Das Erste

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
«Дар Эрсте»
«Дар Эрсте»
Изображение логотипа
Страна  Германия
Зона вещания  Германия (эфирное)
Время вещания круглосуточно (с 1 сентября 1995 года)
Язык вещания немецкий язык
Штаб-квартира Германия Мюнхен (дирекция программ и программный совет)
Германия Франкфурт-на-Майне (центральная аппаратная)
Германия Гамбург (Главная редакция информации)
Формат изображения 16:9 (SDTV)
1080i (HDTV)
Тематика телеканала общая
Дата начала вещания 25 декабря 1952 (как NWDR-Fernsehen)
Заменил Флаг ГДР 1-я программа Телевидения ГДР Новых землях Германии)
Свидетельство о регистрации СМИ регистрация СМИ в Германии отсутствует
Лицензия на вещание государственные учреждения в Германии вещают без лицензии
Основатель т. к. телеканал не образует отдельную организацию, основателями считаются основатели организаций осуществляющей вещание телеканала, т. е. все земли Германии
Владелец т. к. телеканал не образует отдельную организацию, владельцами считаются владельцы организаций осуществляющей вещание телеканала, т. е. все земли Германии
Директор т. к телеканал не образует отдельную организацию, его исполнительным директором считаются исполнительные директоры учреждений его вещающих
Генеральный директор т. к телеканал не образует отдельную организацию, его генеральным директором считаются генеральные директоры учреждений его вещающих
Руководители т. к. телеканал не образует отдельную организацию, его руководителями считаются руководители организаций его вещающих, у одной из них - организации под названием «Баварское радио» существует в качестве подразделения Дирекция программ Первого германского телевидения, директором которой является Христине Штробль, у другой - под названием «Северно-Германское радио» в качестве подразделения действует «АРД Актуэль» главным редактором которой является Маркус Борнхайм
Прежние названия NWDR-Fernsehen,
Deutsches Fernsehen,
Erstes Deutsches Fernsehen
Родственные телеканалы BR Fernsehen, ARD Alpha, hr-fernsehen, SWR Fernsehen, WDR Fernsehen, SR Fernsehen, Radio Bremen TV, NDR Fernsehen, RBB Fernsehen, MDR Fernsehen, One, tagesschau24, KiKA, Phoenix, 3sat, Arte
Сетевые партнёры отсутствует
Сайт DasErste.de (как сайт Баварского радио посвящённый телеканалу «Даз Эрсте»)
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Das Erste («Первая», 1-я программа[1]) — немецкий общественный телеканал.

История телеканала[править | править код]

Период монополии общественных вещательных организаций (1952—1984)[править | править код]

25 декабря 1952 года NWDR на метровых волнах в стандарте разложения 576i начала передавать вечернюю двухчасовую программу (с 20:00 до 22:00) с 15-минутной информационной программой «Tagesschau» («Обозрение дня»), со временем ставшая регулярно выходить в эфир в 20:00. С 1 января 1954 года стала ретранслироваться всеми телестанциями западных земель.

Объём вещания ARD в 1950-е и 1960-е гг. постоянно рос: с 1954 года начала передаваться двухчасовая программа детских и юношеских передач с 16:30 до 18:00, с 1959 года появился блок регионального вещания с 18:45 до 20:00, позднее (с 1966 года) с 18:00 до 20:00, ещё позднее с 17:25 до 20:00 (отменëн в 1993 году[2]), в 1961 года стал выходить в эфир повтор Tagesschau после 22:00, в 1963 году — выпуск в 17:50, в 1966 году — в 16.00. С 25 августа 1967 года передаётся в стандарте PAL, в 1968 году хронометраж поздневечернего выпуска Tagesschau был увеличен до 20 минут и в него была добавлена рубирка-комментарий. С 1969 года эфир телеканала оканчивался после полуночи, перед которым был добавлен выпуск Tagesschau.

В 1978 года вечерний выпуск Tagesschau по будням был заменён получасовой информационной программой Tagesthemen («Темы деня»; 10-минутный вечерний выпуск Tagesschau по выходным был заменён на Tagesthemen только в 1992 году[3]). С 1981 года ARD и ZDF передают совместную дообеденную (по будням с 10:00 до 13:00) программу (прекращена в в 2012 году[4]), в рамках которой стали выходить в эфир два информационных выпуска ZDF «Heute» («Сегодня») — после окончания эфира и перед дневным перерывом в вещании. С 1982 года выпуски «Heute» перед началом перерыва и «Tagesschau» после его окончания были заменены блоком «Videotext für alle» («Видеотекст для всех»), по сути являвшемся автоматически переключаемым телетекстом. Выпуск «Heute» после начала эфира в 1986 году был заменён повтором выпуска «Tagesthemen» за предыдущий день.

После отмены монополии общественных вещательных организаций (с 1984 года)[править | править код]

В 1984 году общественные вещательные организации в Германии лишились монополии, что привело к ряду изменений концепции вещания телеканала. 1 октября 1984 года в эфире ARD впервые стало использоваться оформление, основанное на компьютерной графике (автор — Ганс Бахер); в 1989 году дневной перерыв в вещании был отменён, начался выпуск ежедневных чередовавшихся тележурналов «АРД Миттагсмагацин» (ARD-Mittagsmagazin) и «ЦДФ Миттагсмагацин», вместо утреннего повтора «Тагестемен» и «Videotext für alle» (вместо него АРД и ЦДФ стали передавать совместный телетекст, с 1999 года заменены на ARD-Text и ZDF-Text соответственно[5]), были введены 10-минутные выпуски Tagesschau в 14:00, 15:00 и 16:00. C 15 декабря 1990 года ретранслируется в восточных землях (до этого в части из них его можно было принимать с приграничных ретрансляционных телестанций и с ретрансляционной телестанции организации «СФБ»). С 1992 года эфир телеканала начинался в 6:00 с показа еженедельно-чередовавшихся утренних программ «АРД Моргенмагацин» (ARD-Morgenmagazin) и «ЦДФ Моргенмагацин» (ZDF-Morgenmagazin). 1 марта 1995 года вместо выпуска «Tagesschau» перед окончанием передач начался выпуск ежедневной информационной программы «Нахтмагацин» (Nachtmagazin) (главной темой и первым видеосюжетом первого выпуска которого стало произошедшее в Москве за несколько часов до эфира убийство Владислава Листьева). С 1 сентября 1995 года телеканал перешёл на круглосуточное вещание (при этом региональные телекомпании, входившие в ARD, осуществляли его с 1993—1994 годов).

1 ноября 2002 года на дециметровых волнах начал передаваться дубль программы в стандарте DVB-T, а 30 июня 2009 года прекращена передача программы в стандарте PAL, 12 февраля 2010 года по системам кабельного и спутникового телевидения началась передача дубля программы в стандарте стандарте раложения 720p.

Логотип[править | править код]

С 1 октября 1984 года логотипом является жирная единица с подрезанным под углом основанием. Логотипы украинского «Першого національного» (1998—2005) и российского «Первого канала» (в новогодние праздники 1999—2000 и с 1 октября 2000) создавались по подобию логотипа Das Erste; также похожий на единицу Das Erste логотип использовался в межпрограммных заставках Первой программы ЦТ СССР в период с сентября 1991 года до расформирования Гостелерадио СССР 26 декабря 1991 года. По мере расширения пакета общегерманских тематических каналов, вещающих в цифровом мультиплексе ARD, появился вариант логотипа, представляющий собой логотип-единицу, обведённую в кружок, имитирующий знак ®, так как расположен вверху в конце названия каждого из тематических телеканалов данного мультиплекса. Современный эфирный вариант (прозрачная единица в белом круге) используется с 2015 года.

Программы[править | править код]

Подготовку и выпуск телепередач (включая анонсы), закупку кинофильмов, заказ производства телещоу, телефильмов и телесериалов осуществляют земельные государственные[6] вещательные организации, они же осуществляют размещение рекламы (продажу рекламного времени осуществляют дочерние общества с ограниченной ответственностью, координацию деятельности которых осуществляет общество с ограниченной ответственностью «АРД-Вербунг сэйлс энд сервисес», акционерами которой они являются). Творческая часть координации осуществляет Дирекция программ Первого немецкого телевидения (Programmdirektion Erstes Deutsches Fernsehen)[7] на производственно-технической базе Баварского вещания, техническую часть координации - Передающий центр ARD (ARD-Sendezentrum), на производственно-технической базе Гессенского вещания[8], выпуск информационных программ и подготовка их внутригосударственных репортажей[9][10] осуществляет Главная редакция информации «АРД-Актуэль» (ARD-aktuell)[7], на производственно-технической базе Северно-Немецкого вещания[11], подготовку зарубежных репортажей информационных программ осуществляют зарубежные корреспонденты земельных государственных вещательных организаций, в свою очередь земельные государственные вещательные организации снабжаются информацией Столичной студией ARD (ARD-Hauptstadtstudio)[7]. Подготовку и выпуск программы «Берихт аус Берлин» (Bericht aus Berlin), а также такие программы как «Фарбе Бекеннен» (Farbe Bekennen), «Берлинер рунде» (Berliner Runde) и репортажи со съездов партий (Bericht vom Parteitag) осуществляет Столичная студия ARD[12][13]. К 2009 году передачи и фильмы телеканала комплектовался следующим образом:

Региональная телерадиокомпания сети ARD Доля в %
Westdeutscher Rundfunk Köln (WDR) 21,40
Südwestrundfunk (SWR) 18,20
Norddeutscher Rundfunk (NDR) 17,60
Bayerischer Rundfunk (BR) 15,95
Mitteldeutscher Rundfunk (MDR) 10,85
Hessischer Rundfunk (HR) 7,40
Rundfunk Berlin-Brandenburg (RBB) 6,60
Saarländischer Rundfunk (SR) 1,25
Radio Bremen 0,75

Так как телеканал финансируется за счёт специального общегосударственного взноса, на нём принципиально практически отсутствует реклама. Рекламные вставки разрешены лишь в период с 14 до 20 часов длительностью не более 3 минут за один блок и обычно включаются между передачами, а не прерывают их. В общей сложности реклама на канале составляет не более 20 минут в день.

Информационные программы
  • Tagesschau («Ежедневное обозрение») — информационная программа, короткие новости и записанные корреспондентами репортажи, 15-минутный выпуск (до 1978 года - 30-минутный) в 20:00, ведётся дикторами
    • «Tagessschau Wetter» - прогноз погоды, ведётся тем же диктором что и основной выпуск
  • Tagesschau (до 1973 года Tagesschau-Nachrichten) — короткие новости и записанные корреспондентами репортажи (с конца 1980-х), 10-минутные выпуски новостей в 09.00, 12.00, с 14.00 до 17.00 каждый час (с конца 1980-х, до этого в 16.00) по 10-15 минут, ведётся дикторами
    • «Tagessschau Wetter» - прогноз погоды, ведётся тем же диктором что и основной выпуск
  • Tagesthemen («Темы дня») (до 1978 года повтор Tagesschau поздно вечером) и информационная программа (производится NDR), ведётся журналистами, имеет много прямых включений корреспондентов с мест, рубрики:
    • «Tagesthemen Kommentar» (до 1978 года - «Tagesschau Kommentar») - комментарий политического обозревателя
    • «Tagesthemen Nachrichten» - короткие новости и записанные корреспондентами репортажи, ведущиеся дикторами
    • «Tagesthemen Sport» - новости спорта, ведётся спортивными комментаторами
    • «Tagesthemen Wetter» - прогноз погоды, ведётся отдельным диктором-метеорологом
    • «Bericht aus Berlin» (до 1999 года - «Bericht aus Bonn») - новости из Берлинской студии ARD, раз в неделю по воскресеньям (до 1999 года из Бонна по пятницам вместо Tagesthemen)
  • Tagesschau Nachtmagazin (с 1995 года, до этого выпуск Tagesschau перед окончанием передач, вёлся дикторами, включал в себя короткие новости и с конца 1980-х гг. записанные репортажи) - информационная программа, 20-минутный выпуск в 0:00 (производится NDR), ведётся журналистами, имеет много прямых включений корреспондентов с мест, рубрики:
    • «Tagesschau Nachrichten» - короткие новости и записанные корреспондентами репортажи, ведущиеся дикторами
    • «Tagesschau Wetter» - прогноз погоды, ведётся тем же журналистом что и основной выпуск
  • Wochenspiegel («Зеркало недели») — 30-минутная аналитическая программа по воскресеньям в районе полудня (закрыта), велась журналистами
    • «Wochenspiegel Nachrichten» - короткие новости и записанные корреспондентами репортажи, велись дикторами
Экономика
Видеоканалы
  • ARD-Morgenmagazin - утренний видеоканал (производится WDR)
    • Tagesschau - короткие новости в рамках ARD-Morgenmagazin каждые полчаса с 5:30 до 9:00 включительно, ведётся дикторами
  • ARD-Mittagsmagazin - дневной видеоканал (производится RBB)
Международные программы
  • Weltspiegel («Зеркало мира») - еженедельная 40-минутная аналитическая программа (совместное производство всех региональных телерадиокомпаний) по воскресеньям в 19.20, ведётся политическими обозревателями
Спортивные программы
  • Sportschau («Спортивное обозрение») (производится WDR)
Общественно-политические программы
  • по четвергам еженедельно в 21.45 чередуются 30-минутные политические журналы (ведутся политическими обозревателями):
    • Panorama (производится NDR);
    • Monitor (производится WDR);
    • Kontraste (производится RBB, ранее SFB);
  • по вторникам еженедельно в 21.45 чередуются 30-минутные политические журналы (ведутся политическими обозревателями):
Другие программы собственного производства региональных общественных телерадиокомпаниями
  • Kopfball - еженедельный научно-популярный тележурнал (производство WDR)
  • Europamagazin - тележурнал о Европейском союзе (производство WDR и SWR)
  • plusminus - еженедельный тележурнал об экономике (производство BR, hr, SWR, SR, WDR, NDR и MDR)
  • ARD-Buffet - ежедневный тележурнал (производство SWR, выпускается с 1998 год)
  • Brisant - ежедневный тележурнал (производство MDR, выпускается с 1994 года)
  • Live nach neun - тележурнал по будням (производство WDR, выпускается с 2018 года)
  • ttt – titel, thesen, temperamente - еженедельный тележурнал о культуре (производство BR, hr, NDR, WDR, rbb, MDR)
  • Druckfrisch - тележурнал о литературе (производство BR, NDR, WDR, hr, MDR, выпускается с 2003 года)
  • Extra 3 - еженедельный сатирический тележурнал (производство NDR, выпускается с 1976 года)
  • Vereinsheim Schwabing - развлекательная программа (производство BR)
  • Nuhr im Ersten - сатирическая программа (производство rbb и WDR)
  • Presseclub - политическое ток-шоу (производство WDR)
  • Feste der Volksmusik - музыкальная программа (производство MDR)
  • Die Sendung mit der Maus - детская программа (производство WDR)
  • Tigerenten Club - детская программа (производство SWR)
Программы производящиеся частными телекомпаниями по заказу региональных общественных телерадиокомпаний
  • 3 nach 9 - ток-шоу (производство Bremedia Produktion по заказу Radio Bremen)
  • hart aber fair - ток-шоу (производство Ansager & Schnipselmann по заказу WDR)
  • maischberger. die woche - ток-шоу (производство Vincent Berlin GmbH по заказу WDR)
  • Kölner Treff - ток-шоу (производство Encanto GmbH по заказу WDR)
  • Anne Will - политическое ток-шоу (производство Will Media GmbH по заказу NDR)
  • Hier spricht Berlin - ток-шоу (производство Räuberleiter GmbH по заказу rbb)
  • Immer wieder sonntags - музыкальная программа (производство Kimmig Entertainment по заказу SWR)
  • Frag doch mal die Maus - телеигра (производство Ansager & Schnipselmann GmbH & Co KG по заказу WDR)
  • 20xx – Das Quiz - телеигра (производство i&u TV по заказу NDR)
  • Hirschhausens Quiz des Menschen - телеигра (производство Ansager & Schnipselmann по заказу WDR)
  • Klein gegen Groß – Das unglaubliche Duell - телеигра (производство i&u TV по заказу NDR)
  • Ich weiß alles! - телеигра (производство i&u TV по заказу NDR)
  • Quiz ohne Grenzen - телеигра (производство i&u TV по заказу NDR)
  • Gefragt – Gejagt - телеигра (производство ITV Studios Germany по заказу NDR)
  • Quizduell - телеигра (производство ITV Studios Germany по заказу NDR)
  • Wer weiß denn sowas? - телеигра (производство UFA Show & Factual по заказу NDR)
  • Wissen macht Ah! - детская программа (производство tvision GmbH по заказу WDR)
Прочее
  • До 1995 года перед фильмами и частью передач дикторами зачитывалось краткое содержание фильма и программы, а после окончания появлялась плашка с надписью «Das war der...(название программы или фильма, главные актёры и режиссёр)», после чего закадровым голосом зачитывалось напоминание о фильмах и некоторых передачах, которые вскоре выйдут в эфир («Unser Programmhinweis»), в этот же период в виде программной таблице перед окончанием передач показывалась программа передач на следующий день, после главного выпуска новостей — программа передач на вечер текущего дня.
  • В 1980-х — первой половине 1990-х перед окончанием передач звучал гимн ФРГ.
  • До середины 1990-х годов после окончания передач показывалась настроечная таблица. Причём в начале 1990-х годов звуковым фоном для неё мог быть не высокочастотный сигнал, а заранее записанная повторяющаяся аудиозапись, на которой женским голосом озвучивалось «Erstes Deutsches Fernsehen ARD».

Ссылки[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. Программа передач на 1968 год
  2. Programmschema des Ersten Deutschen Fernsehens geändert
  3. Programm vom Sonntag, dem 1. M‰rz 1992
  4. ZDF zeigt ab 2012 mehr "Heute"-Nachrichten
  5. TV-Chronik 1980-1996
  6. БСЭ, ст. "Федеративная Республика Германии"
  7. 1 2 3 Совместные структуры ARD (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 января 2020. Архивировано 25 января 2020 года.
  8. hr-organigramm (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 января 2020. Архивировано 23 июня 2017 года.
  9. Unternehmen
  10. Die Korrespondenten der ARD
  11. Organisationsplan NDR
  12. Erstes Deutsches Fernsehen (недоступная ссылка)
  13. Bericht aus Berlin (недоступная ссылка)