Третий удар

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Это старая версия этой страницы, сохранённая Gerarus (обсуждение | вклад) в 10:00, 19 сентября 2021 (оформление, стилевые правки). Она может серьёзно отличаться от текущей версии.
Перейти к навигации Перейти к поиску
Третий удар
Афиша, худ. В. А. Стенберг
Афиша, худ. В. А. Стенберг
Жанры киноэпопея, история, военный фильм
Режиссёр Игорь Савченко
Автор
сценария
Аркадий Первенцев
Операторы Михаил Кириллов,
Александр Пищиков
Композитор Натан Рахлин
Художник-постановщик Уманский, Мориц Борисович
Кинокомпания Киевская киностудия
Длительность 106 мин
Страна  СССР
Язык русский
Год 1948
IMDb ID 0040900

«Тре́тий удар» — советский полнометражный фильм 1948 года режиссёра Игоря Савченко о разгроме немецко-фашистских армий в 1944 году в Крыму.

Сюжет

Документально-постановочная военная киноэпопея о третьем Сталинском ударе — разгроме немецко-фашистских войск в Крыму. Фильм воспроизводит операцию войск 4-го Украинского фронта совместно с Отдельной Приморской армией по уничтожению в апреле-мае 1944 года 17-й немецкой армии. Кульминацией является штурм и взятие Сапун-горы.

Создание

После войны перед советской кинематографией была поставлена задача создать кинолетопись Великой Отечественной войны, планировалось создание в «художественно-документальном» жанре десяти киноэпопей — по числу «сталинских ударов»:

«Южный узел»
Афиша перемонтированного фильма

Игорю Савченко вместе с писателем Аркадием Первенцевым поручили кинорассказ о так называемом «Третьем ударе», в результате которого был освобожден Крым. Из десяти задуманных фильмов до зрителей дошло лишь три: двухсерийные эпопеи «Сталинградская битва» Владимира Петрова и «Падение Берлина» Михаила Чиаурели и односерийный «Третий удар» Савченко, появившийся на экранах первым.

Киновед Лидия Маматова отмечала, что этот фильм фактически зародил новый жанр кино — художественно-документальная эпопея[1].

После прихода к власти Хрущёва и развенчания им культа личности фильм был перемонтирован: были вырезаны эпизоды с участием Сталина, а фильм переименован в «Южный узел».

В ролях

Бойцы РККА из корпуса генерала Неверова:

Командование РККА:

Противники:

В эпизодах:

Награды

Критика

Фильм получил признание современной ему критики и коллег. Так, Михаил Ромм относил его лучшим фильмам режиссёра Игоря Савченко, в которых он «всегда обнаруживал удивительное сочетание страстности художника с точностью историка-исследователя»[3].

В художественно-документальном фильме «Третий удар» он достигает в изображении Великой Отечественной войны большего, нежели другие режиссеры в пределах этого жанра. И не случайно. Савченко — художник эпический.

Семён Фрейлих, киновед[4]

Отмечается отличие фильма от картин «эпической трилогии» 1948 года:

Фронтовой опыт студентов режиссерской мастерской Игоря Савченко несомненно сказался на батальных сценах его «Третьего удара» (1948), выгодно отличавшихся от аналогичных сцен в картинах Петрова и Чиаурели ощущением значимости отдельной человеческой судьбы.

Киноведческие записки, № [какой?] 2004

«Третий удар» — это документ, трактованный возвышенно и даже патетически. Савченко далек от трезвого, бесстрастного подхода к истории. Оставаясь в пределах фактов, он пристрастно освещает их, он сам в фильме строит драматургию боя и делает это очень интересно. … «Третий удар» принципиально иначе показывает рядовых участников битвы за Крым. Даже в массовых сценах для Савченко дорог, интересен каждый боец, и начиная с первого батального эпизода в фильме возникает, звучит все сильнее, чтобы закончиться мощным форте в сцене штурма Сапун-горы, тема безымянного солдата — его воли, его бесстрашия, готовности к подвигу и самопожертвованию .

Юрий Ханютин, киновед[5]

В постановочном плане фильм был для своего времени прорывом в батальном кинематографе:

Создатели фильма проявили много творческой изобретательности и выдумки. Точные движения съемочного аппарата (оператор М. Кириллов), смелое применение ракурсов, комбинированные съемки и выразительный монтаж позволили зрителю увидеть картины боя с различных точек зрения и как бы самому принять в нем участие. С точки зрения показа батальных эпизодов изобразительное решение фильма было новым словом в нашем кино.

«Краткая история советского кино» 1969[6]

Фильм вошёл в историю советского кинематографа эпическим oxватом событий, документальной точностью, гармоничным ансамблем актёров разных школ[7].

Примечания

  1. Л. Х. Маматова — Многонациональное советское киноискусство.- М.: Знание, 1982. — 158 с. — стр. 59
  2. Книга фильмов: статьи и рецензии разных лет / Р. Н. Юренев. — М.: Искусство, 1981. — 335 с. — стр. 115
  3. Теория, критика, публицистика / Михаил Ильич Ромм. — М.: Искусство, 1980. — стр. 517
  4. Семён Фрейлих — Фильмы и годы: развитие реализма в киноискусстве. — М.: Искусство, 1964. — 369 с. — стр. 211
  5. Юрий Ханютин — Предупреждение из прошлого / Институт истории искусств. — М.: Искусство, 1968. — 285 с. — стр. 283
  6. Краткая история советского кино // 1917—1967 / Учебник / Вступ. статья и общ. ред. В. Ждана. — М.: Искусство, 1969. — С. 344. — 616 с.
  7. Кинословарь в 2 томах, 1970, с. 499.

Литература

  • Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог / Сост. Н. А. Глаголева, М. Х. Зак, А. В. Мачерет, Л. А. Парфёнов, В. М. Розина, Э. Л. Сосновский, П. В. Фионов, О. В. Якубович под ред. А. В. Мачерета и др. — М.: Искусство, 1961. — Т. 2: Звуковые фильмы (1930—1957 гг.). — 784 с. — 3000 экз.
  • Кинословарь // В 2 томах / Гл. ред. С. И. Юткевич. — М.: Советская энциклопедия, 1970. — Т. 2. — 976 с. — (Энциклопедии. Словари. Справочники). — 85 000 экз.
  • Третий удар // Домашняя синематека: отечественное кино 1918—1996 / Сергей Землянухин, Мирослава Сегида. — М.: Дубль-Д, 1996. — 520 с. — стр. 454

Ссылки