Радио «Свобода»

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Радио «Свобода»
Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»
RFERL.PNG
Страна

СШАFlag of the United States.svg США

Частота

короткие волны Flag of Russia.svg Россия

Зона вещания

Весь мир международное вещание

Дата начала вещания

1953

Дата конца вещания

21 июня 2010 (на частоте 68,30 УКВ)
10 ноября 2012 (на частоте 1044 кГц СВ)

Сайт

www.svoboda.org

Онлайн-трансляция

есть

«Ра́дио „Свобо́да“» (полное название — «Радио „Свободная Европа“/Радио „Свобода“», РСЕ/РС[1]; англ. Radio Free Europe/Radio Liberty, RFE/RL) — международная некоммерческая радиовещательная организация, финансируемая Конгрессом США через Совет управляющих по вопросам вещания (BBG)[2]. Декларирует свою миссию как «содействие демократическим ценностям и институтам посредством информационной журналистики в странах, где свобода прессы запрещена властями или недостаточно развита»[3].

Вещание ведётся на 28 языках на 23 страны Восточной Европы, Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока. Помимо эфирного вещания, «Радио „Свобода“» также ведёт вещание через Интернет и создаёт телевизионные передачи. Штаб-квартира организации находится в Праге (до 1995 года находилась в Мюнхене), также имеются 23 региональных бюро. По данным официального сайта РС, в РСЕ/РС работают около 500 штатных журналистов (из них около 300 в Праге, остальные — в региональных бюро) и около 750 фрилансеров[4]. По данным Newsru.com, в 2006 году в России РС имела 60 штатных и почти 200 внештатных журналистов[5].

История[править | править вики-текст]

«Радио „Свобода“» в эпоху холодной войны[править | править вики-текст]

С самого начала «холодной войны» руководители пропагандистского аппарата США вынашивали идею создания таких организаций, которые могли бы, в отличие от радиостанции «Голос Америки», начавшей вещание на языках народов СССР с 1947 года, вести подрывную радиопропаганду на зарубежные страны, формально не нанося ущерба репутации США. Как заявлял генерал Люсиус Клей, занимавший в то время пост главнокомандующего американскими оккупационными войсками в Западной Германии, «Нам нужен другой голос — голос, возможно, в меньшей степени регулируемый самим статусом государства и, ежели хотите, жестокий и разящий насмерть, голос… ведущий безжалостную, ничем не сдерживаемую психологическую войну, направленную на явно признаваемую цель — свержение коммунистического режима». Клея поддержал генерал Дуайт Эйзенхауэр, выдвинувший лозунг о создании «мощных радиостанций за рубежом, функционирующих без правительственных ограничений»[6].

Начиная с 1948 года под руководством Госдепартамента США и ЦРУ было создано немало «частных» организаций, нацеленных на подрывную деятельность против СССР, в том числе «Национальный комитет Свободной Европы» (англ. National Committee for a Free Europe) со своей радиостанцией. Своё вещание на страны социалистического лагеря в Европе она начала с территории Западной Германии 4 июля 1950 года. Именно с этого дня ведёт свою историю частная некоммерческая международная радиокомпания «Радио „Свободная Европа“/Радио „Свобода“». Первоначально вещание велось на Болгарию, Чехословакию, Венгрию, Польшу и Румынию, с 1975 года — также на Литву, Латвию и Эстонию[7].

Логотип Радио Свободная Европа/Радио Свобода, использовавшийся до марта 2005 года

Особенно активно велась работа РСЕ против Польской Народной Республики. Польская редакция в Мюнхене насчитывала 80 сотрудников. Её филиалы действовали в Бонне, Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Риме, Стокгольме, Западном Берлине, Брюсселе, Афинах[6]. Политический советник комитета О. Джексон, выступая перед сотрудниками радиостанции «Свободная Европа» в ноябре 1951 года, заявил: «РСЕ — это служба психологической войны. Наша организация учреждена для провоцирования внутренних беспорядков в странах, на которые мы ведём вещание. Военное вмешательство вообще имеет смысл только в том случае, если народам интересующих нас стран будет привит импульс к вооружённым действиям внутри страны»[6].

Русская служба (редакция) РС/РСЕ начала своё вещание 1 марта 1953 года под названием «Радио „Освобождение“». Первым её диктором стал бывший московский актёр Сергей Дубровский, попавший в плен во время войны и оставшийся на Западе. В этом же году было начато вещание на армянском, азербайджанском, адыгейском, аварском, грузинском, ингушском, осетинском, чеченском, балкарско-карачаевском, казахском, киргизском, таджикском, узбекском, туркменском, татарском языках; через год — на белорусском и украинском, в 1960-е годы — на каракалпакском, уйгурском и крымскотатарском[8].

Согласно официальной истории радиостанции, «Радио „Освобождение“» было создано Американским комитетом по освобождению от большевизма (англ. American Committee for Liberation from Bolshevism) (вначале называвшимся «Центром координации и борьбы с большевизмом») как эмигрантская радиостанция. В работе «Радио „Освобождение“» принимали активное участие члены Народно-трудового союза (НТС)[9][6].

«Свобода» с самого начала функционировала как опорный пункт американской разведки в Европе, европейский центр координации деятельности антисоветских эмигрантских организаций опорный пункт разведки[источник не указан 36 дней]. Радиостанция финансировалась из бюджета ЦРУ, а с 1972 года — за счёт ассигнований, выделяемых конгрессом США[6].

Для получения информации из-за «железного занавеса» сотрудники радиостанции занимались скрупулёзным мониторингом печатных СМИ, радио и телевидения СССР и других социалистических государств, встречались с выезжающими за рубеж гражданами и перебежчиками, получали сведения от лиц, находящихся в оппозиции коммунистическим режимам, поддерживали связи с западными журналистами, аккредитованными в государствах социалистического лагеря. На радиостанциях были созданы исследовательские отделы, не только обеспечивавшие информационную поддержку вещания самих радиостанций, но и снабжавшие авторитетными обзорно-аналитическими материалами многих западных политологов. Зачастую сами власти социалистических государств из сводок радиоперехвата РС/РСЕ, распространявшихся для ограниченного пользования, получали сведения, которые невозможно было получить из подконтрольных им СМИ[7].

В 1950-е годы в студии в Мюнхене передачи записывались на магнитную ленту, затем катушки доставлялись за сотни километров в Лампертхайм, где и находился американский армейский радиопередатчик[10]. Мюнхенское здание, в котором размещалась радиостанция, находилось рядом с Английским садом на Оттингенштрассе, 67, а нью-йоркский филиал — по адресу Бродвей, 1775.

РСЕ первоначально вела передачи из Германии, но уже в конце 1951 года начала коротковолновое вещание с территории Португалии. РС вела передачи из Германии, с 1955 года стала использовать передатчик на острове Тайвань для покрытия восточной части СССР, а в марте 1959 года приступила к вещанию с территории Испании[11].

Руководство СССР ещё в 1949 году приняло решение о создании сети глушения западных радиостанций[12].

Осенью 1949 г. руководство страны приняло решение о строительстве мощной всесоюзной сети радиоподавления… Крупнейшими целями радиоподавления стали радиостанции «Свободная Европа» («Radio Free Europe» — RFE) и «Свобода» («Radio Liberty» — RL). Мюнхенская штаб-квартира RFE начала работу 1 мая 1951 г. в 11 часов дня передачей чехословацкой службы. Через 5 часов появилось глушение, которое продолжалось почти 40 лет[12].

В мае 1959 года радиостанция изменила своё название на «Радио „Свобода“».

В 1971 году радиостанция перешла в подчинение Управлению международного радиовещания США и стала финансироваться из бюджета Конгресса США.

В 1976 году «Радио „Свобода“» и «Радио „Свободная Европа“» объединились[7].

В 1970-е годы было прекращено вещание на ряде языков СССР — адыгейском, аварском, ингушском, осетинском, уйгурском, чеченском, балкарско-карачаевском, каракалпакском[8].

В течение многих десятилетий «Радио „Свобода“» предоставляло своей многонациональной аудитории в СССР и других странах Восточной Европы факты советской истории и современной действительности, скрывавшиеся от народа и не освещавшиеся в официальных СМИ, а также информацию о деятельности лиц и организаций, выступающих против коммунистических режимов в СССР и других странах Восточной Европы, и репрессиях властей в отношении них.

Радиостанция предоставляла трибуну опальным и нонконформистски настроенным политическим деятелям, перебежчикам, «отказникам», диссидентам, известным творческим работникам Советского Союза и стран Восточной Европы. В этот период с РС/РСЕ постоянно сотрудничали Василий Аксёнов, Петр Вайль, Владимир Войнович, Александр Галич, Александр Генис, Анатолий Гладилин, Сергей Довлатов, Геннадий Кацов, Анатолий Кузнецов, Виктор Некрасов, Андрей Синявский. На волнах радиостанции читали литературные произведения, философские эссе, мемуары, устраивались «круглые столы» и диспуты на культурные и политические темы. Благодаря «Радио „Свобода“» аудитория в СССР и Восточной Европе смогла ознакомиться со многими произведениями, известными только в «самиздате»[13].

Советские историки утверждают, что среди работников РСЕ были коллаборационисты Второй мировой войны: в частности, заведующим армянской редакции радиостанции являлся бывший выпускник разведшколы абвера Левон Карташян (получивший документы на фамилию «Мкртчан»), одним из дикторов являлся бывший коллаборационист Дудин (выступавший перед микрофоном под псевдонимом «Николай Градобоев»)[14].

В начале 1980-х годов, с приходом к власти в США администрации Рейгана и назначением директором РСЕ/РС бывшего сенатора-республиканца Джеймса Бакли, стали раздаваться обвинения в адрес руководства радиостанции в том, что оно попало под влияние крайне правых сил и тон основных передач стали задавать выразители идей русского национализма и антисемитизма, к которым относили прежде всего Александра Солженицына[15]. Комиссия Конгресса не нашла в работе радиостанции существенных нарушений, хотя и рекомендовала ужесточить контроль за эфиром. Несколько позднее, в 1986 году, обвинения Русской службы в выпуске программ, «враждебных духу плюрализма и демократии», были вновь выдвинуты в специальном докладе о вещании США на СССР, подготовленном по заказу американского Хельсинкского комитета[16] внештатным корреспондентом радиостанции Людмилой Алексеевой; этот доклад вызвал широкий резонанс и стал основой для новых претензий со стороны конгрессмена Лоуренса Смита[13].

Однако есть и другая точка зрения на эти обвинения — существует мнение, что они представляли собой «контратаку» западнической части сотрудников радиостанции (из «третьей эмиграции») в ответ на обвинения их в русофобии и поощрении сепаратизма в национальных республиках СССР, что противоречило «Профессиональному кодексу РС» (подобная деятельность резко усилилась в годы «перестройки», когда главным редактором Русской службы стал В. Матусевич). Такие обвинения звучали и в интервью Солженицына[17], и в обращениях архиереев и даже Собора Русской православной церкви за границей к руководству США, и из православно-патриотических кругов в СССР[18].

Со своей стороны, советское руководство и власти стран Восточной Европы рассматривали РСЕ/РС как информационное оружие Запада в «холодной войне», орудие западной пропаганды, направленное на возбуждение общественного недовольства действиями власти, формирование массовой оппозиции правящему режиму, разжигание межнациональной розни в СССР, поощрение идей национальной исключительности, подрыв единства социалистического лагеря. Советские власти характеризовали деятельность радиостанции как «клеветническую» и как «идеологическую диверсию», направленную на подрыв «единства советского общества» и социалистической системы.

В качестве мер противодействия на всей территории Советского Союза (особенно в густонаселённых районах и вокруг промышленных центров) была развёрнута сеть радиоглушения. «Глушение» РСЕ/РС продолжалось долгое время после того, как для большинства зарубежных радиостанций, вещавших на СССР, оно было уже прекращено (это объяснялось тем, что остальные радиостанции — «Голос Америки», «Немецкая волна», «Би-би-си» — имели, в отличие от РСЕ/РС, государственный статус). Окончательно оно было прекращено лишь 29 ноября 1988 года.

В связи с крахом социалистической системы и распадом СССР, а также в связи с провозглашением свободы слова в СССР и Восточной Европе, потребность в широкомасштабной пропагандистской деятельности сошла на нет, и финансирование радиостанции сократилось. Национальные редакции, работавшие на страны Восточной Европы, были (большей частью) закрыты. Венгерская редакция прекратила работу в 1993 году, польская — в 1997, чешская — в 2002, эстонская, латвийская, литовская, словацкая, хорватская и болгарская — в 2004, румынская — в 2008 году[8][19].

О деятельности РС/РСЕ в годы «холодной войны» высоко отзывались такие видные антикоммунисты, как Вацлав Гавел, Лех Валенса, Адам Михник. По их мнению, значение радиостанции, прежде всего как надёжного источника новостей, было «трудно переоценить»[13].

В середине 1990-х годов, в период распада Югославии, была создана балканская редакция РСЕ, вещающая на боснийском, хорватском, сербском (с 1994 года), косовском албанском (с 1999 года), черногорском (с 2000 года), македонском (с 2001 года)[20].

По мере того, как фокус американской внешней политики смещался в сторону Большого Ближнего Востока, РС/РСЕ в 1998 году начала вещание на Ирак (на арабском языке) и Иран (на фарси). В 2002 году РС/РСЕ возобновила вещание на Афганистан (на дари и пушту), которое велось в 1980-е годы, во время афганской войны. 15 января 2010 года было начато вещание на местных пуштунских диалектах для населения приграничных племенных территорий Пакистана и Афганистана[7].

Разведывательные операции против РС/РСЕ[править | править вики-текст]

В 1960-е — 1970-е гг. спецслужбы СССР и социалистических стран внедрили на радио «Свобода» нескольких агентов. Впоследствии материалы об их работе на РС/РСЕ были широко опубликованы. Среди известных разведчиков — Олег Туманов (СССР), Анджей Чехович (ПНР), Павел Минаржик (ЧССР), Хрисан Христов (НРБ), Юрий Марин (СССР).

Не останавливались спецслужбы СССР и других социалистических стран перед использованием методов насилия. Так, в 1978 году в Лондоне был убит (предположительно, агентами болгарских спецслужб) корреспондент болгарской редакции РСЕ Георгий Марков. В 1981 году по заданию румынских органов госбезопасности в мюнхенской штаб-квартире РС/РСЕ была заложена бомба. В результате взрыва пострадало шесть человек, а зданию был нанесён огромный ущерб[7].

«Радио „Свобода“» в постсоветскую эпоху[править | править вики-текст]

После провала попытки путча ГКЧП указом российского президента Бориса Ельцина от 27 августа 1991 года была разрешена деятельность радиостанции непосредственно в России.

Трудно переоценить значение вашего вклада в уничтожение тоталитарного режима в бывшем СССР. Но не менее важны ваши усилия сейчас в деле информирования русских слушателей о событиях в нашей стране и во всем мире. Послание Президента России Б. Н. Ельцина «Радио Свобода» в связи с сорокалетним юбилеем станции. Март 1993[21]

В 1995 году радиостанция перебазировалась из Западной Германии в Прагу (Чехия). После распада СССР в Конгрессе США неоднократно поднимался вопрос о сокращении расходов на финансирование РСЕ/РС, поэтому предложение президента Чехии Вацлава Гавела о переводе штаб-квартиры радиостанции в Прагу, поступившее в октябре 1993 года, было одобрено уже в конце августа 1994 года. Новой штаб-квартирой стало здание бывшего Федерального собрания Чехословакии, сданное радиостанции в аренду за 1 крону в год. Вещание с территории Чехии началось с апреля 1995 года, а полностью переезд был закончен в сентябре 1995 года[22]. В 2009 году радиостанция переехала в специально построенное современное здание недалеко от центра Праги[23].

В 1995 году «Радио „Свобода“» было зарегистрировано в Госкомпечати РФ как средство массовой информации.

С 1998 года «Радио „Свобода“» начало вещание в Москве на средних волнах (1044 кГц). Кроме того, в более чем 30 российских регионах её программы ретранслировались местными радиостанциями в различных диапазонах. Наиболее крупным ретранслятором, передававшим сигнал «Радио „Свобода“», было принадлежавшее Михаилу Горбачёву «Радио-1» (с 1 июля 2005 года — частота 68,3 МГц УКВ, вещание прекращено 21 июня 2010 года). В большинстве случаев РСЕ/РС выкупала эфирное время у местных радиостанций и пересылала им сигнал через спутник, при этом радиостанции должны были иметь лицензию на ретрансляцию программ из-за рубежа. Кроме того, русская служба РСЕ/РС продолжила вещание на часть российской территории через коротковолновые передатчики, расположенные в США, Великобритании, Германии, Греции, Испании и других странах.

Радиостанция уделяет много внимания проблемам прав человека в России. В 2000-е годы особое внимание уделялось освещению чеченского конфликта и положения на Северном Кавказе в целом. Радиостанция, как правило, предоставляла микрофон обеим сторонам конфликта. Это давало повод представителям власти говорить об «информационном пособничестве террористам» и считать, что радиостанция тем самым нарушает действующее законодательство Российской Федерации. Особенно острой критике подверглась деятельность корреспондента радиостанции Андрея Бабицкого. По мнению некоторых СМИ либеральной направленности, его репортажи из осаждённого федеральными войсками Грозного вызвали возмущение в силовых ведомствах и стали непосредственным поводом для его задержания и похищения[24][25][26][27][28].

7 июля 2006 года газета «Вашингтон пост» сообщила, что российские радиостанции под давлением властей прекратили ретрансляции программ РСЕ/РС и радиостанции «Голос Америки». Из 30 партнёров РСЕ/РС продолжили ретрансляцию только 4 радиостанции[29]. В качестве причины российские чиновники назвали «нарушения условий лицензии и неразрешённые изменения в программах передач», однако в руководстве РСЕ/РС это посчитали лишь предлогом. По словам одного из руководителей радиостанции Джеффри Тримбла, запрет был вызван тем, что «мы сосредотачиваем внимание, прежде всего, на внутренних событиях, — как раз на тех вещах, с которыми у Кремля проблемы». В статье говорится, что «дипломаты США, менеджеры двух новостных радиостанций и их руководители неоднократно вели в последние месяцы дискуссии с российскими официальными лицами в безуспешной попытке найти компромисс»[30].

По состоянию на 2016 год, ретрансляция программ РС/РСЕ российскими радиостанциями не осуществляется вообще. Вещание на русском языке ведётся из-за рубежа в средневолновом диапазоне (15 часов в день) и через спутник. Видеосюжеты распространяются через спутник и YouTube. Доступ к текстовой информации, видеосюжетам и онлайн-вещанию обеспечивается также через вебсайт и социальные сети[31], в частности Facebook.

14 сентября 2012 года новым директором Русской службы была назначена М. А. Гессен. 20 сентября интернет-редакция Русской службы радиостанции «Свобода» была уволена в полном составе. На следующий день были уволены и другие сотрудники Московского бюро, включая технический персонал. Тогда же было объявлено о предстоящем прекращении вещания в России на средних волнах[32].

С 10 ноября 2012 года «Радио Свобода», прекратив эфирное вещание в России, продолжила вещание в интернете. Решение было связано с вышедшим в России новым законом о СМИ, согласно которому компания, вещающая в российском радиоэфире, обязана иметь не более 48 % иностранного уставного капитала, в то время как учредители радио «Свобода» превышают этот лимит[33].

В течение нескольких месяцев работы нового директора московской службы Маши Гессен посещаемость сайта сократилась примерно вдвое. В декабре был уволен президент радиостанций «Свобода» и «Свободная Европа» Стивен Корн, которому вменили в вину развал московского бюро[34].

Бывшие сотрудники радио «Свобода» продолжают работу на созданном ими сайте «Новая Свобода». Ушедших журналистов поддержали Михаил Горбачев и правозащитники во главе с Людмилой Алексеевой[35].

30 апреля 2013 года Маша Гессен покинула пост директора русской службы радио «Свобода»[36].

С января 2016 года исполняющим обязанности директора Русской службы Радио «Свобода» является Андрей Шарый[37].

В июне 2016 года был открыт доступ к архивам Радио «Свобода», содержащим записи 1953—1995 годов. Архив специализируется на систематизации запрещенных документов[38].

Русская служба РСЕ/РС[править | править вики-текст]

Русская служба РСЕ/РС — одна из редакций Радио Свобода. Корреспондентская сеть русской службы включает в себя несколько десятков внештатных корреспондентов во всех регионах России и многих странах мира.

В советские годы, наряду с другими так называемыми «вражескими голосами»Голос Америки», BBC, «Немецкая волна» и др.), являлась одним из основных источников независимой от советского руководства информации о событиях в СССР и мире.

Позывными сигналами Русской службы радиостанции долгие годы служила мелодия Гимна свободной России, музыку к которому написал композитор Александр Гречанинов в период Февральской революции 1917 года.

Сайт Радио Свобода (www.svoboda.org) — мультимедийный портал, регистрирующий в 2015-2016 годах .ежемесячно 6,5-7 миллионов посещений. На сайте публикуются оригинальные материалы — тексты, фото, видеорепортажи, а также расшифровки радиопрограмм, предоставляется возможность слушать эфир в режиме онлайн и с помощью подкастов. Сайт специализируется на прямых видеотрансляциях с места событий и производстве видео ток-шоу (16,5 часов в неделю). У Радио Свобода есть аккаунты в социальных сетях — Facebook, Twitter, ВКонтакте, Youtube, LiveJournal. Для смартфонов разработаны приложения Радио Свобода, доступные на AppStore и Google Play

Информационное вещание[править | править вики-текст]

Информационное вещание Русской службы составляют выпуски новостей (в начале каждого часа с 10:00 утра до 0:00 ночи в прямом эфире и выпуск новостей о событиях минувшего дня в 1:00 ночи) и программы «Время Свободы»

  • «Время Свободы. Итоговый выпуск» — ведущие: Валентин Барышников, Александр Гостев, Ирина Лагунина, Андрей Шароградский, Ярослав Шимов. Эфир: ежедневно в 20:05, повторы в 0:05, 2:05 и 4:05.
  • «Время Свободы. Итоги Недели» — ведущий: Дмитрий Волчек. Эфир: суббота в 20:05 повтор: воскресенье в 0:05 и 4:05.

Ток-шоу[править | править вики-текст]

Ежедневная сетка вещания РС включает в себя ток-шоу:

  • «Грани времени» — ведущий: Владимир Кара-Мурза. Эфир по будням в 21:05.
  • «Лицом к событию» — ведущий: Михаил Соколов или Елена Рыковцева. Эфир по будням в 19:05.

Программы о культуре[править | править вики-текст]

  • Ведущими программы о культуре «Поверх барьеров» являются Иван Толстой, Игорь Померанцев, Александр Генис («Американский час») и Дмитрий Волчек («Культурный дневник»).

Другие программы[править | править вики-текст]

Еженедельно в эфире звучат программы:

Известные сотрудники[править | править вики-текст]

Действующие[править | править вики-текст]

Бывшие[править | править вики-текст]

  • Вадим Белоцерковский (р. 1928) — активист российского правозащитного движения, публицист, комментатор в мюнхенской штаб-квартире РС[39].
  • Джованни Бенси — журналист, комментатор в мюнхенской штаб-квартире РС. Выступал под именем Фанческо Сартори[40].
  • Анри Волохонский — поэт, писатель, переводчик, редактор отдела новостей РС[41].
  • Гайто Газданов (1903—1971) — писатель, постоянный сотрудник РС в Мюнхене и Париже, в начале 1960-х возглавлял русскую редакцию РС[42].
  • Александр Галич — поэт, драматург, бард. Сотрудник РС в Мюнхене и парижского отделения[43].
  • Юрий Гендлер (1936—2011) — журналист, бывший политзаключённый, директор Русской службы РС.
  • Маша Гессен (р. 1967) — писатель, журналист, директор Русской службы с сентября 2012 по 30 апреля 2013.
  • Анатолий Гладилин — писатель, сотрудник парижского отделения РС в 1976—1986 гг.[44]
  • Молли (Риффель-) Гордин — журналистка, ведущая молодёжных и женских программ, еврейской программы «Шалом», создательница программы «Контакты». Пользовалась псевдонимом Инна Светлова. С сентября 1995 г. в Праге. (убита в 1997 г. в Пражском метро)[45].
  • Тенгиз Гудава (1953—2009) — писатель, журналист, редактор. Вёл программы по правозащитным и национальным темам. С сентября 1995-го в Праге[46][47].
  • Сергей Довлатов — русский писатель и журналист. Авторская передача нью-йоркского отделения РС[39].
  • Эрнст Зорин — актёр, диктор в мюнхенской штаб-квартире РС в 1980-е гг.[48] Ernest Zorin (англ.) на сайте Internet Movie Database.
  • Ирина Каневская (Хенкина) — журналист, на РС с середины 1970-х до 1995, ведущая программы «Аспекты» и др. Жена Кирилла Хенкина[49].
  • Михаил Коряков (1911—1977) — историк, основатель и ведущий программы «Россия вчера, сегодня, завтра»[50].
  • Геннадий Кацов (р. 1956) — поэт, писатель, журналист. Автор и ведущий передач по современной культуре в программе Петра Вайля «Поверх барьеров» (с 1989 по 1991 г.).
  • Эдуард Кузнецов (р. 1939) — писатель, публицист, политзаключенный, руководитель отдела новостей Русской службы в мюнхенской штаб-квартире РС в середине 1980-х гг.[51]
  • Владимир Кулистиков (р. 1952) — журналист, в 1993—1996 гг. сотрудник московского бюро РС, редактор программы «Либерти Лайв».
  • Евгений Кушев — поэт, журналист, сотрудничал с РС с начала 1970-х, заместитель главного редактора Русской службы РС в середине 1990-х[52].
  • Анатолий Лимбергер — журналист, ведущий общественно-политических программ РС в 1980—1990-е гг.[52]
  • Владимир Малинкович (р. 1940) — публицист, редактор и ведущий социально-политических программ РС; в 1980-е годы вёл программу «Советский Союз и национальный вопрос».
  • Владимир Матусевич (1937—2009) — киновед, журналист, в конце 80-начале 90-х — директор и главный редактор Русской службы РС.
  • Евгений Муслин — журналист, ведущий программ «Наука и техника наших дней» и «По следам Эскулапа»[53].
  • Юлиан Панич (р. 1931) — актёр, диктор, продюсер, режиссёр, ведущий культурных и общественных программ, создатель программы «Театральный зал Свободы». Первое время выступал на РС под именем Александр Виноградов. Julian Panich (англ.) на сайте Internet Movie Database.
  • Денис Пекарев (р. 1938) — диктор, продюсер и режиссёр в мюнхенской штаб-квартире РС. Создатель и ведущий программы "Из 15-й Студии «Радио Свобода» (1986)[54]. Denis Pekarev (англ.) на сайте Internet Movie Database.
  • Александр Перуанский — диктор, ведущий, один из руководителей русской службы РС в 1960-70-е гг. Выступал под именем Александр Воронин[55].
  • Лев Предтечевский — журналист, ведущий военных программ РС. Пользовался псевдонимом Михаил Карташов. Старший лейтенант советского военно-морского флота[56].
  • Леонид Пылаев (1916—1992, также Иван Октябрёв) — шансонье, ведущий развлекательных программ.
  • Глеб Рар — публицист, ведущий программ «Не хлебом единым», «Балтийский маяк», «Партнёр — Германия» и др. Пользовался псевдонимом Алексей Ветров[44].
  • Лев Ройтман — журналист, юрист, ведущий программ «Заметки юриста», «Советский Союз: события, проблемы, суждения», «Факты и мнения: Комментаторы за круглым столом»[57].
  • Евгений Рубин — спортивный журналист, редактор, постоянный участник передач нью-йоркского отделения РС[48].
  • Фатима Салказанова (1942—2015) — корреспондент «Радио Свобода» в Париже (1977—1990), редактор, и. о. директора Русской службы в Мюнхене (1990—1995).
  • Лариса Силницкая — журналистка, переводчица, редактор, сотрудница вашингтонского отделения РС в 1980—1990-е.
  • Аля (Рахель) Федосеева — журналистка, редактор и ведущая программ «Документы и люди» , «Писатели у микрофона»[39].
  • Виктор Федосеев — журналист, ведущий программы «Человек имеет право». Первые годы на радио выступал под именем Виктор Мартин[58].
  • Георгий фон Шлиппе — журналист, диктор. Выступал под именем Юрий Мельников[59].
  • Шрагин, Борис Иосифович — публицист, ведущий общественно-политических программ нью-йоркского отделения РС[44].
  • Савик Шустер (р. 1952) — полное имя и отчество Савелий Михайлович, журналист, военный репортер, ведущий информационных передач РС, создатель сети корреспондентов в СССР и России, шеф-редактор, затем директор московского бюро РС[60].
  • Владимир Юрасов (1914—1996) — писатель, публицист, сотрудник нью-йоркского отделения РС с первых дней работы радио[61].
  • Сергей Юрьенен (р. 1948), писатель, создатель и ведущий программ «Поверх барьеров» и «Экслибрис»[53].

Языки вещания[править | править вики-текст]

В настоящее время «Радио „Свобода“» вещает на следующих языках[62]:

В 2002 году на «Радио „Свобода“» было начато ежедневное часовое вещание на регионы Северного Кавказа[64]. Вещание включало в себя три 20-минутные программы на чеченском, аварском и черкесском языках (первоначально для программ на каждом из языков выделялось лишь по 15 минут, а оставшиеся 15 минут занимали русскоязычные программы для жителей Северного Кавказа).

31 мая 2016 года Северокавказская служба «Радио „Свобода“» была сокращена. Черкесская и аварская редакции были распущены. Чеченская редакция продолжит работу в расширенном формате. Соответственно вещание Северокавказской службы сократилось до ежедневной 20 минутной программы на чеченском языке утром и вечером[65].

В октябре 2009 года было начато вещание на русском языке на Абхазию и Южную Осетию. (программа «Эхо Кавказа»).

География вещания[править | править вики-текст]

Вещание прекращено[править | править вики-текст]

(согласно информации о годах прекращения вещания в некоторых странах на официальном сайте)

Вещание запрещено[править | править вики-текст]

Вещание запрещено по политическим мотивам в Беларуси, Иране, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане.

По некоторым данным, согласно закону Смита — Мундта (англ.), радиостанциям, в финансировании которых частично участвуют государственные органы США, в том числе и некоммерческой международной радиокорпорации «Радио „Свобода“», запрещается осуществлять вещание непосредственно для американских граждан[69]. Противники РС\РСЕ считают целью этого желания оградить граждан США от пропагандистских заявлений своего собственного правительства, в то время как сторонники РС\РСЕ считают, что вещание радиостанции в США нецелесообразно, так как радиостанция изначально задумывалась как рупор идей демократии, свободы и прав человека именно в несвободных странах.

Вещание на русском языке[править | править вики-текст]

Передачи ведутся на средних волнах[70], в эфире партнёрских радиостанций, а также через спутник и Интернет. 26 июня 2016 года коротковолновое вещание прекращено.

«Радио „Свобода“» на русском языке вещает на территорию России, Эстонии, Латвии, Литвы, Молдовы и Грузии. В октябре 2009 года было открыто русскоязычное вещание для Абхазии и Южной Осетии.

Вещание в России[править | править вики-текст]

С 1998 года бюро «Радио „Свобода“» находится в Москве по адресу: Старопименовский пер., 18.

Программы Русской службы Радио «Свобода» можно слушать на средних волнах на частоте 1386 кГц (ежедневно с 21:00 до 22:00 и с 0:00 до 6:00 по московскому времени)[70], через спутники Hot Bird и AsiaSat, и в интернете на сайте svoboda.org. До 26 июня 2016 года станция также вещала в коротковолновом диапазоне[71].

Вещание в Молдове[править | править вики-текст]

Населённый пункт Частота Время вещания Дни вещания
Бессарабка 105,0 МГц 23:00-24:00 суббота
Бессарабка 105,0 МГц 22:00-24:00 воскресенье

Вещание в Грузии[править | править вики-текст]

Программы Русской службы Радио «Свобода» можно услышать в эфире радиостанции «Radio Green Wave» ежедневно с 23:05 до 0:00 по местному времени.[72]

Частоты Radio Green Wave: http://www.greenwave.ge/build_site.php?menu=show_other&rec=174

Вещание в Эстонии[править | править вики-текст]

Программы Русской службы Радио «Свобода» можно услышать в эфире радиостанции «Raadio 4» с понедельника по пятницу с 16:00 до 17:00 и с 22:05 до 23:00 по местному времени.[73]

Частоты Raadio 4: https://static.err.ee/gridfs/4ABA103DCB315B3C7DBD3983BCDC979A18C4F5C6D047C45755CDBAB3F81FA74C.jpg?width=420

Вещание в Латвии[править | править вики-текст]

Программы Русской службы Радио «Свобода» можно услышать в эфире радиостанции «Latvijas radio 4» с понедельника по пятницу с 21:05 до 22:00 и с субботы по воскресенье с 18:05 до 19:00 по местному времени.[74]

Частоты Latvijas radio 4: http://lr4.lsm.lv/lv/lr4/chastoti/

Вещание в Литве[править | править вики-текст]

Программы Русской службы Радио «Свобода» можно услышать в эфире радиостанции «Žinių radijas» ежедневно с 21:00 до 6:00 (в субботу и воскресенье до 7:00) по местному времени.[75]

Частоты Žinių radijas: http://www.ziniuradijas.lt/pages/5-dazniai

Также программы Русской службы Радио «Свобода» можно услышать в эфире радиостанции «Radio Baltic Waves» на частоте 1386 кГц ежедневно с 21:00 до 22:00 и с 0:00 до 6:00 (московское время). Радиостанцию можно услышать на Европейской части России.

Критика[править | править вики-текст]

В монографии «Новые технологии борьбы с российской государственностью» В. И. Якунин, В. Э. Багдасарян, С. С. Сулакшин заявляют, что радиостанция «Свобода» занимается «обычной антироссийской пропагандой». По мнению этих авторов, несмотря на то, что радиостанция была создана для идеологической борьбы НАТО с социалистическим альянсом и Советским Союзом, характер её деятельности после распада СССР по существу не изменился[76].

Главными направлениями деятельности [радио «Свобода»] являются дискредитация российской власти, а нередко и российской культуры, информационная поддержка проамерикански настроенных противников существующего режима и пропаганда американизма. Кроме этого, значимой формой является поощрение сепаратистских настроений нерусских народов. Этот факт, в частности, подтверждается и бывшими сотрудниками национальных редакций корпорации, которые открыто заявляют об огромной роли РСЕ-РС в пробуждении «национального сознания»[77].

А. А. Мухин. Медиа-империи России

См. также[править | править вики-текст]

Примечания[править | править вики-текст]

  1. О Радио Свобода
  2. RFE/RL FAQ (How is RFE/RL funded and managed?) // RFE/RL: «RFE/RL is funded by the U.S. Congress through the Broadcasting Board of Governors (BBG).»
  3. RFE/RL Mission Statement
  4. Fast Facts
  5. В России запрещена ретрансляция «Голоса Америки» и «Радио Свобода» // NEWSru.com, 07.07.2006
  6. 1 2 3 4 5 Вячеслав Широнин. Агенты перестройки. Рассекреченное досье КГБ
  7. 1 2 3 4 5 Then And Now: Free Media In Unfree Societies
  8. 1 2 3 RFE/RL languages and language services
  9. Christopher Simpson. Blowback. America’s recruitment of Nazis, and its disastrous effect on our domestic and foreign policy. Collier / Macmillan, 1988
  10. Полвека в эфире. 1953
  11. RFE/RL Chronology
  12. 1 2 Римантас Плейкис РАДИОЦЕНЗУРА
  13. 1 2 3 Miller, Stephen. Inside Radio Free Europe/Radio Liberty. Partisan Review Publication Date: 01-JAN-03
  14. Панфилов, 1974, с. 106-109.
  15. Nelson L.E. Dateline Washington: Anti-Semitism and the Airwaves // Foreign Policy, No. 61 (Winter, 1985—1986), pp. 180—196
  16. Российский эфиролов № 1 январь 1997 г.
  17. Напр.: Телеинтервью с конгрессменом Лебутийе о радиовещании на СССР (12.10.1981); Соображения об американском радиовещании на русском языке (23.10.1981) // Солженицын А. И. Собр. соч. Вермонт-Париж. 1981. Т. 10.)
  18. Был опубликован сборник таких материалов: Радио «Свобода» в борьбе за мир… Сборник полемических статей. Сост. М. В. Назаров. Москва-Мюнхен, 1992.
  19. Dine Thanks Broadcasters for 'Job Well-Done'
  20. RFE/RL’s Balkan Service
  21. Джин Сосин «Искры Свободы» Воспоминания ветерана радио
  22. «Радио „Свобода“» переехало из Мюнхена в Прагу, не потеряв ни одной минуты своего круглосуточного вещания — интервью главного редактора русской службы «Радио „Свобода“» Петра Вайля, радиостанция «Прага», 13 сентября 2005
  23. RFE/RL Celebrates New Headquarters
  24. Андрей Бабицкий арестован в Дагестане // utro.ru, 27.02.2000
  25. Юрий Щекочихин. Что происходит с «Делом» Андрея Бабицкого?. «Новая газета». Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. 03.01.2000
  26. Владимир Максимов. Родине нужны 400 000 сапог. «Новая газета». Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. 10.02.2000
  27. Пётр Вайль, Савик Шустер: О том, что происходит с Андреем Бабицким и с Россией // 13.02.2000
  28. Паспорт Рушайло // «Компромат.ru»
  29. Peter Finn. Russia’s Signal to Stations Is Clear: Cut U.S. Radio (англ.). Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  30. Екатерина Власова. Нарушение закона в прямом эфире. «Российская газета». 11.07.2006
  31. RFE/RL’s Radio Svoboda
  32. об этом объявила глава представительства корпорации «Радио Свободная Европа» Елена Глушкова
  33. Радио «Свобода» прекратит вещание в эфире с ноября. Русская служба Би-би-си (21 сентября 2012). Проверено 24 сентября 2012. Архивировано из первоисточника 17 октября 2012.
  34. Президент радиостанции «Свобода» Стивен Корн уволен после развала московской редакции — ИТАР-ТАСС, 25/12/2012
  35. Леонид Бершидский: Почему Гессен уволят со «Свободы» — «Сноб», 27.12.12
  36. Изменения на Радио Свобода. // svoboda.org. Проверено 30 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 11 мая 2013.
  37. Андрей Шарый — Информация об авторе — Радио Свобода
  38. Радио Свобода открывает свои архивы для всех интересующихся историей Радио «Свобода», 04.06.2016
  39. 1 2 3 Радио Свобода: Полвека в эфире — Люди-1981
  40. Радио Свобода: Полвека в эфире — Люди-1977
  41. Радио Свобода: Полвека в эфире — Люди-1995
  42. Радио Свобода: Полвека в эфире — Люди-1954
  43. Радио Свобода: Полвека в эфире — Люди-1968
  44. 1 2 3 Радио Свобода: Полвека в эфире — Люди-1979
  45. Радио Свобода: Полвека в эфире — Люди-1972
  46. Тенгиз Гудава на «Радио Свобода»
  47. В Праге погиб журналист и правозащитник Тенгиз Гудава
  48. 1 2 Радио Свобода: Полвека в эфире — Люди-1986
  49. Радио Свобода: Полвека в эфире — Люди-1985
  50. Радио Свобода: Полвека в эфире — Люди-1955
  51. Радио Свобода: Полвека в эфире — Люди-1988
  52. 1 2 Радио Свобода: Полвека в эфире — Люди-1993
  53. 1 2 Радио Свобода: Полвека в эфире — Люди-1978
  54. Радио Свобода: Полвека в эфире — Люди-1992
  55. Радио Свобода: Полвека в эфире — Люди-1963
  56. Радио Свобода: Полвека в эфире — Люди-1958
  57. Радио Свобода: Полвека в эфире — Люди-1980
  58. Радио Свобода: Полвека в эфире — Люди-1976
  59. Радио Свобода: Полвека в эфире — Люди-1959
  60. Радио Свобода: Полвека в эфире — Люди-1987
  61. Радио Свобода: Полвека в эфире — Люди-1971
  62. Информация с официального сайта русской службы
  63. 1 2 RFE/RL’s Tatar-Bashkir Service
  64. 1 2 RFE/RL's North Caucasus Service
  65. [[1]]
  66. каждый рабочий день на 1 час ведётся прямое вещание на русском языке
  67. каждый день на 1 час ведётся прямое вещание на русском языке
  68. прекрщено — на лит. языке; на рус. языке вещание продолжается, в вечернее-ночное время
  69. http://mountainrunner.us/files/s-m/Smith-Mundt_Symposium_Final_Report.pdf
  70. 1 2 Radio Free Europe / Radio Liberty
  71. Радио Свобода 26 июня прекращает вещание на коротких волнах «Радио Свобода», 31.05.2016
  72. Greenwave
  73. Saatekava | Радио 4 / Raadio 4 | ERR
  74. Программа / Latvijas Radio
  75. Laidų tinklelis
  76. Якунин, Багдасарян, Сулакшин, 2013, с. 282-283.
  77. Мухин А. А. Медиа-империи России. — М.: Алгоритм, 2005. — С. 183.

Радио «Свобода» в мемуарах[править | править вики-текст]

Литература[править | править вики-текст]

Ссылки[править | править вики-текст]