Радикальное зло

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Радикальное зло (с нем. — «das radikal Base») — фраза, использованная немецким философом Иммануилом Кантом, представляющая христианский термин radix malorum. Кант верил, что человеческие существа от природы склонны к злу. Он объясняет радикальное зло как коррупцию, которая полностью овладевает человеком и приводит к желаниям, действующим вопреки универсальному моральному закону. Результатом естественной склонности человека или врожденной предрасположенности ко злу являются действия или «деяния», которые подчиняют моральный закон. Согласно Канту, эти действия противоречат общепринятым моральным принципам и проявляют себялюбие и самомнение[1][2]. Многими авторами концепция радикального зла Канта рассматривается как парадоксальная и непоследовательная из-за его развития моральных теорий[3][4].

Истоки[править | править код]

Концепция радикального зла была сконструирована Иммануилом Кантом и впервые подробно объяснена в книге Канта «Религия в пределах только разума» в 1793 году.

Там Кант пишет:

Таким образом, порочность человеческой натуры не столько следует называть порочностью, если это слово понимать в его строгом смысле, а именно как склонность (субъективный принцип максима) принимать плохое, как дурное, в свои максимы в качестве пружины (ибо это дьявольское); но скорее порочность сердца, которую из-за результата также называют плохим сердцем. Это может сосуществовать с Волей к добру в целом и проистекает из хрупкости человеческой натуры, которая недостаточно сильна, чтобы следовать принятым ею принципам, в сочетании с её нечистоплотностью в том, что она не отличает пружины (даже действий с благими намерениями) друг от друга по моральным правилам. Так что в конечном счёте он в лучшем случае смотрит только на соответствие своих действий закону, а не на их вытекание из него, то есть на сам закон как на единственную пружину. Теперь, хотя это не всегда приводит к неправильным поступкам и склонности к ним, то есть к пороку, всё же привычка рассматривать отсутствие порока как соответствие ума закону долга (как добродетель) сама по себе должна быть обозначена как радикальная порочность человеческого сердца (поскольку в данном случае пружина в сентенциях вообще не рассматривается, а только подчинение букве закона)[5].

Эта концепция была описана как кантианская адаптация лютеранского «праведника и грешника»[6].

Категорические императивы[править | править код]

Категорические императивы (КИ) — это основа морали, в которой Кант использует словосочетание «радикальное зло». Кант характеризовал мораль в терминах категорических императивов. КИ описывается как границы, которые вы не должны переходить независимо от наших естественных желаний. Утверждается, что у нас есть обязательства следовать этим принципам, поскольку они вытекают из разума. Когда кто-то действует против КИ, считается, что он действует иррационально и, следовательно, аморально[7][8][9].

Склонность ко злу против естественной предрасположенности к хорошему[править | править код]

Быть морально злым — значит обладать желаниями, которые заставляют человека действовать вопреки добру. Чтобы быть радикально злым, человек больше не может действовать в соответствии с добром, потому что он решительно следует максимам желания, которые не учитывают добро. Согласно Канту, у человека есть выбор между добрыми максимами, правилами, которые уважают моральный закон, и злыми максимами, правилами, которые противоречат моральному закону или противостоят ему; т.е, кто пренебрегает моральными законами и действует вопреки им, описываются как испорченные с врождённой склонностью ко злу. Склонность объясняется как естественная характеристика человека, которая считается необязательной. Таким образом, склонность определяется как тенденция или наклонность в поведении человека действовать соответственно моральному закону или вопреки ему. Эта склонность ко злу является источником аморальных поступков человека и, следовательно, полностью разрушает его естественную склонность к добру. Поскольку это развратило их в целом, зло считается радикальным. Это не означает, что радикализм — это конкретное мышление, склонность ко злу может быть пересмотрена посредством того, что описывается как «революция мышления», которая изменяет характер человека с помощью моральных агентов, практикующих универсальную этику[1][2][10].

Стимулы в человечестве[править | править код]

Кант утверждает, что человеческое волеизъявление является либо добром, либо злом — это либо одно, либо ни то, ни другое. Воля человека считается благой, если его действия соответствуют моральному закону. В человечестве есть три стимула, с которыми мы согласовываем своё желание: (1) животность, (2) человечность и (3) личность[2].

Кантовская концепция человеческой свободы характеризуется тремя предрасположенностями человеческой воли:

  1. Задействует экзистенциальное стремление к «самосохранению», сексуальное влечение человека к размножению, стремление сохранить себя по отношению к своему ребёнку, который рождается в результате этого размножения, и, наконец, его «социальное влечение» к другим людям.
  2. Склонность «приобретать ценность во мнении других». Благодаря этой предрасположенности «ревность и соперничество» порождаются существами, следовательно, стимулирующими культуру.
  3. Склонность человека следовать моральному закону.

Непоследовательность в идеях[править | править код]

На непоследовательность моральных теорий Канта указывают и доказывают многие авторы. Кант меняет свои вспомогательные аргументы и утверждения в своей работе, которые некоторые философы сочли «скандальными», «непоследовательными» и «нерешительными». Исходя из этого, кантовская идея радикального зла рассматривается как девиантная и неразвитая концепция, которая не поддерживает его общие идеи этики. Несмотря на то, что его развитие рассматривается как противоречивое, утверждается, что его концепция радикального зла согласуется с его идеями человеческой свободы, морального закона и моральной ответственности[3][4][11][9].

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Caswell, Matthew (2006). "Kant's Conception of the Highest Good, the Gesinnung, and the Theory of Radical Evil". Kant Studien. 97 (2): 184—209. doi:10.1515/KANT.2006.011. ISSN 1613-1134. S2CID 170893356.
  2. 1 2 3 Kant's Religion within the boundaries of mere reason: a critical guide. — New York. — ISBN 978-1-107-01852-5.
  3. 1 2 DOI: https://doi.org/10.1017/S1369415412000283
  4. 1 2 Fackenheim, Emil L. (1954). "Kant and Radical Evil". University of Toronto Quarterly (англ.). 23 (4): 339—353. ISSN 1712-5278.
  5. Religion within the Bounds of Reason Alone. Дата обращения: 18 октября 2023. Архивировано 10 августа 2021 года.
  6. Patrick Frierson (2007) Providence And Divine Mercy In Kant’s Ethical Cosmopolitanism Архивная копия от 30 июля 2021 на Wayback Machine, Faith and Philosophy Volume 24, Issue 2, April 2007, page 151
  7. Johnson, Robert; Cureton, Adam (2019), "Kant's Moral Philosophy", in Zalta, Edward N. (ed.), The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Spring 2019 ed.), Metaphysics Research Lab, Stanford University, Дата обращения: 20 февраля 2020 Архивная копия от 20 февраля 2020 на Wayback Machine
  8. Kant, Immanuel Groundwork of the Metaphysics of Morals. Cambridge. Дата обращения: 19 февраля 2020. Архивировано 20 февраля 2020 года.
  9. 1 2 Williams, Garrath (2018), "Kant's Account of Reason", in Zalta, Edward N. (ed.), The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Summer 2018 ed.), Metaphysics Research Lab, Stanford University, Дата обращения: 20 февраля 2020 Архивная копия от 20 февраля 2020 на Wayback Machine
  10. Allison, Henry E. (2002-06-01). "On the Very Idea of a Propensity to Evil". The Journal of Value Inquiry (англ.). 36 (2): 337—348. doi:10.1023/A:1016112805381. ISSN 1573-0492. S2CID 141192559.
  11. Grimm, Stephen Kant's Argument for Radical Evil (2002). Архивировано 20 февраля 2023 года.

Литература[править | править код]