Причастное вино

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Церковное вино»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Католический священник наливает вино из графина в чашу

Причастное вино (священное, церковное, алтарное) — вино, предназначенное для использования в таинстве Евхаристии (причастия). Если Святые Дары не смешиваются, то вино принимают после причастного хлеба (опреснока, просфоры, гостии).

История[править | править код]

Вино использовалось в самых ранних празднованиях Вечери Господней как символ Крови Христовой (о чём свидетельствует апостол Павел в 1Кор. 10:16).

В ранней Церкви и духовенство, и миряне получали освящённое красное вино в чаше после вкушения освящённого хлеба. Из-за ряда факторов, главным образом из-за дефицита вина на севере Европы (где климат не подходит для виноградарства), питьё вина из чаши в Средние века стало доступным только священнослужителям, в то время как паства причащалась хлебом. Эта практика ослабила символическую важность красного цвета вина, призванного напоминать кровь Христову, так что Католическая церковь разрешила причащаться и белым вином[1].

Восточные церкви (включая восточнокатолические) продолжали совершать Евхаристию для верующих в обеих формах. Правда, в допетровской России при отсутствии в храме вина его заменяли другими алкогольными напитками: вишнёвой наливкой, перебродившим яблочным квасом[2].

Состав[править | править код]

Большинство литургических церквей, таких как Католическая церковь и Православная церковь, требуют, чтобы для таинства использовалось чистое вино из винограда. Для причащения сотни человек требуется приблизительно полбутылки вина[3]. Некоторые протестантские конфессии (например, методистские церкви), не одобряющие употребление алкоголя, заменяют вино виноградным соком[4]. Ввиду недоступности вина именно соком причащали верующих православные священники в сталинских лагерях[2].

В восточном христианстве причастное вино обычно красного (или розового) цвета, что символизирует переход от вина к крови Иисуса Христа (который, как считается, происходит во время Евхаристии). В большинстве православных церквей к причащению допускается только беспримесное[5] красное виноградное вино[6]. Греческая православная церковь традиционно использует сладкие вина Мавродафни и Нама, Грузинская — Зедаше, тогда как Русская православная церковь с XIX века предпочитает сладкий же Кагор. Использование приятных на вкус сладких вин распространилось, вероятно, с целью предотвращения рефлекторного выплёвывания Святых Даров причащаемыми младенцами[7]. Православное духовенство получает освящённое вино путём питья из чаши (без смешения Тела и Крови), а паства — после смешения с хлебом на специальной причастной ложке.

Бутылки с церковным вином и католические богослужебные сосуды

В XX веке, особенно после Второго Ватиканского собора, Католическая церковь стала возвращаться к причащению мирян под видом как хлеба, так и вина. Католики по традиции допускают для причащения не только красное, но и белое вино, что не лишено практических соображений (с целью избежать пятен на алтаре)[1]. В латинской традиции, не имеющей причащения младенцев, принято использовать не сладкое, а сухое вино.

В англиканской общине употребление вина обязательно во время празднования Святого Причастия; однако человек, принимающий причастие, совершает действительное причастие, даже если причащается только в одном виде (то есть только хлебом или только вином). Например, больной человек, который может пить только жидкость, совершает действительное причастие, принимая вино.

Смешение с водой[править | править код]

В большинстве литургических обрядов (римский, византийский, антиохийский, александрийский) в чашу с вином (потир) добавляется небольшое количество воды, тогда как в армянском обряде вино освящается без предварительного примешивания воды. В византийском обряде незадолго до причастия к освящённому вину добавляют немного подогретой воды, называемой зеон (греч. «кипящая»).

Древний средиземноморский ритуал смешения вина с водой имеет различные трактовки (символ соединения в Христе божественной и человеческой природы, символ соединения Христа с Церковью)[2][8]. Чаще всего добавление воды к вину объясняют как напоминание о том, что на Кресте из прободенного ребра Искупителя истекла не только кровь, но и вода (1Ин. 5:7—8). Иоанн Мейендорф приводит следующее объяснение:

Кирилл утверждал, что без животворящего Слова Божия, находящегося в мистическом и реальном единстве с плотью, Евхаристия становится людоедством, а участие в ней — бессмыслицей. Эта «животворность тела» Христова имелась в виду Юстинианом, когда в целях утверждения Кирилловой христологии он учредил обряд подливания тёплой воды, «теплоты», в евхаристическое вино. Теплота Духа Святого трансформирует физическое естество, и даже само название ξέον (зёон), «теплота», было созвучно слову ξωή (зои), «жизнь». В Евхаристии Дух обожествляет человеческую плоть Иисуса, и, приобщаясь к ней, мы спасаемся через участие в жизни Бога[9].

Производство[править | править код]

Церковное вино производится как специализированными винодельнями, выпускающими только вино для церковного употребления, так и обычными винодельческими предприятиями. В Западной Европе винодельни, которые специализируются на церковном вине, обычно небольшие; часто ими управляют монахи, священники или набожные миряне.

Некоторые предприятия по производству церковного вина имеют долгую историю. Например, в Австралии всё причастное вино (объёмом более 90 000 литров (24 000 галлонов)) выпускает старейшая в стране винодельня, расположенная в долине Клэр и основанная иезуитами в 1851 году[10]. В США до сих пор используется для производства священного вина виноградник О-Не-Да в винодельческом регионе Фингер-Лейкс (штат Нью-Йорк), основанный в 1872 году Бернардом Джоном Маккуэйдом, епископом Рочестера[11].

В дореволюционной России монополия на поставку вина в храмы долгое время принадлежала Петру Смирнову[12]. В современной России небольшие приходы покупают вино в ближайших магазинах, а крупные монастыри заказывают его на заводах России, Украины, Молдавии; приветствуется также пожертвование вина прихожанами[3]. В 2015 году около 100 000 бутылок кагора поставил в храмы России крымский винокомбинат «Массандра», тогда же приступивший по просьбе Русской православной церкви к производству сухого кагора[3].

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Hosts & Wine for the Holy Sacrifice of the Mass. Дата обращения: 15 ноября 2007. Архивировано из оригинала 14 ноября 2007 года.
  2. 1 2 3 Вино // Православная энциклопедия. — М., 2004. — Т. VIII : «Вероучение — Владимиро-Волынская епархия». — С. 516—521. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-014-5.
  3. 1 2 3 Вино для патриарха: как РПЦ запускает винодельческий проект — РБК. Дата обращения: 13 ноября 2021. Архивировано 13 ноября 2021 года.
  4. Rowe. Methodism's Miracle: From Wine to Grape Juice (англ.). General Commission on Archives and History. Дата обращения: 14 февраля 2021. Архивировано 25 июня 2021 года.
  5. Вина с добавками (например, рецина) для использования в таинстве не допускаются
  6. Однако есть и исключения. Например, Румынская православная церковь допускает причащение белым вином, Греческая — розовым, восточные церкви — и тем и другим, а африканские — вином из изюма
  7. Впрочем, канонически не запрещается служение на полусладких или сухих винах
  8. Why Water With Wine. www.ewtn.com. Дата обращения: 7 апреля 2021. Архивировано 25 июня 2021 года.
  9. Кирилл Александрийский. Архивная копия от 14 ноября 2021 на Wayback Machine // Протоирей Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие.
  10. Vickers. Sacramental Wine. Abc.net.au (15 декабря 2006). Дата обращения: 5 марта 2012. Архивировано 5 ноября 2012 года.
  11. Barber, E. (24.05.2020). "Will the Coronavirus Be the End of the Communion Cup?". The New Yorker (англ.). Архивировано из оригинала 20 июня 2021. Дата обращения: 25 июня 2021. {{cite journal}}: Проверьте значение даты: |date= (справка)
  12. Смирнова К. В., Чиняева Г. В., Смирнов В. О., Гоголашвили М. И. Водочный король Петр Арсеньевич Смирнов и его потомки. — М.: Радуга, 1999. — ISBN 978-5-05-004744-1. — С. 59