Га-Арец

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
«га-Арец»
Newspapers.jpg
га-Арец на иврите и английском языке
Тип

ежедневная (кроме субботы)

Формат

Берлинер


Владелец

Семья Шокен (60%)
М. Дюмонт Шауберг (20%)
Леонид Невзлин (20%)[1]

Издатель

Амос Шокен

Редактор

Алуф Бен[2]

Основана

1919

Политическая принадлежность

либерализм, секуляризм, левые

Язык

иврит, английский,

Главный офис

Тель-Авив,
Палестина / Израиль

Тираж

72 000
(пятница: 100 000)[3]


Сайт: http://www.haaretz.co.il  (иврит)
http://www.haaretz.com  (англ.)

«га-А́рец» (ивр. הארץСтрана) — старейшая ежедневная израильская газета, выходит на иврите и английском. Изначально «Hadashot Ha’aretz»[4] — «Новости Страны». Была основана в Палестине британскими оккупационными властями в 1918 году. В 1919 стала выразителем взглядов сионистов-социалистов, эмигрировавших из России, а в 1937 году куплена семьей Шокен.

Общая информация[править | править исходный текст]

Выходит параллельно на иврите и английском языке в формате Берлинер. Английское издание продается совместно с International Herald Tribune. Обе версии представлены в интернете. В Северной Америке, га-Арец выходит как еженедельник, комбинируя статьи пятничного выпуска пятницы с обзором новостей остальной части недели.

По сравнению с другими крупными газетами в Израиле, га-Арец использует меньшие по размеру и длине заголовки и шрифты. Меньше места занято иллюстрациями, больше — аналитикой. Его редакционные статьи, и главное, op-ed, размещающееся на второй странице, считаются наиболее влиятельными среди представителей власти и верхних социальных слоев общества[5]. Помимо новостей, «Гаарец» публикует тематические статьи по социально-экономическим и экологическим вопросам, а также книжные и театральные обозрения, журналистские расследования и политические комментарии.

Основная часть тиража распространяется по подписке, и в этом тоже отличие от остальных израильских газет. У издания на иврите 65 000 подписчиков, у английского — 15 000[6][7]. По отчётам самой газеты на основе оплаты подписчиков сообщается, что её тираж составляет 65 000, ежедневно продаётся 72 000 экземпляров и по выходным 100 000 экземпляров газеты[8].

Основную массу читателей составляет интеллигенция и политические и экономические элиты Израиля[9][10][11]. Статистические исследования газетного рынка Израиля показали, что «вероятность того, что человек читает га-Арец, повышается с доходом и общественным положением»[12]. Несмотря на меньший тираж по сравнению с газетами Едиот Ахоронот и Маарив, считается, что га-Арец оказывает большее, чем они, влияние на политическую жизнь страны.[9]

Редакционная политика и мнения[править | править исходный текст]

«га-Арец» позиционирует себя как «либеральное» издание в отношении как внутренних, так и международных дел[13]. Ряд источников называют её «либеральной»[14] [15][16][17][18], другие — «левой»[19][20][21] и «крайне левой»[22][23].

Главные редакторы газеты[править | править исходный текст]

Среди авторов газеты[править | править исходный текст]

Критика газеты[править | править исходный текст]

В апреле 2002 года писательница Ирит Линор написала открытое письмо в газету «га-Арец», в котором писала, что её антисионизм стал «тупым и злобным»[24]. Линор пришла к выводу, что Государство Израиль вызывает у руководства газеты отвращение. Она решила отменить подписку на газету, которая всячески пыталась заставить её стыдиться своего сионизма, патриотизма и интеллекта[25]. Издатель газеты Амос Шокен ответил на письмо и отрицал, что «га-Арец» поддерживает отказ от воинской службы и является антисионистской газетой[26].

В мае 2005 года Амос Шокен опубликовал в своей газете статью, в которой, среди прочего, утверждал, что Израиль стал «государством апартеида»[27]. Шокену ответили правовед Амнон Рубинштейн[28], журналист Дан Маргалит[en][29] и многие другие. Профессор Рубинштейн отметил, что Шокен ошибается и, ограничивая иммиграцию, Израиль действует в рамках международного права. Дан Маргалит высказал мнение, что Шокен не просто предоставляет свободу деятельности журналистам Гидеону Леви и Амире Хасс, а является лидером медиагруппы и «ведет за собой тех, кто попирает ценности сионизма».

В статье, опубликованной в 2008 году в журнале «Эрец Ахерет», журналист и писатель Гади Тауб[en] описывает тот дух презрения к израильтянам, который, согласно его мнению, царит в газете «га-Арец». Он пишет, что газета продвигает «радикальные антисионистские взгляды, называемые постсионизмом», и отводит центральное место «делигитимации ... права евреев на самоопределение». Тауб также подвергает резкой критике готовность издателя газеты Амоса Шокена пересмотреть слова государственного гимна «Хатиква», так как арабскому меньшинству трудно идентифицировать себя с этими словами[30].

В 2009 году русскоязычный портал «IzRus» опубликовал статью об отношениях министра Авигдора Либермана и некоторых его подчинённых в израильском МИДе. Вследствие этой статьи газета «га-Арец» утверждала, что редакция IzRus действует по указке Либермана и цитировала сотрудников министерства. Портал и его главный редактор подали иск о клевете против газеты, и в соответствии с решением суда газета вынуждена была напечатать опровержение опубликованной ею неверной информации[31].

Особо острой критике газета «га-Арец» подверглась со стороны еврейского общественного деятеля и публициста Изи Либлера[en] после того, как в декабре 2013 года ею была опубликована статья «Восстание в Варшавском гетто — не было такого». Критика статьи вышла далеко за рамки вопроса искажения истории, и критикуемая статья была объявлена «только одним из примеров безответственной и тенденциозной журналистики газеты „га-Арец“», которая в последние годы «участвует в кампаниях по демонизации Израиля и публикует статьи, поддерживающие BDS». Среди примеров, приводимых Либлером, необоснованные публикации газеты о военных преступлениях, якобы совершённых солдатами ЦАХАЛа, которые были перепечатаны ведущими мировыми СМИ и нанесли ущерб государству. Другой пример — продвижение газетой нарратива, согласно которому подвергаются сомнению существование евреев как нации и связь современных евреев с библейской эпохой. Либлер утверждает, что в прошлом подобный нарратив использовали антисемиты, а в настоящее время его используют арабы, отрицающие связь евреев с Землёй Израиля[32].

В марте 2014 года издатель «га-Арец» Амос Шокен выступил с нападками на одного из ведущих журналистов этой газеты Ари Шавита[en]. Незадолго до этого Шавит высказал в одной из статей мнение о том, что требование премьер-министра к палестинцам признать Израиль как еврейское государство является справедливым. Шокен отреагировал на это на страницах газеты: «С Шавитом надо свести счёты, он клевещет на левый лагерь...»[33].

Примечания[править | править исходный текст]

  1. Леонид Невзлин стал совладельцем «Гаарец». сайт Курсор (сайт) (12.06.2011). Проверено 30 марта 2014.
  2. У газеты «Гаарец» появился новый главный редактор. Сайт «IzRus.co.il» (01.08.2011). Проверено 6 сентября 2011.
  3. Dov Alfon named as new Haaretz editor-in-chief — Haaretz — Israel News
  4. O. Elyada, "Haaretz 1918—1937: From an Establishment-Sponsored Newspaper to a Commercial Newspaper, " in: Kesher, 29 (2001) (Heb.);
  5. Beckerman, Gal (September/October 2005). «Disengaged». Columbia Journalism Review. Проверено 2009-03-14.
  6. Haaretz. Subscribe to Haaretz, Haaretz (26 октября 2007).
  7. Stephen Glazin. Ha'aretz, Israel's Liberal Beacon, The Nation (6 сентября 2007).
  8. Haaretz service. Dov Alfon named as new Haaretz editor-in-chief. Haaretz, Feb 13, 2008.
  9. 1 2 Rebecca L. Torstrick. Culture and Customs of Israel. Greenwood Publishing Group, 2006
  10. Idith Zertal, Chaya Galai. Israel’s Holocaust and the Politics of Nationhood. Cambridge University Press, 2005.
  11. Elizabeth Poole, John E. Richardson. Muslims and the News Media. I.B.Tauris, 2006/
  12. Dan Caspi, Yehiel Limor. The IN/Outsiders: Mass Media in Israel. Hampton Press, 1999. p. 79.
  13. Haaretz.com. About Haaretz.
  14. Dan Caspi: Media Decentralization: The Case of Israel’s Local Newspapers. Transaction Publishers, 1986.
  15. Ira Sharkansky: The Politics of Religion and the Religion of Politics: Looking at Israel. Lexington Books, 2000.
  16. Rebecca L. Torstrick. Culture and Customs of Israel. Greenwood Publishing Group, 2006
  17. Idith Zertal, Chaya Galai. Israel’s Holocaust and the Politics of Nationhood. Cambridge University Press, 2005
  18. BBC NEWS | Middle East | Israeli media vents fury at Likud, 17 December, 2002
  19. Middle East | Sharon orders Gaza pullout plan. BBC News (2 февраля 2004). Проверено 5 марта 2010. Архивировано из первоисточника 27 марта 2012.
  20. Israeli authors urge ceasefire talks with Hamas. Reuters (24 сентября 2007). Проверено 5 марта 2010. Архивировано из первоисточника 27 марта 2012.
  21. Premium content. Economist.com (1 февраля 2007). Проверено 5 марта 2010. Архивировано из первоисточника 27 марта 2012.
  22. Herb Keinon: Hometown boy makes good as diplomatic correspondent, 01.05.2009, Intermountain Jewish News
  23. Evelin Gordon, Listen to the Left, Jul. 22, 2009 / [1]
  24. Максим Шевченко - рупор газеты «Гаарец». Сайт «IzRus.co.il» (16.11.2012). Проверено 29 марта 2014.
  25. Ирит Линор. Полное письмо Линор  (иврит). ynet (25.04.2002). Проверено 29 марта 2014.
  26. Амос Шокен. Письмо-ответ Амоса Шокена  (иврит). ynet (25.04.2002). Проверено 29 марта 2014.
  27. Маарив: «Гаарец» угрожает государству Израиль. Седьмой канал (08.05.2005). Проверено 29 марта 2014.
  28. Амнон Рубинштейн. Ошибки редактора газеты «га-Арец»  (иврит). Сайт Маарив-nrg (08.05.2005). Проверено 29 марта 2014.
  29. Дан Маргалит. Введение в заблуждение  (иврит). Сайт Маарив-nrg (08.05.2005). Проверено 29 марта 2014.
  30. Гади Тауб. Израильский дух – это не для нас!  (иврит) // журнал «Эрец Ахерет». — Амутат Эрец Ахерет, 2008. — № 45. — С. 30-35.
  31. Газета «Гаарец» признала свои ошибки в публикации о портале IzRus. NEWSru.co.il (31.05.2010). Проверено 29 марта 2012.
  32. Изи Либлер. Восстание в Варшавском гетто, переоценка мифа  (англ.). The Jerusalem Post (25.12.2013). Проверено 29 марта 2014.
  33. Шломо Пиотровский. Амос Шокен: Ари Шавит увековечивает оккупацию  (иврит). Седьмой канал (24.03.2014). Проверено 29 марта 2014.

Ссылки[править | править исходный текст]