Тамерлан

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Это старая версия этой страницы, сохранённая JAnDbot (обсуждение | вклад) в 06:41, 19 августа 2008 (робот изменил: be-x-old:Тымур). Она может серьёзно отличаться от текущей версии.
Перейти к навигации Перейти к поиску

Тамерлан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Тамерлан
Эмир империи Тимуридов
1370 — 1405
Предшественник Хусейн (1364–1370)
Преемник Шахрух (1405–1447)

Рождение 9 апреля 1336
Шахрисабз, ныне Узбекистан
Смерть 19 февраля 1405
Отрар
Место погребения
Род Тимуриды
Династия Тимуриды
Отец Тарагай
Мать Текина-хатун[d]
Супруга Сарай-мульк ханым, Ульджай-туркан ага, Чолпан-мульк Ага[d] и Дильшад ага[d]
Дети Шахрух
Отношение к религии суннизм
Звание Бек[d], Мирза и Каган
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе
Файл:Amir Temur.jpg
Памятник Амир Темуру в Шахрисабзе

Тамерлан (Тиму́р, Амир Тему́р, Тимурле́нг, Железный хромец 13361405, чагатайск. تیمور , букв. железо) — один из известных мировых завоевателей, сыгравший заметную роль в истории Средней Азии и Кавказа.

Биография

Тимур родился 9 апреля 1336 года в городе Кеше (ныне Шахрисабз в Кашкадарьинской области Республики Узбекистан) или его окрестностях.

Во время малолетства Тимура произошел распад чагатайского государства в Средней Азии (Чагатайский улус). В Мавераннахре с 1346 года власть принадлежала тюркским эмирам, и возводившиеся императором на престол ханы правили только номинально. Могульские эмиры в 1348 году возвели на престол Туклук-Тимура, который стал править в Восточном Туркестане, Кульджинском крае и Семиречье.

Первым главой тюркских эмиров был Казаган (1346—58). Тимур первоначально был главой шайки разбойников, образовавшейся в смутное время. С ней он вступил на службу к владетелю Кеша Хаджи, главе племени Барулас. В 1360 году Мавераннахр был завоёван Туклук-Тимуром; Хаджи бежал в Хорасан; Тимур вступил в переговоры с ханом и был утверждён владетелем Кеша, но должен был удалиться после ухода могулов и возвращения Хаджи.

В 1361 хан снова занял страну; Хаджи снова бежал в Хорасан, где был убит; Тимур был утверждён владетелем Кеша и одним из помощников могульского царевича Ильяс-ходжи (сына хана), назначенного правителем Мавераннахра. Тимур скоро отделился от могулов и перешел на сторону их врага — Хусейна (внука Казагана); некоторое время они с небольшим отрядом вели жизнь искателей приключений; во время одной стычки в Сеистане Тимур лишился двух пальцев на правой руке и был тяжело ранен в правую ногу, отчего стал хромым (прозвание «хромой Тимур» — Аксак-Тимур по-тюркски, Тимур-е ланг по-персидски, отсюда Тамерлан).

В 1364 могулы были вынуждены очистить страну; правителем Мавераннахра сделался Гусейн; Тимур вернулся в Кеш. В 1366 Тимур восстал против Гусейна, в 1368 г. помирился с ним и снова получил Кеш, в 1369 г., снова произвёл восстание. В марте 1370 г. Гусейн был взят в плен и убит в присутствии Тимура, хотя и без прямого его приказания. 10 апреля 1370 г. Тимур принял присягу от всех военачальников Мавераннахра. Подобно своим предшественникам, он не принял ханского титула и довольствовался званием «великого эмира»; ханами при нем считались потомок Чингиз-хана Суюргатмыш (1370—88), его сын Махмуд (13881398) и Сатук-хан (1398—1405). Тимур избрал своим местопребыванием Самарканд и украсил его великолепными постройками.

Первые годы своего единодержавного правления Тимур посвятил установлению порядка в стране и безопасности на её границах (борьба с мятежными эмирами, походы на Семиречье и Восточный Туркестан). В 1379 г. был завоёван Хорезм; с 1380 г. начались походы на Персию, вызванные, по-видимому, только завоевательными стремлениями (изречение Тимура: «все пространство населённой части мира не стоит того, чтобы иметь двух царей»); впоследствии Тимур выступал также представителем идеи государственного порядка, необходимого для блага населения и невозможного при существовании целого ряда враждебных друг другу мелких владетелей. В 1381 г. был взят Герат; в 1382 г. правителем Хорасана был назначен сын Тимура, Мираншах; в 1383 г. Тимур опустошил Сеистан.

Три больших похода Тимура

Государство Тамерлана

В западную часть Персии и прилегающие к ней области Тимур совершил три больших похода — так называемые «трёхлетний» (с 1386 г.), «пятилетний» (с 1392 г.) и «семилетний» (с 1399 г.). В первый раз Тимур должен был вернуться обратно, вследствие нашествия на Мавераннехр золотоордынского хана Тохтамыша в союзе с семиреченскими монголами (1387).

Тимур в 1388 г. прогнал врагов и наказал хорезмийцев за союз с Тохтамышем, в 1389 г. совершил опустошительный поход вглубь монгольских владений до Иртыша на север и до Большого Юлдуза на восток, в 1391 г. — поход на золотоордынские владения до Волги. Эти походы достигли своей цели. Во время «пятилетнего» похода Тимур в 1392 г. завоевал прикаспийские области, в 1393 г. — западную Персию и Багдад; сын Тимура, Омар-шейх, был назначен правителем Фарса, Миран-шах — правителем Адербейджана и Закавказья. Нашествие Тохтамыша на Закавказье вызвало поход Тимура на Южную Россию (1395); Тимур разбил Тохтамыша на Тереке, преследовал его до русских пределов. Там он вторгся в Рязанские земли, разорил Елец, составляя угрозу Москве. Начав наступление на Москву он неожиданно повернул назад и вышел из русских пределов в тот самый день, когда москвичи встречали образ Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, принесенный из Владимира (с этого дня икона почитается как покровительница Москвы). Затем Тимур разграбил торговые города Азов и Кафу, сжег Сарай-Бату и Астрахань; но прочное завоевание Золотой Орды не имелось в виду, и Кавказский хребет остался северной границей владений Тимура. В 1396 г. он вернулся в Самарканд и в 1397 г. назначил своего младшего сына Шахруха правителем Хорасана, Сеистана и Мазандерана.

В 1398 г. был предпринят поход на Индию; по дороге побеждены горцы Кафиристана; в декабре Тимур под стенами Дели разбил войско индийского султана (династия Тоглукидов) и без сопротивления занял город, который через несколько дней был разграблен войском. В 1399 г. Тимур дошел до берегов Ганга, на обратном пути взял ещё несколько городов и крепостей и вернулся в Самарканд с огромной добычей, но не расширив своих владений.

«Семилетний» поход первоначально был вызван сумасшествием Мираншаха и беспорядками во вверенной ему области. Тимур низложил своего сына и разбил вторгшихся в его владения врагов. В 1400 г. началась война с османским султаном Баязетом, захватившим город Арзинджан, где правил вассал Тимура, и с египетским султаном Фараджем, предшественник которого, Баркук, ещё в 1393 г. велел убить посла Тимура. В 1400 г. Тимур взял Сивас в Малой Азии и Халеб (Алеппо) в Сирии (принадлежавшей египетскому султану), в 1401 г. — Дамаск. Баязет был разбит и взят в плен в знаменитой битве при Анкаре (1402). Тимур разграбил все города Малой Азии, даже Смирну (принадлежавшую иоаннитским рыцарям). Западная часть Малой Азии в 1403 г. была возвращена сыновьям Баязета, в восточной были восстановлены низложенные Баязетом мелкие династии; в Багдаде (где Тимур восстановил свою власть в 1401 г., причём погибло до 90000 жителей) был назначен правителем сын Мираншаха, Абу-Бекр, в Адербейджане (с 1404 г.) — другой сын его, Омар. В 1404 г. Тимур вернулся в Самарканд и тогда же предпринял поход на Китай, к которому начал готовиться ещё в 1398 г.; в тот год им была построена крепость (на границе нынешней Сыр-Дарьинской области и Семиречья); теперь было построено ещё другое укрепление, в 10 днях пути дальше к востоку, вероятно около Иссык-Куля.

Тимур собрал войско и в январе 1405 г. прибыл в г. Отрар (развалины его — недалеко от впадения Арыса в Сыр-Дарью), где заболел и умер (по словам историков — 18 февраля, по надгробному памятнику Тимура — 15-го).

Тимур в сравнении с Чингиз-ханом

Биография Тимура во многом напоминает биографию Чингиз-хана: оба завоевателя начали свою деятельность как предводители набранных ими лично отрядов приверженцев, которые и потом оставались главной опорой их могущества. Подобно Чингиз-хану, Тимур лично входил во все подробности организации военных сил, имел подробные сведения о силах врагов и состоянии их земель, пользовался среди своего войска безусловным авторитетом и мог вполне полагаться на своих сподвижников. Менее удачен был выбор лиц, поставленных во главе гражданского управления (многочисленные случаи наказания за лихоимство высших сановников в Самарканде, Герате, Ширазе, Тавризе).


Кроме своего родного (тюркского) языка говорил по-персидски и любил беседовать с учёными, в особенности слушать чтение исторических сочинений; своими познаниями в истории он привёл в изумление величайшего из мусульманских историков, Ибн Халдуна; рассказами о доблестях исторических и легендарных героев Тимур пользовался для воодушевления своих воинов.

Музей Амира Тимура в Ташкенте и его изображение на купюре достоинством 1000 сум

Тимур заботился преимущественно о процветании своего родного Мавераннахра и о возвышении блеска своей столицы — Самарканда, где были собраны из разных стран представители всех отраслей искусства и науки; только в последние годы им принимались меры для поднятия благосостояния других областей государства, преимущественно пограничных (в 1398 г. проведён новый оросительный канал в Афганистане, в 1401 г. — в Закавказье и т. д.).


Литература

Официальная история Тимура была написана ещё при жизни его, сначала Али-бен Джемал-ал-исламом (единственный экземпляр — в ташкентской публичной библиотеке), потом Низам-ад-дином Шами (единственный экземпляр — в Британском музее). Эти сочинения были вытеснены известным трудом Шереф-ад-дина Иезди (при Шахрухе), переведённым на французский язык («Histoire de Timur-Bec», П., 1722). Труд другого современника Тимура и Шахруха, Хафизи-Абру, дошел до нас только отчасти; им воспользовался автор второй половины XV в., Абд-ар-Реззак Самарканди (сочинение не издано; много рукописей).

Из авторов (персидских, арабских, грузинских, армянских, османских и византийских), писавших независимо от Тимура и Тимуридов, только один, сирийский араб Ибн-Арабшах, составил полную историю Тимура («Ahmedis Arabsiadae vitae et rerum gestarum Timuri, qui vulgo Tamerlanes dicitur, historia», 17671772).

Ср. также F. Neve «Expose des guerres de Tamerlan et de Schah-Rokh dans l’Asie occidentale, d’apres la chronique armenienne inedite de Thomas de Madzoph» (Брюссель, 1859).

Подлинность автобиографических записок Тимура, будто бы открытых в XVI в., более чем сомнительна.

Из трудов европейских путешественников особенно ценен дневник испанца Клавихо («Дневник путешествия ко двору Тимура в Самарканд в 1403—1406 годы», текст с переводом и примечаниями, Санкт-Петербург, 1881, в «Сборнике отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук», т. XXVIII, № 1).

Строгого научного исследования о Тимуре и его эпохе до сих пор нет.

Легенда о могиле Тамерлана

Существует легенда, связанная с могилой Тамерлана.

Согласно легенде, источник и время возникновения которой не представляется возможным установить, существовало предсказание[1] о том, что если прах Тамерлана будет потревожен, начнется великая и страшная война. Надпись на нефритовой надгробной плите гласит: «Всякий, кто нарушит мой покой в этой жизни или в следующей, будет подвергнут страданиям и погибнет». Исторически достоверен тот факт, что гробница Тамерлана в мавзолее Гур Эмир в Самарканде была вскрыта советскими учёными 21 июня 1941 г., менее чем за сутки до нападения нацистской Германии на СССР.

Из воспоминаний Малика Каюмова[2], бывшего кинооператором при вскрытии могилы:

Вошел в ближайшую чайхану, смотрю — там три древних старика сидят. Я ещё отметил про себя: похожи друг на друга, как родные братья. Ну, я присел неподалеку, мне чайник и пиалу принесли. Вдруг один из этих стариков и обращается ко мне: «Сынок, ты ведь из тех, кто вскрывать могилу Тамерлана вздумали?». А я возьми да и скажи: «Да я в этой экспедиции самый главный, без меня все эти учёные — никуда!». Шуткой решил свой страх отогнать. Только, смотрю, старики в ответ на мою улыбку ещё больше нахмурились. А тот, что заговорил со мной, к себе манит. Подхожу ближе, смотрю, в руках у него книга — старинная, рукописная, страницы арабской вязью заполнены. А старик по строчкам пальцем водит: "Вот смотри, сынок, что в этой книге написано. «Кто вскроет могилу Тамерлана — выпустит на волю духа войны. И будет бойня такая кровавая и страшная, какой мир не видал во веки вечные»…

Это было 20 июня. Учёные не послушались и 21 июня вскрыли могилу, а 22 июня началась война. Никто не смог найти тех старцев: хозяин чайханы сказал, что в тот день, 20 июня, он видел стариков в первый и последний раз.

По словам Каюмова, он, будучи на фронте, добился встречи с маршалом Жуковым в октябре 1942 года, объяснил ситуацию и предложил вернуть прах Тамерлана обратно в могилу. Это было осуществлено 19-20 ноября 1942 года; в эти дни произошел перелом в Сталинградской битве.

Существует и версия этих событий на интернет-проекте "Виртуальный Самарканд", в разделе "Легенды и Тайны"

И снова о вскрытии гробницы Тимура:

Примерно в 1959-63 годы в художественной школе г. Ивано-Франковска (Украина) преподавала историю искусств красивая и скромная женщина, возможно, первая жена А.Довженко. Она рассказала, что присутствовала при вскрытия могилы. Только у неё встречается упоминание о секундном зрелище сохранившегося "без повреждений" похороненного Тамерлана. Призрачное видЕние вмиг осыпалось прахом. Будучи весьма молодой, в стрессовой обстановке, свидетельница вполне могла заметить и "миллисекундное" видЕние (известны случаи запоминания "замедленных" взрывов перед ранением) - если его не зафиксировала кинокамера. С другой стороны, был более чем серьёзный резон скрыть (неизбежную в те времена) оплошность археологов - могли последовать репрессии. В кинофиксации явно отсутствуют кадры подъёма крышки, а показанная съёмка останков не может что-либо противопоставить версии осыпания в момент вскрытия. Пыль в воздухе могли "вырезать" или не проявить. Съёмка могла быть с дублем и снятой без поначалу присутствовавших.
А 1961 год - год "оттепели". В той же школе незабвенный Н.Я.Вечирко читал рисующим гипсы мальцам "Один день Ивана Денисовича".

Знамёна Тимура

Во время своих походов Тимур использовал знамёна с изображением трёх колец. Во время индийского похода использовалось чёрное знамя с серебряным драконом. Перед походом на Китай Тамерлан приказал изобразить на знаменах золотого дракона. Есть легенда, что перед битвой при Анкаре, Тимур и Баязид Молниеносный встретились на поле боя. Баязид смотря на знамя Тимура произнес: «Какая наглость думать, что тебе принадлежит весь мир!». В ответ, Тимур показывая на знамя турка произнес: «Ещё большая наглость, думать, что тебе принадлежит луна».

См. также

Примечания

  1. Это предостережение прямо написано арабской вязью на староузбекском и арабском языках над усыпальнецей Тимура (Тамерлана) в Самарканде. Любой желающий, знающий арабский алфавит и арабский язык, может сам его прочитать.
  2. Воспоминания Малика Каюмова

Ссылки

Шаблон:Link FA