Дело НТВ

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Дело НТВ (другие названия: «Захват НТВ» или «Спор хозяйствующих субъектов») — обобщённое название событий, происходивших в 19992003 годах вокруг вначале медиахолдинга «Медиа-Мост» и его владельца Владимира Гусинского, а затем журналистского коллектива главного СМИ холдинга — телекомпании НТВ. Обозначается российскими либеральными и некоторыми западными СМИ[1] как начало огосударствления медиа в России[2].

История вопроса[править | править код]

Телекомпания НТВ была создана 14 июля 1993 года журналистами программы 1-го канала РГТРК «Останкино» «Итоги» при финансовой поддержке руководителя «Мост-Банка» Владимира Гусинского. Официально днём рождения НТВ считается 10 октября 1993 года, когда «Итоги» впервые вышли в эфир по санкт-петербургскому телеканалу. Спустя несколько месяцев, в январе 1994 года, НТВ получило вечерний эфир на четвёртом телеканале, а после президентских выборов 1996 года — и всё эфирное время на этой частоте.

Одновременно с этим, количество медиаресурсов, которыми владел Гусинский, увеличивалось (газета «Сегодня», радиостанция «Эхо Москвы», оператор спутникового телевидения «НТВ-Плюс» и другие), и в январе 1997 года они были объединены в холдинг «Медиа-Мост», который возглавил сам бизнесмен, тем самым сосредоточившись на медиабизнесе[3]. Главным ресурсом «Медиа-Моста» оставался телеканал НТВ, который к 2000 году являлся крупнейшим частным телеканалом России, в эфире которого выходили не только информационные, но и развлекательные, публицистические, музыкальные и познавательные программы, а также кинофильмы и сериалы[4].

Предыстория: информационная война Гусинского против Березовского[править | править код]

В мае 1999 года Евгений Примаков ушёл в отставку с поста председателя Правительства России. В то время активное участие в формировании Правительства принимал участие пул олигархов, имеющих влияние на Кремль, среди которых был и Владимир Гусинский. Однако в составе Правительства Сергея Степашина людей, лоббирующих интересы олигарха, не оказалось, что дало повод СМИ Гусинского (в первую очередь, телеканал НТВ) сменить стратегию в отношении Президента России Бориса Ельцина и его окружения — начинается их яростная критика[5].

В свою очередь близкий к окружению Ельцина Борис Березовский[6] начал информационную кампанию против «Медиа-Моста» и его владельца через телеканал ОРТ, на информационную политику которого олигарх имел прямое влияние. В июле 1999 года в программах «Новости» и «Время» проходят сюжеты о финансовых проблемах «Медиа-Моста», связанных с неспособностью последнего отдать кредиты, взятые у «Газпрома», «Внешэкономбанка» и «Внешторгбанка» общим размером более 1 миллиарда долларов[5][7]. В свою очередь, НТВ в программе «Итоги» от 18 июля 1999 года выпустило сюжет с обвинениями в финансовых махинациях с концерном AVVA и «Чара-банком» в адрес Березовского и руководителя Администрации Президента РФ Александра Волошина[5].

Дальнейшая информационная война между СМИ Гусинского и Березовского происходит в контексте выборов в Государственную Думу 1999 года и президентских выборов 2000 года. На выборах в Госдуму СМИ Березовского выступили на стороне блока «Единство», которое поддерживало деятельность нового российского премьер-министра Владимира Путина. Пул СМИ Гусинского не поддерживал каких-либо политических сил, но свои симпатии выражал блокам «Отечество — Вся Россия» (с перспективой поддержки Евгения Примакова или Юрия Лужкова на выборах 2000 года) и «Яблоко»[8]. Однако деятельность данных политических сил (в основном ОВР) регулярно критиковалась так называемым «медиапулом Березовского», куда, помимо ОРТ, вошли телеканал «ТВ-6», газеты «Коммерсантъ», «Московская комсомолка», «Независимая газета», «Новые известия», журналы «Автопилот», «Власть», «Деньги», «Домовой» и «Огонёк». В результате «Единство» по результатам выборов опережает ОВР, а Примаков и Лужков отказываются от участия в президентских выборах 2000 года.

В результате отставки Бориса Ельцина с поста Президента РФ, 31 декабря 1999 года Путин назначается исполняющим обязанности Президента России. Выборы Президента РФ назначаются на 26 марта 2000 года. Владимир Гусинский категорически отказался поддерживать избирательную кампанию Путина. Во время предвыборной кампании СМИ Гусинского по-прежнему находятся в оппозиции к власти, критикуя теперь Владимира Путина, однако они оказываются не в силах помешать его победе на выборах.

Причины возникновения «Дела НТВ»[править | править код]

Причинами возникновения Дела НТВ называют:

  • Резкое критическое и сатирическое освещение политики Владимира Путина, в том числе в программах «Куклы» и «Итого» авторства Виктора Шендеровича. Резкую критику со стороны тогдашнего и. о. президента вызвал выпуск «Кукол» «Крошка Цахес», где Путин был представлен не в лучшем свете[9];
  • Проведение «Независимых расследований» по взрывам жилых домов в сентябре 1999 года[10] и гибели Артёма Боровика, желание докопаться до всей правды в истории «Рязанского сахара» — т. н. «учебном минировании» дома в Рязани осенью 1999 года[11];
  • Отказ от поддержки ряда политических партий и кандидатов на парламентских и президентских выборах 1999—2000 годов;
  • Критическое освещение Второй чеченской войны 1999—2000 годов в репортажах корреспондентов[12][13][14];
  • Освещение коррупционных дел, в которых были замешаны имена сподвижников президента, в частности, Павел Бородин[15]. Чиновники начали всячески избегать НТВ, перестали приходить на программы и давать интервью журналистам этого канала;
  • Освещение НТВ катастрофы АПЛ К-141 «Курск» в программах «Сегодня»[16], «Независимое расследование»[17] и документальном расследовании «Совершенно секретно. Информация к размышлению» и последующей реакции Путина на события[18].

Расколу в команде и кризисной ситуации на телеканале предшествовал уход с поста гендиректора НТВ Олега Добродеева на РТР в 2000 году[19][20]. Весной-летом 2000 года вслед за ним на государственный телеканал с частного стали переходить корреспонденты Елена Масюк, Аркадий Мамонтов, Евгений Ревенко и Михаил Антонов[21], рассматривавшие Добродеева как своего учителя[22]. Чуть позже с НТВ на РТР ушли Андрей Антонов, Сергей Гапонов[23], Владимир Лусканов[24], Пётр Ровнов[25], Юлия Ракчеева, Александр Абраменко и другие[26][27].

Проблемы «Медиа-Моста» с законом[править | править код]

29 января 2001 года. Журналисты НТВ на встрече с Владимиром Путиным

11 мая 2000 года сотрудники Генпрокуратуры, ФСБ[28] и ФСНП России произвели обыски в центральных офисах холдинга Гусинского «Медиа-Мост»[29] в Большом Палашёвском переулке и на Воронцовской улице[30] в связи с уголовным делом, возбуждённым в отношении холдинга 26 апреля по статьям 137 (нарушение неприкосновенности частной жизни), 138 (нарушение тайны переписки) и 181 (незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну) Уголовного кодекса РФ[31]. 16 мая в связи с обысками был создан Общественный совет НТВ, возглавленный Михаилом Горбачёвым[32][33].

13 июня 2000 года был арестован Владимир Гусинский — по обвинению в «хищении чужого имущества в крупном размере группой лиц путём обмана и злоупотребления доверием, с использованием служебного положения, мошенничество». Он был доставлен в Москву и помещён в следственный изолятор «Бутырская тюрьма»[34][35]. В то же время в СМИ появилось словосочетание «Протокол номер 6». В нём утверждалось, что, как только он (Гусинский) отдаст компанию, его уголовное преследование прекратится[36]. После этого Гусинский вылетает в Испанию, где и поселяется на постоянной основе[37].

19 сентября 2000 года Общественный совет НТВ рассмотрел ситуацию вокруг телекомпании в свете ставших известными подробностей переговоров «Газпром-Медиа» с «Медиа-Мостом». Совет считает, что этот вопрос напрямую связан с угрозой свободе слова в России[38].

В ноябре 2000 года Владимир Гусинский объявлен в международный розыск Генеральной прокуратурой РФ. Причиной этого стало возбуждение нового уголовного дела — бизнесмена обвинили в незаконном получении кредитов под несуществующие активы. 12 декабря 2000 года Гусинский был арестован, Генпрокуратура требует у Испании его выдачи. 22 декабря бизнесмен был освобождён из-под стражи после внесения залога в 1 миллиард песет (5 миллионов долларов), ему было запрещено покидать Испанию.

17 ноября 2000 года «Газпром» и «Медиа-Мост» подписали соглашение об урегулировании задолженности по кредиту в 211 млн долларов. Согласно этому соглашению Газпром получил в собственность 25 % акций плюс 1 акция радиостанции «Эхо Москвы», спутникового оператора «НТВ-Плюс», «НТВ-Профит», «НТВ-Мир кино» и других компаний, входящих в «Медиа-Мост»[39].

15 декабря 2000 года Налоговая инспекция Центрального Округа Москвы подала в Арбитражный суд иск против холдинга «Медиа-Мост» с целью обанкротить несколько крупнейших компаний холдинга: телекомпанию НТВ, телесеть ТНТ, систему спутникового телевидения «НТВ-Плюс» (каналы «Наше кино», «Мир кино», «Спорт», «Детский мир», «Футбол» и др.), НТВ-Интернет[40], издательский дом «Семь дней» (журналы «Семь дней», «Итоги», «Караван историй», газета «Сегодня»[41] и др.)[42][43].

16 января 2001 года был арестован бывший начальник финансового управления холдинга «Медиа-Мост» Антон Титов, которого обвинили в мошенничестве в крупных размерах, хищениях и отмывании денежных средств в сообщничестве с Гусинским.

17 января 2001 года суд решил перенести иск о ликвидации телекомпании ТНТ на 31 января 2001 года[44], а телекомпаний НТВ и «НТВ-Плюс» — на 2 февраля[45].

В январе 2001 года свою заинтересованность в покупке пакета акций проявил основатель канала CNN, американский медиамагнат Тэд Тёрнер[46], объявивший на пресс-конференции в Вашингтоне о «проекте крупных инвестиций в одну из российских компаний»[47].

В это же время Светлана Сорокина публично обратилась к президенту Путину[48] и напомнила, что журналисты, работающие на телеканале, не являются акционерами «Медиа-Моста» и не обвиняются в мошенничестве правоохранительными органами[49]. 29 января президент России Владимир Путин встретился с журналистами телекомпании НТВ в Кремле. Во встрече принимали участие генеральный директор НТВ Евгений Киселёв, главный редактор службы информации Григорий Кричевский, ведущие новостей Татьяна Миткова, Марианна Максимовская и Михаил Осокин, автор программы «Итого» Виктор Шендерович, корреспондент Алим Юсупов, ведущие программ Светлана Сорокина, Николай Николаев, Леонид Парфёнов и Ирина Зайцева[50]. По словам одного из участников встречи Виктора Шендеровича, во время одного из разговоров тогдашнего руководства НТВ с руководителем кремлёвской администрации были чётко обозначены три пункта капитуляции НТВ: прекращение журналистских расследований о коррупции в Кремле, изменение информационной политики по освещению второй чеченской войны и исчезновение персонажа Путина из программы «Куклы»[51]. Схожие требования по изменению информационной политики канала озвучивал и Альфред Кох[52].

Тем временем в марте 2001 года Гусинский был вновь арестован, так как на 15 марта были назначены судебные слушания по экстрадиции бизнесмена в Россию. 27 марта 2001 года он вновь был отпущен — на сей раз под залог в 5,5 миллионов долларов.

В этот же день в газетах «Комсомольская правда» и «Московская правда» было опубликовано открытое письмо видных деятелей российской науки, культуры и политики в защиту телекомпании НТВ под заголовком «Самое время начать беспокоиться»[53].

Захват НТВ[править | править код]

31 марта 2001 года на Пушкинской площади прошёл митинг в защиту телекомпании. Заявку на его проведение подали Союз журналистов России, Союз правых сил и партия «Яблоко»[54]. По разным данным, в нём приняло участие от 8 до 20 тысяч человек[55].

Я уверен в том, что нас нельзя оболванивать, что нам нельзя врать, как это делали раньше. Мы же все знаем, зачем уничтожают НТВ: затем, чтобы мы никогда с вами не услышали о том, что нас хотят отравить отходами; затем, чтобы мы никогда с вами не узнали, что из страны, как в прошлом году, увезли десятки миллиардов долларов; затем, чтобы нам можно было рассказывать, что борются с террористами; затем, чтобы нам можно было врать, что борются с коррупцией. А мы ведь знаем, что это не борьба с террористами, а широкомасштабная война, бессмысленная и жестокая, а мы ведь знаем, что это не борьба с коррупцией, а борьба со свободой слова. А что нам ещё расскажут? А как нам ещё будут лгать? Мы знаем это. Но мы хотим сказать всем: в истории останется не досужая болтовня и враньё пиарщиков и имиджмейкеров, в истории останется уничтожение свободы слова, трупы и трупы, коррупционеры и продажная власть — вот что останется в истории. А будущее за нами. За нами правда и за нами свобода. Спасибо, что пришли. Мы выиграем.

— Председатель партии «Яблоко» Григорий Явлинский

Сегодня тысячи москвичей выступили в поддержку НТВ. Это показывает, что для огромного количества людей в нашей стране свобода слова — не пустые слова. А нормального государства без учёта общественного мнения не может быть.

— Генеральный директор НТВ Евгений Киселёв

В знак солидарности с журналистами телекомпании НТВ также был выпущен специальный выпуск «Общей газеты»[56].

2 апреля Преображенский районный суд Москвы и Фрунзенский районный суд Саратова запрещают проведение заседаний совета директоров НТВ. Но на следующий день судьи, вынесшие решения, отменили их.

Утром 3 апреля в здании Газпрома проходит собрание акционеров телекомпании, в котором принимают участие представители самого Газпрома и компании Capital Research & Management. Председателем совета директоров НТВ избран Альфред Кох, генеральным директором — Борис Йордан, главным редактором — Владимир Кулистиков.

Состав Совета директоров:

  1. генеральный директор ЗАО «НТВ-Кино» Владилен Арсеньев;
  2. председатель правления ОАО «Газпром» Рем Вяхирев;
  3. первый заместитель председателя правления «Газпрома» Вячеслав Шеремет;
  4. председатель совета директоров ЗАО «Газпром-медиа» Александр Казаков;
  5. генеральный директор «Газпром-медиа» Альфред Кох;
  6. заместитель генерального директора ЗАО «Газпром-медиа» Александр Резников;
  7. журналист НТВ Леонид Парфёнов;
  8. исполнительный директор компании «НТВ-холдинг» Михаил Шмушкович;
  9. генеральный директор НТВ Евгений Киселёв;
  10. заместитель генерального директора «НТВ-холдинга» Сергей Скворцов;
  11. председатель правления РИА «Вести» Владимир Кулистиков.
В тот же день позднее опубликовано следующее заявление:

Мы, журналисты телекомпании НТВ, заявляем: сегодняшнее собрание акционеров телекомпании, проводимое по инициативе «Газпром-Медиа», незаконно.

Мы понимаем, что конечная цель этого собрания, как и всех действий власти против НТВ — установление полного политического контроля над нами. Не сомневаемся, что Владимир Путин, как и прежде, в курсе всего происходящего и, значит, несёт ответственность за последствия.

Мы знаем, что готовится замена генерального директора НТВ. Мы уверены, что это приведёт к смене редакционной политики и потере лица канала. Евгений Киселёв — один из основателей НТВ, мы работаем вместе восьмой год и полностью ему доверяем. НТВ — это прежде всего команда. И без Киселёва мы её себе не представляем. Заявляем, что для нас нет иного генерального директора. Это наша позиция и мы её будем отстаивать.

Сегодня в 18:00 журналисты НТВ дают пресс-конференцию, на которой они разъяснят свою позицию коллегам из других СМИ.

К шести часам вечера письмо подписали 357 сотрудников телекомпании[57].
На проходившей в 18 часов у семнадцатого подъезда телецентра «Останкино» пресс-конференции журналистов её участники подтвердили своё намерение бороться до конца[58].
В 19:00 выпуск программы «Сегодня» с Михаилом Осокиным вышел из большой студии НТВ (11-й студии Останкино), где в конце 90-х, начале 2000-х снимались «большие» программы канала с присутствием зрителей и массовки. За спиной у ведущего сидели сотрудники, работающие на НТВ — не только ведущие и корреспонденты, но и операторы, режиссёры, технические сотрудники. На логотип НТВ был наложен красный круг и надпись «ПРОТЕСТ!»[59]. Внутри программы изменений не было[60]. Спустя час в эфир вышел экстренный выпуск «Итогов»[61]. Вещание канала было на некоторое время переведено на круглосуточный режим[62].

4 апреля была начата акция гражданского неповиновения. Также было объявлено, что представители «Газпрома» (при условии, что они будут иметь на руках необходимые документы), будут пропущены на этаж НТВ, и им не будут оказывать сопротивления, но подчиняться им не будут. С эфира были сняты все программы, кроме информационных, а в перерывах между ними демонстрировалась студия программы «Сегодня», коридоры телецентра и стихийный пикет возле 17 подъезда «Останкино», а также реклама[63].

Утром на пленарном заседании Государственной думы предложение фракции «Яблоко» обсудить ситуацию вокруг НТВ отклонено большинством голосов[64].
В. 13:00 информационное агентство «АиФ-Новости» сообщило со ссылкой на источники в Газпроме, что если журналисты не прекратят сопротивление, компания потребует начать аудит финансовой отчётности телекомпании.
Московский арбитражный суд отказал Налоговой инспекции № 3 ЦАО г. Москвы в рассмотрении иска о ликвидации телекомпании[65].
Союз журналистов России призвал всех журналистов участвовать в акциях протеста против захвата НТВ. В регионах такие акции уже начали проходить: томская телекомпания ТВ2 также сняла с эфира все программы, а в информационных выпусках освещала ситуацию вокруг телекомпании. Журналистов НТВ поддержали их коллеги из Новосибирска, Алтая и Санкт-Петербурга[65].

5 апреля появились первые сообщения о том, что в 6:00 МСК в эфир выйдет некое «Лже-НТВ». В тот четверг утром новости должны были вести Пётр Марченко и Наталья Забузова, появление каких-либо других ведущих в эфире означало подмену[66]. В тот же день журналистский коллектив телекомпании был поддержан журналистами телекомпании ТНТ[67], а журналисты НТВ объявили о возобновлении полноценного вещания канала «в интересах телезрителей»[68].

7 апреля было опубликовано открытое письмо Леонида Парфёнова Евгению Киселёву, где он заявил о своём уходе с телеканала:

«Мне даже не интересно, по приказу ли ты, уходя, сжигаешь деревню до последнего дома или действуешь самостоятельно. Ты добиваешься, чтобы "маски-шоу" случились у нас в "Останкино", ты всеми средствами это провоцируешь. Ты держишь людей за пушечное мясо, пацаны у тебя в заложниках, потому что не знают другой жизни, кроме как быть привязанными пуповиной к "Итогам", и значит, то, что делаешь ты, — это растление малолетних. На нашем восьмом этаже, из окна которого развевается флаг НТВ, нет уже ни свободы, ни слова[69]... »

Чуть позже Парфёнов вернулся на канал, а с осени 2001 года у него появилась собственная информационная программа «Намедни»[70].

8 апреля в сюжете программы НТВ «Итоги» был показан сюжет о митинге в защиту НТВ в Санкт-Петербурге, во время которого корреспондент Илья Зимин высказал свою точку зрения о происходящем:

«Чего хочет власть? Власть хочет, чтобы мы припудривали ей нос, чтобы мы превратились в службу быта и выводили пятна с их грязных мундиров. Мы этого делать не умеем[71].»

9 апреля в эфире программы «Криминал» в 19:40 её автор и ведущий Михаил Фролов заявил о том, что программа больше не будет выходить в эфир НТВ[72]. Журналисты, работавшие в программах «Криминал» и «Криминал: Чистосердечное признание», изначально поддерживавшие общую позицию журналистского коллектива НТВ[73], также покинули телеканал почти в полном составе[74].

«В сложившейся ситуации мы не можем найти общего языка с теми людьми, которые сегодня определяют политику этого канала. И мы уходим. Надеемся, что наши постоянные зрители нас простят. До свидания[75].»

Помимо программы «Криминал», в течение дня с телеканала также ушли и не выходили на работу следующие несколько дней ведущие программы «Сегодня» Наталья Забузова и Татьяна Миткова, корреспонденты телепрограмм «Сегодня» и «Итоги» Алексей Пивоваров и Антон Гришин[76][77].

16 апреля 2001 года. Путин на встрече с Добродеевым не принимает отставку с поста председателя ВГТРК

В ночь с 13 на 14 апреля 2001 года произошёл силовой захват и национализация телеканала властью[78]. Представители «Газпрома» заменили охрану на восьмом этаже, занимаемом НТВ, и аннулировали старые пропуска, допустив в помещение только тех сотрудников, которые признали новое руководство. На НТВ в это время не было Евгения Киселёва, который встречался в Испании с Владимиром Гусинским, а впереди было два выходных дня, что затрудняло обращение в суд[79].

На НТВ в качестве частных лиц также прибыли ранее работавшие на этом канале корреспондент РТР Аркадий Мамонтов и Олег Добродеев. Последний вскоре публично заявил о своей отставке с поста председателя ВГТРК. Эта отставка не была принята президентом Путиным[80][81][82]. Объявившие о своём уходе несколько дней назад сотрудники телекомпании (Миткова, Пивоваров, Парфёнов, программа «Криминал») также приехали в ту ночь в Останкино и объявили о согласии сотрудничать с новым руководством[83].

Утром 14 апреля в эфир на четвёртой кнопке из студии ТНТ вышел специальный выпуск новостей с ведущими Андреем Норкиным и Виталием Бузуевым[84]. Новостей в привычном понимании слова в том выпуске не было, был озвучен авторский взгляд ведущих на события, произошедшие на 8-м этаже телецентра. Через несколько минут вещание на Москву было прервано[85]. Чуть позже в эфире появилась настроечная таблица, сменившаяся сериалом «Закон джунглей». В 10:00 МСК в эфир четвёртой кнопки вышел первый выпуск программы «Сегодня» «нового» НТВ. Информации о ситуации вокруг канала не было, Ольга Белова просто объявила, что «новое руководство телекомпании НТВ сегодня приступило к выполнению своих обязанностей»[86]. В эфир НТВ в тот день вышли также старые выпуски программы «О, счастливчик!», программы «Без рецепта», «Дог-шоу» и «Женский взгляд» со свежими выпусками[87]. Выпуск новостей в 16:00 подготовили корреспонденты из программы «Криминал», несколько дней назад заявившие об уходе с канала[88].

Судьба коллектива НТВ, Гусинского и других СМИ «Медиа-Моста»[править | править код]

В 15:20 14 апреля 2001 года было объявлено о том, что НТВ прекращает производство передач «Итоги», «Тушите свет», «Глас народа», «Независимое расследование», «Итого» и «Свидетель века». Вместо перечисленных программ в эфире временно транслировались художественные фильмы[89]. Кроме того, телеканал лишился прав на показ ряда кинофильмов[90] и телесериалов, транслировавшихся на нём ранее[91].

В творческом коллективе НТВ произошёл раскол. В течение всего дня 14 апреля телекомпанию покинули около 350 сотрудников «старого НТВ»[92]. Из них как минимум 47 человек — люди, определявшие лицо канала[93]. Вместе с бывшим главным редактором канала Евгением Киселёвым и старым составом руководства они перешли сначала на канал ТНТ[94][95], а через месяц — на ТВ-6[96] по приглашению владельца канала Бориса Березовского, который к тому моменту лишился контроля над ОРТ и перешёл в оппозицию к власти[97]. Большая часть ведущих новостей спорта НТВ стали делать выпуски новостей для канала ТНТ, а позже и для ТВ-6, в связи с тем, что в последние годы у НТВ своей спортивной редакции не было, а для спортивных эфиров заключались договоры с «НТВ-Плюс»[98][99]. Вместо ушедших с канала региональных и иностранных корреспондентов[100] репортажи для новостных блоков НТВ в течение некоторого времени готовили преимущественно стрингеры или редакторы-международники, до назначения новых заведующих корпунктами; освободившиеся места ведущих программы «Сегодня» заняли бывшие корреспонденты НТВ или же ведущие, ранее работавшие в утреннюю смену[101].

В ноябре 2001 года «Газпром» стал контролирующим собственником большинства компаний «Медиа-Моста»[121], а спустя несколько месяцев, в июле 2002 года, Гусинский продал оставшиеся пакеты всех компаний, которыми до этого владел в качестве миноритарного акционера[122].

Смена собственника «Медиа-Моста» привела к значительным изменениям в работе и устройстве всех бывших средств массовой информации Гусинского. Новым владельцем сразу же была закрыта газета «Сегодня», а из журнала «Итоги» была уволена вся команда главного редактора Сергея Пархоменко[123][124]. Американский журнал Newsweek прекратил сотрудничество с новым коллективом «Итогов»[125], целиком и полностью состоящего из сотрудников газеты «Сегодня». Ушедшие сотрудники вместе с Сергеем Пархоменко создали новое издание — «Еженедельный журнал»[126].

Большинство приобретённых «Газпромом» активов испытывали трудности с нехваткой финансирования, среди них были телесеть ТНТ, система спутникового телевидения «НТВ-Плюс», радиостанции «Эхо Москвы» и «Спорт-FM», которая прекратила своё вещание из-за задолженности с использованием передатчика[127][128]. Станция возобновила вещание уже в составе холдинга «Газпром-Медиа» и работала до 24 февраля 2005 года, после чего эфир передали «Радио Тройка». По причине недофинансирования компанию «НТВ-Плюс» в сентябре 2001 года объявил об отставке её генеральный директор Евгений Якович[129][130] (официально покинул должность только в марте 2002 года).

Центральный актив — телеканал НТВ также испытывал трудности: из-за финансовых затруднений и плохих менеджеров канал был на грани закрытия[131][132].

Сайт НТВ (NTV.ru, newsru.com) и международная версия канала до 2001 года (NTV-International, ныне RTVi) перестали считаться таковыми, поскольку не были связаны с юридическими лицами, обременёнными обязательствами перед «Газпромом»[133][134], поэтому остались в сфере влияния прежнего собственника НТВ Владимира Гусинского[135]. В конце 2001 года НТВ запустила новую международную версию — «НТВ Мир»[136], а в феврале 2002 года — новый сайт, первоначально доступный по адресу ntv-tv.ru[137]. Оригинальный домен ntv.ru 13 ноября 2002 года был передан телекомпании по взаимной договорённости[138].

В то же время «Эхо Москвы» создаёт дочернюю радиостанцию «Арсенал» на случай смены руководства «Эха» и изменения вещательной политики[139].

Российские власти пытались экстрадировать обвинённого в мошенничестве Владимира Гусинского[140] из Испании, однако в выдаче им было официально отказано, поскольку Генеральная прокуратура РФ не смогла представить убедительных доводов, что он преследуется как уголовный преступник.

Суд над бывшим финансовым управляющим «Медиа-Моста» Антоном Титовым состоялся в декабре 2002 года. По большинству пунктов обвинения он был официально оправдан, по оставшимся был осужден на три года[141]. Титов был освобождён по амнистии в зале суда[142].

Переход журналистов из НТВ и отключение ТВ-6[править | править код]

До 2001 года бо́льшую часть эфирного времени телеканала ЗАО МНВК ТВ-6 занимали молодёжные развлекательные программы[143]. Однако после прихода на телеканал сотрудников «старого» НТВ телеканал приобрёл общественно-политическую направленность, а развлекательная составляющая ушла на второй план[144]. Расширение информационно-аналитического вещания на шестой кнопке началось ещё осенью 1999 года, после того, как контрольный пакет акций телеканала перешёл к Борису Березовскому[145][146].

14 апреля 2001 года, спустя несколько часов после своего ухода с НТВ, Евгений Киселёв принимает предложение Березовского стать исполняющим обязанности генерального директора ЗАО «МНВК». Большая часть ушедших с «четвёртой кнопки» вместе с Киселёвым сотрудников начали снимать свои материалы для новостей канала ТВ-6, не являясь штатными сотрудниками этого телеканала.

Факт прихода журналистов старого НТВ на телеканал вызвал нежелание работать с ними у сотрудников старой Службы информации во главе с главным редактором Михаилом Пономарёвым. 16 апреля 2001 года Пономарёв, а вслед за ним и 50 сотрудников Службы информации из 85, среди них ведущие выпусков новостей Александр Сапожников и Анна Павлова[147], подали заявления об уходе с ТВ-6; телеканалы ОРТ, РТР и НТВ выразили готовность трудоустроить их[148][149]. После массового ухода на канале осталось небольшое количество корреспондентов[150] и технических сотрудников службы[151], согласившихся работать с новыми менеджерами. В 15:00 17 апреля в эфир ТВ-6 вышел выпуск, подготовленный журналистами программы «День за днём. Шкала новостей»[152].

С вечера 17 апреля на ТВ-6 стали выходить выпуски новостей, подготовленные командой Евгения Киселёва[153][154]. Продолжались эфиры команды и на канале ТНТ[155], но до 13 мая. 22 апреля 2001 года на ТВ-6 впервые вышли «Итоги»[156], вслед за ними постепенно стали появляться и другие передачи старого НТВ[157].

14 мая 2001 года на очередном собрании акционеров МНВК были уволены председатель Совета директоров телеканала Игорь Шабдурасулов, исполнительный директор канала Александр Пономарёв[158] и член Совета директоров ТВ-6 Руслан Фомичев[159]. Евгений Киселёв официально вступил в должность генерального директора МНВК, исполнительным директором был назначен бывший генеральный директор ТНТ Павел Корчагин. Бывший заместитель генерального директора и главный продюсер МНВК Иван Демидов подал заявление об уходе с занимаемого поста[160]. Также заявил о своей отставке заместитель главного продюсера Андрей Сафронов. В результате перестановок Александр Пономарёв перешёл на ВГТРК, став генеральным директором телеканала «Культура»[161].

Новое руководство ТВ-6 в лице Киселёва почти сразу же приступило к изменению концепции шестого телеканала с «молодёжно-развлекательной» на «общественно-политическую». В результате этого новое руководство закрыло 17 развлекательных передач[162][163][164]. С 3 сентября канал переходит на новую сетку вещания[165][166][167], в которой из традиционных развлекательных программ предыдущей команды остались только небольшая их часть[168][169] и запущенное в октябре первое в России реалити-шоу «За стеклом»[170].

27 сентября 2001 года один из владельцев телекомпании ТВ-6, негосударственный пенсионный фонд «Лукойл-гарант» подал судебный иск с требованием объявить телекомпанию банкротом и ликвидировать МНВК[171].

19 октября 2001 года новостное агентство «Телевизионная служба новостей» (ТСН), которое производило выпуски новостей для ТВ-6 в 19971999 годах, подало иск против канала в суд на 5 миллионов долларов. Соглашение на производство новостей с этой компанией было заключено ещё при старом руководстве и было разорвано по причине их непопулярности[172].

В ноябре 2001 года ТВ-6 начинает испытывать проблемы с показом некоторых телепередач. Минпечати России прислало в телекомпанию письмо с целью прекратить показ программ «Итого», «Глас народа», «Новейшая история», «Интересное кино» и «Забытый полк», названия которых зарегистрировал на себя телеканал НТВ[173]. В декабре телеканал приостанавливает производство некоторых передач[174][175].

29 декабря 2001 года Федеральный арбитражный суд Московского округа отменяет решение о ликвидации МНВК и направляет дело на новое разбирательство в Московский арбитражный суд. 4 января 2002 года зампред Высшего арбитражного суда Эдуард Ренов в порядке надзора выносит протест на решение Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 декабря. Формальным поводом для закрытия стали долги ТВ-6[176].

Против закрытия ТВ-6 выступили Борис Ельцин[177], Михаил Горбачёв[178], Григорий Явлинский[179], Руслан Аушев[178], Вячеслав Володин[178], Ирина Хакамада[180], Борис Немцов[181], Любовь Слиска[182], Ясен Засурский[183], Александр Вершбоу[184], Валерия Новодворская[185] и Владимир Познер[186]. В некоторых российских городах проходили стихийные митинги в поддержку телеканала[187][188].

15 января 2002 года на общем собрании трудового коллектива ТВ-6 ведущими журналистами телеканала было принято решение учредить вместо «МНВК» новую телекомпанию в лице ООО «ТВ-6»[189]. Среди учредителей были 36-47 человек из трудового коллектива канала, как из «старого», так и из «нового» состава сотрудников[190]. Гендиректором новой организации был назначен Евгений Киселёв. Первоначально это ООО рассчитывало пройти необходимые юридические процедуры и попросить у Минпечати лицензию на вещание, отобранную у МНВК, а в марте 2002 года оно стало одним из владельцев ЗАО «Шестой телеканал»[191].

Вечером 21 января 2002 года спортивный комментатор Владимир Маслаченко заявил о том, что спортивный и футбольный каналы «НТВ-Плюс» готовы заполнить пустующее время на шестой кнопке[192].

В ночь с 21 на 22 января 2002 года, во время трансляции передачи Владимира Соловьёва «Соловьиная ночь»[193] вещание ТВ-6 было приостановлено, а в помещениях было отключено электропитание[194]. До официально объявленного по программе конца эфира телеканал должен был показать премьерные выпуски ещё как минимум двух передач — «За стеклом» и «Дорожный патруль»[195]. В 7:00 МСК[196] в Москве и Подмосковье на шестом телеканале началась демонстрация программ спортивного спутникового канала «НТВ-Плюс Спорт»[197][198]. В других городах на месте ТВ-6 транслировались другие каналы. Например, в Санкт-Петербурге транслировался канал Fashion TV (позже его заменили на «НТВ-Плюс Спорт»), в Барнауле, Магнитогорске и Белоруссии — канал ТВЦ, в Молдавии — ТНТ, в Казахстане — NTV-International, в Краснодаре, Нижнем Новгороде и Новосибирске — ТВ-3[199][200]. В первые дни после отключения в ряде городов вместо ТВ-6 показывали передачи одного из местных каналов (Владивосток, Екатеринбург, Самара, Тула) или чёрный экран (Волгоград, Калининград)[201]. Согласно экспресс-анализам из регионов, ряд региональных телекомпаний, в том числе и филиалы МНВК, первые дни заполняли возникшие эфирные дыры собственной телепродукцией или же архивными записями программ из телеэфира ТВ-6 последних дней его вещания[202][203]. Позднее в некоторых городах также началось вещание «НТВ-Плюс Спорт».

После закрытия канала его аудитория в Москве уменьшилась на 10 %, в России — на 7,7 % по сравнению с показателями от 14—18 января 2002 года[204][205][206]. Так, в период вещания на метровой частоте рейтинги «НТВ-Плюс Спорт» не поднимались выше 0,19 % по России и 0,7 % по Москве, что значительно меньше показателей как ТВ-6, так и других центральных телеканалов[207], за исключением короткого периода в феврале, когда канал почти в полном объёме показывал олимпийские трансляции из Солт-Лейк-Сити, и московские рейтинговые показатели достигали цифр в 10-11 %[208].

22 января 2002 года информационные передачи ТВ-6 начали выходить в аудиоварианте на радиостанции «Эхо Москвы»[209]. Их выход продолжился до марта того же года[210]. Программа «За стеклом-2» стала выходить на ТНТ[211], а программы «Дорожный патруль» и «Вы-очевидец», ранее выходившие на этом канале, перешли на каналы «Россия» и REN-TV соответственно[212][213]. Там же они были окончательно закрыты. Замена программ ТВ-6 на спортивные программы производства «НТВ-Плюс» вызвала неоднозначную реакцию в обществе.[214][215][216] Ситуация вокруг телеканала — главная новость в информационных программах всех телеканалов, в том числе ОРТ[196], РТР[217], НТВ[187] и REN-TV.

23 января и 12 февраля 2002 года на заседании Госдумы некоторые депутаты предложили оставить канал ТВ-6 спортивным[218]. Возникает вопрос о необходимости круглосуточного спортивного вещания в стране. Неясные перспективы и серьёзные споры о том, кто же будет вещать на шестом телевизионном канале привели к тому, что спортивный телеканал производства «НТВ-Плюс» («Спорт на шестом канале») продолжил вещание до мая 2002 года[219][220].

Частота ТВ-6 была выставлена на конкурс, который состоялся 27 марта 2002 года. В нём приняли участие Олимпийский комитет России[221], телекомпании АТВ[222], ТНТ-Телесеть[223], 7ТВ[224], некоммерческое партнёрство «Медиа-Социум», Иван Демидов с концепцией «Твой канал»[225] и многие другие. СТС, ВГТРК и REN-TV отказались от участия в конкурсе по разным причинам[226][227].

27 марта 2002 года некоммерческое партнёрство «Медиа-Социум» выиграло конкурс на право вещания на шестом телеканале[228].

За время отсутствия в эфире команды Киселёва с января по май 2002 года, её по разным причинам успели покинуть Андрей Норкин[229], Вячеслав Крискевич (ушли на RTVi)[230], Виталий Бузуев, Иван Усачёв[231] (ушли на REN-TV), Эрнест Мацкявичюс[232] (ушёл на РТР), Юлия Бордовских[233][234], Василий Уткин, Кирилл Кикнадзе[235] и Владимир Чернышёв (вернулись обратно на НТВ)[236]. Все остальные штатные сотрудники ЗАО «МНВК» (их к тому моменту насчитывалось около 1000 человек) были переведены на работу в ЗАО «Шестой телеканал» в рамках ликвидации вещателя ТВ-6[237].

23 мая 2002 года «Медиа-Социум» получил лицензию на вещание[238].

29 мая 2002 года Химкинский городской суд признал незаконными действия МНВК по прекращению вещания ТВ-6[239].

В ночь на 1 июня 2002 года «НТВ-Плюс Спорт» завершил своё вещание на шестом канале. Спустя год после прекращения эфирного вещания тогдашний руководитель спортивных каналов компании Алексей Бурков сказал, что на этом проекте компания потеряла порядка шестисот тысяч долларов[240], но тем не менее, опыт вещания на метровой частоте оказался положительным[241].

22 декабря 2003 года Московский арбитражный суд признал незаконным конкурс на право вещания на шестом метровом канале, проведенный Министерством печати в конце марта 2002 года[242].

Закрытие ТВС[править | править код]

1 июня 2002 года, в 8:00 МСК телеканал ТВС впервые вышел в эфир на шестом телеканале[243][244]. В ротации канала были сохранены почти все программы, которые выходили на ТВ-6 до его отключения[234][245]. Весь штат телеканала полностью состоял из бывших сотрудников телеканалов НТВ и ТВ-6[246]. Первым гендиректором ТВС был Александр Левин, совмещавший административную и продюсерскую работу. Спустя два месяца после назначения на пост он перестал устраивать акционеров телекомпании, крупных российских олигархов[247]. Первая серьёзная неудача канала — телепроект «За стеклом-3. Теперь ты в армии!», производившийся совместно с украинским «Новым каналом» и прерванный незадолго до своего окончания по финансовым причинам[248][249][250].

22 июля 2002 года Московский арбитражный суд признаёт незаконность ликвидации МНВК. Теперь получается, что две телекомпании должны использовать одну и ту же на частоту[251].

В конце 2002 — начале 2003 годов начинаются проблемы с финансированием, в прессе появляются сообщения о том, что телеканал может быть закрыт или перепрофилирован. В течение нескольких месяцев журналисты не получали заработную плату, однако продолжали работать[252]. Многие сотрудники телекомпании под обязательства получения этой недополученной зарплаты были вынуждены влезать в долги, кредиты и ипотеку, сами же долги при ликвидации телекомпании не были выплачены ни одному сотруднику[253][254] вплоть до настоящего времени[255]. В то же время долги ТВС Внешэкономбанку достигли суммы в $100 миллионов. Становится известно и о других нарастающих долгах телеканала[256].

17 марта 2003 года[257] из-за конфликта с Евгением Киселёвым[258] с канала уходит руководитель информационного вещания Григорий Кричевский[259]. Ряд видных сотрудников ТВС — среди них были Владимир Кара-Мурза, Алексей Воробьёв, Елизавета Листова, Владимир Соловьёв, Виктор Шендерович, Михаил Осокин и Марианна Максимовская — посчитали невозможным работать под его руководством[260]. Чуть раньше из-за конфликта с Кричевским команду Киселёва покинули Светлана Сорокина, Вячеслав Крискевич, Андрей Норкин, Ашот Насибов[261].

В апреле 2003 года в связи с финансовым кризисом на канале закрывается ряд передач, таких как «Земля — Воздух», «ABS», «Паутина» и «Публичные люди»[262]. Параллельно в СМИ появилась информация о том, что известный тележурналист, бывший заместитель генерального директора «Первого канала» Александр Любимов, в скором времени станет генеральным директором ТВС и перестроит сетку вещания в соответствии с собственной концепцией[263]. Предполагалось упразднить должность главного редактора, которую занимал Евгений Киселёв, а также слить её с должностью гендиректора. Среди программ, которые по инициативе Любимова могли попасть под закрытие, были абсолютно все телепроекты, делавшиеся на ТВС экс-сотрудниками НТВ и ТВ-6, которые планировалось заменить художественными фильмами и развлекательными шоу[264]. Но его назначение в конечном итоге не состоялось[265].

Со 2 июня 2003 года кабельный оператор «Мостелеком» начал отключать трансляцию ТВС на территории Москвы с формулировкой «за неуплату за распространение сигнала»[266][267][268]

17 июня 2003 года главный редактор ТВС Евгений Киселёв заявил о невозможности продолжать вещание, и 23 июня телеканал навсегда исчезнет из телеэфира[269].

19 июня 2003 года в прессе появилась информация о том, что уже с четверга на месте ТВС начнёт вещание новый телеканал ВГТРК «Спорт»[270][271], впервые появившийся в эфире 12 июня 2003 года, в День независимости[272]. В последние дни вещания звёзды ТВС начали прощаться со зрителями в рамках своих передач. Владимир Кара-Мурза и Виктор Шендерович[273] заявили, что окончательно уходят с телевидения[274]. В последнем выпуске аналитической программы «Итоги», который так и не вышел в эфир, Евгений Киселёв и бригада программы хотели попрощаться со зрителями, которые смотрели эту программу на протяжении 11 лет[275].

В ночь с 21 на 22 июня 2003 года, в 0:02 МСК во время трансляции на канале рекламы чипсов Lays[276] в рамках художественного фильма «Репортаж» вещание ТВС было отключено в интересах телезрителей на всей сети распространения этого телеканала[277][278]. В помещениях ТВС были отключены городские телефоны и Интернет. По кабельным сетям сигнал ТВС также не распространялся, вещание было оборвано статичным кадром из художественного фильма «Репортаж»[279].

В 0:25 МСК на шестом канале начал работу новый государственный телеканал «Спорт». Шёл повтор трансляции футбольного матча Чемпионата России «Ротор» — «Локомотив» от 19 июня 2003 года[280] (без звука). Для этого Минпечати временно, до конца 2004 года предоставило частоту[281]. 6 августа 2003 года ТВС начал возвращать МНВК всё имевшееся оборудование[282].

После этого единственный оставшийся законный владелец лицензии на шестую кнопку — Московская независимая вещательная корпорация — передала свои права на вещания телеканалу «Спорт»[283], изначально — до 31 декабря 2003 года.[284] Параллельно, в различных СМИ неоднократно появлялась информация о том, что в течение 2003—2004 годов «Спорт» может исчезнуть с шестой кнопки, а на его место придёт общественно-политический телеканал производства ВГТРК[285][286]. МНВК же к тому времени находилась в процессе ликвидации и не имела права заниматься хозяйственной деятельностью.

В апреле 2006 года МНВК была ликвидирована[287], и в результате вещание спортивного телеканала продлилось вплоть до июля 2007 года, когда лицензия истекла[288]. Спортивная тематика противоречила условиям лицензии, согласно которой на шестой кнопке должен был вещать общественно-политический телеканал[289]. Также в основе лицензии МНВК лежала концепция телеканала ТВ-6[290].

Многие ведущие и репортёры телеканала разошлись по другим российским СМИ («Первый канал»[291], «Россия»[292], «Третий канал»[254], REN-TV, СТС[293], 7ТВ[294], «Эхо Москвы»[295], RTVi[296])[297]. Бо́льшая часть сотрудников ТВС вернулась на НТВ[298][299][300]. При возвращении на НТВ подавляющее большинство бывших сотрудников ТВС сильно потеряло в зарплате, почти в 2 раза. Работу им приходилось начинать практически с нуля — за два года отсутствия их места оказались заняты[301]. По словам Евгения Киселёва, многие тележурналисты со старого НТВ, ТВ-6 и ТВС после закрытия последнего в 2003 году в дальнейшем так и не смогли найти работу на других телеканалах России, ушли из профессии[302] или же стали вынужденно подрабатывать в двух-трёх местах[303][304].

Цензура на НТВ в 2001—2004 годах[править | править код]

Первое время после смены собственника в телекомпании НТВ, при руководстве Бориса Йордана, случаев с цензурой, по крайней мере ставших достоянием общественности, практически не было[305]. Однако после недовольства Владимира Путина тем, как НТВ освещались события на Дубровке в октябре 2002 года[306], дни Йордана в телекомпании и «Газпром-Медиа», генеральным директором которого он стал в октябре 2001 года вместо Альфреда Коха, были сочтены[307]. В январе 2003 года Йордан оставил посты генерального директора как телеканала, так и холдинга[308].

Назначение на пост генерального директора НТВ Николая Сенкевича, не имевшего опыта работы в медиабизнесе, было негативно встречено коллективом телеканала, в том числе ведущим авторской программы «Намедни» Леонидом Парфёновым[309]. Это обстоятельство сказалось на дальнейших отношениях Парфёнова с руководством НТВ: многие сюжеты для «Намедни» стали запрещать к эфиру. Например, 16 ноября 2003 года Сенкевич ввёл строгий запрет на упоминание в очередном выпуске программы книги журналистки Елены Трегубовой «Байки кремлёвского диггера»[310]. Также ужесточилась цензура в других программах Службы информации и Службы правовых программ НТВ под управлением Татьяны Митковой и Владимира Золотницкого соответственно: многие сюжеты для программы «Криминал» (позднее — «По праву», «Протокол», ныне — «ЧП») стали сниматься с эфира по личному распоряжению заместителя генерального директора по информационному вещанию НТВ Александра Герасимова[311][312]. Показ прямого эфира с места убийства Ахмата Кадырова в рамках выпуска программы «Сегодня» от 9 мая 2004 года также был прекращён на полуслове[313]. Также при Герасимове была изменена технология производства общественно-политического ток-шоу «Свобода слова»: если с начала существования в сентябре 2001 года по июнь 2003 года программа вышла не в прямом эфире всего один раз (сразу после событий на Дубровке)[314], то с сентября 2003 года она стала выходить в записи на постоянной основе, что вызвало негативную реакцию прессы, пишущей о телевидении[315]. Позже, перед дебатами политических партий-участников выборов в Государственную думу, прямой эфир на Москву был возвращён[316].

30 мая 2004 года Герасимов ввёл запрет на показ на европейскую часть России сюжета Елены Самойловой из программы «Намедни» «Выйти замуж за Зелимхана»[317], содержащее интервью со вдовой Зелимхана Яндарбиева (сюжет вышел в эфир на азиатскую часть страны). Чтобы снять с себя всякую ответственность за попытку цензуры, автор и ведущий программы Леонид Парфёнов потребовал издать письменное распоряжение о снятии интервью с эфира, которое, в свою очередь, Парфёнов опубликовал в газете «Коммерсантъ». В результате этого, Николай Сенкевич закрыл «Намедни», а Парфёнова уволил с НТВ. Согласно официальному приказу — по сокращению штата, согласно разъяснениям официальных лиц телекомпании — за нарушение корпоративной этики. Сайт программы был также закрыт, из «общих» же форумов методически удалялись все сообщения, посвящённые данной проблеме[318].

Леонида Парфёнова после увольнения с НТВ приглашали стать ведущим на СТС[319], возглавить канал «Культура», или же стать ведущим на «Первом канале»[320]. 6 июня 2004 года Парфёнов в программе «Первого канала» «Времена»[321] сказал, что с господином Герасимовым, который исполнял обязанности главного редактора, он также находился в то время в состоянии постоянного конфликта, объясняя его причину тем, что Герасимов учредил программу «Личный вклад»[322], субботнюю информационно-аналитическую программу, визуально и структурно копировавшую «Намедни»[323][324].

В июле 2004 года на пост генерального директора НТВ был назначен Владимир Кулистиков. Закрывается большая часть программ. Информационно-развлекательная программа «Красная стрела» (образованная после закрытия ТВС и программы «Тушите свет») была закрыта с формулировкой "дороговизна проекта, плоский юмор и неактуальные темы[325]".

Из эфира сначала исчезла Татьяна Миткова, получив впоследствии руководящий пост, а с осени 2005 года Михаил Осокин стал вести ночной выпуск новостей. В январе 2006 года стало окончательно ясно, что канал вообще убирает из сетки вещания ночной выпуск новостей[326], несмотря на хорошие рейтинги. Чуть позже Осокин уйдёт с НТВ на RTVi[327][328].

В руководстве телеканала происходят кадровые изменения: были уволены Александр Герасимов, главный продюсер НТВ Кирилл Набутов, руководитель программной дирекции Олег Точилин. Ведущий «Свободы слова», также закрытой Кулистиковым, Савик Шустер остался на канале и в сентябре возглавил дирекцию документального кино НТВ, однако в марте 2005 года Шустер покинул НТВ[329] и стал работать на украинском телевидении[330]. В мае его бывшая дирекция была ликвидирована.

Мнения[править | править код]

По словам Бориса Немцова, глава Высшего арбитражного суда Вениамин Яковлев рассказал ему, что получил от президента Владимира Путина указание закрыть ТВ-6, чтобы избавиться от средства массовой информации, принадлежащего Борису Березовскому[331]. В более позднем интервью он же высказал мнение, что событиями вокруг НТВ и ТВ-6 власть добилась желаемого результата:

«...телевидения, за исключением НТВ и, может быть, ещё ТВС, — уже нет. Вроде нет цензуры, но есть самоцензура. Люди напуганы. Увидели, что было с журналистами НТВ, потом с журналистами ТВ-6. И всё поняли. У всех семьи, их надо кормить, надо думать о будущем[332].»

Представители движений «Либеральная Россия» и «Яблоко» Сергей Юшенков и Сергей Иваненко охарактеризовали происходящее с ТВ-6 как наступление на свободу слова[331].

Владислав Старков, бывший главный редактор «Аргументов и фактов» о захвате НТВ:

«Журналистов мне искренне жаль. Как говорится, красные приходят — грабят, белые — опять грабят. Бесконечные интриги. В пылу борьбы полнокровный некогда коллектив превращается в сдутый шарик. Финансовые воротилы, особенно иностранные, тянут свои руки. Получается, что спасители национального российского ТВ — это Йордан, Сорос, Тернер…[333] »

Андрей Черкизов о закрытии ТВ-6:

«Я пытаюсь понять, что же мне напоминают действия чиновников и исполнителей, которые в ночь с понедельника на вторник таким образом вырубили из эфира ТВ-6, и я нехотя и очень медленно прихожу к выводу, что мы имеем дело с репетицией, с неким подвариантом государственного переворота[334]. »

Евгений Киселёв о закрытии ТВ-6:

«Власть сегодня продемонстрировала, что у неё стоит одна задача - заткнуть нам рот. Запасных аэродромов у нас нет.»

Марина Леско о захвате НТВ:

«При самых скромных подсчётах один только рекламный бюджет этой Останкинской Акции составил сотни миллионов долларов! Даже если допустить, что на митинге было не пять тысяч человек, а тридцать, то каждый должен был принести с собой минимум по десять тысяч баксов, чтобы данное мероприятие вышло по нулям… Всего несколько тысяч человек на многомиллионную Москву! Да это меньше, чем капля в море. Это просто провал. Напоминало попытку Козлодоева поухаживать за молоденькой красоткой.»

Дмитрий Быков о захвате НТВ:

« Все сколько-нибудь грамотные люди в стране знают, что у Гусинского есть две тактики. Первая – ложиться под сильнейшего: она была опробована осенью 1999 года, когда НТВшники сделали ставку на блок ОВР,... вторая тактика Гусинского – тактика самосожжения.»

Елена Ханга о захвате НТВ:

« Пройдет время, и мы будем вспоминать не проклятья врагов, а молчанье друзей. Я знаю, что у журналистов НТВ очень много друзей, которые считают, что в нынешнем положении их голос ничего не изменит, но это неправильно. Если у них есть возможность поддержать своих коллег, любимых ведущих, не надо думать, что их голос останется неуслышанным[335].»

Георгий Бовт о закрытии ТВС и отсутствия должной реакции на него отмечал:

«После закрытия телеканала ТВС раздалось всего два-три либеральных восклицания в прессе. И – тишина. После кончины «гусинского» НТВ восклицаний было больше. <...> Почему-то никто из либералов, восклицавших по поводу НТВ, ТВС или даже, больше того, каких-то там поправок в закон о СМИ насчёт ограничений прав прессы в части её участия в избирательных кампаниях, не хочет признаться себе в том, что их никто не слышит, ибо не слушает. Стране, которую уже давно совершенно не волнуют куда более, казалось бы, драматические вещи (вроде войны в Чечне), не жалко канала ТВС, и она не особенно заметила его кончину. Как было ей не особенно жалко НТВ. Как не бередят её судьбы свободы прессы и в периоды выборов, и в периоды между этими периодами. Как не бередят её и сами выборы[336]. »

Ирена Лесневская о захвате НТВ:

«Зачем кричать о том, что у нас один независимый канал?! Господа, почему вы оскорбляете все остальные СМИ, которые считают себя независимыми? Мы все зависимы от денег. До тех пор, пока журналисты не смогут себя кормить... и пока журналистам будут требоваться инвестиции, назвать независимыми нельзя никого. <...> Березовский и Гусинский получили именно то, что заслужили. Ровно то, что они делали с конкурентами, сегодня происходит и с ними[337].»

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. При шаткой российской демократии журналистам затыкают рот. Globe and Mail (18 июля 2007).
  2. Конец РБК: гибридная война против медиа и паранойя. От редакции. Новая Газета. Проверено 15 мая 2016.
  3. РОССИЙСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИМПЕРИИ II. Россия: медиа-холдинги. "Медиа Мост" и "Газпром Медиа" - Описание. Радио Свобода (20 марта 1998).
  4. Тема дня — Справка — Чем было НТВ до сегодня: нас смотрит 110 миллионов
  5. 1 2 3 Война в прямом эфире. Коммерсантъ Власть (27 июля 1999).
  6. Lenta.ru: Гусинский выиграл в суде у Березовского
  7. «Бульдозер» медиарынка. Наталия Ростова о биографии Михаила Лесина. Meduza (7 ноября 2015).
  8. Настройте ваши телевизоры…на выборы (недоступная ссылка — история). Аргументы и факты (4 мая 1999). Проверено 19 июня 2014. Архивировано 9 августа 2014 года.
  9. «ГНЕВ ПУТИНА ВЫЗВАЛО ОБОЗНАЧЕНИЕ РАЗМЕРОВ: КРОШКА ЦАХЕС, ПО ГОФМАНУ, МАЛЕНЬКИЙ...». Бульвар Гордона (25 сентября 2007).
  10. ГЕКСОГЕН И ПРАВДА НЕ САХАР. Что происходило за рамками программы «Рязанский сахар» и как ФСБ пыталась сорвать независимое расследование. Новая газета (12 сентября 2005).
  11. ИЩЕШЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ? ВКЛЮЧИ НИКОЛАЕВА!. Новая газета (18 декабря 2000).
  12. Как журналисты СМИ, входящих в "Медиа-Мост", защищают его интересы. Первый канал (21 мая 2000).
  13. ЧЕМ ВАС ОБРАДОВАЛ И ОГОРЧИЛ ТЕЛЕЭКРАН НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ?. Труд (2 марта 2000).
  14. НТВ попыталось сбыть залежалый репортаж. СМИ.ру (22 марта 2000).
  15. Заповедник стал "кустарниковой растительностью". NEWSru.com/НТВ (18 февраля 2001). Архивировано 4 марта 2016 года.
  16. Курск. Август 2000-го. Кашин (12 августа 2014).
  17. Владимир Кара-Мурза: Траур по трагедии в метро и власть денег. Собеседник (23 июля 2014).
  18. Гонки на выживание. Телевизионщики не стесняются в средствах, чтобы выжить конкурентов из эфира. Время новостей (22 августа 2000).
  19. Добродеев сделал своё дело. И уходит по-доброму. Коммерсантъ (20 января 2000).
  20. Добродеева переключили на второй канал. А Швыдкого могут бросить на культуру. Коммерсантъ (1 февраля 2000).
  21. Работники Российского телевидения проведут пикет у здания ВГТРК. NEWSru (16 октября 2000). Проверено 24 февраля 2013. Архивировано 26 февраля 2013 года.
  22. Исход. Пресс-Атташе (11 июля 2003). Проверено 27 ноября 2016. Архивировано 9 октября 2003 года.
  23. Могущество "Вестей" прирастать будет НТВ и ОРТ. Наша газета (18 августа 2000). Архивировано 4 марта 2016 года.
  24. У НТВ проблемы. Собеседник (20 июля 2000).
  25. Блёстки рыбьего жира. Новая газета, № 94 (25 декабря 2000). — Общество. Проверено 2 июня 2017.
  26. НТВ покидают журналисты. Собеседник (1 июня 2000).
  27. Телекомпания НТВ теряет не только сотрудников, но и целые программы. Аналитика (17 июля 2000).
  28. Lenta.ru: «Медиа-Мост» подает в суд на ФСБ
  29. Lenta.ru: В России: В центральных офисах холдинга «Медиа-Мост» проводятся обыски (недоступная ссылка — история) (11 мая 2000). Проверено 20 июня 2014. Архивировано 27 февраля 2006 года.
  30. "Медиа-Мост": хроника конфликта. Русская служба Би-би-си (3 апреля 2001).
  31. Lenta.ru: В России: Против «Группы Мост» возбуждено уголовное дело (недоступная ссылка — история). Проверено 20 июня 2014. Архивировано 27 февраля 2006 года.
  32. Lenta.ru: В России: Общественный совет НТВ будет формировать Горбачев
  33. Lenta.ru: Общественный совет НТВ готовит обращение к президенту России
  34. Арестован известный бизнесмен, руководитель холдинга `Медиа-мост` Владимир Гусинский — Первый канал
  35. Lenta.ru: Владимир Гусинский посажен в одну камеру с мелкими уголовниками
  36. История русских медиа 1989—2011. Разгром «Медиа-Моста». Апрель 2001
  37. Гусинский: "Я - друг Билла Клинтона". Русская служба Би-би-си (13 декабря 2000).
  38. ЗАЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА НТВ — Общество — Новая Газета
  39. Журнал Теле-Спутник
  40. Журнал Теле-Спутник
  41. Издательский дом «Семь дней» покидает «Медиа-Мост». NEWSru (8 марта 2001). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  42. Налоговая инспекция готова отозвать свои иски к НТВ. NEWSru (26 декабря 2000). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  43. Новости NEWSru.com:: Сколько стоит телевидение?
  44. Иск о ликвидации ТНТ перенесен на 31 января. NEWSru (10 января 2001). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  45. Рассмотрение исков о ликвидации НТВ+, НТВ и ЗАО «Медиа-Мост» отложено. NEWSru (17 января 2001). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  46. Я ЖДУ ОТВЕТА ПРЕЗИДЕНТА ВЛАДИМИРА ПУТИНА
  47. Аргументы и факты — Купит ли Тернер НТВ — «Аргументы и факты», № 03 (1056) от 17.01.2001
  48. Путин советует журналистам НТВ судиться дальше
  49. ИСПЫТАНИЕ СРОКОМ. Что сегодня думают о телевидении, власти и обществе журналисты НТВ, ТВ-6, ТВС спустя четыре года после встречи с президентом. Новая газета (24 февраля 2005).
  50. Президент принял журналистов НТВ в библиотеке. NEWSru (29 января 2001). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  51. Шендерович и "дождевики". Игорь Яковенко: Про "Эхо" говорилось много. Есть повод поговорить про "Дождь". Каспаров.ру (2 июля 2016).
  52. Альфред Kох: "Мы поняли, что диалог возможен только с позиции силы". Новое время (22 апреля 2001).
  53. 1 2 Письмо видных деятелей науки, культуры и политики в защиту НТВ / newsru.com
  54. Москва. На Пушкинской площади прошел митинг в защиту НТВ. Regions.ru (31 марта 2001).
  55. ТВ-6 и свобода слова — Апрель 2001 — Митинг на Пушкинской площади (недоступная ссылка)
  56. МЕДИАФРЕНИЯ. ЖИВОЕ И МЕРТВОЕ. Ежедневный журнал (4 февраля 2014).
  57. Заявление журналистов НТВ
  58. ТВ-6 и свобода слова — Апрель 2001 — «Газпромовское» собрание акционеров НТВ
  59. Людмила Романова, Анна Закатнова, Лидия Андрусенко. НТВ не собирается сдаваться. Независимая газета (5 апреля 2001). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  60. В эфире программы «Сегодня» — более 200 журналистов телеканала НТВ. NEWSru.com (3 апреля 2001). — В России. Проверено 12 марта 2017. Архивировано 13 марта 2013 года.
  61. Кто и почему разваливает НТВ?. Комсомольская правда (5 апреля 2001).
  62. НТВ: Телевизионное неповиновение. Русская служба Би-би-си (4 апреля 2001).
  63. Мифы для легковерных. Труд (12 апреля 2001).
  64. Система поиска по Стенограммам Государственной Думы: 04.04.2001 ГД РФ:. СТЕНОГРАММА ЗАСЕДАНИЯ
  65. 1 2 ТВ-6 и свобода слова — Апрель 2001 — Протест
  66. Чем отличается лже-НТВ — Новости Санкт-Петербурга — Фонтанка. Ру
  67. Lenta.ru: Масс-медиа: Журналисты НТВ оскорблены, журналисты ТНТ обеспокоены
  68. НТВ возобновляет полное вещание. NEWSru (5 апреля 2001). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  69. Текст открытого письма Леонида Парфенова
  70. Парфенов: программа «Намедни» будет про то, меняется ли жизнь, «к лучшему ли, к худшему ли». NEWSru (7 сентября 2001). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  71. Митинг в Петербурге. NEWSru (9 апреля 2001). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 4 марта 2016 года.
  72. Новости NEWSru.com:: Программа «Криминал» ушла с канала НТВ (недоступная ссылка — история). Проверено 21 января 2012. Архивировано 10 января 2014 года.
  73. Журналисты программы «Криминал» поддерживают общую позицию коллектива НТВ. NEWSru (5 апреля 2001). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  74. Ъ-Власть — НТВ против НТВ
  75. На РЕН ТВ пришли люди с «криминальным» прошлым. Главредом и главой информационной службы РЕН ТВ стали два журналиста-криминальщика. Газета.ру (18 апреля 2011).
  76. Еще трое сотрудников уволились с НТВ. Интересные новости (10 апреля 2001).
  77. НТВ: Хроника пикирующего телеканала. Комсомольская правда (13 апреля 2001).
  78. Ежедневный Журнал: Телевидение, которое мы потеряли
  79. «Спор хозяйствующих субъектов» в апреле 2001 года: как Россия потеряла независимое НТВ. NEWSru (14 апреля 2011). Проверено 3 мая 2012. Архивировано 27 мая 2012 года.
  80. Председатель ВГТРК Олег Добродеев: "Киселев вел себя как подлец". Комсомольская правда (19 апреля 2001).
  81. Аргументы и факты — Председатель ВГТРК Олег Добродеев: «НТВ возродится через полгода» — «Аргументы и факты», № 16 (1069) от 18.04.2001
  82. Смотрите, кто ушёл. Коммерсантъ (1 декабря 2009).
  83. Серая власть – серое телевидение. Собеседник (7 октября 2008).
  84. Журналисты ушли с НТВ. Русская служба Би-би-си (14 апреля 2001).
  85. ГОДАМИ БЕГАЯ ПО КРУГУ, МЫ СКАЧЕМ ЧЕРЕЗ РУБИКОН — Общество — Новая Газета
  86. Переворот на НТВ свершился: хроника событий утром 14 апреля
  87. Омут стал тихим. Появились черти. Новая газета, № 27 (16 апреля 2001). — Общество. Проверено 11 марта 2017.
  88. 1 2 Старейший корреспондент НТВ решил остаться в телекомпании. NEWSru.com (14 апреля 2001).
  89. Ъ-Газета — Власть меняется: хроника не по дням, а по часам
  90. Алчность Коха. Борьба за рейтинг в новом телесезоне будет жёсткой, как никогда. // «Новая газета», № 65 / 10.09.2001.
  91. Lenta.ru: Масс-медиа: НТВ лишилось ведущих журналистов, технических служб и сериалов
  92. 4-й канал покинули около 350 сотрудников "прежнего" НТВ. NEWSru.com (14 апреля 2001).
  93. «Куклы» остаются на НТВ, а спортивная редакция уходит. NEWSru (15 апреля 2001). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  94. В тесноте, в обиде, но в порядке // Новая газета. — 2001. — 19 апреля (№ 28).
  95. Перевод стрелок. Телевидение – тот же "Кристалл". И совсем не магический. Новое время (22 апреля 2001).
  96. 1 2 ОРИГИНАЛ И ДУБЛИ. Труд (4 мая 2001).
  97. ТВ-6 в ожидании переселенцев. Утро.ру (17 апреля 2001).
  98. «НТВ+» будет сотрудничать с «ТВ-6» — Прочие — Sports.ru
  99. «ТРЕТИЙ ТАЙМ» МЫ УЖЕ ОТЫГРАЛИ — Общество — Новая Газета
  100. Александр Олейников: я найду Йордана и на краю света. Собеседник (10 января 2002).
  101. НТВ помолодело лицом. Комсомольская правда (6 июля 2001). Проверено 30 июля 2018. Архивировано 8 июня 2013 года.
  102. ПОЛИТ.РУ: Кадровая ситуация на НТВ на 16.00 субботы
  103. БОГДАНОВ Олег. Знаменитости.
  104. Дибров ушел на ОРТ делать телеигру и ночной эфир. NEWSru (24 апреля 2001). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  105. "Московия" вещает из подполья. Игнорируя решения судов. Коммерсантъ (7 мая 2001).
  106. Павел Лобков и Лев Новоженов возвращаются на НТВ. NEWSru.com (3 мая 2001).
  107. 1 2 Кара-Мурза проник в «Останкино» через черный ход в черных очках. Комсомольская правда (17 апреля 2001). Архивировано 10 сентября 2015 года.
  108. Фоменко уходит с НТВ и едет работать в Германию. Ural.ru (2 июля 2001).
  109. БЕДА ВЫЗЫВАЕТ РОСТ ДОВЕРИЯ. И никто, как ни странно, не пьет. Их первый день на ТНТ. Новая газета (16 апреля 2001).
  110. Елена Ханга возвращается на телеэкраны. NEWSru.com (29 ноября 2001).
  111. Аркадий Бабченко. Геннадий Гудков. BestToday (13 мая 2012).
  112. Гейман-Борисов Максим Борисович. Работа25 (2 октября 2013).
  113. БОРИСЫ СВОЁ СЛОВО СКАЗАЛИ. Гендиректор НТВ Борис Йордан и крупнейший акционер ТВ-6 Борис Березовский о будущем своих телеканалов: оба гарантируют журналистам независимость, но журналисты пока молчат. Новая газета (28 мая 2001).
  114. Великое переселение. От НТВ осталась одна оболочка, от ТВ 6 может остаться одно название. Общая газета (19 апреля 2001).
  115. Архангельский А. Н. Десять лет спустя. // Известия, 6.10.2003.
  116. Журналисты ТВ-6 попали в ДТП возле таджикско-афганской границы. NEWSru.com (13 июля 2001).
  117. Под руководством Митковой избран новый редакционный совет НТВ. Lenta.ru (17 апреля 2001).
  118. Главный режиссёр программы "Итоги" вернулся на НТВ (недоступная ссылка — история). Lenta.ru (17 апреля 2001). Архивировано 29 ноября 2014 года.
  119. Боевое братство кинооператоров. Film.ru (9 июня 2001).
  120. До конца 2001 года "Куклы" будут выходить на канале НТВ. NEWSru.com (16 апреля 2001).
  121. «НТВ-Плюс», ТНТ и «Семь дней» перешли в собственность «Газпрома»
  122. Стратегическая сделка
  123. "13 лет по земле ходила сухая шкурка журнала "Итоги" и изображала жизнь". Сергей Пархоменко о закрытии издания. Коммерсантъ FM (25 февраля 2014).
  124. «Разгром-Медиа»: постскриптум к одному юбилею. Colta.ru (18 апреля 2011).
  125. Newsweek приостановил сотрудничество с российским журналом «Итоги». NEWSru (18 апреля 2001). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 1 апреля 2016 года.
  126. Вышел пилотный номер «Еженедельного журнала», который делает команда первых «Итогов». NEWSru (16 ноября 2001). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 4 марта 2016 года.
  127. Ъ-Газета — «Спорт-FM» отключен за неспортивное поведение
  128. «Спорт-FM». Дальше тишина — Газета — Советский спорт
  129. Гендиректор НТВ-плюс рассказал о причинах своей отставки. NEWSru (7 сентября 2001). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  130. В ближайшее время НТВ-плюс может тихо умереть. NEWSru (8 сентября 2001). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  131. Телега без лошади — Архив публикаций МК
  132. На НТВ готовится перегруппировка руководящего состава. NEWSru (18 марта 2002). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  133. НТВ и NTV.ru — две большие разницы
  134. Вечное НТВ. Как новый инвестор планирует развивать бывший телеканал Владимира Гусинского RTVi. Репортаж Ильи Жегулева. Meduza (2 ноября 2016).
  135. Нетоскоп / Тема / NTV.ru оставило Останкино
  136. ЯНКИ ПРИ ДВОРЕ NTV. Борис Йордан и Владимир Гусинский ведут довольно странную схватку на медиарынке. Не российском - американском (недоступная ссылка — история). Московские новости (2002). Архивировано 27 февраля 2005 года.
  137. Телекомпания НТВ открывает собственный Интернет-сайт. РИА Новости (7 марта 2002).
  138. NTV.RU — СНОВА ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ТЕЛЕКОМПАНИИ НТВ | Новости телекомпании НТВ
  139. Венедиктов и радио «Арсенал» получили новую частоту. NEWSru (27 февраля 2002). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  140. Россия будет добиваться выдачи предпринимателя Владимира Гусинского. Радио Свобода (30 августа 2003).
  141. Суд скрыл приговор. Антон Титов признан мошенником втихую. Коммерсантъ (25 декабря 2002). Проверено 30 июля 2018.
  142. Бывший финдиректор "Медиа-Моста" освобожден в зале суда. РБК (24 декабря 2002). Проверено 30 июля 2018.
  143. СПРОСИТЕ ШЕНДЕРОВИЧА. «Я не говорю о предательстве. Я просто считаю их выбор ошибочным». Новая газета (23 апреля 2001).
  144. «Россия» ушла из большого спорта — публикации Медиа Атлас
  145. Ъ-Газета — «В кремлёвский обиход должно войти буквосочетание ТВ-6»
  146. Lenta.ru: Березовский нашел у Путина две ошибки
  147. Бывшие новостники с ТВ-6 ушли работать на НТВ. NEWSru.com (23 апреля 2001).
  148. Ъ-Новости — НТВ готово трудоустроить сотрудников ТВ-6
  149. Киселев додавил Пономаревых. Независимая газета (20 апреля 2001).
  150. ТВ 6. Григорий КРИЧЕВСКИЙ. Огонёк (27 января 2002).
  151. Журналисты ТВ-6 идут работать на НТВ. РБК (19 апреля 2001).
  152. Вокруг НТВ - "Про зрителя на время забыли...". Радио Свобода (19 апреля 2001).
  153. Не ТВ. Еще не телевидение, уже не телевидение - в таком положении на сегодняшний день оказались старая и новая команды НТВ после пасхального раскола. Московские новости (30 апреля 2001).
  154. Звезды НТВ вернутся в родные пенаты?. Комсомольская правда (20 апреля 2001).
  155. Новости журналистов НТВ выходят вечером на ТВ-6 и ТНТ. NEWSru.com (17 апреля 2001).
  156. Ъ-Газета — Евгений Киселев сел на шестую кнопку
  157. ХРЮН БЕЗ ЛЬВА И ЛЕВ БЕЗ ХРЮНА… Новая газета (21.05.2001)
  158. Мятежники на распутье. Московский комсомолец (17 апреля 2001). Архивировано 8 июня 2013 года.
  159. Часть акционеров ТВ-6 выступает против новых назначений на телеканале. NEWSru (14 мая 2001). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  160. ТВ-6 интернет
  161. Ъ-Газета — «Культуру» — в холдинг
  162. «Я сама» уходит с ТВ-6? На канале закрываются 17 программ: слишком уж они развлекательные и несерьезные. Комсомольская правда (22 июня 2001).
  163. ТВ-лето: время повтора. Аргументы и факты (4 июля 2001). Архивировано 7 июля 2013 года.
  164. Многоканальные новости. Московский комсомолец (17 мая 2001). Архивировано 8 июня 2013 года.
  165. Александр Левин: мы просто убрали хлам с ТВ-6. NEWSru.com (6 сентября 2001).
  166. Осеннее обострение. МК-Бульвар (1 октября 2001).
  167. Андрей Ванденко. Не отрекаются, любя. Собеседник (28 декабря 2001).
  168. ТВ6 расстается с прошлым. Наша газета (27 июня 2001). Архивировано 7 декабря 2015 года.
  169. Новый телевизионный сезон (ПО ТЕЛЕФОНУ). Эхо Москвы (26 августа 2001).
  170. ВКЛ. И ВЫКЛ. - Общество - Новая Газета. Проверено 28 апреля 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
  171. Дочерняя структура "ЛУКОЙЛа" добилась ликвидации владельца ТВ-6. Lenta.ru (27 сентября 2001).
  172. ТСН подала иск к ТВ-6 на 5 млн. долларов. NEWSru (17 октября 2001).
  173. Многоканальные Новости — Издания Мк
  174. ТВ-6 приостанавливает съёмки ряда программ. NEWSru (20 декабря 2001). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  175. Минпечати закрывает «Итого», «Забытый полк» и «Интересное кино» на ТВ-6. NEWSru (7 ноября 2001). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  176. На смену «За стеклом» могут прийти «Новости Содружества» // KP.RU
  177. Борис Ельцин: нельзя допустить развала ТВ-6. NEWSru.com (30 декабря 2001).
  178. 1 2 3 Руководители российских телекомпаний о ликвидации ТВ-6. Независимая газета (15 января 2002).
  179. Телевизионные войны в России: деньги, «заказы», власть над правом. День (6 февраля 2002).
  180. Прямая речь. Вчера в полночь было прекращено вещание ТВ-6 на всей территории России. Коммерсантъ (23 января 2002).
  181. Немцов: прекращение вещания ТВ-6 – продолжение беззакония. Коммерсантъ (22 января 2002).
  182. Возможное перераспределение полномочий между верхней и нижней палатами парламента; ситуация вокруг телекомпании ТВ-6; важнейшие законопр. Эхо Москвы (24 января 2002).
  183. "ТВ-6" - говорят Борис Березовский, Борис Немцов, адвокаты и журналисты. Радио Свобода (11 января 2002).
  184. В США обеспокоены судьбой ТВ-6. NEWSru.com (28 декабря 2001).
  185. Валерия Новодворская вступилась за Григория Пасько и журналистов ТВ-6. NEWSru.com (26 января 2002).
  186. Владимир Познер о ситуации вокруг "ТВ-6". Радио Свобода (22 января 2002).
  187. 1 2 Владимир Кара-Мурза: "Мы переживем временный разгром независимой прессы". Известия (23 января 2002).
  188. "Боже, верни нам ТВ-6!". Прошли митинги в защиту опальной телекомпании. Коммерсантъ (23 января 2002).
  189. Журналисты ТВ-6 учредили ООО "ТВ-6". Коммерсантъ (16 января 2002).
  190. В ООО "ТВ-6" ВОШЛИ КАК ЧЛЕНЫ «КОМАНДЫ КИСЕЛЕВА», ТАК И ЧЛЕНЫ «СТАРОГО» ТВ-6. НО 63% РОССИЯН ЭТО АБСОЛЮТНО БЕЗРАЗЛИЧНО. Правда.ру (24 января 2002).
  191. Годовое собрание ООО "ТВ-6" провалено. Лениздат (1 апреля 2003).
  192. Алексей БУРКОВ: «Давать рекламу на ТВ-6 мы не имеем права» — Известия
  193. Новости NEWSru.com:: Прекращено вещание телеканала ТВ-6
  194. На безымянной частоте — Известия
  195. Журналистов ТВ-6 заставили замолчать. Что ждет "Коммерсантъ" и "Эхо Москвы"? ТВ-6 больше не вещает. Но Интернет еще жив. Lenta.ru (22 января 2002).
  196. 1 2 Программы телекомпании ТВ-6 больше не выходят в эфир — Первый канал
  197. Кто отключил ТВ 6? — Газета — Советский спорт
  198. На канале ТВ-6 вместо Чечни √ теннис | ИноСМИ — Все, что достойно перевода
  199. Нам пишут — Газета — Советский спорт
  200. Что стало с ТВ-6? — Оно утонуло! // KP.RU
  201. НТВ-Спорт вещает на халяву. Аргументы и факты (30 января 2002).
  202. ТВ-6 ВЛАДИМИР ОСТАЕТСЯ ВЕРНЫМ ТВ-6. ТВ-6 Владимир (25 января 2002).
  203. Черный экран на шестой кнопке. Экспресс-анализ реакции из регионов. Среда (1 февраля 2002).
  204. Москва: аудитория телевидения (январь). Журнал 'Практический маркетинг' № 2 2002
  205. После закрытия ТВ-6 аудитория канала в первый же день сократилась по Москве на 10 %. NEWSru (29 января 2002). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  206. Москва: аудитория телевидения (февраль). Журнал 'Практический маркетинг' № 3 2002 — Теория и практика финансового анализа, инвестиции, менеджмент, финансы, журналы и книги, биз …
  207. Reality-шоу вместо реальности:: Выпуск № 271 :: Журнал «Компания» — деловой еженедельник. Компания года. Разместить пресс-релиз бесплатно. Проверено 2 февраля 2017. Архивировано 2 февраля 2017 года.
  208. Было дело. Как показывали Солт-Лейк-Сити-2002. Sports.ru (28 октября 2013).
  209. «Эхо Москвы» предоставляет свой эфир новостям ТВ-6. NEWSru (22 января 2002). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  210. Владимир Кара-Мурза-ст.: Венедиктов мужественно держит удар помощницы. Собеседник (18 декабря 2015).
  211. Шоу «За стеклом-2» вернут зрителям каналы ТНТ и НТВ-Плюс. NEWSru (28 января 2002). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  212. Немцова отстранили от переговоров по ТВ-6 за излишнюю болтливость. NEWSru (14 февраля 2002). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  213. На REN TV возвращается телеведущий Иван Усачев. Премьера программы Очевидец 9 марта | Ovideo.Ru
  214. Опрашивал Александр Беляев. Клонируем семейный смех. Независимая газета (25 января 2002). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  215. КАК ИЗ ПЛЮСА СДЕЛАТЬ МИНУС — Архив публикаций МК
  216. РЕЙТИНГ ТЕЛЕПРЕССЫ. ЯНВАРЬ 2002. Проверено 31 марта 2013. Архивировано 6 апреля 2013 года.
  217. Спортивный канал вместо ТВ-6. Агония ТВ-6. Хроника событий. Вести недели (27 января 2002).
  218. Депутаты попросят Путина оставить телеканал ТВ-6 спортивным. NEWSru (12 февраля 2002). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  219. НТВ-Спорт на шестой кнопке будет вещать до осени. NEWSru (26 марта 2002). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  220. Газета. Ru — Лето начнется без ТВ-6
  221. Олимпийский комитет России создаст свою телекомпанию к марту. NEWSru (4 февраля 2002). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  222. № 4 (294) / Без денег к конкурсу не допустят
  223. Телеканал ТНТ подал заявку на участие в конкурсе на частоту шестого телеканала. NEWSru.com (6 марта 2002).
  224. Lenta.ru: Масс-медиа: На шестую кнопку претендует спортивный канал 7 ТВ
  225. Новости. Хроника. СЭ: За «шестую кнопку» будут биться два спортивных канала. Спорт-Экспресс. Новости спорта: футбол, хоккей, теннис, баскетбол, биатлон — все виды спорта на о …
  226. СТС и «Вид» не будут бороться за вещание на ТВ-6. NEWSru (28 января 2002). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  227. REN-TV не будет участвовать в конкурсе на «шестую кнопку». NEWSru (31 января 2002). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  228. И ПОРАЖЕНЬЕ ОТ ПОБЕДЫ…. Новая газета (1 апреля 2002).
  229. ТВ-6 ушло с "Эха Москвы". Кроме Норкина. Lenta.ru (30 марта 2002).
  230. Андрей Норкин: "Я ощутил на себе, что такое быть главным редактором". Независимая газета (7 июня 2002).
  231. Приключения Хрюши в России. Еженедельный журнал (21 февраля 2002).
  232. Пестрая лента ТВС. Утро.ру (17 июня 2002).
  233. Юлия Бордовских возвращается на НТВ. КМ.ru (3 июня 2002).
  234. 1 2 ТВ-6 откроет не Киселёв, а старик Хоттабыч. Комсомольская правда (31 мая 2002).
  235. ПАН СПОРТСМЕН Кирилл Кикнадзе: "В спорте, как и в жизни, все зависит от самого себя". МК-Бульвар (22 июля 2002).
  236. Евгений Киселев: я привык к любым гадостям. Коммерсантъ-Власть (4 июня 2002).
  237. Тысяча сотрудников ТВ-6 переходит в "команду Киселева", Lenta.ru (12 апреля 2002).
  238. «Медиа-социум» получил лицензию на вещание на шестом канале. NEWSru (23 мая 2002). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  239. Химкинский городской суд признал незаконными действия МНВК по прекращению вещания ТВ-6 — Первый канал
  240. Забег по кнопкам // Новая газета. — 2003. — 19 июня (№ 43).
  241. Алексей БУРКОВ, директор спортивных каналов НТВ+: «Ну нет у нас других футболистов» — Известия
  242. Конкурс на частоту ТВ-6 признан незаконным, Вокруг света
  243. УДОБРЕНИЕ ДЛЯ ЦВЕТОВ ЖИЗНИ — Общество — Новая Газета
  244. Реинкарнация — Известия
  245. Команда молодости нашей, команда, без которой мне не жить. Независимая газета (14 июня 2002).
  246. ТВС: РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА. Труд (6 июня 2002).
  247. Ъ-Газета — На ТВС приходит четвёртая власть
  248. МНОГИЕ ПРОГРАММЫ, НА КОТОРЫЕ ДЕЛАЛАСЬ СТАВКА, НЕ ДОТЯНУЛИ ДО КОНЦА СЕЗОНА — Общество — Новая Газета
  249. Теперь ты дембель — Известия
  250. Настоящая война — Известия
  251. ТВ-6 получил шанс вернуться на шестой канал. NEWSru.com (22 июля 2002).
  252. «Звёздам» ТВС урезали зарплату
  253. Текст от 7 июня 2016 года
  254. 1 2 SALE. ИЛИ ВЕЛИКАЯ ТЕЛЕДЕПРЕССИЯ. DOTSMedia (14 августа 2003).
  255. Владимир Кара-Мурза-ст.: Сегодняшнее ТВ – халтура, поставленная на поток. Собеседник (10 октября 2018).
  256. Тушите свет — Известия
  257. С чего начался конец ТВС. Коммерсантъ (23 июня 2003).
  258. Как заявил в интервью АРИНЕ Ъ-БОРОДИНОЙ первый заместитель гендиректора ТВС ГРИГОРИЙ КРИЧЕВСКИЙ, он не понимает, в чем суть предъявленных ему претензий. Коммерсантъ (18 марта 2003).
  259. ТВС потряхивает изнутри. Собеседник (2 апреля 2003). Архивировано 19 апреля 2003 года.
  260. ПРОБЛЕМНОЕ ТВ. Новый конфликт на ТВС. На этот раз – редакционный. Новая газета (20 марта 2003).
  261. Владимир Кара-Мурза: "Уйду с ТВС последним". Собеседник (28 мая 2003). Архивировано 8 июня 2003 года.
  262. «Публичным людям» не хватило денег // KP.RU
  263. Новая эволюция на ТВС. С приходом Александра Любимова лицо канала полностью изменится. Время новостей (8 мая 2003).
  264. ИЗ ЭФИРА ТВС ИСЧЕЗНУТ МНОГИЕ ПРОГРАММЫ — Общество — Новая Газета
  265. Наталия Ростова. Акционерам ТВС пока не до Любимова. Газета.ру (8 мая 2003).
  266. ОЛИГАРХИ В ОТКЛЮЧКЕ — Общество — Новая Газета
  267. КАНАЛ-НЕВИДИМКА — Общество — Новая Газета
  268. После отключения ТВС его частота останется не занятой. NEWSru (4 июня 2003). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  269. ТВС прекратит вещание после 23 июня //NEWSru.com
  270. Финиш марафона — Известия
  271. Новости. Остальные. СЭ: Канала «Спорт» на шестой кнопке пока не будет. Спорт-Экспресс. Новости спорта: футбол, хоккей, теннис, баскетбол, биатлон — все виды спорта на одном сайте
  272. Николай Зятьков: «Спорт проиграл» | Общество — Аргументы и Факты
  273. Ежедневный Журнал: Пять лет назад там было НТВ
  274. Минпечати с 0:00 22 июня отключило ТВС. NEWSru (22 июня 2003). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  275. Ъ-Газета — Государство опять включило выключатель
  276. CNews: ТВС отлучили от российского эфира
  277. Газета.Ru - Минпечати прекратило вещание ТВС. Проверено 4 марта 2013.
  278. Минпечати заменило ТВС на «Спорт» «в интересах зрителей». NEWSru (22 июня 2003). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  279. Lenta.ru: Масс-медиа: Телеканал ТВС убрали из эфира
  280. Здоровый теледух — Известия
  281. Тема дня — Справка — Один год ТВС: очень краткая история
  282. ТВС начал возвращать МНВК её оборудование
  283. Телеканал «Спорт» может исчезнуть с «шестой кнопки». NEWSru.com (26 марта 2004). Проверено 4 сентября 2010. Архивировано 14 февраля 2012 года.
  284. «Спорт» на «шестой кнопке» — до января 2004 года Советский спорт, 23 июня 2003
  285. Телеканал «Спорт» уйдут с 6-й кнопки? Советский спорт, 26 марта 2004
  286. «Спорт» вещает без помех Советский спорт, 26 ноября 2003
  287. Решение арбитражного суда города Москвы
  288. Ъ-Газета - Мастера кнопки. Проверено 5 апреля 2013. Архивировано 17 апреля 2013 года.
  289. Газета. Ru — К вопросу о реинкарнации ТВ-6
  290. Арина Бородина. Телеканал «Спорт» сыграет на легальном поле. Коммерсантъ № 115 (3691) (4 июля 2007). Проверено 13 августа 2010. Архивировано 5 июня 2012 года.
  291. Светлана Сорокина может покинуть Первый канал. Время новостей (21 августа 2003).
  292. Великая Страна Не Может Терпеть Серость Власти. Новая газета (14 августа 2003).
  293. Ночной эфир: наши сети притащили мертвеца. Новая газета (23 июня 2003). Архивировано 8 июня 2013 года.
  294. Ашот Насибов: "Главное в новостях - сами новости". Телеспорт (24 июля 2003).
  295. 9 сотрудников ТВС работают в рядах "Эха Москвы". Главный редактор бывшего телеканала пока не у дел. Санкт-Петербург (1 августа 2003).
  296. Плохие новости. Газета.ру (2 мая 2006).
  297. ПРОГРАММА ПЕРЕДАЧ НА ВЧЕРА. ГОД БЕЗ ТВС. Новая газета (24 июня 2004).
  298. Пейзаж после отключения — Известия
  299. Большинство ведущих журналистов ТВС нашло работу на других телеканалах. Executive (24 июня 2003).
  300. Die Presse: в России осталось место только для карликовой журналистики. NEWSru (26 апреля 2005). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  301. «Лишний вклад» в российское телевидение. НТВ прощается со своими зрителями (недоступная ссылка — история). Пресс-Атташе (5 марта 2004). Проверено 27 ноября 2016. Архивировано 7 ноября 2004 года.
  302. Письмо Сталину. Газета.ру (11 апреля 2006).
  303. Евгений КИСЕЛЕВ: СЧАСТЬЕ — РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ — Общество — Новая Газета
  304. Страус-ТВ. Газета.ру (27 марта 2007).
  305. Павел Лобков: не подниму тост ни за здравие, ни за упокой НТВ. РИА Новости (10 октября 2013).
  306. Трёхдневный спецвыпуск. Коммерсантъ-Власть (4 ноября 2002).
  307. Йордан не согласился с обвинениями Путина в адрес НТВ о трансляции штурма ДК на Дубровке. NEWSru (27 ноября 2002).
  308. Борис Йордан уходит с поста директора НТВ. Радио Свобода (22 января 2003).
  309. КОМАНДА НТВ ПРОТЕСТУЕТ ПРОТИВ НОВЫХ НАЗНАЧЕНИЙ В РУКОВОДСТВO ТЕЛЕКАНАЛА. Новая газета (3 февраля 2003).
  310. На НТВ сняли с эфира материал о Путине. NEWSru (17 ноября 2003). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  311. Программа, которую мы потеряли. Пресс-атташе (16 февраля 2005).
  312. Сергей КАНЕВ: ПРОФЕССИЯ ЖУРНАЛИСТА СТАЛА РАБСКОЙ. Новая газета (24 февраля 2005).
  313. Место Парфенова. Вместо Парфенова. Известия (5 июня 2004).
  314. Российские политические ток-шоу транслируются в записи (недоступная ссылка — история). Fedpost.ru (8 сентября 2003). Проверено 30 августа 2018. Архивировано 10 декабря 2014 года.
  315. Новый продукт на рынке: ТВ-консервы. Независимая газета (12 сентября 2003).
  316. Свобода слова в кавычках и без. Независимая газета (21 ноября 2003).
  317. Ушли намедни. Новые известия (3 июня 2004).
  318. Леонида Парфенова уволили с НТВ. Программа и сайт «Намедни» закрыты, помещения опечатаны. NEWSru (3 июня 2004). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  319. Гендиректор СТС зовет на канал Леонида Парфенова. NEWSru (3 августа 2004). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  320. Парфенов может возглавить канал «Культура», но на канале об этом пока не знают. NEWSru (15 июня 2004). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  321. 2004. Парфенов и Познер обсуждают уход Парфенова с НТВ — YouTube (видео сюжета)
  322. Времена — Первый канал
  323. Два медведя в одной берлоге. Уживутся ли?. Известия (23 мая 2003).
  324. Леонид Парфенов: "Я проработал в корпорации со дня основания, и последнее, что услышал в её стенах в свой адрес, был мат". Известия (7 июня 2004).
  325. «Красная стрела» уехала с НТВ — Екатерина Власова — «„Красная стрела“ уехала с НТВ» — Российская Газета — На НТВ закрыли сатирическую программу «Красная стрела»
  326. НТВ закрывает эфир ночных новостей с Михаилом Осокиным. NEWSru (12 января 2006). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  327. Осокин вернулся к Гусинскому. Независимая газета (25 апреля 2006).
  328. Осокин отвоевал у НТВ свои пиджаки. Собеседник (2 мая 2006).
  329. Звезды ТВ уезжают за чистым воздухом. Независимая газета (24 марта 2005).
  330. Савик Шустер: «На российском телевидении невозможно говорить правду». Родная газета (15 апреля 2005).
  331. 1 2 Московский комсомолец, 23 января 2002 года
  332. Спаси. Помилуй. Сохрани. Так расшифровывает аббревиатуру СПС дочь Бориса Немцова. Об этом он рассказал в редакции "РГ". Российская газета (1 июля 2002).
  333. Аргументы и факты — Свобода слова и НТВ - "Аргументы и факты", № 15 (1068) от 11.04.2001
  334. Новости NEWSru.com:: Андрей Черкизов о прекращении вещания ТВ-6
  335. Елена Ханга: «Пройдет время, и мы будем вспоминать не проклятия врагов, а молчание друзей». NEWSru (14 апреля 2001). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  336. Спящая красавица. Газета.ру (30 июня 2003).
  337. Последний диссидент. Основательница REN TV покидает канал. Индустрия рекламы (9 ноября 2005).