Тисов, Лев Николаевич

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Лев Николаевич Тисов
Фото 1940-х годов
Фото 1940-х годов
Дата рождения 30 сентября (13 октября) 1913(1913-10-13)
Место рождения Орёл
Дата смерти после 1973
Научная сфера геология
Альма-матер МГУ

Лев Никола́евич Ти́сов (30 сентября (13 октября1913, город Орёл, Орловская Губерния, Российская Империя[1] — неизвестно) — советский учёный-геолог, писатель — автор приключенческого жанра и популяризатор науки.

Биография[править | править код]

Родился в Орле в молодой семье студента Николая Александровича Тисова (1890—1930-е) и его жены Екатерины Николаевны (1892—1973)[1]. Отец — представитель старинной купеческой фамилии, первые упоминания о которой в городе относятся к 1777 году[2], окончил в 1909 году 1-ю Орловскую гимназию и учился на естественнонаучном отделении физико-математического факультета Московского Императорского университета[3]. Мать, дочь мелкого чиновника титулярного советника Николая Николаевича Виноградского, незадолго до свадьбы окончила с отличием одну из орловских женских гимназий. Через год после рождения Льва началась Первая мировая война и отца мобилизовали. Екатерина Николаевна воспользовалась этим и реализовала свою давнюю мечту — бросив годовалого сына на родственников мужа, она уехала в Москву, чтобы стать писательницей или театральной актрисой[источник не указан 797 дней][4]. Демобилизовавшись, отец вернулся в родной город и работал юрисконсультом завода № 39. В 1930-е годы был репрессирован и погиб[5].

В 1944 году, в самом начале выполнения атомного проекта, СССР потребовались собственные источники урана и других радиоактивных элементов. Стало ясно, что поиски нового типа полезных ископаемых требуют масштабных геологосъёмочных мероприятий, которые вскоре развернулись в необозримых и часто абсолютно пустынных пространствах Севера. Параллельно с геологическим наблюдениями велась радиометрическая съёмка — в состав каждой партии входил радиометрист с оборудованием для обнаружения радиоактивного сырья[6]. В конце 1940-х годов Лев Николаевич Тисов участововал в разведке руд урана и других радиоактивных элементов в Заполярье (Чукотский автономный округ, Ненецкий автономный округ; Эвенкийский район, Красноярский край) в тресте «Арктикразведка»[К 1][8][9]. В 1959 году Тисов работал инженером-геологом[en] в институте Гипрогазтоппром Комитета по химии при Совете Министров СССР[10].

Отношения с матерью[править | править код]

До своего совершеннолетия Лев Николаевич жил в Орле с отцом. Позднее, когда он сам перебрался в Москву, их отношения с матерью так и не стали близкими. Ей как кинодраматургу к тому времени удалось снискать всесоюзную известность под своей девичьей фамилией — Катерина Виноградская и обзавестись новой семьёй. Поэтому она не стремилась афишировать наличие у себя взрослого сына. Лев Николаевич в переписке с горькой иронией обращался к ней: «моя незаконная мать»[источник не указан 800 дней][4].

Сложные взаимоотношения Виноградской с сыном нашли отражение в посвящённой ей повести «Почём килограмм славы» Виктории Токаревой, которая была студенткой Катерины Николаевны на сценарном факультете ВГИК в 1962—1967 годах и дружила с ней[11]. Автор вспоминает случайную встречу в тот период в гостях у мастера с «тридцатилетней красавицей» Натальей[К 2]. Та сообщает, что театральный педагог доводится ей бабушкой и уходит. Таким образом, Токарева догадывается, что Катерина скрывает свой истинный возраст и на самом деле, как минимум, на 10 лет старше, чем «по паспорту»[К 3]:

Если внучке тридцать, то родителям самое малое — пятьдесят, значит, бабке — семьдесят по самым грубым подсчетам.

[17]

После этого у них завязывается доверительный разговор, в котором Виноградская признаётся, что у неё был единственный сын, которого она никогда не любила, так как родила его от нелюбимого человека. Более того, в зрелые годы он разрушил семью Катерины с любимым мужчиной, который был младше неё на 24 года, — напоил его и «увёл к девкам». Та возненавидела сына за это и так и не смогла его простить. К моменту повествования Виноградская считала сына пропавшим без вести — якобы он поехал в Сухуми и исчез. Розыски результатов не дали, хотя его машину удалось обнаружить с вертолёта на дне моря. Кроме того, она сообщила, что не поддерживает отношения с невесткой, поскольку для неё «духовное родство» важнее родственных чувств[18].

Творчество[править | править код]

Научные публикации[править | править код]

В 1960-х годах Лев Николаевич активно сотрудничал с научно-популярным журналом «Знание — сила», тиражи которого к 1967 году достигли рекордных 700 000 экземпляров[19]. Из под его пера в журнале вышел целый ряд статей о геологии: «Оружие геологов»[20], «Газ Бухары»[21], «Алмазы под Воронежем?»[22]. Статья «Газ Бухары» входила в рекомендательный сборник литературы «За создание материально-технической базы коммунизма» изданный в 1963 году[23]. А статья «Алмазы под Воронежом» упоминалась в издании «Геологическая литература СССР», изданном в 1973 году[24]. В 1962 году в научно-популярной серии «Народный университет культуры» издательства «Знание» была напечатана его книга «Раскрываются тайные кладовые природы», посвящённая геофизической разведке и поиску полезных ископаемых[25]. Кроме того, он активно занимался написанием рефератов. Так, например в справочно-информационное издании «Геологическая изученность СССР» за 1956 год им аннотированы 11[26], а в реферативном журнале «Геология» за 1965 год — 13 научных статей различных авторов[27].

Художественная литература и публицистика[править | править код]

Свой путь в художественной литературе Лев Николаевич Тисов начал в конце 1930-х годов с отправки на конкурс издательства «Искусство» одноактной пьесы «Враг»[28]. После Великой Отечественной войны он стал писать в основном повести и рассказы, воспевающие трудную романтику полевых геологических исследований. В то время геологи были вооружены весьма примитивным полевым снаряжением, часто не имея никакого транспорта, без связи, без оружия, с весьма скудными запасами продовольствия, без необходимой обуви и одежды для защиты от холода, дождя и снега. Сотни килограммов образцов каменного материала они переносили в рюкзаках иногда за десятки километров от базы, вброд переходя холодные и бурные реки, ночуя в брезентовых палатках в худых спальных мешках — и всё это также приходилось нести на спине. Даже полевые дневники, куда при любой погоде записывали наблюдения, геологи часто на первых порах сшивали сами из школьных тетрадей. Главным методом работы в то время стал метод «исхаживания», когда выделенный партии участок (планшет) покрывался сетью пешеходных маршрутов. В ходе маршрута геологи фиксировали свои наблюдения на так называемых «точках» — участках, где геологическая ситуация резко изменялась: скальных выходов, обнажений рыхлых пород, в долинах рек, на морских обрывах и т. д.[6].

Созданные как самостоятельно[29][25], так и в соавторстве с Юрием Нагибиным (с которым он был дружен)[источник не указан 801 день], эти произведения издаются популярными массовыми журналами «Вокруг света»[30][31] и «Огонёк»[32] конца 1940-х — 1960-х годов. Их рассказ «Четунов, сын Четунова» опубликованный в «Огоньке» в 1955 году произвёл заметное впечатление на современников и был неоднократно упомянут у различных авторов. Так Аркадий Захарович Добровольский (1911—1969) писал по этому поводу Варламу Тихоновичу Шаламову, что читая такие произведения, ему кажется, что его собственные рассказы тоже могут быть допущены к печати[33]. А известный литературовед Ромэн Гафанович Назиров считал «чудесный оптимистический рассказ Нагибина и Тисова» несомненным признаком «Возрождения»:

Пишутся хорошие, честные вещи, правдиво рисующие жизнь, но их ещё мало.

[34]

Русский и американский философ Борис Парамонов в 2020 году вспоминал свои впечатления от нагибинского сборника конца 1950-х:

один рассказ, который мне безоговорочно понравился: «Четунов, сын Четунова» — о молодом наследнике, сыне знаменитого геолога, который в экспедиции хвастливо вызвался сделать нечто сверхординарное. И сделал, но по пути весь свой гонор растерял, а в конце, оставшись один в палатке, даже заплакал: слезами сверхнапряжение разрядилось. Помню, читал… вместе с товарищем-геологом, и он сказал, что детали геологической экспедиции очень точно выписаны, особенно насчет воды и как её пить надо в пустыне.

[35]

Наиболее крупным произведением Льва Николаевича Тисова стал приключенческий роман «Коллекция геолога Картье» 1963 года, написанный в соавторстве с Яковом Семёновичем Рыкачёвым (отчимом Нагибина)[К 4] — книга разошлась тиражом в 65 000 экземпляров[37]. Её выход в свет упомянут в библиографическом справочнике «Советская художественная литература и критика 1962—1963» (составитель — Николай Иванович Мацуев)[38] и в разделе «Коротко о книгах» журнала «Новый мир»[39].

Кроме того, произведения Льва Тисова издавались за рубежом. Например, в 1955 году берлинское издательство Verlag Kultur und Fortschritt[de] включило повесть «Искатели»[31] на немецком языке (Die Schatzkammer in den Teufelshöhlen с нем. — «Сокровищница в пещерах дьявола») в двух частях (в виде отдельных брошюр) в серию приключенческой и научно-фантастической литературы для юношества Kleine Jugendreihe[de][40]. Эта серия выходила в ГДР в 1950—1965 годах[41] и была весьма популярна — её тиражи выросли к 1955 году до 191 000 экземпляров каждой брошюры (с 90 000 в первый год издания) и были ограниченны только дефицитом бумаги[42]. Ещё в 1954 году Нагибин и Тисов безуспешно пытались издать свой рассказ «Пустыня» в советских журналах «Знамя»[43] и «Новый мир»[44]. Однако это произведение вышло двумя годами позже отдельной книгой на китайском языке в пекинском издательстве «Цэоцэн чубаньша», хотя Лев Николаевич соавтором в нём упомянут не был[45]. Зато рассказ «Четунов, сын Четунова»[32] в том же 1956 году был переведён на польский язык и издан отдельной книгой в издательстве Nasza Księgarnia[en] в Варшаве, на этот раз, с указанием обоих соавторов[46]. Рассказ упоминается в издании «Rocznik literacki», выпущенном в 1956 году в Варшаве[47].

Все три иностранные публикации совместных сочинений Тисова и Нагибина вошли в библиографический указатель издания Союза писателей СССР «Произведения советских писателей в переводах на иностранные языки» 1959 года[48]. Кроме того, немецкое издание «Искателей» упоминает в 1982 году немецкий издатель и редактор Хайнц Дитер Чёртнер[de] в библиографическом сборнике «35 лет международной литературы 1947—1981» (нем. 35 Jahre internationale Literatur 1947—1981. Eine bibliographische Zusammenstellung)[49]. А в 2003 году — известный библиофил и библиограф Вернер Швайкерт[de] в своей книге «Русская литература и литература бывших советских республик в немецком переводе (1880—1965)» (нем. Die russische Literatur und die Literaturen der früheren Sowjetrepubliken in deutscher Übersetzung [1880—1965])[50].

Примечания[править | править код]

Комментарии
  1. Трест «Арктикразведка» был организован в 1944 году в Москве для проведения картографирования и геологической съёмки удалённых районов на островах и побережьях арктических морей, во многом специально для поиска радиоактивных руд, в которых СССР остро нуждался для развития ядерной программы. Фактически трест начал работать как самостоятельная организация с 1 января 1945 года. К середине 1950-х годов задача поисков радиоактивного сырья была решена, и в первой половине 1954 года трест был расформирован[7].
  2. Наталья Львовна Тисова пошла по стопам отца и стала геологом. Занимаясь разведкой бокситов на Тимане (Коми АССР) в интересах ЦНИГРИ[12], а позже исследованием его геологической истории, о чём опубликовала ряд статей в Известиях ВУЗов. Геология и разведка.[13][14]. Этому предшествовала работа (с начала 1970-х годов) в сейсмокаротажной партии Прибалтийской экспедиции треста «Спецгеофизика» в Литве, Латвии и Калининградской области[15][16].
  3. Действительно, в БСЭ указан год рождения Виноградской — 1905, а из других источников следует, что она родилась в 1892 году[4].
  4. Рыкачёв Яков Семёнович (1893—1976) — прозаик, критик. Боролся с развитием приключенческой и научно-фантастической литературы в советской прозе в 1920—1940 годов. Характеризовал этот вид литературы «большое зло», изобличая её «буржуазную мораль» в многочисленных публикациях. Однако после Великой Отечественной войны стал сам писать авантюрно-приключенческие сочинения, используя некогда изобличаемые им штампы жанра[36].
Источники
  1. 1 2 ГАОО, 1913.
  2. ГАОО, 1777.
  3. ГАОО, 1909.
  4. 1 2 3 Ягункова, 1984.
  5. Открытый список, 2010.
  6. 1 2 Романенко, 2011, с. 19.
  7. Романенко, 2011, с. 19—23.
  8. Тисов, Петренко, Чеберако, 1948.
  9. РОСГЕОЛФОНД, 1948.
  10. 40 газовых магистралей Архивная копия от 19 февраля 2022 на Wayback Machine //Огонёк, № 3, 1959.
  11. Токарева, 2016.
  12. Контарович, Ямпольский, Тисова, 1979.
  13. Тисова, 1984, с. 110—111.
  14. Тисова, 1986, с. 1—5.
  15. Контарович, Краманаускас, Тисова, 1970.
  16. Краманаускас, Тисова, 1971.
  17. Токарева, 2016, с. 38.
  18. Токарева, 2016, с. 38—40.
  19. Эстрин, 2005.
  20. Знание — сила, №2, 1961.
  21. Знание — сила, №6, 1961.
  22. Знание — сила, №2, 1967.
  23. За создание материально-технической базы коммунизма: рекомендательный указатель литературы. Архивная копия от 10 марта 2022 на Wayback Machine – М.: Государственная библиотека СССР имени В.И. Ленина . 1963. С. 175.
  24. Геологическая литература СССР Архивная копия от 10 марта 2022 на Wayback Machine. Том 1. – Л.: Недра. Ленинградское отделение. 1973. С. 40.
  25. 1 2 Тисов, 1962.
  26. Тисов, 1956.
  27. Тисов, 1965.
  28. Тисов, 1939.
  29. Тисов, 1949.
  30. Нагибин, Тисов, 1948.
  31. 1 2 Тисов, Нагибин, 1951.
  32. 1 2 Нагибин, Тисов, 1954.
  33. Шаламов, 2013.
  34. Назиров Р. Г. Из дневника 1954 года. Архивная копия от 26 февраля 2022 на Wayback Machine// Назировский архив. 2018.
  35. Парамонов Б., Толстой И. Другая жизнь. Юрий Нагибин в поисках себя. Архивная копия от 24 февраля 2022 на Wayback Machine //Радио «Свобода». 19 апреля 2020.
  36. Лебедева, Никитин, 2005, комментарий № 147, с. 344.
  37. Рыкачёв, Тисов, 1963.
  38. Мацуев, 1963, с. 261.
  39. Новый мир, 1964.
  40. Tissow, Nagibin, 1955.
  41. Christine und Detlef Heinsohn.
  42. Börsenblatt, 1955.
  43. Знамя, 1954.
  44. Новый мир, 1954.
  45. Вэнь Цзе-жо, 1956.
  46. Nagibin, Tisow, 1956.
  47. Rocznik literacki. Архивная копия от 10 марта 2022 на Wayback Machine – Warszawa: Państwowy Instytut Wydawniczy. 1956. C. 480.
  48. Аплетин, 1959, с. 139, 190.
  49. Tschörtner, 1982, s. 240.
  50. Schweikert, 2003, s. 385.

Литература[править | править код]

На иностранных языках

Ссылки[править | править код]