Эта статья входит в число добротных статей

Движение Чхоллима

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Движение Чхоллима
кор. 천리마운동
Монумент Чхоллима на холме Мансу в Пхеньяне
Монумент Чхоллима на холме Мансу в Пхеньяне
Локация
Страна происхождения КНДР
Тип организации массовое движение
Основание
Пленум ЦК ТПК декабрь 1956
Материнская организация Трудовая партия Кореи

Движение Чхоллима́ (кор. 천리마운동?, 千里馬運動?, Чхоллима ундон) — массовое движение рабочих за повышение производительности труда, развернувшееся в КНДР во второй половине 1950-х годов.

Стихийно возникшее[источник не указан 269 дней] движение Чхоллима при поддержке правительства КНДР вскоре приобрело более организованный характер, став одной из разновидностей социалистического соревнования. Ударный труд участников движения считается одним из факторов достижения высоких валовых экономических показателей в ходе выполнения пятилетнего плана (19571961) и успешного[источник не указан 245 дней] проведения форсированной индустриализации страныПерейти к разделу «В годы пятилетки (1957—1961)».

Считается[кем?], что в середине 1970-х годов движение Чхоллима прекратило свою деятельность, уступив новому движению за обладание Красным знаменем трёх революцийПерейти к разделу «Дальнейшее развитие». При этом образы тружеников движения Чхоллима активно используются в пропаганде, а руководство КНДР неоднократно предпринимало попытки по его возрождению в первоначальном видеПерейти к разделу «Второе движение».

Наименование «Чхоллима» отсылает к мифическому крылатому коню, способному, согласно преданиям, преодолевать тысячу ли в день.

История[править | править код]

Движение Чхоллима не было первым массовым движением, направленным на выполнение тех или иных задач в ходе социалистического строительства. В 19471955 годах в КНДР было развёрнуто движение «за социалистическое преобразование частной торговли и промышленности», а с 1953 года — кооперативное движение в сельском хозяйстве, выполнившее свои задачи к 1958 году[1].

В годы пятилетки (1957—1961)[править | править код]

Пропагандистский плакат движения Чхоллима

Впервые термин «Чхоллима» был введён в оборот Ким Ир Сеном в декабре 1956 года незадолго до начала выполнения пятилетнего плана 1957—1961 годов, направленного на превращение КНДР в «индустриально-аграрное социалистическое государство». Им на пленуме ЦК ТПК, состоявшемся в декабре 1956 года, было заявлено о необходимости развёртывания массового движения за максимальную мобилизацию внутренних ресурсов страны, которое обеспечило бы её быстрое развитие. Был выдвинут лозунг: «Устремимся вперёд темпами Чхоллима!»[1][2]. При этом данная кампания была направлена не только на промышленных и сельскохозяйственных рабочих, но и на организации в сфере образования, науки, и здравоохранения, а также культуры[3]. Своё название движение позаимствовало из древней корейской мифологии. Само слово «Чхоллима» — китайского происхождения (кит. 千里馬, Цяньлима) и в дословном переводе значит «лошадь [за день пробегающая] тысячу ли»[1][4]. По мнению С. О. Курбанова, применение традиционного корейского понятия символизировало новое, независимое направление развития страны[5]. Выражение «темпы Чхоллима» прочно вошло в политический лексикон КНДР и активно используется в пропаганде по сей день[4].

Первых успехов в рамках движения Чхоллима удалось достичь уже в 1957 году. План производства промышленной продукции за 1957 год был перевыполнен на 17 %, а общий рост объёмов промышленного производства составил 44 %[5]. С 1958 года движение, подкреплённое активной идеологической работой, развёртывается уже в масштабах всей страны[5][6]. Рабочим, которые перевыполняли намеченные планы по производству продукции, присваивалось почётное звание «всадник Чхоллима»[к 1][8].

С марта 1959 года движение приобретает более организованную форму, становясь движением бригад Чхоллима[9][10][11]. Инициаторами движения бригад стали члены бригады Чин Ын Вона на Кансонском сталелитейном заводе, благодаря усилиям которых удалось произвести дополнительное количество стали[10][11]. Согласно регламенту движения, бригада получала почётное звание «бригады Чхоллима», достигнув производственных показателей, достаточно высоких для того, чтобы выделяться среди других бригад со всей страны. Звания присваивались на конкурсной основе в рамках национальной системы оценивания. Бригаде, получившей звание бригады Чхоллима, вручалось знамя с изображением летящего коня и другие награды[10]. Работникам предприятий также были предоставлены стимулы к производству, включая специальные премии и похвалы[12].

Движение тем самым стало новой формой социалистического соревнования между производственными бригадами[10][13], отстаивающими коммунистический образ жизни[10][14].

Г. В. Грязнов приводит следующие данные, свидетельствующие о размахе движения:

Движение за звание бригад Чхоллима
Год Участвовало в движении Получили звание бригад Чхоллима
число бригад число членов бригад число бригад число членов бригад
1959 2 510 50 248 166 3 624
1960 22 082 387 412 911[к 2] 20 722
См.: Грязнов, 1966, с. 129.

По оценкам специалистов, движение Чхоллима в ходе пятилетки (1957—1961) стало залогом достижения более высоких экономических показателей по сравнению с предшествовавшей трёхлеткой (1954—1956). Основные показатели роста, запланированные на пятилетку, были достигнуты всего за 2 года и 6 месяцев, а полностью пятилетний план был выполнен к 1960 году. Объёмы промышленного производства за этот период выросли в 3,5 раза[15][16], а среднегодовые темпы прироста объёмов производства составили 36,3 %[к 3][15]. Советские корееведы подчеркивали, что следствием успешного выполнения пятилетнего плана явилось превращение КНДР из бывшей отсталой колониальной территории в «индустриально-аграрное социалистическое государство»[11].

Дальнейшее развитие[править | править код]

В феврале 1960 года Ким Ир Сеном в ходе служебной поездки в село Чхонсанри уезда Кансо провинции Южная Пхёнан на основании опыта движения Чхоллима был сформулирован новый подход к политическому руководству сельским хозяйством, получивший название «метод Чхонсанри», позднее распространившийся на всю партийную работу в целом. Подход расценивается исследователями как логическое продолжение движения Чхоллима с его опорой на энтузиазм и «творческую инициативу» масс с той лишь разницей, что, согласно методу Чхонсанри, задача воодушевления трудовых коллективов на выполнение производственных заданий возлагалась на плечи руководства[19].

На IV съезде Трудовой партии Кореи (11—18 сентября 1961 г.) успехи движения Чхоллима были подчёркнуты — оно было провозглашено «генеральной линией партии в строительстве социализма»[19][20]. Эта формулировка была закреплена[к 4] и новой Конституции КНДР, принятой в 1972 году, где указывалось, что движение Чхоллима является «движущей силой экономического развития при социализме»[22][23].

В 1961—1962 годах на базе опыта движения Чхоллима и в соответствии с основными принципами метода Чхонсанри возникла Тэанская система — новая система управления промышленностью, вскоре охватившая всё народное хозяйство КНДР[24].

В феврале 1973 года по решению Политического комитета ЦК ТПК было развёрнуто «движение групп трёх революций». В задачи групп, состоявших из молодых партийных работников, входило выполнение роли руководителей на предприятиях страны, борьба с бюрократизмом и консерватизмом, омоложение кадров, внедрение новаторских методов работы на местах, содействуя тем самым углублению и развитию трёх революций — идеологической, технической и культурной[25]. В декабре 1975 года[к 5] в КНДР также было запущено «движение за овладение Красным знаменем трёх революций»[27], которое было объявлено продолжением и развитием движения Чхоллима, но уже на новом этапе социалистического строительства[28]. Новые массовые движения различались по своему характеру и задачам, но они фактически заменили собой движение Чхоллима, взяв на себя его основные функции, что означало прекращение его активной деятельности[27][29][30]. Тем не менее Ким Ир Сен до конца жизни в своих публичных выступлениях продолжал упоминать «дух движения Чхоллима», когда требовалось мобилизовать массы на решение тех или иных задач экономического строительства[31].

Второе движение[править | править код]

В конце 1990-х годов, когда КНДР вновь пришлось столкнуться с голодом, опыт движения Чхоллима был вновь актуализирован[2] — было провозглашено «второе движение Чхоллима»[32], однако, по оценкам исследователей, оно не получило должного размаха[33].

В 2008—2009 годах была предпринята новая попытка развёртывания «великого похода Чхоллима»[34]. В 2016 году на VII съезде ТПК Ким Чен Ыном была ещё раз озвучена инициатива по возрождению движения[33].

Память[править | править код]

Весной 1961 года в Пхеньяне на холме Мансу был воздвигнут Монумент Чхоллима, изображающий рабочего и крестьянку, сидящих верхом на крылатом коне Чхоллима. Монумент стал одной из главных достопримечательностей города[35].

Кроме того, множество предприятий, образовательных учреждений, населённых пунктов, улиц и других объектов были названы в честь движения Чхоллима[35].

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

Комментарии

  1. Примечательно, что согласно легендам крылатого коня Чхоллима не мог оседлать ни один человек[7].
  2. По другим данным — 958[11].
  3. По другим данным — 36,6 %[17][18].
  4. В 1992 году в рамках блока поправок к конституции движение Чхоллима было замещено движением за обладание Красным знаменем трёх революций[21].
  5. Согласно северокорейской историографии — в ноябре[26].

Источники

  1. 1 2 3 Курбанов, 2018, с. 587.
  2. 1 2 Девятых С. Ю. Массовые трудовые движения в социалистическом обществе СССР и КНДР // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». — 2014. — № 9. — С. 33—34.
  3. The Economy / Joseph S. Chung // North Korea : a country study : [англ.] / Federal Research Division, Library of Congress ; edited by Andrea Matles Savada. — 4th ed. — 1994. — P. 125. — 374 p. — (Area handbook series, ISSN 1057-5294). — ISBN 0-8444-0794-1.
  4. 1 2 Костров А. В., Лебедев В. В. Геополитический фактор эволюции корейского языка во второй половине XX — начале XXI в. (На примере конфессиональной лексики) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2014. — № 6 (36). — С. 91. — УДК 81-139(G). — ISSN 1997-2911.
  5. 1 2 3 Курбанов, 2018, с. 588.
  6. Корея / Г. Ф. Ким // Конда — Кун. — М. : Советская энциклопедия, 1973. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 13).
  7. Comrades and Strangers : Behind the Closed Doors of North Korea[англ.] : [англ.] / Michael Harrold. — Chichester : John Wiley & Sons, 2004. — P. 182. — 442 p. — ISBN 0-470-86976-3.
  8. Paul French. The Chollima Spirit // North Korea : The Paranoid Peninsula — A Modern History : [англ.]. — Second edititon. — London, New York : Zed books, 2007. — P. 77. — 334 p. — ISBN 978-1-84277-905-7.
  9. История революционной деятельности президента Ким Ир Сена. — Пхеньян : Издательство литературы на иностранных языках, 101 чучхе (2012). — С. 345. — 562 с. — ISBN 978-9946-0-0886-8.
  10. 1 2 3 4 5 The Chollima Movement // North Korea : a strange socialist fortress : [англ.] / Hy-Sang Lee. — London : Praeger, 2001. — P. 28. — 249 p. — ISBN 0-275-96917-7.
  11. 1 2 3 4 История Кореи : (С древнейших времен до наших дней) : в 2 т. / ред. колл.: Б. Г. Гафуров [и др.]. — М. : Наука, 1974. — Т. 2 / авт. Ф. И. Шабшина, Г. Ф. Ким, В. И. Иванова [и др.] ; ред. тома В. Д. Тихомиров. — С. 280. — 479 с.
  12. Хренов В. В., Ростовская М. Д. Особенности советско-северокорейского научно-технического сотрудничества // Корееведение в России: направление и развитие. — 2020. — № 1. — С. 165—172. — ISSN 2713-3249.
  13. Грязнов, 1966, с. 128.
  14. Грязнов, 1966, с. 129.
  15. 1 2 Курбанов, 2018, с. 589.
  16. Грязнов Г. В. Строительство материально-технической базы социализма в КНДР / отв. ред. И. С. Казакевич. — М. : Наука, 1979. — С. 48. — 239 с.
  17. North Korea Through the Looking Glass : [англ.] / Kong Dan Oh, Ralph C. Hassig. — Washington, D. C. : Brookings Institution Press, 2004. — P. 50. — 216 p. — ISBN 0-8157-6435-9.
  18. Грязнов, 1966, с. 101.
  19. 1 2 Курбанов, 2018, с. 592.
  20. Ким Ир Сен. Отчётный доклад ЦК ТПК IV съезду партии // Сочинения : в 50 т.. — Пхеньян : Издательство литературы на иностранных языках, 1983. — Т. 15 : Январь — декабрь 1961. — С. 191. — 604 с.
  21. Ким Ир Сен. Социалистическая Конституция Корейской Народно-Демократической Республики // Сочинения : в 50 т.. — Пхеньян : Издательство литературы на иностранных языках, 87 чучхе (1998). — Т. 43 : Январь 1991 — октябрь 1992. — С. 310—340. — 447 с.
  22. Внешнеэкономические связи КНДР : в поисках выхода из тупика / Н. Е. Бажанова ; ИВ РАН. — М. : Наука, 1993. — С. 27. — 213, [2] с. — ISBN 5-02-017425-4.
  23. Курбанов, 2018, с. 602.
  24. Курбанов, 2018, с. 594.
  25. Курбанов, 2018, с. 604—605.
  26. История революционной деятельности великого Ким Чен Ира. — Издательство литературы на иностранных языках, 104 чучхе (2015). — С. 108. — 394 с. — ISBN 978-9946-0-1307-7.
  27. 1 2 Lim Jae-Cheon. The Three-Revolution Red Flag Movement // Kim Jong Il’s Leadership of North Korea : [англ.]. — London, New York : Routledge, 2009. — P. 79—80. — 234 p. — (Routledge contemporary Asia series). — ISBN 978-0-415-48195-3.
  28. Курбанов, 2018, с. 607.
  29. Government and Politics / Victor D. Cha, Balbina Y. Hwang // North Korea : a country study : [англ.] / Federal Research Division, Library of Congress ; edited by Robert L. Worden. — 5th ed. — 2008. — P. 193. — 371 p. — (Area handbook series). — ISBN 978-0-8444-1188-0.
  30. Chollima Movement // Historical dictionary of the Democratic People’s Republic of Korea : [англ.] / James E. Hoare. — Lanham, Plymouth : Scarecrow Press, Inc., 2012. — P. 84. — 489 p. — (Historical dictionaries of Asia, Oceania, and the Middle East). — ISBN 978-0-8108-6151-0.
  31. Adrian Buzo. The Guerilla Dynasty: Politics And Leadership In North Korea : [англ.]. — New York : Routledge, 2018. — 320 p. — ISBN 978-0-8133-3660-2.
  32. Панкина И. Ю. Политика приоритета армии в КНДР: экономический аспект // Проблемы Дальнего Востока. — 2010. — № 1. — С. 82. — ISSN 0131-2812.
  33. 1 2 Жебин А. З. VII съезд Трудовой партии Кореи: предварительные итоги // Проблемы Дальнего Востока. — 2016. — № 4. — С. 48. — ISSN 0131-2812.
  34. Snyder S., Lee J. The Impact of the Korean War on the Political-Economic System of North Korea : [англ.] : [арх. 15 июля 2020] // International Journal of Korean Studies. — 2010. — Vol. XIV, № 2. — P. 170. — ISSN 1091-2932.
  35. 1 2 Justin Corfield. Chollima Statue // Historical dictionary of Pyongyang : [англ.] : [арх. 24 июня 2021]. — London, New York : Anthem Press, 2014. — P. 32—33. — 256 p. — ISBN 978-1-78308-341-1.

Литература[править | править код]

Использованная

Дополнительная