Моральный универсализм

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Мора́льный универсали́зм (синонимы: мора́льный объективи́зм, универса́льная мора́ль) — метаэтическая позиция, согласно которой возможна этическая система, эффективно регулирующая поведение членов любого сообщества, независимо от культуры, расы, пола, религии, национальности, сексуальной ориентации, или каких-либо других отличительных черт.

Моральный универсализм противостоит моральному нигилизму и моральному релятивизму. Будучи некоторыми чертами близок к моральному абсолютизму и ценностному монизму, моральный универсализм имеет и определённые отличия: многие формы универсализма, такие как утилитаризм не являются абсолютистскими, а некоторые, например система взглядов Исайи Берлина, могут считаться примерами ценностного плюрализма[англ.]. Помимо теорий морального реализма[англ.], моральный универсализм включает как когнитивистские теории, такие как субъективистские теорию идеального наблюдателя[англ.] и теорию божественного вмешательства[англ.], так и некогнитивистские теории универсального прескриптивизма.

Происхождение, обоснование и распространение

[править | править код]

Источником морального универсализма считается человеческая природа, в частности, восприимчивость человека, его способность к сопереживанию (эмпатия), к разуму и вытекающая из этого необходимость аргументации для убеждения. С другой стороны, простейшим обоснованием этой точки зрения служит очевидное наблюдение, что существует общее ядро у всех известных моральных кодексов, доказавших свою жизнеспособность: уважение к жизни, здоровью, собственности и личному достоинству, не только своим, но в равной мере чужим. В классической абстрактной форме этот тезис формулируется в золотом правиле нравственности: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

Поскольку при таком подходе внимание переносится на объединяющие принципы, в моральном универсализме противоречия между важнейшими моральными системами отходят на второй план, в частности, противоречия между религиозной и светской моралью. Как следствие, моделями морального универсализма считаются одновременно атеизм или агностицизм, деизм (понимаемый в духе Просвещения), монотеизм (как примеры, авраамические религии, индуизм) и политеизм (как пример, буддизм). Различные системы морального универсализма могут отличаться друг от друга в метаэтическом вопросе о природе морали, а также в конкретном нормативном содержании, но они все сходятся в вопросе об универсальности.

Лингвист и политический публицист Ноам Хомский считает, что[1][2]

… если мы принимаем принцип универсальности, то когда какое-то действие хорошо (или плохо) для других, оно хорошо (или плохо) нас. Те, кто не могут подняться до минимального морального уровня применения к самим себе стандартов, применяемых к другим, в действительности не могут быть толком приняты всерьёз, когда они говорят о целесообразности, о хорошем и плохом, о добре и зле.

В действительности, один из принципов, вероятно, самый простой, это принцип универсальности, именно, если что-то хорошо для меня, оно хорошо и для тебя, а если что-то для тебя плохо, то оно плохо и для меня. Любой достойный внимания моральный кодекс содержит это в той или иной форме.

Огромное число культурных традиций и отдельных мыслителей в той или иной мере выражают взгляды морального универсализма, от античных платоников и стоиков, через христиан и мусульман, к современным кантианцам, объективистам, сторонникам естественного права, прав человека и утилитаризма. Всеобщая декларация прав человека Организации Объединённых Наций может считаться выражением философии морального универсализма.

Примечания

[править | править код]
  1. Chomsky, Noam Terror and Just Response. ZNet (2 июля 2002). Дата обращения: 8 октября 2013. Архивировано из оригинала 13 января 2013 года.
  2. Schivone, Gabriel Matthew. On Responsibility, War Guilt and Intellectuals (англ.) // CounterPunch : magazine. — 2007. — 3 August. Архивировано 4 октября 2009 года. Interview.

Литература

[править | править код]
  • Кононов Е. А. Метаэтика. Теоретический обзор. — М., 2023. — 415 с.
  • Miller A. Contemporary Metaethics. An Introduction. — Cambridge, 2013. — 320 с.
  • Moral Universalism and Pluralism / под ред. Williams M., Richardson H.. — New York, 2008. — 288 с.