Ак-Сункур аль-Бурсуки

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Ак Сункур аль-Бурсуки»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Ак-Сункур аль-Бурсуки
тур. Ak-Sunkur el-Bursuki, Aksungur el-Porsuki
шихне Багдада
атабек Мосула

Смерть 1126(1126)
Мосул
Дети Месуд
Отношение к религии ислам суннитского толка

Карим ад-Даула Ак-Сункур аль-Бурсуки или Аксунгур аль-Порсуки (тур. Ak Sunkur el-Bursuki, Aksungur el-Porsuki; ум. 1126) — эмир на службе у сельджукских султанов.

Ак-Сункур аль-Бурсуки был туркменским мамлюком эмира Бурсука. На службе султану Мухаммеду Тапару Ак-Сункур стал шихне[en] Багдада и Тикрита. Затем Ак-Сункур был назначен атабеком сына султана Мухаммеда Тапара, Месуда[en], и вали Мосула (стал атабеком Мосула), но после поражения от Артукида Иль-Гази Ак-Сункур был смещен с постов.

После смерти султана Мухаммеда Тапара Ак-Сункур стал служить его сыну Махмуду, снова получил посты шихне Багдада и атабека Мосула.

Ак-Сункур дважды — в 1113 и 1126 году — возглавлял армию султана, нападавшую на крестоносцев в Сирии.

В 1126 году Ак-Сункур был убит асассинами.

Биография[править | править код]

Карим ад-Даула Ак-Сункур аль-Бурсуки был мамлюком (гулямом) эмира Бурсука[1][2][3][4], Ибн аль-Асир и Абу-ль-Фида писали о его туркменском происхождении[5][6]. В средневековых исламских хрониках нет никаких упоминаний о том, когда Ак-Сункур родился или о возрасте, в котором он умер[7].

Участие в меджоусобицах сельджуков[править | править код]

Мухаммед Тапар и Баркиярук разделили территории сельджукского государства после борьбы, последовавшей за смертью их отца Мелик-шаха I. В 1105 году умер Баркиярук, и Мухаммед Тапар остался единственным султаном[8]. Он назначил Ак-Сункура шихне[en] Багдада[2] вместо Иль-Гази, которому перестал доверять[9]. Это первое появление Ак-Сункура в исторических записях. По словам А. Маллета, то, что Ак-Сункуру султан доверил пост шихне, позволяет предположить, что эмир был уже человеком могущественным и заслуживающим доверия[7]. Султан начал брать под контроль территории Баркиярука и отправил в Басру своих людей, чтобы присоединить её к своим владениям. В Басре правил назначенный Баркияруком около 1102 года Исмаил бен Арсланджик, который не впустил людей Мухаммеда Тапара в город. Султан решил любой ценой захватить Басру и в 1105/06 году поручил это арабскому эмиру Садаке. Садака захватил Басру 10 февраля 1106 года. После захвата Басры Мухаммед назначил Ак-Сункура аль-Бурсуки шихне Тикрита и послал его занять город. Вали Тикрита не подчинился, Ак-Сункур осадил Тикрит, но, несмотря на семь месяцев осады, не смог добиться никаких результатов[10]. Когда условия в городе стали критическими, и вали города увидел, что больше не может продержаться, он послал к Садаке и сообщил, что хочет сдать город ему, а не Ак-Сункуру. В октябре 1106 года Садака занял Тикрит, а Ак-Сункур был вынужден уйти[10].

В марте 1108 года Ак-Сункур принимал участие в битве армии Мухаммеда Тапара против войск Садаки. Садака был ранен в спину, и гулям по имени Бозкуш сбросил его с лошади. Хотя Садака представился, но тот отрубил ему голову и отнёс её Ак-Сункуру аль-Бурсуки, который доставил её Мухаммеду Тапару[11].

Джихад на службе Мухаммеду Тапару[править | править код]

В 1113 году после смерти эмира Мавдуда султан Мухаммед Тапар назначил Ак-Сункура аль Бурсуки атабеком своего сына Месуда[en] и вали Мосула[12][13]. Главной его обязанностью стал джихад против франков (крестоносцев) в Сирии[3][2]. Султан вызвал в армию Артукида Мардина Иль-Гази, тот не явился, поскольку не желал подчиняться Ак-Сункуру. Тогда последний вместе с сыном султана Месудом (формально считавшимся командующим) отправился к Мардину, чтобы принудить Иль-Гази повиноваться. Иль-Гази решил не обострять ситуации и подчиниться, но отправился не сам, а послал в армию своего сына Аяза во главе отряда из 300 всадников[14][15]. Ак-Сункур воспринял это как личное оскорбление[14]. Сначала он выполнил задание султана и с армией из 15 000 человек осадил Эдессу. После двухмесячной осады он отступил, разорив окрестности города, а также разрушив Самосату и Сарудж. После окончания кампании он арестовал Аяза и разграбил окрестности Мардина[14][16]. В ответ на это нападение Иль-Гази внезапно атаковал лагерь Ак-Сункура у Дары, воины которого бежали, в суматохе Аяз смог освободиться[17][15]. Иль-Гази взял в плен Месуда, сына султана, но сразу отпустил его и отправил к отцу. Эта ситуация сильно осложнила положение Ак-Сункура, который не только потерял армию султана, но и не смог защитить его сына[15][18]. После неудачной кампании против Эдессы Ак-Сункур аль-Бурсуки был смещён, а Мосул был доверен эмиру Гуюш-беку, новому атабеку Месуда[19][12][20].

Ак-Сункур удалился в Рахбе, где жил до смерти Мухаммеда Тапара[2][3].

В Рахбе[править | править код]

В 1116/17 году аль-Бурсуки отправился в Дамаск, чтобы помочь атабеку Тугтегину против франков (крестоносцев). Когда франки напали на долину Бекаа, армии Тугтегина и аль-Бурсуки нанесли им тяжёлое поражение. После этого эмиры вернулись в Дамаск, где заключили союз и договорились поддерживать друг друга. В следующем году, когда был убит Лулу аль-Хадым[en], аль-Бурсуки попытался захватить Алеппо. Хронист Алеппо Ибн аль-Адим[en] предположил, что город был дарован аль-Бурсуки султаном вместе с Рахбе в качестве икта[21]. Когда аль-Бурсуки прибыл в Алеппо, городом управлял евнух Ярукташ. Аль-Бурсуки осадил Алеппо, тогда Ярукташ заключил перемирие с франками и сдал им замок Аль-Кубба. Аль-Бурсуки вернулся позже с Тугтегином, но жители ответили им, что им правитель с востока не нужен. Получив такой ответ, аль-Бурсуки вернулся в Рахбе[22].

На службе Махмуду[править | править код]

После смерти в 1118 году Мухаммеда Тапара в государстве Сельджукидов началась очередная борьба за трон среди членов правящей семьи. Наследником Мухаммеда был его сын Махмуд. Недовольные эмиры группировались вокруг дяди Мухаммеда, Санджара, и братьев: Месуда[en], Сулеймана[en] и Тогрула. Эмиры в Мосуле подталкивали Месуда и его атабека, эмира Гуюша, к нападению на Багдад. В начале апреля 1118 года умер халиф, которого сменил его сын аль-Мустаршид Биллах. Эмиры надеялись убедить нового халифа возвести на трон Месуда и рассчитывали, что Махмуд, находившийся в Исфахане, не успеет прибыть раньше. В октябре 1118 года армия Мосула двинулась в сторону Багдада[23][24]. Ак-Сункур узнал о планах Дубайса и бежал к султану Махмуду, предупредив его о мятеже. Махмуд написал брату и его атабеку, предостерегая их от восстания[25].

Ак-Сункур вновь был назначен шихне Багдада[2][3]. По словам А. Маллета, назначение Ак-Сункура было результатом требования иракских эмиров, считавших, что для поддержания порядка в необходим сильный человек. Аль-Бурсуки успешно подавил восстание эмира Менгу Барса (внука Алп Арслана от сына Бори Барса)[22].

Борьба с Дубайсом[править | править код]

Сын Садаки, эмир Хиллы Дубайс, уговаривал Месуда выступить против Махмуда. Месуд решил отправиться в Мосул и занять трон при поддержке Дубайса. 14 июня 1120 года у Хамадана состоялась битва между армиями Месуда и Махмуда. Ак-Сункур аль-Бурсуки командовал армией Махмуда. В ходе битвы Месуд был разбит. Со своим атабеком он отступил в Мосул, а потом отправился просить у брата прощения[23][26][27]. Не подчинился султану Махмуду только Дубайс, укрывшийся у Иль-Гази в Мардине[28][29][30].

В апреле-мае 1121 года новый султан снова назначил атабеком Мосула Ак-Сункура аль Бурсуки[23][30][31]. Дубайс вернулся в Хиллу, но после того, как султан отправил против него армию, эмир бежал без боя. Халиф Аль-Мустаршид Биллах попросил Махмуда снова назначить шихне[en] Багдада Ак-Сункура аль-Бурсуки[32]. Помимо назначения на должность, султан даровал Ак-Сункуру брак с одной из своих родственниц (возможно, матерью)[31]. В это же время мятежный эмир Хиллы готовился напасть на Багдад и отомстить Ак-Сункуру. В результате битвы 9 июня 1122 года Ак-Сункур потерпел поражение от Дубайса[32]. После этого поражения аль-Бурсуки сложил с себя полномочия шихне и уехал к Санджару, дяде султана Махмуда[22].

Туркмены из Васита в 1122 году обратились за помощью против набегов бедуинов к Ак-Сункуру, направившему к ним эмиров Алтунташа и Занги. Васит был передан Занги. Вскоре после этого Ак-Сункур передал Занги Басру от своего имени с заданием защитить город от бедуинов[33].

В 1123 году Дубайс снова вступил в борьбу с халифом[29]. Халиф объединился с Ак-Сункуром аль-Бурсуки, и в воскресенье 4 марта 1123 года они двинулись к Нилу[en], на этот раз победа была на их стороне[34].

Джихад на службе Махмуду[править | править код]

В 1124/25 году султан Махмуд снял аль-Бурсуки с поста шихне Багдада и поручил ему руководство джихадом из Мосула[19][35][36][37]. Аль-Бурсуки отправился в Мосул с одним из сыновей султана и его матерью как атабек. По предположению А. Маллета, «хотя халиф сомневался в его способностях, но султан оставался в нём уверенным»[31]. Прибыв в Мосул, аль-Бурсуки приказал Занги присоединиться к нему[19][35][36][37], но Занги отказался, он отправился к султану и получил должность вали Басры[37]. Франки вместе с Дубайсом и сыном Сельджукида Рыдвана[en] Султан-шахом[en] осадили Алеппо. Жители города решили, что Тимурташ бен Иль-Гази не сможет защитить их и обратились к аль-Бурсуки с просьбой о помощи. Он прогнал франков и взял город под свой контроль[37].

1125/26 аль-Бурсуки захватил Кафартаб[en] и осадил Азаз. У Азаза Жослен Эдесский нанес ему тяжёлое поражение. Аль-Бурсуки оставил в Алеппо своего сына Иззеддина Месуда[pt] и отправился в Мосул собрать войска для следующего нападения на франков[38][2][3].

Смерть[править | править код]

В 1126 году Ак-Сункур аль-Бурсуки был убит ассасинами[39][40]. Ибн аль-Каланиси отмечал, что из Мосула пришло сообщение об убийстве Ак-Сункура батинитами в большой мечети в месяце зулькада (начался 18 ноября)[41]. Ибн аль-Асир и Камал аль-Дин датировали смерть Ак-Сонкура 8 зулькада[42] и 9 зулькада соответственно[43].

Матвей Эдесский писал о том, что аль-Бурсуки был убит своими людьми, вошедшими к нему в одежде паломников[44], Гийом Тирский, аналогично, утверждал, что «нечестивый Бурсуки, сын погибели, был зарезан своими слугами и другими членами его семьи»[45]. По сообщению Михаила Сирийца убийц было трое. Один ударил Ак-Сункура конжалом, но попал в нагрудник. Схваченный исмаилит крикнул сообщникам, чтобы они били ниже и те ранили эмира в нижнюю часть живота[46]. Камал аль-Дин так же писал про кольчугу. В его описании убийц было 8 человек, которые, несмотря на множество защитников, смогли бить кинжалами Ак-Сункура несколько раз, в итоге он умер в тот же день[43]. В рассказе Бар-Эбрея убийц было 10 и эмир защищался, убив троих[47]. В рассказе Ибн аль-Асира убийц было более 10 и эмир ранил троих из них, при этом хронист описывает вещий сон про напавших собак, приснившийся Ак-Сункуру накануне[48]. Абу-ль-Фида просто сообщил об убийстве Ак-Сункура в пятницу в мечети батинитами[6].

Наследником Ак-Сункура был его сын Месуд. Он принял управление городом до того момента, как султан назначит нового вали[40].

Личность[править | править код]

Ибн аль-Каланиси, Абу-ль-Фида и Ибн аль-Асир восхваляли Ак-Сункура за его храбрость, набожность, справедливость. Хронисты отмечали, что эмир был прекрасным вали, покровительствовал ученым[5][6][41]. Ибн аль-Каланиси писал: «Народ печалился и сожалел о такой трагической утрате»[41]. Ибн аль-Асиру его отец передал рассказы слуги Ак-Сункура. Эмир вставал ночью для молитвы и лично ходил к Тигру за водой для омовения, чтобы его слуги не мерзли[49].

По словам Дж. Альптекина, Ак-Сункур хорошо относился к людям, в Алеппо отменил пошлины и положил конец угнетению и злу, был религиозным и щедрым благотворителем[2].

Примечания[править | править код]

  1. Özaydın, 2007.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 Alptekin, 1989.
  3. 1 2 3 4 5 Cahen, 1986.
  4. Cahen (*), 1986.
  5. 1 2 Ibn-Alatyr, 1872, p. 365.
  6. 1 2 3 Abou 'l-Feda, 1872, p. 16.
  7. 1 2 Mallett, 2011, pp. 42—43.
  8. Zettersteen, 1995.
  9. Hillenbrand, 1981, p. 258.
  10. 1 2 Ozaydin, 2008; Zettersteen, 1995.
  11. Ozaydin, 2008; Özaydın, 1990, p. 50.
  12. 1 2 Elisseeff, 1967, Tome II: La succession de Mawdud.
  13. Alptekin, 1972, pp. 33—34.
  14. 1 2 3 Hillenbrand, 1981, p. 262.
  15. 1 2 3 Sevim, 1962, S. 667.
  16. Sevim, 1962, S. 666.
  17. Michel le Syrien, 1905, p. 217.
  18. Ömür, 2022, S. 1770—1171.
  19. 1 2 3 Bezer, 2013.
  20. Alptekin, 1972, p. 34.
  21. Mallett, 2011, p. 44.
  22. 1 2 3 Mallett, 2011, p. 45.
  23. 1 2 3 Elisseeff, 1967, Tome II: Les intrigues des émirs de Mossoul.
  24. Alptekin, 1972, pp. 34—35.
  25. Ömür, 2022, S. 1173.
  26. Alptekin, 1972, pp. 35—36.
  27. Alptekin, 1972, pp. 35—37.
  28. Karakuş, 2018, s. 376.
  29. 1 2 Ozaydin, 1994.
  30. 1 2 Alptekin, 1972, p. 37.
  31. 1 2 3 Mallett, 2011, p. 46.
  32. 1 2 Alptekin, 1972, p. 36.
  33. Ömür, 2022, S. 1175.
  34. Zouache, 2009, pp. 376—377.
  35. 1 2 Elisseeff, 1967, Tome II: Les debuts de Zengi en Iraq (516—522/1123—1128).
  36. 1 2 Alptekin, 1972, p. 39.
  37. 1 2 3 4 Mallett, 2011, p. 47.
  38. Mallett, 2011, p. 48.
  39. Karakuş, 2018, S. 380.
  40. 1 2 Ömür, 2022, S. 1178.
  41. 1 2 3 Гибб, 2009, с. 127.
  42. Ibn-Alatyr, 1872, p. 364.
  43. 1 2 Камаль аль-Дин, 1990, с. 174—175.
  44. Matthew of Edessa, p. 131—132.
  45. William of Tyre, 1943, p. 32.
  46. Michel le Syrien, 1905, p. 225.
  47. Bar Hebraeus, 1932, p. 286.
  48. Ibn-Alatyr, 1872, p. 364—365.
  49. Ibn-Alatyr, 1872, p. 365—366.


Литература и источники[править | править код]

Источники[править | править код]

  • Гибб Г. Дамасские хроники крестоносцев / пер. с англ. Е. Б. Межевитинова. — М.: Центрполиграф, 2009. — (Хроники военных сражений).
  • Камал ад-дин ибн ал-Адим. Сливки, снятые с истории Халеба // Из истории средневековой Сирии / пер. Л. А. Семёновой. — М.: Наука, 1990.

Литература[править | править код]