Переяславская рада

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Это старая версия этой страницы, сохранённая Q-bit array (обсуждение | вклад) в 20:10, 24 января 2022 (отклонены последние 2 изменения (84.245.120.115)). Она может серьёзно отличаться от текущей версии.
Перейти к навигации Перейти к поиску
Письмо Гетмана Богдана Хмельницкого царю Алексею Михайловичу с сообщением о победах над польскими войсками и желании запорожских казаков вступить в русское подданство. Черкасы, 1648, 8 июня. РГАДА

Переясла́вская ра́да (укр. Перея́славська рáда) — собрание представителей запорожского казачества во главе с гетманом Богданом Хмельницким, состоявшееся 8 (18) января 1654 года в Переяславе, на котором было принародно принято решение об объединении территории Войска Запорожского с Русским царством, закреплённое присягой на верность царю.

Исторические предпосылки и подготовка Переяславской рады

Обращения о принятии запорожского казачества в подданство Русского государства поступали в Москву в течение предыдущих десятилетий неоднократно, в том числе в ходе восстания Косинского[1] (1591—1593), восстания Павлюка[2] (1637), восстания Острянина[3] (1638). От Богдана Хмельницкого подобное обращение впервые поступило в июне 1648 года.

1 (11) октября 1653 года Земский собор, проходивший в Москве, принял решение о принятии Гетманщины в подданство Русского государства[4]. После этого решения для ведения переговорного процесса в Переяславщину из Москвы отправилось большое посольство во главе с боярином Василием Бутурлиным. В составе русского посольства также были окольничий Иван Алферьев, дьяк Иларион Лопухин и представители духовенства.

Местом проведения генерального военного совета был избран город Переяславль, куда посольство прибыло 31 декабря 1653 (10 января 1654). Богдан Хмельницкий вместе с Генеральной старшиной прибыл 6 (16) января 1654 года.

Генеральный военный совет в Переяславе

8 (18) января 1654 года в Переяславе с утра состоялся тайный старшинский совет запорожского казачества, а того же числа днем — Генеральный военный совет, в котором приняли участие представители Киевского, Черниговского, Брацлавского и других казацких полков (14 из 17), а также жители Переяслава. Других представителей от мещан (кроме Переяслава) и духовенства не было.

…была… у Гетмана тайная Рада с Полковники, и с Судьями, и с Войсковыми Ясаулы, — и Полковники…, и Судьи, и Ясаулы под Государеву высокую руку подклонилися.

И по тайной Раде, которую Гетман имел с Полковники своими с утра тогож дни, во вторый час дни бито в барабан, с час времяни, на собрание всего народа слишать совет о деле, хотящем совершиться.

И как собралося великое множество всяких чинов людей, учинили круг пространный про Гетмана и про Полковников, а потом и сам Гетман вышел под бунчюком, а с ним Судья и Ясаулы, писарь и все Полковники, и стал Гетман посреди круга, а Ясаул Войсковой велел всем молчать; потом, как умолкли, начал речь Гетман ко всему народу говорить:

Панове Полковники, Ясаулы, Сотники и все войско Запорожское, и вси православнии Християне! ведомо то вам всем, как нас Бог свободил из рук врагов, гонящих церковь Божию и озлобляющих все Христианство нашего православия Восточного, что уже шесть лет живем без Государя в нашей

земли в безпрестанных бранях и кровопролитиях с гонители н враги нашими, хотящими искоренити церковь Божию, дабы имя Руское не помянулось в земли нашей, что уже вельми нам всем докучило, и видим, что нельзя нам жити боле без Царя; для того ныне сбрали есмя Раду, явную всему народу, чтоб есте себе с нами обрали Государя из четырех, которого вы хощете; первый Царь есть Турский, который многажды чрез послов своих призывал нас под свою область; вторый Хан Крымский; третий Король Польский, который, будет сами похочем, и теперь нас еще в прежнюю ласку принять может; четвертый есть Православный Великия России Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея России Самодержец Восточный, которого мы уже шесть лет безпрестанными молении нашими себе просим; тут которого хотите избирайте. Царь Турский есть бусурман; всем вам ведомо, как братии наши, православнии християне, Греки беду терпят, и в каком суть от безбожных утеснении; Кримской Хан тоже бусурман, которого мы по нужди и в дружбу принявши, каковыя нестерпимыя беды приняли есмя! Какое пленение, какое нещадное пролитие крови християнския от Польских Панов утеснения, никому вам сказывать не надобет; сами вы все ведаете, что лучше жида и пса, нежели християнина, брата нашего, почитали. А православный християнский Великий Государь, Царь Восточный, есть с нами единаго благочестия Греческаго закона, единаго исповедания, едино есми тело церкви православием Великия России, главу имуще Иисуса Христа.

Той Великий Государь, Царь християнский, сжалившися над нестерпимым озлоблением православныя церкви в нашей малой России, шестьлетных наших молений безпрестанных не презривши, теперь милостивое своё Царское сердце и нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с Царскою милостыо своею прислати изволил, которого естьли со усердием возлюбим, кроме Его Царския высокия руки благотишнейшего пристанища не обрящем; а будет кто с нами не согласует теперь, куды хочет, вольная дорога. К сим словам весь народ возопил: волим под Царя Восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели не навистнику Христову, поганину, достати.

Потом Полковник Преясловский Тетеря, ходячи в кругу на все стороны, спрашивал: вси ли тако соизволяете рекли весь народ: вси единодушно;

потом Гетман молыл: буди тако, да Господь Бог наш сукрепит под Его Царскою крепкою рукою; а народ по нем вси единогласно возопили: Боже! утверди, Боже! укрепи, чтоб есми во веки все едино были.

Выписка из Статейного списка бывших в Переясловле
у Гетмана Богдана Хмельницкого российских послов:
Ближнего Боярина Василия Бутурлина,
Окольничего Ивана Алферьева
и Думного Дьяка Лариона Лопухина.
[5][6]

После зачтения царской грамоты гетманом старшина и послы направились в Успенский собор, где духовенство должно было привести их к присяге. Б. Хмельницкий выразил пожелание, чтобы послы первыми принесли присягу от лица Русского царя. Однако В. Бутурлин отказался присягать от лица царя, заявив, что царь не присягает своим подданным.

«Навеки с Москвой, навеки с русским народом» (1951) Михаила Ивановича Хмелько. Национальный художественный музей Украины, Киев

После чего казаки принесли присягу. Всего в день Переяславской рады присягу принесли 284 человека. От лица царя гетману вручена грамота и знаки гетманской власти: хоругвь, булава и шапка.

Переяславский договор

После отъезда Бутурлина казацкая старшина с гетманом взялись за выработку условий, на каких они хотели бы перейти в подданство русского царя. В форме прошения («челобития») царю написали список из 11 пунктов (Мартовские статьи), который привезли в Москву в марте 1654 г. Павел Тетеря и войсковой судья Самойло Богданович с товарищами[7]. В Москве послы объявили дополнительные пункты. В результате был рассмотрен договор, включающий 23 статьи.

Принятие присяги на верность царю в Гетманщине

Боярин Бутурлин принимает присягу от гетмана Хмельницкого на подданство России

После Переяславской рады представители русского посольства побывали в 177 городах и селениях западной Руси (Запорожского войска) для принятия присяги от населения на верность царю.

Отказалось присягать высшее православное духовенство в Киеве. Часть мещан Переяслава, Киева и Чернобыля была насильно принуждена к присяге казаками. Состоялись выступления против присяги в отдельных поселениях Брацлавского, Уманского, Полтавского и Кропивнянского полков. Неизвестно, присягала ли Запорожская Сечь[8].

Тем не менее, согласно данным русского посольства, присягу дали 127 328 казаков, мещан и вольных войсковых селян (женщины и холопы к присяге не приводились).

Отказались присягать из православных лишь сторонники бывшего наказного гетмана Барабаша, назначенного польским правительством, утопленного реестровыми казаками вместе с другими шляхетскими начальниками, сторонниками панской власти, в битве под Жёлтыми Водами[9], у которого Хмельницкому удалось ранее хитростью выманить королевскую грамоту, которую тот использовал как прикрытие для сбора войск. Самого же Барабаша, а также ряд представителей казацкой старшины — Брацлавского, Кропивянского, Полтавского, Уманского казацких полков — блокировал в Чернобыле и приказал нещадно спаивать и всячески увеселять, дабы они не пожаловались на пропажу польскому королю. Вражда же с Барабашем зародилась из того, что Барабаш рассчитывал в обмен на использование казаков в войне с Османской империей в интересах польской короны получить некоторые магнатские привилегии и финансовую сумму, чему помешал Богдан Хмельницкий. Всего же сторонников Барабаша набралось около двух-трех сотен, в основном зажиточные представители ближнего круга Барабаша. Как поступил Хмельницкий с несогласными, доподлинно не известно, так как в документальных источниках как всех заинтересованных сторон, так и сторонних наблюдателей ничего об их судьбе не известно, кроме того, что они во время приведения к присяге отказались от имени своих полков её принять. Однако уже в 1655 году — через три месяца после отказа его руководства — Полтавский полк упоминается как присягнувший в полном составе. А Брацлавский полк вошёл по Гадячскому договору 1658 года в третий новый суверен Речи Посполитой, Великое княжество Русское, однако в 1659 году практически в полном составе, за исключением старшин, на битву при Конотопе не объявился. В остальных полках также наблюдался недокомплект, что привело к набору в них польских наёмников и присоединение к ним «панцирных казаков», католиков и униатов по вероисповеданию, а также к тому, что основную нагрузку и потери в данной битве понесли королевские войска. В том числе элитные Краковские гусары потеряли, как следует из количества назначенных пенсионов, 268 человека. По одной из неакадемических легенд, ими командовал полковник пан Станислав Хмелевский — сводный брат Богдана Хмельницкого, вместе с которым они учились в иезуитской коллегии. Однако академического подтверждения не новодельного характера данная легенда не находит.

Последствия Переяславской рады

Почтовая марка СССР, 1954 год
Марка в честь 300-летия Переяславской рады, 1954 год

Для России Переяславское соглашение привело к приобретению части земель Западной Руси, в том числе древнего Киева, который московские великие князья и цари на протяжении веков считали своей вотчиной. Это событие стало очередным этапом собирания земли русской, которое было отражено в их претензионном титуле государей всея Руси.

Вскоре после Переяславской рады официальный титул русского царя был изменён: в нём слова «всеа Русии» заменены на «всеа Великия и Малые Русии (России)», к титулу государя добавлено «Киевский» и возвращено «Черниговский» [все изменения и дополнения впервые употреблены Б. М. Хмельницким в письме к Алексею Михайловичу от 8(18).1.1654]. Указом царя от 21(31).3.1654 изготовлена большая государственная печать из серебра «с новоприбылыми титлами» для скрепления ею жалованных грамот Запорожскому войску.

Для Речи Посполитой это соглашение стало началом процессов распада и расчленения, приведших в итоге к полной потере независимости в 1795 г.

Уже 23 октября (2 ноября1653 год Русское царство торжественно объявило в Москве войну Речи Посполитой под лозунгом освобождения Запорожского казачества и народа, проживающего на территориях современной левобережной Украины и Белоруссии[4]. В июле 1655 года на территорию Речи Посполитой вторглись шведы. Эти события получили в польской литературе название Шведский потоп, который продолжался до 1660 года. Еще до вторжения шведов в Речь Посполитую, в мае 1655 года, шведский король Карл Х Густав наладил дипломатические отношения с Хмельницким, который охотно пошёл на это[10]. Практически вся территория Польши к концу 1655 года была захвачена, полякам противостояли лучшие шведские военачальники недавно закончившейся Тридцатилетней войны, а с востока вели успешное наступление московские и казацкие войска.

Однако, события на восточной границе неожиданно стали развиваться в благоприятном для Польши направлении. Великий гетман литовский Радзивилл давно мечтал отделить ВКЛ от Польши и искал контактов со Швецией. Теперь, оказавшись между Россией и Швецией, он признал над собой шведскую власть, шведские войска стали уже занимать города Княжества. Это заставило царя Алексея Михайловича приостановить военные действия против Польши, расценивая действия шведов ,как угрозу собственным интересам. В мае 1656 Россия объявляет войну Швеции. В октябре 1656 года Алексей Михайлович заключил с поляками перемирие, на переговоры по заключению которого не была допущена казацкая делегация и которое нарушило Переяславское соглашение. Москва полностью становилась союзницей Польши. Кроме того, русско-польский союз был направлен против нового союзника казаков — шведов. После этого начались переговоры о заключении мира и межевании новых границ[11], польская сторона также предложила избрать царя Алексея Михайловича наследником польской короны.

Виленское перемирие с Речью Посполитой вызвало обострение отношений между Москвой и гетманом Богданом Хмельницким, который после заключения Виленского перемирия продолжал в союзе со Швецией, Трансильванией и Бранденбургом собственную войну против Речи Посполитой.

Преемник Хмельницкого Иван Выговский разорвал Переяславский договор и подписал Гадячский трактат с Польшей о возвращении Запорожского казачества под власть польской короны.

27 октября 1659 г. было заключено второе Переяславское соглашение между Юрием Хмельницким, сыном Богдана Хмельницкого, и представителями русского царя. Это соглашение ограничило самостоятельность гетманов и было следствием перехода гетмана Выговского на сторону Речи Посполитой.

С 300-летнего расстояния о событиях того времени русский историк Л. Н. Гумилёв написал[12]:

…первостепенное значение имела единая суперэтническая принадлежность России и Украины, массовая поддержка «своих», единоверцев. Об это ощущение единства, как волны о скалу, разбивались рациональные планы волевых, умных искателей власти. Два близких этноса — русский и украинский — соединились не благодаря, а вопреки политической ситуации, поскольку народное «волим» или «не волим» неизменно ломало те инициативы, которые не соответствовали логике этногенеза.

См. также

Примечания

  1. Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций в 2-х книгах. Книга 2
  2. Okolsky S. Dyaryusz transactiey wojennej między wojskiem koronnem i zaporoskiem w r. 1637 miesiąca Grudnia przez Mikołaja Potockiego zaczętej i dokończonej (пол.)(Дневник военных действий между королевским войском и запорожцами в январе 1637 г.) — Zamość, 1638.; Kraków: Nakładem wydawnictwa Biblioteki Polskiei, Czcionkami drukarni «Czasu», 1858.;
    Дневник Симеона Окольского // Мемуары относящіеся къ исторіи Южной Руси — Кіевъ: Типографія Т. Г. Корчакъ-Новицкаго, 1896. — Вып. 2. — С. 168−281.
  3. Папков, А. И. Порубежье Российского царства и украинских земель Речи Посполитой: конец XVI-первая половина XVII века. Изд-во «Константа», 2004
  4. 1 2 Греков И., Королюк В., Миллер И. Воссоединение Украины с Московским царством в 1654 — М.: Госполитиздат, 1954. — Гл. IV. Воссоединение Украины с Московским царством.
  5. [www.litmir.net/br/?b=118452 Маркевич Н. История Малороссіи / Изданіе книгопродавца Хрусталева О. И. — М.: Въ типографіи Августа Семена при Императорской Медико-Хирургической Академіи, 1842.]
  6. Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в трех тт. (Сборник документов и материалов 1620−1654 гг., посвященных освободительной войне Б. Хмельницкого и Переяславской раде) — М.: Издательство академии наук СССР, 1953. — 621+557+649 с. — Т. 3. — С. 373. Архивировано 7 сентября 2009 года.
  7. Ригельман А. И. Летописное повествование об Украине-Руси
  8. Смолий В. А., Степанков В. С. Украинская национальная революция XVII ст. (1648−1676 гг.). — К.: «Альтернативы», 1999. — С. 182. (укр.)
  9. Костомаров, 2011, Гл. 5. Малороссийский гетман Зиновий-Богдан Хмельницкий. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей.
  10. Хмельницький Б. Листи до шведського короля Карла Густава 1656 р. // Україна. Антологія пам’яток державотворення Х–ХХ ст. – Т. ІІІ. – С. 222–225.
  11. Две неизвестные грамоты из переписки царя Алексея Михайловича с гетманом Богданом Хмельницким в 1656 г.//Славянский архив. 1958
  12. Гумилёв Л. От Руси к России — ISBN 5-17-012201-2. Эта точка зрения Гумилёва подробно поддерживается обширным текстом в книге

Литература

Ссылки