Кушель, Франц

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Франц Винцентович Кушель
бел. Франц Вінцэнтавіч Кушаль
Флаг
Военный министр БЦР
Флаг
1943-1944
Президент Радослав Островский
Предшественник должность учреждена
Преемник Константин Езовитов

Рождение 16 февраля 1895(1895-02-16)
Смерть 25 мая 1969(1969-05-25) (74 года)
Место погребения
  • Mount Hope Cemetery[вд]
Супруга Наталья Арсеньева
Дети Ярослав, Владимир
Образование
Награды
орден Святой Анны 3-й степени орден Святого Станислава 3-й степени орден Святого Станислава серебряный крест Заслуги орден Святого Станислава
Годы службы Российская империя 19141917
Белоруссия 19181921
Польша 19211939
Нацистская Германия 19411945
Соединённые Штаты Америки 1945
Принадлежность

Российская империя

БНР

БЦР

США
Род войск Русская императорская армия, пехота Второй Польской Республики[вд], Белорусская вспомогательная полиция, БКС, Белорусская краевая оборона и 30-я гренадерская дивизия СС (1-я белорусская)
Сражения
Место работы
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Франц (Франти́шек) Винце́нтович Ку́шель (бел. Франц (Францішак) Вінцэнтавіч Кушаль (16 февраля 1895, деревня Першаи, Минская губерния, Российская империя — 25 мая 1969, США) — белорусский коллаборационист, военный и политический деятель.

Родился в деревне Першаи Минской губернии (ныне Воложинский район Минской области) в 1895 году[1].

В годы Первой мировой войны служил в Русской императорской армии — мобилизован в мае 1915 года. В 1916 году окончил Виленское пехотное училище[2]. Награждён орденами Св. Анны 3-й степени с мечами и бантом и Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом. Дезертировал из армии в чине штабс-капитана.

С 1917 года принял участие в белорусском национальном движении, которое добивалось отделения Беларуси от России в форме независимой Белорусской народной республики. После ухода немецких оккупационных войск в конце 1918 года перешёл на службу к легионерам Пилсудского. Служил в Белорусской Военной Комиссии для организации «национальных» подразделений при армии Пилсудского. В 19211939 годах служил в Войске Польском в звании капитана. После польско-большевистской войны Кушель окончил Варшавскую офицерскую школу, преподавал в кадетском корпусе.

Во время Второй мировой войны

[править | править код]

Вторую мировую войну встретил на должности начальника мобилизационного центра. В конце сентября 1939 года с отступающими польскими частями оказался под Львовом, где получил под команду батальон Добровольческого корпуса обороны. По приказу своего командира генерала Лангера вместе со своим батальоном сдался в плен участвовавшим в занятии Западной Беларуси частям РККА.

Вместе с другими офицерами Кушель попал в Старобельский лагерь для польских офицеров-военнопленных.

Кушель избежал Катынского расстрела — он был перевезён в Лубянскую тюрьму, где его подсаживали к высокопоставленным польским военнопленным, в том числе и к генералу Андерсу. В начале 1941 года освобождён и отправлен в БССР под надзор минского НКВД.

Одновременно его жене Наталье Арсеньевой с двумя сыновьями, было разрешено вернуться из казахстанской ссылки по личному ходатайству секретаря Вилейского обкома партии Б. М. Климковича перед секретарём ЦК КП(б)Б Пантелеймоном Пономаренко[3]. Уже в постсоветский период президентская газета «Советская Белоруссия» опубликовала материалы, согласно которым Наталья Арсеньева была завербована в качестве агента для разработки белорусских националистов среди литературно-писательских кругов БССР[4]. Издания белорусских националистов не отрицали этого, заявляли вынужденный характер сотрудничества и указывали её оперативный псевдоним — «Козбич»[5].

Великую Отечественную войну Кушель встретил в БССР. В первые дни гитлеровской оккупации добровольно предложил свои услуги немецким оккупационным властям и был принят в ряды минской вспомогательной полиции («ОД»). Его жена также добровольно участвовала в коллаборационизме, печаталась в минской белорусскоязычной газете, поддерживала связи с деятелями созданного в Берлине «Белорусского Комитета Самопомощи» и другими представителями эмиграции.

Осенью 1941 г. Франц Кушель участвовал в организации курсов в минской школе вспомогательной полиции, готовившей кадры для формирований по «борьбе против большевиков и саботажников». С мая 1942 года — начальник курсов.

В 1942 году принял участие в реализации разработанного Иваном Ермаченко и одобренного оккупационными властями (командующим полицейскими войсками в Белоруссии группенфюрером СС Ценнером) проекта формирования добровольческого Белорусского корпуса самообороны («Корпус беларускай самааховы»). Кушель отвечал за офицерские курсы по подготовке кадров для нового антипартизанского формирования[6]. В результате конфликта между СС и организацией Розенберга в апреле 1943 оккупационные власти расформировали БКС, а уже набранных включили в состав полицейских вспомогательных батальонов. Всего удалось выпустить два набора офицеров БКС и, после запрета немцев на присвоение офицерских званий — один курс командиров БКС. В мае 1943 года начальник полиции Беларуси штандартенфюрер Клепш приказал ликвидировать БКС с переводом всех подразделений в состав полиции.

С осени 1942 по май 1943 года — главный референт БКС.

С августа 1943 Франц Кушель — главный уполномоченный по вопросам «белорусских» полицейских формирований. Внёс заметный личный вклад в прекращение массового дезертирства в батальонах, сформированных для борьбы с белорусскими партизанами. Батальоны, укомплектованные подготовленными Кушелем командирами, под руководством СД участвовали в крупных карательных операциях («Герман», «Болотная лихорадка», «Гамбург»), собирали разведданные, проводили облавы в районах, где выявлялись сочувствовавшие партизанам, участвовали в экзекуциях. Являлся создателем 13 белорусского батальона СД.Считал данное подразделение образцовым среди коллаборционистов Беларуси и полицейских формирований из белорусов. Являлся главой всех полицейских формирований из белорусов. Также добился создания курсов для офицеров коллаборционистов,а позже Белорусской школы СД по подготовке офицерских кадров 13 батальона СД и иных полицейских формирований из коллаборантов.

В декабре 1943 года Кушель возглавил военный отдел Белорусской Центральной Рады (БЦР) Радослава Островского, назначен командующим Белорусской краевой обороны (БКО)[7].

С августа 1943 года — редактор коллаборационистского журнала «Беларус на варце» («Белорус на страже»).

С января 1944 года — член БЦР.

В феврале 1944 года возглавил Штаб БКО в звании майора.

В марте 1944 года глава БЦР Р. Островский издал приказ о мобилизации в БКО под угрозой смертной казни «для окончательной ликвидации большевистского бандитизма, который грабит и разрушает наш край, убивает невинных людей и грабит их имущество, на основании статьи II Устава Белорусской Центральной Рады». В последнем пункте приказа говорилось: «Руководство призывом в БКО поручаю по линии БЦР майору Кушелю». В мобилизационных мероприятиях участвовали подразделения СД и коллаборационистские структуры, в том числе такие видные персоны, как Борис Рогуля и Константин Езовитов. Франц Кушель отвечал за подготовку кадров на офицерских курсах, при его участии было набрано более 300 человек будущих командиров БКО.

Формирования БКО сражались с белорусскими советскими партизанами и польской Армии Крайовой. Были и успешные бои, за что младший лейтенант Всеволод Родзько из 15-го батальона БКА получил «Железный крест», а другие офицеры и солдаты были награждены медалями «За боевые заслуги» для восточных народов. В 1943 году немцы попробовали «украинизировать» 104-й батальон БКА, влив в него членов ОУН, что привело к распрям в батальоне и нападению украинцев на белорусов с последующим дезертирством. В дальнейшем ОУН осуществила ряд терактов в отношении БКА и белорусского православного населения в Полесье. В ответ на это, 23 сентября 1942 года рота «Нюрнберг» 3-го батальона 15-го полицейского полка под командованием обер-лейтенанта Глюкса, совместно с белорусской полицией (в который главный уполномоченный был Франц Кушель) окружили село, а его жителей согнали в центр и расстреляли из пулемётов. Село было разграблено, сожжено 715 домов, и убито 2875 жителей, в том числе 1620 детей.[8]

В июне 1944 года, во время наступления Красной Армии, Кушель принял участие в организованном БЦР Втором Всебелорусском конгрессе.

В конце июля началось массовое бегство подразделений БКО, уцелевших от пленения наступавшей Красной Армии. Кушель в польском городе Ломжа занимался сбором беспорядочно отступавших «белорусских» батальонов на специально созданном пункте. В это время немецким командованием было принято решение о формировании «белорусской бригады» под командованием оберштурмбанфюрера СС Ханса Зиглинга. Формирование бригады началось с конца 1944 года, в неё вливались подразделения БКА, различных полицейских батальонов с большими вливаниями русских и украинцев. В итоге была сформирована «30-я (белорусская) дивизия войск СС (русская № 2)» общей численностью почти 12 тыс. человек.

Франц Кушель отвечал за кадры командовал «белорусскими» частями в составе войск СС.

Из Восточной Пруссии дивизия была переброшена во Францию, где продемонстрировала слабую боеспособность в столкновениях с французским Сопротивлением и наступавшими англо-американскими частями. При этом было зафиксировано огромное дезертирство, ставшее поводом для расстрелов командиров дивизии с последующим её расформированием. Из её остатков были сформированы строительные подразделения «шанцрегименты», занятые в строительстве укреплений на Восточном фронте, часть была передана в распоряжение РОА генерала Власова.

Несмотря на неудачи, БЦР в Берлине инициировала создание Белорусского Легиона, в чём принимали участие Езовитов, Кушель, Островский и другие коллаборационисты. Ставка делалась на молодежь из «Союза белорусской молодежи» и другие белорусские формирования, однако до создания легиона дело на практике не дошло. Фиаско потерпела и другая обсуждавшаяся БЦР идея — создания под немецким командованием дивизии или бригады СС «Беларусь». В январе 1945 года БЦР приняла решение о создании нового военного подразделения: «Белорусская штурмовая бригада», она же «1-я Белорусская Гренадерская Штурмовая Бригада. Беларусь». Командовать ещё не созданной бригадой вызвался оберштурмбанфюрер СС Ханс Зиглинг. На командирские должности претендовали генерал-майор Езовитов, штурмбанфюрер СС (майор БКА) Рагуля, а также Кушель. Фактически создать полноценное боеспособное формирование не удалось из-за острого дефицита кадров. Создать получилось лишь батальон.

Батальон (по планам — бригада или дивизия) просуществовал до середины апреля 1945 года. 3 апреля его с инспекцией посетил Франц Кушель. Командиром был назначен штурмбанфюрер СС Генигфельд. Учитывая низкую боеспособность не укомплектованного подразделения и угрозу дезертирства, немцы не рисковали направлять его против Красной армии и выставили на фронте против американских войск. При встрече с американцами бойцы этого батальона либо дезертировали, либо разбегались. Позже в своих мемуарах Кушель вспоминал апрель 1945 года, отметив: «Для нас, белорусов, не было никакого интереса погибнуть вместе с СС в безнадёжной борьбе с англо-американцами».[9].

Незадолго до капитуляции Третьего Рейха, 28 апреля 1945 года, Кушель принял непосредственное участие в дезертирстве укомплектованных белорусами немецких частей, сдавшихся американской армии. Для этого он 25 апреля вошёл в контакт с командующим ВВС Вооружённых сил КОНР генерал-майором Виктором Мальцевым, подчинив ему остатки дивизии и получив заверения защиты при реализации плана дезертирства[10]. Подчинённые Кушелю формирования дезертировали в районе Айзенштадта.

После Второй мировой войны

[править | править код]

После войны Кушель с женой осели в Западной Германии. Там в 1947 году Франц Кушель организовал Объединение Белорусских Ветеранов, а в 1948 году принял участие в организации белорусской эмигрантской газеты «Бацькаўшчына» («Отечество»).

В 1950 году семья Кушелей переехала в США. В Нью-Йорке для Франца Кушеля нашлась работа лифтёра, для его жены — на консервной фабрике. При этом Франц Кушель участвовал в деятельности эмигрантской БЦР. В 1952—1954 годах возглавлял Белорусско-Американское Объединение (БАЗА), которое издавало газету «Белорус». Был принят в члены Совета БНР. В чине генерал-майора БНР занимал должность военного министра[11].

Женой Ф. Кушеля была поэтесса Наталья Арсеньева, с которой он вступил в брак в сентябре 1922 года. Во время оккупации она сотрудничала с редакцией «Белорусской газеты» В. Козловского. Известна как автор гимна «Магутны Божа», ставшего популярным сначала среди белорусской эмиграции, а позже уже в независимой Беларуси. В честь этого гимна назван ежегодный белорусский фестиваль духовной музыки[12]. В американской эмиграции работала в редакции газеты «Белорус» и в нью-йоркском офисе "Радио «Свобода», состояла в БАЗА и была секретарём президиума Совета БНР. Похоронена вместе с мужем в американском Рочестере (штат Нью-Йорк).

У Кушеля и Арсеньевой было двое сыновей — Ярослав и Владимир. Ярослав Кушель был членом Союза белоруской молодежи, погиб 22 июня 1943 года при взрыве в минском театре при покушении белорусских подпольщиков на генерал-комиссара Генерального округа Белоруссия (рейхскомиссариат Остланд) Вильгельма Кубе.[13]

В постсоветский период были предприняты попытки реабилитировать Франца Кушеля, представить его борцом за белорусские национальные интересы и вынужденно пошедшего на сотрудничество с гитлеровцами. Особую активность в этом проявили деятели эмигрантского "Объединения белорусов мира «Отечество» ("ЗБС «Бацькаўшчына»), а также действовавших в Беларуси правых партий и организаций — таких, как «Белорусский Народный Фронт».

Примечания

[править | править код]
  1. Франц Кушель, минская полиция и «Самаахова». Проклятые солдаты. Предатели на стороне III рейха.
  2. Романько О.В. Белорусские коллаборационисты. Сотрудничество с оккупантами на территории Белоруссии. 1941-1945. — Москва: Центрполиграф, 2013. — С. 425—426. — 479 с.
  3. Иоффе Эмануил Григорьевич. Лаврентий Цанава - исполнитель и организатор политических репрессий в Белоруссии (1939-1941) // Журнал российских и восточноевропейских исторических исследований. — 2014. — Вып. 1 (5). — ISSN 2409-1413. Архивировано 4 июня 2021 года.
  4. Чуев Сергей Геннадьевич. Проклятые солдаты. Предатели на стороне III рейха. thelib.ru. Дата обращения: 22 августа 2019. Архивировано 31 марта 2019 года.
  5. Наталля ГАРДЗІЕНКА. Пантэон Беларусі. Наталля Арсеннева. naviny.by (31 января 2013). Дата обращения: 23 августа 2019.
  6. О. Романько. «Части охраны правопорядка: от самообороны до белорусской полиции» Архивная копия от 1 ноября 2020 на Wayback Machine (рус.)
  7. Романько О.В. [https://profilib.org/chtenie/28391/oleg-romanko-korichnevye-teni-v-polese-belorussiya-1941-1945-lib.php КОРИЧНЕВЫЕ ТЕНИ В ПОЛЕСЬЕ. БЕЛОРУССИЯ 1941-1945]. ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА PROFILIB.
  8. ТРАГІЧНИЙ СЛІД НАЦИСТСЬКИХ ЗЛОЧИНЦІВ НА РАТНІВЩИНІ. - Кортеліський історичний музей - - Каталог статей - Музейний простір Волині. volyn-museum.com.ua. Дата обращения: 28 августа 2024.
  9. Боевой путь белорусских коллаборационистов. Окончание. Петр и Мазепа. Дата обращения: 23 августа 2019. Архивировано 23 августа 2019 года.
  10. АЛЕКСАНДР, МИХАИЛ, Джозеф Хафф-Хэннон. АЛЕКСАНДР И МИХАИЛ // Gay Propaganda. — OR Books. — С. 102—106. — ISBN 9781939293367.
  11. Романько О.В. Коричневые тени в Полесье. Белоруссия 1941-1945. — Москва: Вече, 2008. — С. 344. — 432 с.
  12. Ирина Терещенко: Нелегитимный гимн. Политринг - Новости Беларуси. Дата обращения: 22 августа 2019. Архивировано 9 апреля 2021 года.
  13. Взрыв в минском театре 22 июня 1943. belarus-ww2.livejournal.com. Дата обращения: 2 мая 2019. Архивировано 2 мая 2019 года.