Карабахский ковёр

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Карабахский ковёр — одна из разновидностей армянских и азербайджанских ковров Закавказья, изготовленных в Карабахе.

Карабахские ковры азербайджанского типа более схожи с персидскими коврами по орнаментной и цветовой структуре, чем с коврами других частей Кавказа, и очень трудно различить китины карабахских ковров от аналогичных в коврах Караджа, на юге, в Иране. Некоторые карабахские ковры также имеют сходство с коврами Ширвана на севере Азербайджана[1].

Карабахские ковры армянского типа имеют художественное сходство с средневековыми армянскими миниатюрами из Хачена (совр. Нагорный Карабах). Древнейшие из них, которые дошли до наших дней, датируются XIII—XIV вв. На них чаще всего стилизовано изображались драконы, орлы и змеи[2][привести цитату? 504 дня]. Древнейший дошедший до наших дней ковёр из Карабаха с армянскими надписями был изготовлен в селе Бананц в 1202 году[2].

История[править | править код]

Ковроткачество исторически было традиционной профессией женского населения Карабаха, в том числе многих армянских семей, хотя и среди мужчин были выдающиеся карабахские ковроткачи. Первое упоминание армянского слова «ковер» — горг (арм. գորգ) — встречается в эпиграфической надписи на стене церкви Каптаванк и датируется 1242—1243 гг.[2]

Ковроткачество в Карабахе особенно развилось во второй половине девятнадцатого века, когда население многих районов Карабаха занималось ковроткачеством, в основном, для коммерческих целей. В это время Шуша стала центром карабахского ковроткачества.

Шуша была известна также как старинный центр ковроделия[3]. Прежде когда производство ковров в Шуше было не столь большим, они реализовывались в самом городе и редко вывозились из него. За несколько недель до окончания ковра, хозяин искал покупателя в армянской части города. С увеличением производства изменился и способ продажи. Ковроделы нанимали далалов (маклеров), которые носили ковры по улицам города, а в воскресный день выставляли их на армянской площади[4]. В конце XIX века отмечалось, что из всех видов кустарного производства, существующих в Шуше, ковроткачество по количеству и качеству изделий, занимало первое место, как в городе так и на всем Кавказе. Причем производство ковров осуществлялось из местной овечьей шерсти. По мнению Я. Зедгенидзе, почти все производство в городе было «сосредоточено в татарских[5] семьях», им занималась почти вся татарская часть населения города. В свою очередь среди армян Шуши ковроткачеством занимались немногие. Они объясняли это явление тем что выезжать в татарские кочевья за шерстью во время стрижки овец было не безопасно, а покупать у перекупщиков не выгодно[6]. Выделкой ковров в Шуше главным образом занимались женщины, как армянки, так равно и мусульманки[7]. При этом произведенные армянками паласы были крепче тех, что ткали татарки. Это объяснялось тем, что армянки ткали для себя, а татарки — для продажи[8].

В ХІХ веке город Шуша являлся местом довольно большого сбыта ковров. В связи с этим производство ковров носило в городе товарный характер. По данным искусствоведа Адиля Казиева, в городе работали лучшие мастерицы-ковроткачихи. Местные купцы же, торгуя с купцами из России, европейских и азиатских стран, способствовали широкому распространению и славе карабахских ковров[9].

Ковровое производство в Шуше ещё в начале XX века оставалось самым колоритным в Карабахе. Оно являлось примерным не только для всего Карабаха и Зангезура, но также для Гянджи и Казаха. Широко были известны шушинские торговые комплекты даста, которые состояли из четырёх кусков: центрального — хали, двух боковых дорожек — кенаре и головного — кяллеи. Из Шуши техника производства ковров распространялась на соседние сёла и районы, главную очередь на сёла Нагорного Карабаха[10].

Типы[править | править код]

Азербайджанский ковёр[править | править код]

Карабах являлся одним из основных центров азербайджанского ковроделия. Изготовляемые здесь ковры различались как по технике производства, так и по характеру орнамента[11].

Ковроткачество в Карабахе особенно развивалось со второй половины XIX века, когда население многих районов Карабаха занималось ковроткачеством, в основном для коммерческой продажи. В это время Шуша стала центром этого ремесла. Ковры Карабаха и Шуши оказали большое влияние на школы ковров Нахичевани и Зангезура. Некоторые эксперты фактически считают эти школы подкатегориями карабахской ковровой школы. Ковровщицы Шуши Мешеди Байрам Гурбан-оглу, Джаббар Хаджи Акбер-оглу, Фатима Ага Шериф-гызы, Ахмед Дашдамир-оглу участвовали и были удостоены призов на международной выставке в Париже в 1867 году. Шушинские ковры также получили награды в 1872 году на Московской Политехнической выставке[12][13][14].

По своему художественному убранству Карабахские ковры коренным образом отличаются от ковров Куба-Ширвана и Гянджи-Казаха. Ковры этой группы бывают как маленьких, так и больших размеров. Характеризуются эти ковры растительными формами орнамента. Рисунок украшения карабахских ковров носит криволинейный характер. К такого типа коврам относятся «Нялбякигюль», «Балык», «Дарьянур», «Ачмаюмма», «Ханлыг», «Лампа», «Сахсыда гюллер», «Булут». Отличием же ковров малых размеров является нежность рисунка и плотность узлов[15]. Ковры Карабахской группы иногда близки к Гянджа-Казахским, однако в ряде случаев их композиция весьма сложна и насыщена геометризованным узором среднего поля (в качестве примера можно привести ковёр «Годжа»)[16]. Вытканный в XVII веке в Карабахе ковёр «Годжа» хранится в Метрополитен-музее[17].

Особое место среди больших ковров занимают комплекты «Даст-хели Гебе», отличающиеся оригинальными формами и размерами. Такие комплекты в XIX веке ткались также в Кубе и Баку. Однако по своей композиции карабахские комплекты отличатся от кубинских и бакинских. Их ткали длиной от 450 до 600 см. Ширина же достигала 150 см. в XIX веке по сравнению с Баку и Кубой в Карабахе производилось большое количество комплектов «Даст-хали Гебе». Вытканные на территориях Карабаха эти комплекты больших размеров (до 30 кв. м) украшали дома богачей. Высоко ценились ковры «Даст-хали Гебе» и за рубежом[15].

Карабахские ковры различной композиции имеют множество отличий. Бордюрный пояс, который опоясывает среднее поле ковра, состоит из 3—4 полос. Рисунок широкой каймы ковра заполнен растительным орнаментом, в то время как рисунок узкой каймы состоит из узоров, применяемых в архитектурных украшениях. Фон таких ковров ткали в тёмно-синем и в красном цвете. В орнаментальных украшениях фона и бордюрного пояса ковра использовались красный, золотисто-желтый, коричневый, кремовый, зеленый, белый, а иногда и черный цвета[15].

Азербайджанский ковроткач и искусствовед[18][19][20] Лятиф Керимов выделяет среди карабахских ковров три группы: ковры собственно Карабахской группы, ковры Шушинской группы и ковры Джебраильской группы. К коврам Карабахской группы относятся ковры «Барда», «Аран» и «Лемберан», сотканные в Барде и ряде сёл Бардинского района (наиболее знаменитыми из которых являются сёла Лемберан, Джанаварлы, Кушчулар, Курдлар, Хоруллу и Челебиляр), в селе Хан-Карвенд Геранбойского района (ковры «Ханкарванд»), в селе Ходжаванд Агджабединского района (ковры «Годжа»), городе Горадиз и других сёлах Физулинского района (ковры «Буйнуз»), в селе Хыдырлы Агдамского района, сёлах Папы и Софу Джебраильского района (ковры «Ачма-Юмма»), в Джебраиле, Агдаме и Мугани (ковры «Шабалыт бута»), в Шуше (ковры «Балыг» и «Карабах»), в Барде, Агджебеди, Тертере и ряде мест Нагорного Карабаха (ковры «Хантирма»), ковры «Шедде», ковры, сотканные в Барде, Агджабеди и Джебраиле (ковры «Зили», «Верни» и «Джеджим»). К коврам Шушинской группы относятся ковры «Малыбейли» из одноимённого села в Шушинском районе, ковры «Лямпя», «Багчадагюлляр», «Булут», «Сахсыдагюлляр», «Нальбеки гюль» сотканные в Шуше. К коврам Джебраильской группы относятся ковры «Ханлыг» из одноимённого села в Губадлинском районе, ковры «Кара-Коюнлу», ковры «Губадлы» из одноимённого города, ковры «Касымушагы» из сёл Шамкенд, Эрикли, Гуртаджлы, Чорман и Шелва Лачинского района, ковры «Бахманлы» из села Бёюк Бахманлы Физулинского района, ковры «Муган», «Палас», а также «Килим», сотканные главным образом в Джебраиле, Губадлы, Агдаме, Барде, Агджабеди и Лачыне[21].

Армянский ковёр[править | править код]

Искусство ковроткачества было тесно связано с изготовлением занавесок, о чем упоминает армянский историк XIII века из Гянджи Киракос Гандзакеци. Он восхвалял Арзу-Хатун, жену хаченского князя Вахтанга Тагаворазна, и ее дочерей за их опыт и навыки в ткачестве[22][23].

Историк искусства Гравард Акопян отмечает, что «арцахские ковры занимают особое место в истории армянского ковроделия»[2]. Большая часть ковров с армянскими надписями происходят из Карабаха[22].

Древнейший дошедший до наших дней арцахский ковер c армянскими надписями был изготовлен в селе Бананц в 1202 г.[2] По мнению некоторых исследователей, ковер произведен в 1051 (ՌԾԱ) году армянского летоисчисления, то есть в 1602 году григорианского календаря[22][24], однако в поминальной надписи указан 651 (ՈԾԱ) год, соответствующий 1202 году н. э.[25]:

Киракос Бананцеци в 651 (ՈԾԱ) году в память о Рипсиме соткал данный ковёр.

Его композиция состоит из трех арок, «покрытых растительными орнаментами», и имеет художественное сходство с средневековыми иллюминированными рукописями, произведёнными в Хачене. На другом древнем армянском ковре из Казаха, который датируется XIII веком, сохранилось изображение борьбы дракона с орлом[2]. Общие темы и узоры, встречающиеся на армянских коврах, включают драконов и орлов. Они разнообразны по стилю, богаты по цвету и орнаментальным мотивам, и даже были разделены на категории в зависимости от того, какие животные были на них изображены, например, «арцвагорги» (ковры-орлы), «вишапагорги» (ковры-драконы) и «оцагорги» (змеиные ковры)[2].

Примечания[править | править код]

  1. Editors, The Karabagh rug. Britannica.com. Дата обращения: 4 января 2018. Архивировано 8 января 2009 года.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 Акопян Г. Искусство средневекового Арцаха // «Парберакан», Ереван, 1991. - С. 52-54, 84.
  3. Шуша — статья из Большой советской энциклопедии
  4. Я. Зедгенидзе. Отдел I. Промысловые занятия в некоторых населённых пунктах Закавказья // Город Шуша. — Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. — Тифлис: Управление Кавказского учебного округа, 1891. — Т. XI. — С. 35-36.
  5. Под словами «татарская», «татарин» в то время часто русские путешественники подразумевали «азербайджанская», «азербайджанец»
  6. Я. Зедгенидзе. Отдел I. Промысловые занятия в некоторых населённых пунктах Закавказья // Город Шуша. — Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. — Тифлис: Управление Кавказского учебного округа, 1891. — Т. XI. — С. 1-3.
  7. Бабенко А.П. Шуша // Памятная книга Елисаветпольской губернии на 1914 год. — Тифлис: Типография канцелярии наместника Е.И.В на Кавказе, 1914.
  8. Я. Зедгенидзе. Отдел I. Промысловые занятия в некоторых населённых пунктах Закавказья // Город Шуша. — Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. — Тифлис: Управление Кавказского учебного округа, 1891. — Т. XI. — С. 30-31.
  9. Казиев А. Ю. О видах народного бытового искусства // Искусство Азербайджана. — 1954. — № IV. — С. 22.
  10. Исаев М. Д. Ковровое производство Закавказья. — Тифлис, 1932. — С. 180-181.
  11. З. А. Кильчевская, А. Ю. Казиев, Н. А. Верещагин. Народы Азербайджанской Советской Социалистической Республики. Азербайджанцы. Ремёсла и промыслы. Ковроделие / Под редакцией Б.А.Гарданова, А.Н.Гулиева, С.Т.Еремяна, Л.И.Лаврова, Г.А.Нерсесова, Г.С.Читая. — Народы Кавказа: Этнографические очерки: Издательство Академии наук СССР, 1962. — Т. 2. — С. 94.
  12. Archived copy. Дата обращения: 29 апреля 2015. Архивировано 8 апреля 2015 года.
  13. Архивированная копия. Дата обращения: 12 октября 2020. Архивировано 21 апреля 2022 года.
  14. Karabagh Rug Guide: Learn About Karabagh Rugs & Carpets. Дата обращения: 12 октября 2020. Архивировано 3 января 2017 года.
  15. 1 2 3 Алиева А. Ворсовые ковры Азербайджана ХIХ - начала XX века. — Б.: Элм, 1987. — С. 80. — 142 с.
  16. Азербайджанская ССР // Искусство стран и народов мира / Гл. редактор Б. В. Иогансон. — М.: Советская энциклопедия, 1962. — Т. I. — С. 43.
  17. Гейдаров М. Х. Города и городское ремесло Азербайджана XIII-XVII веков: Ремесло и ремесленные центры. — Б.: Элм, 1982. — С. 181. — 281 с.
  18. Керимов Лятиф Гусейн оглы // Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 1-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1991. — ISBN 5-85270-160-2.

    Керимов Лятиф Гусейн оглы (р. 1906) - азербайджанский художник-орнаменталист, искусствовед, народный художник Азербайджана (1960). Работает в области ковроделия, архитектурной орнаментики и др. видов декоративного искусства. Государственная премия СССР (1950).

  19. Керимов Лятиф Гусейн оглы // Популярная художественная энциклопедия / Под ред. Полевого В. М.. — М.: Советская энциклопедия, 1986.

    Керимов Лятиф Гусейн оглы (р. 1906), советский художник-орнаменталист, искусствовед. Народный художник Азербайджанской ССР (1960). Работает в области ковроделия, архитектурной орнаментики и других видов декоративного искусства. Государственная премия СССР (1950).

  20. Керимов, Лятиф Гусейн-оглы // Малая советская энциклопедия. — 1959. — Т. IV. — С. 701.

    Керимов, Лятиф Гусейн-оглы [р. 4 (17).XI.1906 ] сов. художник и искусствовед, засл. Деят. иск. Аз. ССР (с 1955)

  21. Керимов Л. Азербайджанский ковёр / Научный редактор: доктор искусствоведения, профессор Мурсал Наджафов. — Б.: Гянджлик, 1983. — Т. III. — С. 156-236.
  22. 1 2 3 Chorbajian L., Donabédian P., Mutafian C. The Caucasian Knot: The History & Geopolitics of Nagorno-Karabagh. — Zed Books, 1994. - P. 86, 103.
  23. Киракос Гандзакеци. Պատմություն Հայոց [History of Armenia]. Yerevan: Armenian Academy of Sciences, 1961, p. 216, as cited in Hakobyan. Medieval Art of Artsakh, p. 84, note 18. (арм.)
  24. Ghazarian, M. Armenian Carpets. Los Angeles, 1988. — xiii.
  25. Ashkhunj Poghosyan. Over the question of numbering of the rug «Yerakhoran» (Triple-arched) (арм.) // «Էջմիածին» կրոնագիտատական-հայագիտական հանդես. — 2017. — Թիվ Զ. — Էջ 80-96. Архивировано 14 января 2023 года.