пришли к тому оптимальному варианту, который просуществовал затем сотни лет.

При перемещении травоядных животных по одному маршруту в течение десятилетий происходил постоянный засев почвы семенами съеденных трав, что вело к формированию специфической растительности в полосе такого воздействия. От окружающего ландшафта такой путь, шириной от сотен метров до нескольких километров, достаточно сильно отличался своим цветом и структурой растительности.

До начала малого ледникового периода в XIV веке, в течение всего малого климатического оптимума степные и лесостепные пути уже получили хорошо сложившуюся структуру и активно использовались разными народами для торговых связей и военных походов. Тогда же произошло формирование и включение в хозяйственный оборот и систему военно-политических связей такого протяжённого географического объекта, как Куликово поле.

Понятия дороги как таковой, в современном понимании, для таких огромных пространств просто не существовало. Были лишь направления, многовариативные пути, более или менее удобные и безопасные для передвижения.

По Книге Большого Чертежа и документам XVI века о станицах и сторожах, Муравский шлях шёл муравой (откуда и его название, другие с этим не согласны[2]-В старину зеленый цвет на Руси называли муравым. Трава мурава, травушка — муравушка. Пойду пройдусь по траве - мураве, повествуют нам народные былины, по траве - мураве покачаюсь. Например, муравленые изразцы — покрытые зеленой глазурью. Растение зеленым ковром покрывает землю с июня до поздней осени, до самого снега.,) избегая переправ через значительные реки, большей частью по безлюдной степи, окруженный по сторонам высокой травой. Муравский шлях пересекал одиннадцать удобных бродов — Каганский, Абашкин, Шебелинский, Изюмский, Татарский и прочие.


Оценки

Польский историк и археолог З. Глогер считал его природной восточной границей Киевщины[3]. Имел несколько ответвлений — Бакаев шлях, Кальмиусский шлях, Изюмский шлях, Кончаковский шлях и так далее.

Использование

Муравским шляхом пользовались также московские и польские посольские и купеческие караваны, которые пользовались также такими ответвлениями шляха, как Старый и Новый Посольский, Ромодановский, Сагайдачный и другие. На всем этом протяжении было пять сторожевых станиц. Запорожские казаки, в пределах которых тянулся Муравский шлях на расстоянии 200 вёрст, называли его «отвечным, бескрайним».

За первые пятьдесят лет XVI века было совершено сорок три зафиксированных документами крупных набега.

В 1555 году на Муравском шляхе возле села Судбищи (Сторожевое) произошло знаменитое сражение между семитысячным русским войском под предводительством Ивана Шереметьева и шестидесятитысячным войском Крымского ханства под командованием хана Давлет-Гирея. Русские воины остановили крымцев и заставили их отступить. В сражении погибли около пяти тысяч русских воинов и втрое больше татар. После сражения люди избегали ездить по «нехорошему» месту и трасса шляха была перенесена примерно на пять вёрст восточнее, между современными селами Залесное и Дарищи.

Для охраны от нападений крымских татар была возведена Белгородская засечная черта с крепостями — Ливны (1586), Белгород (1589), Оскол (1586), Валуйки (1599) и другие. После возведения этих крепостей татары стали избегать Муравского шляха; зато он сделался главным путём для казаков, направлявшихся в Крым.

Летний вечер, ямщицкая тройка, бесконечный, пустынный большак… Много пустынных дорог и полей на Руси, но такого безлюдья, такой тишины поискать. И ямщик мне сказал:
— Это, господин, Муравский шлях называется. Тут на нас в старину несметные татары шли. Шли, как муравьи, день и ночь, день и ночь и все не могли пройти…
Я спросил:
— А давно?
— И не запомнит никто, — ответил он. — Большие тысячи лет!
Иван Бунин. Муравский шлях. 1930[4]

См. также

Примечания

  1. Белгород (очерки по истории города), Белгород, А. Иванчихин, 1957, с. 5
  2. Евгений Альбовский Валки, украинный город Московскаго Государства. Харьков. Типография «Печатное дело» кн. К. Н. Гагарина 1905 г.
  3. Zygmunt Gloger, Geografia historyczna ziem dawnej Polski, ss. 239—241
  4. И. А. Бунин. Собрание сочинений в 6-ти т. Т. 4. М.: «Художественная литература», 1988.

Литература

  • Павлищев Н. И. Исторический атлас России: (для военно-учебных заведений). — Варшава: Тип. С. Стромбского, 1845. — 200 с. (издан автором вторично с дополнениями в 1873, СПб.)
  • Багалей Д. И. Очерки из истории колонизации степной окраины Московского государства. М.: Имп. О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1887. 634 с.
  • Новосельский А. А. Борьба Московского государства с татарами в первой половине XVII века / Отв. ред. член-корр. АН СССР С. В. Бахрушин; Институт истории АН СССР. — М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1948. — 448 с. (в пер.)
  • Книга Большому Чертежу / Под ред. К. Н. Сербиной. — М., 1950.
  • Шибанов Ф. А. «Чертеж украинским и черкасским городам от Москвы до Крыма» // Известия Всесоюзного географического общества. — 1952. —  · 84, вып. 1. — С. 93-95.
  • Шавырин В. Н. Муравский шлях: Краеведческие очерки. — Тула, 1987.
  • Песков В. М. Муравский шлях // Просёлки / В. М. Песков. — М.: Молодая гвардия, 2004. — С. 82-85. — 576 с. — (Отечество). — 3 000 экз. — ISBN 5-235-02635-7. (в пер.)
  • Звягин Ю. Ю. Загадки поля Куликова. — М.: Вече, 2010. — 368 с. — (Тайны Земли Русской). — 5 000 экз. — ISBN 978-5-9533-4527-9. (в пер.)
  • Днепро-Донское междуречье в эпоху раннего средневековья: Сб. ст. / Отв. ред. А. З. Винников; Воронеж. гос. ун-т, Ист. фак. — Воронеж: Истоки, 2005. — 124 с.
  • Восточнославянский мир Днепро-Донского междуречья и кочевники южно-русских степей в эпоху раннего Средневековья: Материалы науч. конф. : (Памяти А. Н. Москаленко). — Воронеж: Истоки, 2008. — 106 с. — ISBN 978-5-88242-636-0.

Ссылки