Ружаньский, Юзеф

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Это старая версия этой страницы, сохранённая Yms (обсуждение | вклад) в 13:38, 19 сентября 2017 (уточнение фамилии). Она может серьёзно отличаться от текущей версии.
Перейти к навигации Перейти к поиску
Юзеф Ружаньский
польск. Józef Różański
Имя при рождении Józef Goldberg
Дата рождения 13 июля 1907(1907-07-13)
Место рождения Варшава
Дата смерти 21 августа 1981(1981-08-21) (74 года)
Место смерти Варшава
Принадлежность  ПНР
Род войск госбезопасность
Годы службы 19391954
Звание Полковник
Командовал следственный департамент МОБ
Награды и премии

Кавалер Офицерского креста ордена Возрождения Польши Кавалер Рыцарского креста ордена Возрождения Польши Орден «Крест Грюнвальда» II степени

Орден «Крест Грюнвальда» III степени
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Юзеф Ружаньский (польск. Józef Różański; 13 июля 1907, Варшава — 21 августа 1981, Варшава), он же Юзеф (Йосек) Гольдберг — польский коммунист еврейского происхождения, офицер НКВД СССР и МОБ ПНР. Начальник следственного департамента МОБ, активный участник политических репрессий в Польше 19451952, отличался особой жестокостью. В период польской десталинизации осуждён за применение пыток. Освобождён по амнистии после 8-летнего заключения.

Происхождение. Учёба и работа

Родился в семье еврейского общественного деятеля, известного сионистского журналиста Авраама (Адама) Гольдберга. После развода родителей жил с матерью — Анной Ружаньской. Брат Юзефа Гольдберга-Ружаньского — Биньямин Гольдберг, он же Ежи Борейша — был известным коммунистическим пропагандистом. Дядя — Лейба Гольдберг — тоже коммунист, член Еврейского антифашистского комитета СССР, в период «борьбы с космополитизмом» арестован, отправлен в ГУЛАГ, умер вскоре после освобождения. Сестра — Джудит Гольдберг — погибла во время нацистской оккупации.

Получил домашнее начальное образование, после чего поступил в среднюю школу. С подросткового возраста Юзеф Гольдберг проявлял интерес к марксизму. За участие в марксистском кружке исключался из школы. Поступил на юридический факультет Варшавского университета. В 1929 получил докторскую степень, хотя какие-либо научные работы его авторства неизвестны.

В 19301933 проходил юридическую практику в Апелляционном суде Варшавы, но не сдал экзамен на судью. До 1939 работал адвокатом.

Функционер компартии. Участие во войне

Во время учёбы в университете Юзеф Гольдберг примыкал к Союзу независимой социалистической молодёжи и отколовшейся от него организации Союз независимой социалистической молодёжи «Жизнь». Вступил в Союз коммунистической молодёжи, затем в Коммунистическую партию Польши. Был функционером «еврейского бюро» партии, с 1932 — секретариата КПП. Выезжал за границу для участия в еврейских коммунистических мероприятиях. Установил оперативный контакт с НКВД СССР.

После начала Второй мировой войны Гольдберг вместе с женой Белой Френкель (впоследствии — Изабелла Ружаньская) перебрался на территорию, занятую советскими войсками. Во Львове явился в НКВД, назвался сотрудником. В 1940 был определён на службу в политотдел для контроля и обработки польских военнопленных. Также информировал руководство НКВД о настроениях в среде польских коммунистов. Находился на связи с наркомом внутренних дел УССР Иваном Серовым.

22 июня 1941 года добровольно вступил РККА. Пять дней спустя по личному указанию Лаврентия Берии отозван в распоряжение НКВД. Служил в охране заключённых в Старобельске, Саранске, Самарканде[1]. По некоторым данным, лично участвовал в казнях[2]. Сам Ружаньский в своей автобиографии этого не подтверждает[3].

В феврале 1944 присоединился к польской пехотной дивизии имени Ромуальда Траугутта. Окончил офицерские курсы, служил в политорганах и армейских редакциях. Участвовал в боях на Волыни. После ранения был переведён на службу в Департамент общественной безопасности Польского комитета национального освобождения. Принял девичью фамилию матери и стал именоваться Юзеф Ружаньский. В январе 1945 официально вступил в ППР.

В репрессивном аппарате

С января 1945 Ружаньский — капитан Министерства общественной безопасности (МОБ), с сентября — полковник и начальник следственного департамента. Быстрое служебное продвижение было обусловлено связью с Иваном Серовым, Лаврентием Берией и Болеславом Берутом. Непосредственным начальником Ружаньского был заместитель министра Радкевича генерал Ромковский. Ружаньский считался представителем «еврейской» группы Якуба Бермана в руководстве ППР-ПОРП и органов госбезопасности[4].

Полковник Ружаньский отличался исполнительностью и эффективностью в реализации руководящих установок. Задачи Ружаньского сводились к получению от подследственных признательных показаний. Он приобрёл репутацию садиста[5], его методы допросов — пытки, избиения, психологический прессинг — сравнивались с гестаповскими[6]. Через следствие Ружаньского прошли сотни людей — участники антикоммунистического сопротивления, бойцы АК и активисты WiN, их родственники, связанные с ними люди, просто подозреваемые в нелояльности к ППР и СССР. В частности, Ружаньский вёл дела Яна Жепецкого и Витольда Пилецкого[7].

Конфликтовал с начальницей V («политического») департамента МОБ Юлией Бристигер[8], которая ещё в советской эвакуации написала на него донос за использование продовольственной помощи польского правительства в изгнании.

Участвовал в партийных чистках, когда правящая группа Берута—Бермана развернула кампанию репрессий в рядах самой ПОРП. Подследственными Ружаньского были такие коммунистические руководители, как Владислав Гомулка, Мариан Спыхальский, Влодзимеж Лехович.

Польское «дело Берии». Суды и сроки

Партийно-служебное расследование

В 1953 году, после смерти Сталина и расстрела Берии, началась десталинизация в Польше. Важным направлением этого процесса стало разоблачение «злоупотреблений» в органах госбезопасности[9].

Осенью 1953 в Центральную комиссию партийного контроля ПОРП поступила жалоба на Ружаньского, подписанная его бывшими подследственными-коммунистами. В жалобе подробно описывались его следственные методы, Ружаньский характеризовался как жестокий садист. Было начато служебное расследование. 5 марта 1954 министр Станислав Радкевич издал приказ об увольнении полковника Ружаньского из МОБ (при этом он сохранял воинское звание и награды — орден Возрождения Польши и орден «Крест Грюнвальда»). Вскоре министерство было упразднено, его функции переданы вновь учреждённому Комитету общественной безопасности с урезанными полномочиями.

После ухода из госбезопасности Ружаньский некоторое время служил в редакции иностранного вещания польского радио, потом руководил государственным издательством.

Первое осуждение

В обществе усиливались антикоммунистические протесты. Партийное руководство склонялось к тому, чтобы подвергнуть показательному наказанию функционеров госбезопасности, известных особой жестокостью. Ружаньский представлял собой удобный объект для польского аналога «дела Берии». Осенью 1954 в политбюро ЦК ПОРП было принято решение об уголовном преследовании. Генеральная прокуратура предъявила Ружаньскому обвинение в «превышении должностных полномочий и нанесении вреда интересам ПНР».

Судебный процесс состоялся в декабре 1955 и проходил в закрытом режиме. Ход процесса контролировал секретарь ЦК ПОРП Францишек Мазур. Ружаньский был признан виновным в применении недозволенных методов следствия и приговорён к 5 годам тюремного заключения. По амнистии срок был тут же сокращён до 3 лет 4 месяцев.

Второе осуждение

В 1956 году в Польше произошли политические перемены, к власти вернулся Владислав Гомулка. Критика госбезопасности сталинистского периода ужесточилась, персональные расследования возобновились более интенсивно. Юзеф Ружаньский был вновь привлечён к уголовной ответственности вместе с Романом Ромковским и Анатолем Фейгиным (к тому времени уволенными со службы). 11 ноября 1957 года Ружаньский и Ромковский были приговорены к 15 годам тюрьмы, Фейгин к 12.

Ружаньский подал апелляцию, однако Верховный суд сократил срок лишь на один год. Отбывал наказание во вроцлавской тюрьме. Отмечалось, что он ни в какой степени не осознал тяжести содеянного и способен повторить бесчеловечные деяния[10].

Амнистия при политическом повороте. Смерть

К середине 1960-х политическая ситуация в ПНР вновь изменилась — произошёл частичный реванш сталинистов. В октябре 1964 Ромковский, Ружаньский и Фейгин были освобождены по амнистии. Однако ни в госбезопасность, ни в политику никто из них вернулся. Более того, «фракция партизан» Мечислава Мочара использовала их образы в антисемитской кампании (при том, что Мочар и его сподвижники не менее активно участвовали в репрессиях конца 1940-х — начала 1950-х годов)[11].

После выхода из тюрьмы Юзеф Ружаньский служил на Государственном монетном дворе. Вышел на пенсию в 1969. Скончался в августе 1981, на фоне острого кризиса и жёсткой политической борьбы между режимом ПОРП и профдвижением Солидарность. Его оценки ситуации представляли бы интерес, однако таковых не сохранилось.

Похоронен на Еврейском кладбище Варшавы (на могильной плите высечено: «Адвокат»)[12].

См. также

Примечания