Общая газета

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

«О́бщая газе́та» — общественно-политическое издание, издававшееся в России в 1991–2002 годах; после 1993 года — еженедельная газета на 16 полосах.

История[править | править код]

Начало[править | править код]

Издание газеты с этим названием первоначально было приурочено к попыткам Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) закрыть свободные газеты, и было нерегулярным: во время событий 18—21 августа 1991 года, журналисты нескольких московских газет и журналов, не имея возможности печататься легально, но объявившие действия членов ГКЧП антиконституционными, объединились с целью издания газеты, остававшейся верной конституционному строю СССР.

Возглавил газету известный журналист, главный редактор еженедельника «Московские новости», Егор Владимирович Яковлев. Первый выпуск «Общей газеты», впервые вышедший 22 августа 1991, верстался в редакции газеты «КоммерсантЪ», которую возглавлял сын Егора Яковлева — Владимир: одна из статей «Общей газеты» многим запомнилась своим сатиричным, школы газеты «КоммерсантЪ», названием «Кошмар, на улице Язов».

После поражения ГКЧП издание газеты было временно прекращено до 1993. Егор Яковлев объявил о выпуске первого номера возобновленого издания «Общей газеты» 23 апреля 1993 в Центральном доме журналистов[1][2][3][4].

Кредо[править | править код]

Впоследствии Егор Яковлев решил использовать это название для своей газеты, уже еженедельной. Газета придерживалась ориентации, близкой к партии «Яблоко», призывала к прекращению первой чеченской войны, обличала коррупцию в правительстве Черномырдина (и последующих), поддерживала некоторых оппозиционных кандидатов на выборах Президента России в 1996 и 2000 [источник не указан 2985 дней]. Тираж газеты достигал 265 тысяч экземпляров [источник не указан 2985 дней]. Несколько раз под тем же названием, но в другом формате, выходили в свет тематические специальные выпуски, посвященные разного рода актуальным событиям: гибели журналиста «Московского комсомольца» Дмитрия Холодова в октябре 1994, исчезновению в Чечне при таинственных обстоятельствах корреспондента радио «Свобода» Андрея Бабицкого в феврале 2000, захвату «Газпромом» телекомпании НТВ в апреле 2001[5]. Их подготовкой занимался коллектив «Общей газеты» при участии журналистского сообщества.[6]

Письмо Борису Ельцину[править | править код]

Редакторы из нескольких российских СМИ, в числе которых был и главный редактор «Общей газеты» Егор Владимирович Яковлев, написали 2 августа 1999 открытое письмо Борису Николаевичу Ельцину с жалобой на высокопоставленных государственных чиновников, которые оказывают давление на российские СМИ накануне начала избирательной кампании. Редакторы требовали от Ельцина встречи для обсуждения этой ситуации, чтобы спасти независимость российской журналистики, поскольку журналисты посчитали, что свобода слова в России находится вод угрозой исчезновения, и поэтому Ельцин, как президент России и гарант конституционных прав граждан, должен вмешаться в эту несправедливую ситуацию:

...Накануне начала избирательной кампании высокопоставленные государственные чиновники пытаются оказать давление на СМИ и журналистов, используя свое влияние и даже имя президента России. По нашему убеждению, такое развитие событий грозит реальным ограничением свободы слова в России. Мы уверены, что в нынешних обстоятельствах свобода слова — одна из важнейших демократических свобод, гарантированных Основным законом Российской Федерации, — может быть в достаточной мере защищена только при непосредственном вмешательстве президента России как гаранта конституционных прав граждан.[7]

Любительская фотография одного из номеров «Общей газеты», сделанная одним из её читателей. Поверх газеты лежат очки читателя. Данное бумажное издание «Общей газеты», отпечатанное на 16 полосах, датировано: 4—10 октября 2001 года. Фотография сделана читателем 2 ноября 2018

Скандалы[править | править код]

В 2001 году газета была названа в числе 13 популярных изданий, которые якобы принимают денежное вознаграждение за публикацию заказных статей (то есть практикуют т. н. «джинсу́»). Поводом послужила заметка об открытии некоего магазина, которую означенные издания напечатали с подачи Агентства Promaco[8].

Закрытие газеты и старт альтернативного проекта[править | править код]

В последние два года существования газета испытывала сильные финансовые затруднения, и Егор Яковлев летом 2002-го года её продал. Егор Яковлев сказал о продаже газеты следующее:

...Наступил момент, когда 3 месяца люди не получают заработную плату. Люди — удивительные, потому что по глазам их читаешь, что у них денег нет, а они не говорят об этом ни слова. Но, понимаете, пользоваться этим и продолжать дальше я не считал себя правым, поэтому основную часть денег, которые я получил, я отдал на заработную плату коллективу, на причитавшееся им — то, что, так сказать, было на мне.[9]

Газету купил предприниматель Вячеслав Лейбман, который немедленно прекратил издание (последний номер вышел 30 мая 2002 года), уволил журналистов и с августа 2002 года начал в помещении «ОГ» выпуск принципиально иного по концепции еженедельника «Консерватор», существовавшего до начала 2003 года. Консультантом владельца был Олег Митволь, а редактировал газету накануне закрытия Дмитрий Быков, который до этого выступил на страницах издания «Новый взгляд» с резкой критикой проекта[10]:

Полную пустоту продемонстрировала газета «Консерватор»… Можно было ожидать, что на месте скучной «Общей газеты», выражавшей позицию вконец запутавшихся (а то и изолгавшихся) шестидесятников-прогрессистов, возникнет культовое-модное-стильное, лощёно-аналитическое издание… но кто же мог предположить, что издание получится ещё скучней, чем «Общая», и ещё более общее — в смысле мест?… «Консерватор» очень толст — 24 полосы максимального газетного формата; отсюда ощущение страшной словесной избыточности, заболтанности, вязкой словесной паутины, когда человек готов бесконечно демонстрировать свою готовность плести узоры вокруг копеечной мысли.

Ведущие сотрудники, корреспонденты и обозреватели[править | править код]

  • Юрий Рост
  • Ирина Петровская
  • Анна Политковская
  • Альберт Плутник
  • Юрий Соломонов
  • Дмитрий Докучаев
  • Виталий Ярошевский
  • Илья Медовой
  • Анатолий Костюков
  • Максим Гликин
  • Андрей Липский
  • Геннадий Жаворонков
  • Наталья Краминова
  • Василий Голованов
  • Михаил Поздняев
  • Игорь Шевелев
  • Дмитрий Быков
  • Дмитрий Соколов (Соколов-Митрич)
  • Виктор Литовкин
  • Борис Синявский
  • Владимир Покровский
  • Бахтияр Ахмедханов
  • Олег Владыкин
  • Валерий Кичин
  • Дмитрий Горбанев
  • Олег Овчинников
  • Елена Дикун
  • Александра Самарина
  • Юнна Чупринина
  • Елена Рыковцева
  • Ольга Тимофеева
  • Марина Токарева
  • Борис Юнанов
  • Игорь Найденов
  • Вадим Речкалов
  • Борис Щавлев
  • Елена Скворцова

Примечания[править | править код]

  1. Рыковцева, Елена Егор Яковлев. 10 лет спустя. Радио Свобода (18 Сентябрь 2015). Проверено 2 ноября 2018.
  2. Скончался Егор Яковлев: биография. ИА REGNUM (19 сентября 2005). Проверено 2 ноября 2018.
  3. Ростова, Наталия Как пресса победила ГКЧП. Радио Свобода (16 Август 2016). Проверено 2 ноября 2018.
  4. !Вышел первый номер "Общей газеты"; новая газета не претендует на место у баррикад. Коммерсантъ (24 апреля 1993). Проверено 3 ноября 2018.
  5. МЕДИАФРЕНИЯ. ЖИВОЕ И МЕРТВОЕ. Ежедневный журнал (4 февраля 2014).
  6. Вайль, Петр "Общая Газета" посвящает Андрею Бабицкому специальный выпуск. Радио Свобода (15 Февраль 2000). Проверено 2 ноября 2018.
  7. Ростова, Наталия «Бульдозер» медиарынка; Наталия Ростова о биографии Михаила Лесина. Meduza (7 ноября 2015). Проверено 2 ноября 2018.
  8. Евстигнеева, Елена; Рыбак, Сергей (26 февраля 2001), Донкихоты от PR, <http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2001/02/26/25866 >. Проверено 2 ноября 2018. 
  9. Шарый, Андрей Лицом к событиям; Егор Яковлев. Радио Свобода (9 июня 2002). Проверено 2 ноября 2018.
  10. Быков, Дмитрий Консервы. Газета «Новый взгляд». Издательский Дом «Новый Взгляд» (19 октября 2002). Проверено 2 ноября 2018.

Ссылки[править | править код]