Петрушова, Ирина Альбертовна

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Петрушова, Ирина Альбертовна
Имя при рождении:

Петрушова, Ирина Альбертовна

Род деятельности:

журналист

Дата рождения:

8 декабря 1965({{padleft:1965|4|0}}-{{padleft:12|2|0}}-{{padleft:8|2|0}}) (49 лет)

Место рождения:

Горьковская область

Гражданство:

Россия

Отец:

Петрушов Альберт Владимирович

Мать:

Людмила Петрушова

Супруга:

Кетебаев Муратбек Камалбаевич

Дети:

два сына

Награды и премии:

Петрушова, Ирина Альбертовна - российский журналист. Основатель и главный редактор оппозиционной газеты Республика.[1] После серии историй разоблачения коррупции в правительстве ее жизнь была под угрозой и ее офис газеты сожгли бутылкой с зажигательной смесью. В 2002 году она была награждена en:CPJ International Press Freedom Awards.

Биография[править | править вики-текст]

Петрушова родилась в 1965 году вблизи Нижнего Новгорода[2] Она дочь Альберта Петрушова который работал репортером газеты КПРФ "Правда". Петрушов стал известен благодаря разоблачению правительственной коррупции в Казахстане, включая историю, которая стала концом карьеры члена Политбюро ЦК КПСС, 1-го секретаря ЦК КП Казахстана Д.А. Кунаева.[2][3]

В начале 1980-х, Петрушова присоединилась к журналистской программе Санкт-Петербургского государственного университета, которая позволяла ей работать с отцом. Позже она заявила, что ездила по стране с ним и, видя что последствия внимания средств массовой информации могут оказать на жизнь в отдаленных деревнях сделало ее позитивной, и это то, как она должна относиться к жизни.[2]

И. Петрушова вышла замуж за психолога в 1984 году. Имеет 2 сына.[2]

В 1992 году отец И. Петрушовой получил серьезную травму мозга, когда, видимо преднамеренно, был сбит автомобилем. Его рукопись для книги о Кунаеве был украдена, когда он был в без сознании.[3][2]

Карьера[править | править вики-текст]

Основанная в 2000 году еженедельная газета Петрушовой Республика сосредоточивалась на освещении деловых и экономических вопросов Казахстана и часто публиковалась материалы с резкой критикой режима президента Нурсултан Назарбаева. Газета писала о финансовых скандалах и разгуле кумовства и непотизма.

Скандалы раскрыли бумагу, включающую предоставление прав на нефть одному из родственников Назарбаева, исчезновение средств на аэропорт в Алмате; и казахстанская полиция заставляла туристов покинуть самолет, поэтому дочь Назарбаева могла полететь одна.<refname=NYT/>[3]

Наиболее заметной историей Республики было разоблачение в котором показано что Назарбаев спрятал 1 млрд. долл. США от нефтяных доходов государства на счет в швейцарском банке и правительство заявило что это был чрезвычайный фонд, используемый для спасения национальной экономики в 1998 году.[2]

В ноябре 2001 года представитель Правительства РК безуспешно пытался купить контрольный пакет акций Республика. В январе 2002 года казахстанские типографии стали отказываться печатать газету и человеческий череп был подброшен на порог ее дома.[2] Республика также получила распоряжение суда Казахстана о прекращения печати, но уклонился от запрета печати сменив названия на Не та Республика.[2]

Петрушова купила цифровой копировальный аппарат, что бы Республика могла сама печатать себя, но потом офисы газеты стали объектом запугивания и угроз.

В Муждународный женский день похоронный венок был послан Петрушовой.[2]

В другом случае обезглавленных собак подвешивали к зданию Республики с помощью отвертки наклеивания на свою сторону и с запиской "не будет второго шанса";[4]

Голову собаки оставили возле дома Петрушовой.[5]

Через три дня после инцидента с собакой офисы газеты были закиданы бутылкой с зажигательной смесью и сгорели дотла.[3]

В июле Петрушовой дали восемнадцать месяцев тюремного заключения за налоговые платежи, но не отсидела после того как судья постановила что дело подпадает под амнистию.[1]

Петрушова, в конечном итоге, покинула страну и перебралась в Россию, где она продолжала публиковать через Интернет, проживая отдельно от своей семьи для их безопасности.[4]

В признании ее работы в 2002 году она была награждена НКО США "Комитетом защиты журналистов премией" en:CPJ International Press Freedom Awards.[3]

В России[править | править вики-текст]

В Москве Петрушова работала в Assandi Times над публикациями которые широко освещали расследование Министерство юстиции США которое утверждало что Президент Назарбаев и его союзники приняли 78 млн. долл. США в виде взяток от американских нефтяных компаний в 2000 году.[6]

В апреле 2005 года Петрушова была ненадолго задержана в Волоколамске под Москвой в России по просьбе казахстанских властей, которые стремились взять ее под стражу по обвинению в уклонении от налогов и нарушения законов казахстанского гражданского кодекса. Позже Московская прокуратура постановила что срок исковой давности истек по обвинению и в просьбу Казахстан за ее экстрадиции было отказано. [7] Петрушова была выпущена через несколько дней. Она также была задержана по тому же обвинению в Санкт-Петербурге в 2004 году[8]

Примечания[править | править вики-текст]

  1. 1 2 Editor of independent Kazakh newspaper sentenced to prison, then amnestied, for alleged business violations. Associated Press (4 July 2002). Проверено 21 сентября 2012. Архивировано из первоисточника 30 апреля 2013.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Michael Wines. Bruised, but Still Jabbing Kazakh Heavyweights. The New York Times (July 13, 2012). Проверено 21 сентября 2012. Архивировано из первоисточника 21 сентября 2012.
  3. 1 2 3 4 5 2002 Awardee: Irina Petrushova. Committee to Protect Journalists. Проверено 9 июня 2011. Архивировано из первоисточника 30 апреля 2013.
  4. 1 2 Fred Hiatt. Truth-Tellers in a Time of Terror. The Washington Post. HighBeam Research (25 November 2012). Проверено 21 сентября 2012. Архивировано из первоисточника 30 апреля 2013.
  5. Rozlana Taukina. Police make arrests in firebombing attack on Kazakh newspaper office. Associated Press (11 July 2012). Проверено 21 сентября 2012. Архивировано из первоисточника 30 апреля 2013.
  6. Attacks on the Press in 2004 - Kazakhstan. Committee to Protect Journalists via UNHCR (February 2005). Проверено 9 июня 2011.
  7. Russia refuses to extradite Kazakh opposition newspaper editor. Associated Press (25 April 2005). Проверено 21 сентября 2012. Архивировано из первоисточника 30 апреля 2013.
  8. Russia Releases Editor Of Kazakh Opposition Weekly. Radio Free Europe/Radio Liberty (26 April 2005). Проверено 9 июня 2011. Архивировано из первоисточника 30 апреля 2013.

Ссылки[править | править вики-текст]